Фонетические и орфографические упражнения по РКИ для 5 (6) класса с презентацией
Фонетические и орфографические упражнения по РКИ для 5 (6) класса с презентацией
Автор: Симеунович Мира, учитель русского языка в ОШ «Кнез Сима Маркович», город Белград, Сербия. Назначение: Разработка назначена учителям русского языка как иностранного (в России и за рубежом). Работа может быть интересной учителям начальных классов и учителям иностранных языков. Описание: Предлагаю Вашему вниманию небольшой обзор фонетики и орфографии русского языка в сравнении с фонетикой сербского языка. В фокусе точки, которые мы с учениками проходим в первом году обучения, т.е. в пятом классе. Основы фонетических знаний полагаются именно в самом начале изучения языка, наряду с усвоением учениками лексического минимума. Именно те основы позволяют системный подход к языку в старших классах. В работе показан ряд упражнений по фонетике, выполнение которых показывает также уровень орфографических и лексических знаний учеников. Некоторые из упражнений без труда могут решить только шестиклассники, потому что есть чередования согласных, которые в родном языке они проходят только в шестом классе (звонкие и глухие согласные напр.). Цель: распространение педагогического опыта Задачи: показать некоторые общие и отличительные черты фонетики двух родных языков; представить виды упражнений, разработанные для сербских учеников; сравнить некоторые элементы русской и сербской азбуки; показать, какие графические и произносительные аспекты русского языка в фокусе сербских учителей в начальном этапе обучения. Фонетика
В начальном этапе обучения русскому языку ученики обучаются всем видам речевой деятельности: аудированию, говорению, чтению и письму. Конечно, прежде чем начать изучение сложной грамматической системы русского языка, надо пройти основы фонетики (в сравнении с родным – сербским языком).
В центре изучения фонетики – звуки (и их чередования), ударение, интонация, слогораздел, также орфография – правильное написание. В пятом классе (в первом году изучения РКИ) основное внимание уделяется правильной графике русской азбуки, наряду с правильным произношением. Овладение основными фонетическими знаниями и умениями проходит постепенно, уровни успешности различные (они, прежде всего, зависят от знаний учеников о системе родного языка). В целом, языковые системы русского и сербского языка очень похожи, начиная с письма.
Алфавит
Русский алфавит состоит из 33 букв, 10 из которых обозначают гласные звуки. 21 согласная буква обозначает согласные. В русском языке есть две буквы, которые не обозначают звуков: ъ (твёрдый знак), ь (мягкий знак). В сербской азбуке 30 букв, 5 из которых гласные, остальные – согласные. В азбуках русского и сербского языка есть 24 общие буквы. В сербской азбуке нет букв: Ё, Й, Щ, Ы, Ъ, Ь, Э, Ю, Я, а в русской нет сербских согласных букв Ј, Љ, Њ, Ћ, Ђ Џ. Это мягкие согласные: Ј [й], Љ [л'], Њ [н'], Ћ [т'], Ђ [д'], кроме Џ, который твёрдый, по произношению похож на [дж].
В сербском языке, в основном, одна буква обозначает один звук, в русском одна и та же буква может произноситься по-разному (в зависимости от места в слове, ударения, соседних букв…).
Принцип русской орфографии (правописания) – морфологический, т.е. морфемы надо писать всегда одинаково, несмотря на то, как их произносим. Сербское правописание – фонетическое, т.е. пишем так, как говорим. Ударение в русском динамическое, в сербском – тоническое. Но в обоих языках – свободное. И в обоих языках – очень сложное для учеников.
На слайде в первом задании тестируются основные знания в различении гласных и согласных (гласные надо записать красным цветом): корова, комната, спасибо, самовар, ромашка, ёлка, ящик, воробей, юбка, лыжи. Во втором задании надо определить число букв и звуков в словах: день (4 буквы, 3 звука), подъехать (9 букв, 8 звуков), большой (7 букв, 6 звуков), площадь (7 букв, 6 звуков), мальчик (7 букв, 6 звуков). Гласные
В русском языке гласные те же, которые в сербском, плюс Э и Ы, с тем что русские гласные звуки обозначаются ещё буквами Я, Ё, Ю (которых в сербском языке нет).
Первое, что сербские ученики узнают, это правило произношения гласного О (в зависимости от ударения).
Большое внимание посвящается гласному Ы, правилам его написания и произношения. Облегчением для учеников является факт, что нет исключения от правила о написании Ы (его нельзя писать после К, Г, Х, Ж, Ш, Й, Ч, Щ). В сербском языке нет таких ограничений в написании.
С другой стороны, правильное произношение Е, Ё, Ю, Я (чтение) ученикам нелегко, особые трудности приносит произношение мягкого предыдущего согласного. Произношение этих гласных в разных позициях требует постоянного упражнения.
