Творческий конкурс для педагогов «Чудесная Весна»

 

Конкурс для педагогов «Лучший конспект урока (занятия)»

 

Конкурсы на нашем сайте ped-kopilka.ru

Баба-яга и другие сказочные персонажи в обучении РКИ

Баба-яга и другие сказочные персонажи в обучении РКИ
Автор: Симеунович Мира, учитель русского языка в ОШ «Кнез Сима Маркович», город Белград, Сербия.
Назначение: материал назначается учителям начальных классов, учителям иностранных языков. Может быть интересным педагогам дополнительного образования, всем любопытным педагогам.
Описание: предлагаю Вашему вниманию небольшой взгляд на значение сказок и их использование в обучении иностранному языку. Покажем только некоторые из сказочных персонажей, к которым ученики «подошли» поближе, которых представили рисунками, поделками, костюмом. Приведём примеры креативной работы учеников в Сербии, возраста 11 – 14 лет, которые изучают русский язык как второй иностранный.
Цель: распространение педагогического опыта
Задачи: подчеркнуть значение сказок в обучении РКИ; показать конкретные примеры творческой деятельности учеников на тему сказочных персонажей русских народных сказок; поделиться опытом применения сказок в педагогической работе; представить результаты работы учителя.

О сказках
Сказка – наследие всего мира, она является своеобразным символом единства народов. Она говорит истину о людях вообще, поэтому её читают во все времена и в каждой культуре. Сказка говорит особым поэтическим, символическим языком об извечных проблемах (борьба добра и зла), но и об обычных человеческих проблемах (дружба, доверие). Сказка появилась и долгое время жила в устной форме, которая не позволяет сложной композиции, поэтому у неё несложная структура, она всем близка, и её нетрудно понять. Сказка представляет отражение общества и культуры, но и моральных качеств. С ней человек дружит всю жизнь: сначала слушает, а потом читает её. И каждое прочтение приносит новые впечатления, каждый раз сказка воспринимается по-новому. Говорят, что сказки читаем, чтобы не забыть, как мечтать.
Сказка сильно привлекает внимание детей волшебностью своего содержания, необычностью персонажей и их сил, чудесными, фантастическими событиями. У детей есть интерес ко всему необычному, таинственному, благодаря их живому, яркому воображению. Они слушают сказку (позже сами читают её), чувствуют сказочных героев как реальных, радуются и волнуются вместе с ними.
Сказка, хотя с невероятным содержанием, изображает определённые детали реальной народной жизни. Посредством сказочных героев автор сказки говорит о человеческой судьбе, об одиночестве и дружбе, искренности и доверии, о жизни и смерти, любви и ненависти. Форма изображения этих явлений, чувств и отношений сказочная, но их нравственный смысл весьма серьёзный. Благодаря этому нравственному потенциалу, сказка способствует воспитанию у детей чувства доброты, справедливости, человечности (учит их сочувствию, состраданию).
Хотя старые сказки сегодня толкуются по-другому, их суть сохранилась, так как задержалось основное начало: добро в конце всегда побеждает зло.

Сказка в обучении РКИ
Обучение иностранному языку предоставляет широкий спектр возможностей в реализации образовательных, развивающих и воспитательных задач. И делается это самыми разными способами. Один из способов – применение сказки в обучении, особенно на начальном этапе изучения языка. Сказка приносит новое восприятие народа изучаемого языка и добавляет новый смысл изучению языка.
В практическом смысле, надо упомянуть несколько качеств сказки, которые делают её незаменимым сегментом в изучении иностранного языка:
- в сказке строго определённый хронологический порядок в повествовании (ясная структура, которая облегчает восприятие);
- часто повторяются одни и те же слова и предложения (это способствует лучшему запоминанию несложных словосочетаний – простые вопросы / ответы);
- герои сказок пользуются типичными, естественными выражениями, в их речи всегда экспрессивная интонация;
- по правилу, в каждой сказке увлекающий сюжет и динамичные приключения героев, которыми приковывается внимание учеников;
- в большинстве сказок в конце обнаруживается эффектный триумф правды, позитивных сил добра, что приносит большое удовольствие ученикам и мотивирует их чтение в будущем.
Прочтение, прослушивание сказок, просмотр мультфильма или экранизации – все эти средства способствуют лучшему пониманию народа – источника сказки. Ученики сопоставляют русских сказочных героев со сказочными персонажами в своём народе и делают вывод, что добро – везде добро, а зло – везде зло. Этим формируется познавательный интерес, в результате которого у учеников совершенствуется умение находить в сказках общечеловеческие принципы. Расширяется кругозор учеников, которые открывают новые стороны своей и культуры другого народа, в культурном наследии двух народов они находят совместные элементы.

