Баба-яга и другие сказочные персонажи в обучении РКИ
Автор: Симеунович Мира, учитель русского языка в ОШ «Кнез Сима Маркович», город Белград, Сербия.
Назначение: материал назначается учителям начальных классов, учителям иностранных языков. Может быть интересным педагогам дополнительного образования, всем любопытным педагогам.
Описание: предлагаю Вашему вниманию небольшой взгляд на значение сказок и их использование в обучении иностранному языку. Покажем только некоторые из сказочных персонажей, к которым ученики «подошли» поближе, которых представили рисунками, поделками, костюмом. Приведём примеры креативной работы учеников в Сербии, возраста 11 – 14 лет, которые изучают русский язык как второй иностранный.
Цель: распространение педагогического опыта
Задачи: подчеркнуть значение сказок в обучении РКИ; показать конкретные примеры творческой деятельности учеников на тему сказочных персонажей русских народных сказок; поделиться опытом применения сказок в педагогической работе; представить результаты работы учителя.
О сказках
Сказка – наследие всего мира, она является своеобразным символом единства народов. Она говорит истину о людях вообще, поэтому её читают во все времена и в каждой культуре. Сказка говорит особым поэтическим, символическим языком об извечных проблемах (борьба добра и зла), но и об обычных человеческих проблемах (дружба, доверие). Сказка появилась и долгое время жила в устной форме, которая не позволяет сложной композиции, поэтому у неё несложная структура, она всем близка, и её нетрудно понять. Сказка представляет отражение общества и культуры, но и моральных качеств. С ней человек дружит всю жизнь: сначала слушает, а потом читает её. И каждое прочтение приносит новые впечатления, каждый раз сказка воспринимается по-новому. Говорят, что сказки читаем, чтобы не забыть, как мечтать.
Сказка сильно привлекает внимание детей волшебностью своего содержания, необычностью персонажей и их сил, чудесными, фантастическими событиями. У детей есть интерес ко всему необычному, таинственному, благодаря их живому, яркому воображению. Они слушают сказку (позже сами читают её), чувствуют сказочных героев как реальных, радуются и волнуются вместе с ними.
Сказка, хотя с невероятным содержанием, изображает определённые детали реальной народной жизни. Посредством сказочных героев автор сказки говорит о человеческой судьбе, об одиночестве и дружбе, искренности и доверии, о жизни и смерти, любви и ненависти. Форма изображения этих явлений, чувств и отношений сказочная, но их нравственный смысл весьма серьёзный. Благодаря этому нравственному потенциалу, сказка способствует воспитанию у детей чувства доброты, справедливости, человечности (учит их сочувствию, состраданию).
Хотя старые сказки сегодня толкуются по-другому, их суть сохранилась, так как задержалось основное начало: добро в конце всегда побеждает зло.
Сказка в обучении РКИ
Обучение иностранному языку предоставляет широкий спектр возможностей в реализации образовательных, развивающих и воспитательных задач. И делается это самыми разными способами. Один из способов – применение сказки в обучении, особенно на начальном этапе изучения языка. Сказка приносит новое восприятие народа изучаемого языка и добавляет новый смысл изучению языка.
В практическом смысле, надо упомянуть несколько качеств сказки, которые делают её незаменимым сегментом в изучении иностранного языка:
- в сказке строго определённый хронологический порядок в повествовании (ясная структура, которая облегчает восприятие);
- часто повторяются одни и те же слова и предложения (это способствует лучшему запоминанию несложных словосочетаний – простые вопросы / ответы);
- герои сказок пользуются типичными, естественными выражениями, в их речи всегда экспрессивная интонация;
- по правилу, в каждой сказке увлекающий сюжет и динамичные приключения героев, которыми приковывается внимание учеников;
- в большинстве сказок в конце обнаруживается эффектный триумф правды, позитивных сил добра, что приносит большое удовольствие ученикам и мотивирует их чтение в будущем.
Прочтение, прослушивание сказок, просмотр мультфильма или экранизации – все эти средства способствуют лучшему пониманию народа – источника сказки. Ученики сопоставляют русских сказочных героев со сказочными персонажами в своём народе и делают вывод, что добро – везде добро, а зло – везде зло. Этим формируется познавательный интерес, в результате которого у учеников совершенствуется умение находить в сказках общечеловеческие принципы. Расширяется кругозор учеников, которые открывают новые стороны своей и культуры другого народа, в культурном наследии двух народов они находят совместные элементы.
