Творческий конкурс для педагогов «Чудесная Весна»

 

Конкурс для педагогов «Лучший конспект урока (занятия)»

 

Конкурсы на нашем сайте ped-kopilka.ru

Из опыта учителя РКИ: культуроведческий аспект обучения русскому языку

Из опыта учителя РКИ: культуроведческий аспект обучения русскому языку
Автор: Симеунович Мира, учитель русского языка в ОШ «Кнез Сима Маркович», город Белград, Сербия.
Описание: Предлагаю Вашему вниманию работу, в фокусе которой культуроведческий аспект обучения РКИ в сербской школе. Обучение культуре народа – носителя изучаемого иностранного языка является одним из самых важных составных современного обучения иностранным языкам. Именно этот подход и лежит в основе моей работы.
Назначение: Работа может быть интересной педагогам, которые занимаются организацией внеклассной деятельности в основной школе; может быть полезной преподавателям иностранных языков, как пример пробуждения интереса учеников к изучению языка, и пример нестандартных способов совершенствования и закрепления знаний.
Цель: распространение педагогического опыта
Задачи, выполняемые разработкой: - представить культуроловедческий (страноведческий) подход в обучении русскому языку как иностранному; - показать результаты личного педагогического опыта; - представить примеры работы (достижения) учеников.
Задачи, выполняемые в работе с учениками: - развивать интерес к русской стране, её истории, языку, литературе (…); - воспитывать уважение к близкому русскому народу; - совершенствовать творческие способности учеников; - расширять кругозор.
Теоретические основы:
Иностранный язык является средством, с помощью которого ученики приобретают, совершенствуют и демонстрируют уровень не только языковых, но и (обще)культурных знаний, свою способность исследовать, творить, сравнивать. Согласно целям образования в общем, обучение иностранному языку выполняет ряд практических (коммуникативных), развивающих (образовательных и интеллектуальных) и воспитательных задач, притом культуроведение является неотъемлемой частью изучения языка. Правильное восприятие языкового материала обеспечивает осуществление речевого общения, т.е. коммуникативного поведения. Основной целью изучения иностранных языков в современном мире является приобретение функциональных языковых знаний.
Культуроведческий и страноведческий подходы в преподавании иностранных языков широко применяются в современной педагогической практике. Наряду с изучением культурного наследия родной страны, изучается культурное наследие других народов, потому что такой путь обеспечивает возможность межкультурной коммуникации, толерантности, взаимопонимания между представителями разных народов.
Культуроведение изучает: - образ жизни, нормы общества; - социокультурный портрет страны, народа и языка; - духовную, физическую и материальную культуру общества; - особенности исторической памяти; - нормы поведения в условиях межкультурной коммуникации.
Иностранный язык знакомит учеников с культурой страны изучаемого языка (сравнивая с особенностями своей национальной культуры), воспитывает общечеловеческие ценности, формируя в том числе чувство патриотизма и интернационализма. Сюда входят общие сведения о стране, исторические, географические, данные о природных условиях, о населении, религии, традициях (культурных обычаях как устойчивых элементах культуры), данные о бытовой культуре и повседневном поведении (о привычках носителей языка), но и ознакомление с художественной культурой (литературой, музыкой, искусством и др.).
Ясно, что язык, как продукт культуры народа, является одновременно основным хранителем той самой культуры и основным средством её распространения.