Баба-яга
Эта лесная колдунья – один из самых интересных персонажей, героиня многих сказок, которая воодушевляет читателей, особенно детей.
Баба-яга чаще всего отрицательная героиня, но иногда помогает положительным героям. Баба-яга обладательница огня в сказке «Василиса Прекрасная», золотых яблок в сказке «Гуси-Лебеди», или знаний, которые помогают главному герою одолеть своего противника в сказке «Лягушка-Царевна».
Старая колдунья обитает в дремучем лесу. Не ходит пешком, а ездит в железной ступе с метлой в руках. Её зовут и «костяная нога». О её избушке «на курьих ножках» можно узнать из песенки «На неведомых дорожках», которую сербские ученики с увлечением поют.


Лесная старуха волшебница присутствует в мифологии разных народов. У сербов существует безобразная уродливая старуха с коровьим рогом посреди лба, с длинным крючковатым носом, беззубая, с костлявыми руками, в изорванной одежде. Зовут её Бабарога. Она живёт в тёмном лесу, в пещере, выходит только ночью, чтобы пугать или уносить непослушных детей. Чаще всего, родители успокаивают детей словами, «если не будешь есть / спать, то придёт Бабарога и унесёт тебя в лес». Самую известную песенку, посвящённую этой старушке, можно услышать на сербском языке на адресе:

.
Здесь я представлю Вам оригинальный текст песни, вместе с (своим) переводом на русский язык.

Василиса Прекрасная
«Василиса Прекрасная» – русская народная сказка о красивой и доброй девочке, которой удалось одолеть все трудности и горести своей добротой, терпением. Она была послушной, трудолюбивой девочкой, умела ткать и шить. Её нравственные качества и умения помогли ей в жизни и в конце её труд награждён. Читая сказку, дети сопереживают с героиней, но и радуются её заслуженному счастью. Они делают вывод, что награда ждёт хороших людей, а злых ожидает наказание. Сказка о Василисе учит не бояться трудностей, и учит главному: добро всегда возвращается добром.
(Члены секции «Умница» тоже были трудолюбивыми и креативными.)



Морозко
Сказка «Морозко» – чудесная русская народная сказка. Она приносит волшебную зимнюю атмосферу и праздничное настроение. Сказку «Морозко» русские обожают читать деткам под зимние Новый год и Рождество. Героиня сказки – Настя, милая, красивая девочка, которая оказалась в суровой, страшной ситуации. Её добрые, ласковые, хорошие слова помогли ей выжить, и ещё получить множество подарков. Сказка детям очень нравится, потому что в ней осуществляется принцип справедливости. Сказка учит детей, что и в несчастье надо быть добрым человеком, не всегда и не только жаловаться.

Снегурочка
«Снегурочка» – одна из немногих сказок, у которых грустный конец. Главная героиня – волшебная девочка (сделанная из снега), судьба которой оставляет сильное впечатление на читателей. Снегурочка была ласковой, приветливой, дружелюбной. Кроме того, помогала родителям – была послушной, трудолюбивой, заботливой. Те же качества и воспитываются у детей, читающих сказку.
Снегурочка – положительный персонаж, попавший в неудачные жизненные условия. Она учит детей сочувствию, состраданию. Учит остаться добрым человеком и в трудные дни.