Заданиями на слайде тестируются знания учеников о гласном О в ударной и безударной позициях. В примерах: дОска, хОрошо, кАртина, дорОга, горОд, собАка, метрО, кАрандаш, Дед мОроз надо вписать О или А. Во втором задании надо подчеркнуть букву О в позициях, в которых произносится как [а]: окно, молоко, Москва, собор, отчество, слово, пирожок.
В следующих заданиях ученики упражняются в написании букв Ы / И, тоже остальных гласных. В первом задании только буква Ы (в ситуациях, в которых её надо / нельзя писать): шапкИ, ножИ, ночИ, трамваИ, дорогИ, стихИ, рукавицЫ. Во втором, более сложном задании разные гласные (среди которых И / Ы): сЕстрА, пОчтАльОн, крЕслО, чЕлОвЕк, УчИтЕльнИцА, стАдИОн, шАхмАтЫ. Третье задание требует различения Ы / И: цИрк, тЫква, машИна, сЫр, гИтара, сЫн, ножИк, музЫка.
На этом слайде в фокусе буквы Е, Ё, Ю, Я. Ученикам задано отметить, как выделенные в словах буквы произносятся: ель [је], дерево ['е], приехать [је], ёжик [јо], берёза ['о], поём [јо], ящик [ја], рояль [ја], Надя ['а], южный [ју], Тюмень ['у], моют [ју]. Во втором задании надо определить слова, в которых буквы Е, Ё, Ю, Я произносятся как два звука (моя, играет, твоё, читаю, Егор, ёлка, ягода, юбка) и вписать их в левую колонку таблицы, определить слова, в которых эти буквы произносятся как один звук (без звука [ј]) и вписать их в колонку справа: девочка, любовь, Таня, тётя, снеговик. Согласные
Система согласных очень похожа в двух языках. В русском языке есть согласные буквы, которых нет в сербском языке (Й, Щ). Остальные согласные одинаковы, хотя разница в написании есть. Раньше приведены сербские согласные, которых нет в русском языке. Самая большая разница между двумя славянскими языками касается мягких согласных: в сербском языке нет деления согласных на (всегда) твёрдые и (всегда) мягкие, или различного произношения согласных, в зависимости от их окружения. Деление на звонкие / глухие есть, как в русском языке. Ассимиляция и сближение согласных (разные чередования) проходят в обоих языках, но надо упомянуть, что в сербском языке это проявляется не только в произношении, но и в написании (напр. слова БЛИЗКО, ПОЗДНО, СЛАДКО произносятся почти одинаково в обоих языках, но в сербском языке произношение и написание одинаковы: БЛИСКО, ПОЗНО, СЛАТКО).
В первом задании надо подчеркнуть слоги с мягкими согласными: сте-на, Ва-ня, де-во-чка, те-ле-фон, ди-ван, А-лё-ша, те-ле-ви-зор. Во втором задании надо переписать слова, в которых все согласные мягкие: дядя, очередь, стихи, Сибирь. В третьем надо переписать только слова со всеми твёрдыми согласными: шоколад, бабушка, школа, Москва, ножик. В последнем задании требуются знания о звонких / глухих согласных. В слове воКзал произносится [г] вместо [к], в слове Вкусно – [ф] вместо [в], в слове сапоГ – [к] вместо [г], слаДко – [т] вместо [д], блиЗко – [с] вместо [з], Сделать – [з] вместо [с], обеД – [т] вместо [д].
Здесь в первом упражнении надо исправить неправильно написанные слова: зделал – сделал, тетрать – тетрадь, зафтрак – завтрак, пирошки – пирожки, фсе – все, юпка – юбка. Второе задание тестирует знания о группах согласных, в которых в произношении пропускается один из них: грус(т)но, чу(в)ствовать, пожалу(й)ста, здра(в)ствуй, праз(д)ник, радос(т)ный. Эти слова ученики редко пишут без ошибок, как и слова в третьем задании, в котором даны шипящие согласные и группы согласных, которые ученики часто пишут и читают неправильно: муЖЧина, Щенок, Шарф, СЧастье, Щит, СЧитать, плоЩадь, Шапка. Остальные аспекты фонетики
Ударение в русском языке отличается от ударения в сербском (в сербском языке очень сложная система определения ударения). Обучающиеся русскому языку пятиклассники знают особенности русского ударения в связи с гласными О и Ё, и знают, что слог под ударением должен быть сильнее и длиннее безударного. Редукции безударных гласных (кроме О и А) не посвящается особое внимание на этом уровне. Что касается интонации, пока тоже не нужен системный подход, потому что ИК в русском и сербском языке очень похожи, и ученики многое усваивают по аналогии с родным языком. Произношение групп согласных (-сш-, -жж-, -стн-, -здн-, -вств-) ограничивается лексическим минимумом, так как похожих групп в сербском языке нет.