Практика преподавателей:
Учителя русского языка в Сербии с самого начала (с пятого класса) знакомят учеников с богатством культурных традиций России, с чудесами природы и достижениями народа, постепенно раскрывая национально-культурные особенности русского народа. Координацией занятий по языку и занятий по культуре, ученикам приближаются русские ценности, но и современные «продукты» культуры (кино, музыка…), которые постоянно сравниваются с культурными особенностями сербского народа. Активности учителей ограничены уровнем употребляемых языковых средств, потому что они обусловлены возрастом учеников и их основным знаниям o/в родном языке. Учителя опираются на современные учебники, которые позволяют расширять темы, вводить новые приёмы, в зависимости от интереса учеников.
Преподаватели пользуются разными методиками и средствами, которые способствуют достижению первой цели: появлению познавательного интереса учеников. Пробудив интерес, можно постепенно расширять спектр культуроведческой деятельности.
Примеры и результаты личной практики
В соответствии со современными тенденциями обучения иностранным языкам, в своей практике я стараюсь применять эффективные методики, степень результативности которых гораздо выше, чем у методик прошлых времён. К таким методикам относится целый спектр активностей культуроведческого характера. Часто разрабатываю викторины, которые развивают интерес к предмету, активизируют мышление и внимание, обогащают словарный запас, расширяют кругозор учеников. Этот и другие виды организации игры на уроке также воспитывают качества личности: инициативу, логику, быстроту. Надо добавить ещё один важный сегмент – проекты, в рамках которых ученики с увлечением занимаются исследованием, проявляя и совершенствуя интеллектуальные способности, организационные умения, настойчивость, умение работать в команде, а некоторые даже проявляют лидерские способности.

В этой работе приведу несколько примеров, в содержании которых чётко виден культуроведческий аспект. Песни на уроке, стихи, история, география, традиции и обычаи, великие русские писатели (учёные, поэты…) – темы, которые являются частью каждодневной педагогической практики. В течение четырёх лет (с 5 по 8 класс) они постоянно дополняются новым содержанием, формируя в памяти учеников своеобразную «культурную мозаику» России, которая останется с ними навсегда. Здесь представлен пример презентации, с помощью которой можно закрепить знания учеников. В презентации использованы некоторые работы учеников: фотографии, рисунки, настоящие русские сувениры и поделки, которые прекрасно мотивируют активность младших учеников. В зависимости от возраста учеников, вопросы могут быть совсем простыми или более сложными.
Слайд 2 – песни и стихи
Песни и стихи - прекрасный способ запоминания новой лексики, формирования слухо-произносительных навык, ознакомления с культурой. Запоминанием стихов и песен расширяется словарный запас учеников, усваиваются определённые предложно-падежные формы и синтаксические структуры. Детям интересно, увлекательно, проявляются их личные таланты и способности. Детскую поэзию уже с пятого класса дети читают наизусть, и это способствует совершенствованию не только фонетических, но и грамматических знаний, потому что стихи запоминаются как своего рода фразеологические выражения и ученики вспоминают эти выражения в похожих языковых ситуациях. На слайде несколько вопросов, на которые ученики дают ответы, несмотря на форму урока (иногда викторина, иногда культуроведческий тест, иногда «обычный» урок).
1 Как называется стихотворение С. Есенина? – «Белая берёза»
2 Стихи К. Симонова? – «Жди меня»
3 Как называется песня Бабы-Яги? – «На неведомых дорожках»
4 Она была и оружием, и женским именем, и песней. Кто она? – «Катюша».
5 Какая из песен военных лет звучит в серии «Большое путешествие» в мультике «Маша и медведь»? – «Прощание славянки».

Слайд 3 – великие русские
Информация о великих русских не должна остаться только на писателях и поэтах. В культуре народа, в строении истории страны много великих, громадных людей – целое необъятное пространство!
1 Кем по профессии был Антон П. Чехов? – Был врачом.
2 Кто был первым человеком в космосе? – Юрий А. Гагарин.
3 Как зовут первую женщину в космосе? – Валентина В. Терешкова.
4 Потомки какого знаменитого русского писателя живут в Сербии? – Лев Н. Толстой.
5 Один из самых великих химиков в мире был русским. Кто он? – Дмитрий И. Менделеев.