Сказка в обучении иностранному языку даёт возможность учителю сформировать положительное отношение учеников к учебно-воспитательному процессу, делая этот процесс увлекательным. Именно на основе увлекательности и культуроведческого значения учитель и делает отбор сказок для применения на уроке.
Сказка помогает осуществить нравственное и трудовое воспитание, развивает различные таланты учеников, способствует развитию ценных человеческих качеств (трудолюбие, настойчивость, любознательность, правдивость…). Притом ученики получают не только речевой опыт, но и социальный, которым будут пользоваться в жизни.
Анализировать сказки очень интересно и поучительно. Сказки учат делить мир на хороших и плохих людей. Сказка учит не бояться трудностей, учит любить родных. Главное, чему учит – добро всегда возвращается добром.
ВСЕМ ДОБРА!

Рекомендуем посмотреть:

Рисование Снегурочки поэтапно Игровые лексические упражнения по РКИ для 5-6 класса с презентацией Первая встреча с азбукой русского языка (РКИ в пятом классе) Граф Савва Лукич Владиславич-Рагузинский

Похожие статьи:

Как нарисовать Снегурочку поэтапно

Новогодние раскраски для детей

Снегурочка из бумаги своими руками

Снегурочка. Раскраски

Снегурочка, связанная крючком

Фонетические и орфографические упражнения по РКИ для 5 (6) класса с презентацией | Из опыта учителя РКИ: культуроведческий аспект обучения русскому языку
Опубликовано: 2379 дней назад (15 октября 2017)
Просмотров: 4394
+25
Голосов: 25
Софья Владимировна Юхнина # 15 октября 2017 в 16:08 +7
Мира, здравствуйте! С интересом познакомилась с Вашей публикацией: "Баба-яга и другие сказочные персонажи в обучении РКИ". Профессионально! Грамотно! Информационно! Креативно!
Вы творчески транслируете свой педагогический опыт! Работы Ваших учеников впечатляют, сказочные персонажи просто удивительные!
В мире много сказок грустных и смешных,
И прожить на свете нам нельзя без них.
Примите мой первый голос за Ваш труд, желаю ВАМ УСПЕХА!!!
Мира Симеунович # 15 октября 2017 в 21:32 +5
Софья Владимировна, большое спасибо за первый комментарий! Рада Вашему вниманию! Вам тоже успеха! С уважением, Мира.
Ольга Станиславовна Средина # 15 октября 2017 в 20:12 +6
Мира, здравствуйте!
Какая интересная, сказочная публикация!
По поводу то злых, то добрых сказочных персонажей читала как -то интересное исследование. После того, как на Русь пришло христианство, священники повели непримиримую борьбу с язычеством, суевериями, древними богами и божками. И в фольклоре это нашло отражение. Постепенно прежде добрые сказочные русалки и ведуньи стали злыми. И по датировке получается: сказки, где баба Яга - добрая - древнее.
А рисунки и аппликации у Ваших воспитанников - чудесные!
ГОЛОС!
Мира Симеунович # 15 октября 2017 в 21:37 +4
Благодарю Вас, Ольга Станиславовна, за визит и комментарий! Спасибо за новую информацию! Всего Вам доброго! С уважением, Мира.
Ермакова Наталья Александровна # 16 октября 2017 в 10:40 +6
Доброго дня, Мира!Всегда с большим интересом гуляю по страничкам вашего блока, и этот материал не исключение! Тема сказок очень близка мне, с восторгом узнала о новой для меня героини Бабероге, обязательно расскажу своим деткам! С удовольствием голосую и желаю новых творческих идей и публикаций! Благодарю за профессионализм и столь бесценный для многих коллег опыт работы!