Баба-яга
Эта лесная колдунья – один из самых интересных персонажей, героиня многих сказок, которая воодушевляет читателей, особенно детей.
Баба-яга чаще всего отрицательная героиня, но иногда помогает положительным героям. Баба-яга обладательница огня в сказке «Василиса Прекрасная», золотых яблок в сказке «Гуси-Лебеди», или знаний, которые помогают главному герою одолеть своего противника в сказке «Лягушка-Царевна».
Старая колдунья обитает в дремучем лесу. Не ходит пешком, а ездит в железной ступе с метлой в руках. Её зовут и «костяная нога». О её избушке «на курьих ножках» можно узнать из песенки «На неведомых дорожках», которую сербские ученики с увлечением поют.
Лесная старуха волшебница присутствует в мифологии разных народов. У сербов существует безобразная уродливая старуха с коровьим рогом посреди лба, с длинным крючковатым носом, беззубая, с костлявыми руками, в изорванной одежде. Зовут её Бабарога. Она живёт в тёмном лесу, в пещере, выходит только ночью, чтобы пугать или уносить непослушных детей. Чаще всего, родители успокаивают детей словами, «если не будешь есть / спать, то придёт Бабарога и унесёт тебя в лес». Самую известную песенку, посвящённую этой старушке, можно услышать на сербском языке на адресе:
.
Здесь я представлю Вам оригинальный текст песни, вместе с (своим) переводом на русский язык.
Василиса Прекрасная
«Василиса Прекрасная» – русская народная сказка о красивой и доброй девочке, которой удалось одолеть все трудности и горести своей добротой, терпением. Она была послушной, трудолюбивой девочкой, умела ткать и шить. Её нравственные качества и умения помогли ей в жизни и в конце её труд награждён. Читая сказку, дети сопереживают с героиней, но и радуются её заслуженному счастью. Они делают вывод, что награда ждёт хороших людей, а злых ожидает наказание. Сказка о Василисе учит не бояться трудностей, и учит главному: добро всегда возвращается добром.
(Члены секции «Умница» тоже были трудолюбивыми и креативными.)
Морозко
Сказка «Морозко» – чудесная русская народная сказка. Она приносит волшебную зимнюю атмосферу и праздничное настроение. Сказку «Морозко» русские обожают читать деткам под зимние Новый год и Рождество. Героиня сказки – Настя, милая, красивая девочка, которая оказалась в суровой, страшной ситуации. Её добрые, ласковые, хорошие слова помогли ей выжить, и ещё получить множество подарков. Сказка детям очень нравится, потому что в ней осуществляется принцип справедливости. Сказка учит детей, что и в несчастье надо быть добрым человеком, не всегда и не только жаловаться.
Снегурочка
«Снегурочка» – одна из немногих сказок, у которых грустный конец. Главная героиня – волшебная девочка (сделанная из снега), судьба которой оставляет сильное впечатление на читателей. Снегурочка была ласковой, приветливой, дружелюбной. Кроме того, помогала родителям – была послушной, трудолюбивой, заботливой. Те же качества и воспитываются у детей, читающих сказку.
Снегурочка – положительный персонаж, попавший в неудачные жизненные условия. Она учит детей сочувствию, состраданию. Учит остаться добрым человеком и в трудные дни.
Сказка в обучении иностранному языку даёт возможность учителю сформировать положительное отношение учеников к учебно-воспитательному процессу, делая этот процесс увлекательным. Именно на основе увлекательности и культуроведческого значения учитель и делает отбор сказок для применения на уроке.
Сказка помогает осуществить нравственное и трудовое воспитание, развивает различные таланты учеников, способствует развитию ценных человеческих качеств (трудолюбие, настойчивость, любознательность, правдивость…). Притом ученики получают не только речевой опыт, но и социальный, которым будут пользоваться в жизни.
Анализировать сказки очень интересно и поучительно. Сказки учат делить мир на хороших и плохих людей. Сказка учит не бояться трудностей, учит любить родных. Главное, чему учит – добро всегда возвращается добром.
ВСЕМ ДОБРА!
Рекомендуем посмотреть:
Рисование Снегурочки поэтапно
Игровые лексические упражнения по РКИ для 5-6 класса с презентацией
Первая встреча с азбукой русского языка (РКИ в пятом классе)
Граф Савва Лукич Владиславич-Рагузинский
Похожие статьи:
Как нарисовать Снегурочку поэтапно
Новогодние раскраски для детей
Снегурочка из бумаги своими руками
Снегурочка. Раскраски
Снегурочка, связанная крючком