Слайд 4 – география
Масштабные размеры российского государства и славная история русского народа являются безграничным источником идей для добавочного страноведческого материала в обучении русскому языку. Содержание таких лекций пробуждает любознательность учеников, мотивирует их творчество. Развивается их познавательный интерес, мотивируется их исследовательская (проектная) деятельность, разрушаются стереотипы восприятия России.
1 На реке-Москве памятник «вырос» из воды. Кому этот памятник? – Петру Первому.
2 Чем известен город Сочи? Где он находится? Что на картинках? – Город Сочи известен Олимпийскими играми, которые состоялись в 2014 году. Город находится на берегу Чёрного моря. На картинках талисманы Олимпийских игр.
3 «Северная столица» России имеет несколько названий. Одно из них связано с количеством рек, каналов, мостов… - Речь идёт о Санкт-Петербурге, который называют «Северной Венецией».
4 Какие реки, озёра и моря в России ты знаешь? – Чёрное море, Балтийское море, Каспийское море, Байкальское озеро, Онежское озеро, Ладожское озеро, Дунай, Волга, Лена, Енисей, Обь, Иртыш…

Слайд 5 – история
1 Какого завоевателя русские победили в 1812, а какого в 1945 году? – В 1812 году русские победили Наполеона, а в 1945 году – Гитлера.
2 В Белграде есть памятник последнему русскому царю. Кто он? – Последним русским царём был Николай Александрович Романов.
3 Как называется самый главный, самый великий государственный праздник в России? - Этот праздник называется День Победы.
4 Что возглавлял Владимир Ильич Ленин? – В. И. Ленин возглавлял Октябрьскую революцию в 1917 году.
5 Как раньше называлась Российская Федерация? – Государство называлось СССР (Союз Советских Социалистических Республик).

Слайды 6, 7, 8 – традиции
У сербов с русскими много общего, начиная с языка, принадлежности братским народам, у которых общие – славянские корни и православная вера. И чем далее идти в прошлое, тем более раскрываются общие легенды, мифы, источники обычаев и традиций. С одной стороны, особый интерес детей вызывают общие точки, а с другой – особый интерес вызывают именно отличительные качества. Близость наших народов не искусственная, она подлинная, естественная, глубокая. Из-за этого тема традиции всегда очень интересна ученикам.
ТРАДИЦИЯ 1
1 Что ты знаешь об этом медвежонке? – Это Мишка, талисман Олимпийских игр в Москве в 1980 году, один из символов России.
2 Какой это собор? Где он находится? – Это собор Василия Блаженного, который находится в центре Москвы, на Красной площади.
3 В какой праздник русские делают куклу и сжигают её? Что обозначает этот праздник? – В Масленицу русские делают куклу, которая символизирует зиму. В конце праздника они сжигают её, и это обозначает конец зимы и начало весны. Символом праздника являются блины (круглые, горячие, жёлтые, как солнце).
4 Как зовут эту девушку и что она представляет? – Это Снегурочка, девочка из снега – сказочный персонаж. Снегурочка – внука Деда Мороза, она помогает ему доставить подарки детям под Новый год.

ТРАДИЦИЯ 2
1 Какой святой изображён на гербе Москвы? Как называется в Сербии праздник этого святого? – На гербе Москвы – святой Георгий (убивающий змея), его считают защитником города. В Сербии праздник называется Джурджевдан и отмечается 6 мая.
2 Какого из сербских святых уважают и почитают в России? – Это Святой Савва (русские называют его Св. Савва Сербский), первый архиепископ Сербской православной церкви.
3 В Сербии этот праздник называется Васкрс, а в России? – В России этот праздник называется Пасха.
4 Как русские называют то, что мы считаем и называем «русским салатом»? – Этот салат русские называют «салат Оливье», который считается французским.

ТРАДИЦИЯ 3
– Какие из символов русской традиции на фотографиях? – Самовар – сувенир (металлический сосуд для кипячения воды); матрёшка – деревянная расписная кукла, в которой несколько таких же маленьких кукол; Храм Василия Блаженного; Мишка – символ Олимпийских игр; подстаканник – металлическая подставка для стакана (чтобы не обжечься).

Слайд 9 – современная жизнь
Упомянем некоторые детали современной жизни, которые известны сербским школьникам. Это музыка, которую члены секции поют на концертах и некоторые кинофильмы, известные в Сербии (стали сначала известны взрослым, потом детям, но и наоборот).
В репертуаре членов секции «Умница» были и «Кукушка» Полины Гагариной, и песня с Евровидения «Нас миллионы» (по-русски и по-английски), народные песни в исполнении Пелагеи. Мы пели песню Земфиры «Да теперь решено без возврата» (на стихи Сергея Есенина). Ученикам известны российские кинофильмы, в которых несколько успешных ролей исполняет молодой, успешный сербский актёр Милош Бикович, напр. «Солнечный удар», фильм «Духless».