Мира Симеунович # 16 октября 2017 в 20:19 +3
Очень приятно получить такой комментарий от мастера сказок! Спасибо, Наталья Александровна, за отзыв и поддержку!
С уважением, Мира.
Анжела Львовна Митрахович # 16 октября 2017 в 16:07 +5
Очень интересная публикация: и текстовая часть, и иллюстративная. Спасибо, что любите русский язык и стараетесь вызвать уважение и интерес к нему у детей. Детские работы просто восхищают. Для себя открыла песню "Бабарога". Творческих Вам успехов, Мира!
Мира Симеунович # 16 октября 2017 в 20:24 +3
Анжела Львовна, спасибо за интерес к моей работе! Очень рада, что Вам понравились детские работы! Я сама иногда удивлена их креативностью! Всего Вам самого лучшего! С уважением, Мира.
Валентина Петровна Чурепкина # 17 октября 2017 в 05:32 +5
Считаю представленную работу очень интересной, познавательной, любопытной. Опыт работы - впечатляет. Молодцы, Мира, что поделились опытом по применению сказок в педагогической работе; представили результаты своей работы и ваших учеников. С удовольствием оставляю голос + 6. Желаю новых творческих достижений в работе. С уважением, В.П.
Мира Симеунович # 28 октября 2017 в 19:23 +1
Валентина Петровна, огромное спасибо за интерес! Ваши слова ободряют! Мне очень приятно! Успехов Вам! С уважением, Мира.
Марина Михайловна Гончарова # 17 октября 2017 в 16:44 +5
Мира, добрый вечер! с особым интересом и увлечением ознакомилась с Вашей публикацией, как любопытный воспитатель. Вы представили достойный материал, грамотно скомпонованный. Мне было очень интересно узнать, с какими героями сказок вы знакомите своих учеников. Прекрасные творческие работы представлены Вашими воспитанниками. Спасибо Вам! Примите голос!
Мира Симеунович # 28 октября 2017 в 19:26 +1
Марина Михайловна, я очень рада Вашему отзыву. Очень приятно, что материал Вас заинтересовал! Спасибо за комментарий! Удачи Вам и успеха! С уважением, Мира.
Татьяна Николаевна Дворецкая # 19 октября 2017 в 17:20 +5
Мира Спасибо Вам за знакомство со сказочными персонажами! Получился прекрасный педагогический проект! dance Браво!!! Мой голос +8
Мира Симеунович # 28 октября 2017 в 19:28 +1
Татьяна Николаевна, спасибо за комментарий! Благодарю за позитив! Очень приятно! Желаю творческих успехов! С уважением, Мира.
Галина Васильевна Егорова # 21 октября 2017 в 12:30 +4
С интересом прочитала ваш материал. Сказки любят и взрослые, и дети. Очень познавательно вы рассказали о разных сказках. Иллюстрации дополняют текст и помогают раскрыть содержание. Именно через понимание и оценку разных сказочных событий ребята учатся жить. Примите голос.
Мира Симеунович # 28 октября 2017 в 19:35 +1
Здравствуйте, Галина Васильевна! Большое спасибо за отзыв! Вы прекрасно сказали, что ребята "учатся жить" с помощью сказок. Жаль, что нет возможности посвятить больше времени прекрасным русским сказкам.
Благодарю Вас за комментарий! Всего Вам лучшего! С уважением, Мира.
Наталья Косарева # 23 октября 2017 в 21:36 +3
Любимые сказки и фильмы детства, с обязательной Бабой Ягой и другими отрицательными персонажами, Но добрые силы побеждают всегда.
Любимейший артист всех детей - Георгий Милляр, 131 роль в фильмах, а любимая, всеми детьми, его роль - роль Бабы Яги!