Опытные учителя знают, что новые генерации учеников требуют от нас новых идей, новых методик. Необходимо поддерживать интерес учеников, одновременно стараясь из множества материалов предоставить им те, которые окажут позитивное влияние на формирование их характера. Особенно сегодня, когда окружающий мир быстро меняется, параллельно с достижением образовательных задач, особое внимание надо посвятить воспитанию подрастающего поколения. Культура в этом помогает!
Презентация на тему: Культуроведческий аспект обучения РКИ в сербской школе

Рекомендуем посмотреть:

Программа вопитания толерантности у младших школьников Сценарий вечера для 10-11 класса по теме: Рождество в Британии Пушкин глазами сербских школьников Интересные способы закрепления глаголов движения (РКИ в основной школе)
Баба-яга и другие сказочные персонажи в обучении РКИ | Новогодние стихи для детей 11-12 лет
Опубликовано: 2329 дней назад (3 декабря 2017)
Просмотров: 3119
+13
Голосов: 13
Марина Михайловна Гончарова # 4 декабря 2017 в 09:50 +4
Мира, здравствуйте! С большим интересом ознакомилась с Вашим материалом из опыта работы. Вы используете нестандартные способы в обучении культуре народа язык которого изучаете , совершенствуете и закрепляете знания Ваших учеников. Публикация содержит разнообразные задания, при помощи которых осуществляется культуроведческая деятельность. С удовольствием голосую и желаю новых творческих идей и публикаций! Примите голос!
Мира Симеунович # 5 декабря 2017 в 00:34 +1
Марина Михайловна, большое спасибо за комментарий! Мне очень приятно услышать Ваше мнение! С уважением, Мира.
Ирина Владимировна Жабина # 7 декабря 2017 в 13:17 +4
Здравствуйте, Мира! Интересная публикация! Материал грамотно и эстетично оформлен. Ваш опыт работы всегда привлекает внимание, и уверена, что будет востребован коллегами. Используемые Вами эффективные методики способствуют повышению мотивации к изучению иностранного языка. Разрабатываемые Вами уроки, игры, викторины, проекты всегда интересны и увлекательны. Как правило, все Ваши разработки, Мира, сопровождаются содержательными, красивыми и удобными презентациями. Представленный опыт работы заслуживает высокой положительной оценки. Восхищаюсь Вашим энтузиазмом в работе по воспитанию в своих учениках уважения и интереса к культуре русского народа. С уважением и первым голосом 3, И.В.
Мира Симеунович # 10 декабря 2017 в 20:49 +1
Ирина Владимировна, здравствуйте! Я очень благодарна за Ваше внимание! Спасибо за всегда подробный просмотр и профессиональный комментарий! Что касается презентаций, Вы правильно заметили, они почти в каждой моей публикации. Я люблю пользоваться ими в работе с учениками, также в функции иллюстративного материала в разработках. Они яркие, наглядные и более практичные, чем фотографии.
Огромное спасибо Вам! Успехов! С уважением, Мира.
Анжела Львовна Митрахович # 17 декабря 2017 в 00:45 +3
Здравствуйте, Мира. Всегда с удовольствием захожу к Вам в гости и обязательно черпаю для себя что-то интересненькое. И этот раз не исключение. Насколько грамотный подход к изучению иностранного языка! Действительно, только через пробуждение познавательного интереса учеников можно добиться их желания изучать иностранный язык. И делаете Вы это мастерски да ещё и на каждом уроке. Молодец! Голосую с уважением к Вашим идеям и труду!
Мира Симеунович # 19 декабря 2017 в 01:53 +2
Огромное спасибо, Анжела Львовна, за Ваши хорошие слова и высокую оценку моей работы! Мне очень приятно, что Вы так думаете! Успехов Вам в работе! С уважением, Мира.
Валентина Николаевна Матвиенко # 17 декабря 2017 в 22:01 +3
Мира,с интересом ознакомилась с Вашей работой,в фокусе которой культуроведческий аспект обучения РКИ в сербской школе.Современные методы,которые Вы используете в своей работе,пробуждают интерес учеников к изучению русского языка,и,следовательно,у Ваших воспитанников возникает интерес к России,её истории,культуре,литературе...Вы смогли своих учеников увлечь исследовательской работой.Вы умело раскрываете их творческий потенциал.Браво талантливому учителю!Спасибо!Мой голос!
Мира Симеунович # 19 декабря 2017 в 01:55 +2
Валентина Николаевна, здравствуйте! Я очень рада Вашему отзыву! Благодарю Вас за внимание к моей работе и за позитивные слова! Всего Вам лучшего! С уважением, Мира.
Елена Викторовна Багрова # 20 декабря 2017 в 19:40 +3
Здравствуйте, Мира!
С большим интересом всегда знакомлюсь с Вашими публикациями.
Они всегда продуманы и проверены в работе, каждая из них исходит из Вашей души.
Вместе со своими учениками за 4 года Вы проживаете целую жизнь, прививая им любовь к культуре и традициям русского народа.
Спасибо за опыт. Примите голос. Успехов!
С уважением!!!
Мира Симеунович # 23 декабря 2017 в 21:52 0
Елена Викторовна, мне так приятно читать Ваши слова!!! Вы прекрасно поняли, что моя работа - из души! Огромное спасибо за внимание и комментарий! Успехов Вам и удачи! С уважением, Мира.
Валентина Петровна Чурепкина # 20 декабря 2017 в 23:26 +2
Ваш опыт работы: культуроведческий аспект обучения русскому языку, - пример нестандартных способов совершенствования и закрепления знаний. Вы представили культуроловедческий (страноведческий) подход в обучении русскому языку как иностранному; показали результаты личного педагогического опыта; представили примеры работы (достижения) учеников. Отдаю голос за ваш опыт работы. СПАСИБО! С уважением, В.П. + 9
Мира Симеунович # 23 декабря 2017 в 21:56 +1
Большое спасибо за отзыв, Валентина Петровна! Мне приятно Ваше внимание к моей работе! Всего Вам самого хорошего! С уважением, Мира.
Ирина Ивановна Жабина # 21 декабря 2017 в 00:12 +2
Добрый вечер! Вы представили интересный опыт работы по изучению русского языка как иностранного. В содержании презентации отражено все разнообразие культуры России. Особенно понравилось сравнение двух близких культур (их традиций, символов). Ваш опыт будет полезен как педагогам, так и родителям. С уважением примите голос, желаю успеха!
Мира Симеунович # 23 декабря 2017 в 22:06 +2
Ирина Ивановна, благодарю за интерес! Вы правильно заметили сравнение двух близких культур. Много общего в культуре русских и сербов и я с радостью это подчёркиваю. Спасибо за голос и пожелания! Успехов Вам! С уважением, Мира.
Ермакова Наталья Александровна # 25 декабря 2017 в 00:14 +2
Доброго времени суток, Мира! Каждый раз читая ваши публикацию я пребываю в необъятном чувстве восторга и восхищения! Вы настоящий патриот во всех смыслах: своей Родины, моей любимой Земли, своей профессии и призвания, ПЕДАГОГ с большой буквы! Замечательный материал, бесценный опыт для многих коллег и образец для подражания! С удовольствием голосую! с наступающими вас праздниками!
Мира Симеунович # 26 декабря 2017 в 00:50 0
Наталья Александровна, огромное спасибо за такой душевный комментарий! Очень приятно читать такие похвальные слова! Ваши впечатления меня очень радуют. Всего Вам самого лучшего! С уважением, Мира.
Елена Юрьевна Деришева # 17 января 2018 в 19:28 +1
Мира!Интересная публикация!Голос.
Мира Симеунович # 21 января 2018 в 21:07 +1
Спасибо, Елена Юрьевна, за отзыв и голос! Желаю успехов!