Спасибо вам за ваш интересный, познавательный, очередной материал.
Вам голос!
Удачи!
Мира Симеунович # 28 октября 2017 в 19:37 +1
Наталья Николаевна, здравствуйте! Спасибо ВАМ за новую информацию о любимом артисте! Удивительная цифра! Благодарю за внимание! Успехов Вам! С уважением, Мира.
Татьяна Юрьевна Суховерша # 25 октября 2017 в 22:04 +3
Здравствуйте, Мира!
С большим интересом ознакомилась с Вашим опытом применения сказок в обучении иностранному языку у сербских школьников и примерами творческой деятельности ребят. Их рисунки, поделки, костюмы для сказочных персонажей чудесны, позволяют говорить о том, что сказка не только учит и воспитывает, но и вдохновляет! Благодарю Вас за приглашение и голосую с пожеланием успеха!
Мира Симеунович # 28 октября 2017 в 19:40 +3
Татьяна Юрьевна, здравствуйте! Вы правильно сказали, что сказка вдохновляет! Но вдохновляют и Ваши слова! Огромное Вам спасибо! Вам тоже успехов и удачи! С уважением, Мира.
Виктория Павловна Лукшина # 27 октября 2017 в 17:25 +3
Здравствуйте, Мира! С большим удовольствием познакомилась с вашей работой. Очень интересно, а самое главное познавательно! Огромный опыт прослеживается на протяжении всей статьи! Большое вам спасибо, за то, что поделились! Примите голос
Мира Симеунович # 28 октября 2017 в 19:41 +1
Спасибо за интерес, Виктория Павловна! Я очень рада Вашему отзыву! Всего Вам лучшего! С уважением, Мира.
Татьяна Петровна Цуканова # 29 октября 2017 в 04:37 +2
Здравствуйте, Мира! С большим интересом ознакомилась с Вашей работой. Спасибо, что делитесь опытом применения сказок в обучении иностранному языку у сербских школьников! Впечатляют и приятно удивляют рисунки, поделки, костюмы для сказочных персонажей! Это говорит о том, что Вы на верном пути, и сказка помогает различить добро и зло! Мой голос. С уважением, Т.П. Желаю успеха!
Мира Симеунович # 4 ноября 2017 в 01:00 +1
Татьяна Петровна, здравствуйте! Спасибо Вам за отзыв! Мне очень приятно! Всего Вам лучшего! С уважением, Мира.
Елена Викторовна Багрова # 29 октября 2017 в 11:23 +3
Здравствуйте,Мира!
С удовольствием ознакомилась с вашей новой публикацией.
Путешествуя по сказкам, знакомясь с характерами сказочных персонажей, дети учатся отличать добрые поступки от плохих, верить в чудеса, дружить, приходить на помощь.
Публикация яркая, информационная, интересная. Поделки детей восхитительные.
Примите голос и пожелание творческих успехов.
С уважением!!!
Мира Симеунович # 4 ноября 2017 в 01:04 +2
Спасибо, Елена Викторовна, за интерес и внимание! Очень рада, что Вы с нами поехали в путешествие по сказкам! Вам тоже успехов и вдохновений! С уважением, Мира.
Валентина Николаевна Матвиенко # 30 октября 2017 в 20:20 +8
Мира,ознакомилась с Вашим опытом применения русских народных сказок на уроках РКИ.Прослеживается комплексный подход в работе.Через сказку Вы знакомите своих учеников не только с особенностями русской культуры,русского менталитета, но и отрабатываете языковые и речевые умения.Прекрасные творческие работы Ваших воспитанников восхищают и радуют!СПАСИБО!Творческих находок!Мой голос!
Мира Симеунович # 4 ноября 2017 в 01:08 +3
Здравствуйте, Валентина Николаевна! Спасибо, что зашли в гости! Очень рада, что Вам понравились творческие работы учеников! Спасибо за пожелания! Успехов Вам и удачи! С уважением, Мира.
Елена Александровна Цепилова # 31 октября 2017 в 22:54 +5
Мира, добрый вечер! С большим удовольствием познакомилась с вашей работой. Интересно и полезно. Вы как всегда на высоте.Прекрасное оформление. Примите голос.
Мира Симеунович # 4 ноября 2017 в 01:14 +2
Елена Александровна, здравствуйте! Благодарю Вас за интерес и комментарий! Рада, что понравилось! С уважением, Мира.
Наталия Владимировна Пуханова # 1 ноября 2017 в 22:22 +5
Здравствуйте,Мира!Отличная работа! Получила огромное удовольствие!Грамотно,профессионально и с душой. Вы проделали большую работу:собрали столько много различного материала,классифицировали его, сделали прекрасную презентацию. Хочется отметить яркие сказочные иллюстрации. Вы показываете конкретные примеры творческой деятельности учеников на тему сказочных персонажей русских народных сказок; делитесь опытом применения сказок в педагогической работе. Примите мой голос и пожелания успехов!!!
Мира Симеунович # 4 ноября 2017 в 01:17 +2
Наталия Владимировна, здравствуйте! Очень рада видеть Вас на моей странице! Спасибо за хорошие слова! Успехов Вам и удачи! С уважением, Мира.
Сидорова Зоя Григорьевна # 3 ноября 2017 в 20:33 +4
Мира!
Замечательная публикация!
Сказка наполняет детей добротой, чувством товарищества. Работа над сказочным материалом даёт возможность развивать у них фантазию, воображение, мышление, обогащать и расширять словарный запас. Интересная подборка материала воспитывает интерес к сказке.
Цель, поставленная Вами, достигнута.
Спасибо большое за открытость, за то, что Вы так щедро поделились с нами своими задумками!
Творите дальше с таким же успехом!
Голос!
Зоя.
Мира Симеунович # 4 ноября 2017 в 01:23 +2
Здравствуйте, Зоя Григорьевна! Спасибо за интерес к моей работе! Мне очень приятно Ваше внимание! Всего самого лучшего! С уважением, Мира.
Ирина Владимировна Жабина # 8 ноября 2017 в 15:50 +5
Здравствуйте, Мира! Представленная публикация раскрывает замечательный опыт применения сказок в обучении русскому языку как иностранному. Вы, Мира, используя в своей работе сказку, «превращаете» свои уроки в веселые и поучительные путешествия. Все сказочные персонажи интересные, колоритные и очень разные. У них у всех разные характеры. Дети всегда с огромным удовольствием инсценируют сказки. При этом развиваются и совершенствуются умения работы в группе или команде, формируется ответственность за порученное дело. При постановках преодолевается стеснительность, застенчивость, формируются презентационные навыки, выявляются и развиваются творческие способности. Даже проигрывание небольших диалогов способствует положительному опыту общения со своими сверстниками в неформальной обстановке, а так же с взрослым человеком – учителем. Чувствуется, что ученикам интересен и опыт по изготовлению костюмов. Результаты Вашей работы впечатляют и восхищают. Продуктивная и творческая деятельность сербских учеников радует! Детские работы и костюмы замечательные! Представленная публикация оформлена грамотно, эстетично. Мира, Ваши публикации заслуживают участия в конкурсах! С удовольствием голосую за Ваш педагогический талант (голос №20)! С уважением, И.В.
Мира Симеунович # 11 ноября 2017 в 02:53 +3
Здравствуйте, Ирина Владимировна! Благодарю Вас за внимание и такой подробный и (как всегда) профессиональный анализ моей работы! Кажется, что Вы, своими комментариями, дополняете мои публикации. Это значит, что Вы прекрасно понимаете всё, что я хотела сказать и показать! Огромное Вам спасибо за высокую оценку и поддержку! Всего Вам самого лучшего! С уважением, Мира.
Ферюза Кабулжановна Валимухаметова # 21 ноября 2017 в 20:48 +4
Мира, добрый вечер. Не думала, что будет так интересно. Это так нелегко научить детей не стесняться, быть эмоциональными. Сказка это всегда хороший помощник в любых педагогических ситуациях. Все грамотно, познавательно, с очень ярким фотосопровождением. Молодцы! ГОЛОС)))
Мира Симеунович # 26 ноября 2017 в 21:25 +2
Здравствуйте, Ферюза Кабулжановна! Спасибо Вам за внимание и хорошие слова! Очень приятно! Успехов Вам!
С уважением, Мира.
Ирина Викторовна Родионова # 24 ноября 2017 в 07:18 +3
Здравствуйте,Мира!С огромным удовольствием ознакомилась с Вашей работой! Интересная, увлекательная, грамотная,профессиональная работа! Сколько любви и души вложено! Проделана большая работа.Красочный материал,отличная презентация.Не думала, что на примере отрицательного персонажа, можно так интересно и творчески построить педагогическую деятельность. Браво!Какие молодцы ваши воспитанники: яркие костюмы и творческие работы! Примите мой голос и пожелания успехов!!!
Мира Симеунович # 26 ноября 2017 в 21:28 +1
Добрый вечер, Ирина Викторовна! Большое спасибо за интерес к моей работе! Я очень рада, что Вам понравилось! Всего Вам лучшего! С уважением, Мира.