На этом слайде ученики упражняются в сложных «партиях», как слогораздел, тоже написание ударения в словах: са/мо/ваАр, э/квА/тор, дЕ/ду/шка, по/дрУ/га, те/ле/фОн, крА/сна/я. Это трудное задание, потому что ученики ещё не овладели системами слогораздела и ударения в родном языке. Второе задание ученикам очень нравится. В нём надо найти лишнее слово, опираясь только на произношение. В подборе: «ананас – машина – день – город – торт» лишнее слово день, потому что в других словах нет мягких согласных; в группе слов «диван – площадь – банан – соловей – ночь» лишнее слово банан – это единственное слово без мягких согласных; в группе слов «сказка – ужин – девочка – шахматы» лишнее слово девочка (единственное с мягкими согласными); в группе «карандаш – часть – звери – девять» карандаш лишнее слово – в нём все согласные твёрдые. В третьем задании надо добавить мягкий знак – трудное задание, из-за множества способов выразить мягкость в русском языке и отсутствия похожих ситуаций в сербском языке. Примеры: од--ин, дождЬ, д--ерево, гостЬ, малЬчик, десятЬ, семЬя.
В первом задании надо добавить буквы, которых нет в сербском языке. Ученикам даны два слова для каждой буквы, чтобы упростить задание: пожалуЙста / балалаЙка; клЮчи / лЮбимая; овоЩи / заЩита; фамилиЯ / баЯн; матрЁшка / берЁза; семЬя / маленЬкий; крЫша / язЫк; поЭт / Экран. Второе задание сложное, но ученикам интересно исправлять ошибки. «ПОчему я не получил пЯтёрку? Я нарисовал зайчика: он ест слаДкую мОрковку. СоВсем блиЗко стоят Ещё четЫре белкИ. Они едят орехИ и пЬют кофе. Это мОя скаЗка.» В третьем задании надо подчеркнуть слова, которые не произносятся так, как написаны: Сегодня вторник, а завтра среда. Нет ничего, кроме мороженого. Поезд пришёл поздно вечером.
На последнем слайде задания, требующие и знаний, и сосредоточенности. В первом задании надо выделить лишнюю букву (по разным признакам). В группе «Я, Ы, Э, Щ, Ю» лишняя буква Щ, потому что она согласный в группе гласных. В группе «Б, Ж, Д, Т, С» лишняя буква Ж, потому что обозначает всегда твёрдый согласный. В группе «В, Г, К, Л, Й» лишняя буква Й – единственный мягкий согласный. В группе «Э, Я, Е, Ё, Ю» лишний гласный Э, потому что остальные в группе гласные обозначают мягкость предыдущих согласных. В группе «К, Н, Ц, Ч, Ы» лишнее Ы – единственный гласный. В группе «А, И, О, Ы, У» лишняя буква И, потому что только она обозначает мягкость предыдущего согласного. В группе «М, Х, Р, З, П» лишняя буква Х, после которой (в отличие от остальных согласных в группе) нельзя писать букву Ы.
Второе задание требует фонетического разбора слов, т.е. анализа каждой буквы в каждом слове. Такой разбор требует времени и редко состоит из большого числа слов. В основном решается устно. Покажем на примере слова РОЯЛЬ: Буква Р – согласный, звонкий (нет пары среди глухих), произносится твёрдо в этом слове, видно по следующей букве - О. Буква О – гласный, без ударения (значит, произносится как [а]). Буква Я – гласный, с ударением, произносится как два звука [ја], потому что стоит за гласным О. Буква Л – согласный, звонкий (нет пары среди глухих), произносится мягко, потому что после него Ь. Буква Ь – не гласный и не согласный, а знак, обозначающий мягкость предыдущего согласного. Не произносится.
Этот набор упражнений представляет типичные фонетические задания, выполнение которых демонстрирует уровень фонетических (орфографических, лексических) знаний учеников на конце первого года изучения РКИ (или вначале второго года, т.е. в шестом классе). Можно задавать их ученикам в устной форме, или вместе с другими (грамматическими и др.) заданиями оформить комплексный тест для проверки знания, решать как «обычные» упражнения, или в форме викторины (с картинками, иллюстрациями), чтобы ученикам было интереснее.
Для любознательных
Вук Стефанович Караджич, великий реформатор сербского языка (XIX век), создал совершенную азбуку сербского языка по принципу «один звук – одна буква». Основная идея в лозунге: «Пиши так, как говоришь, читай так, как написано».
Презентация на тему: Фонетические и орфографические упражнения по РКИ в 5(6) классе
Какое интересное ваше занятие. Как вы разбираете подробно сходство и отличие двух великих языков.
Вы отличный учитель, ведь самое главное , это когда учитель может точно и понятно объяснить изучаемый материал.
Голос!
Удачи!
Мира, здравствуйте! С интересом познакомилась с Вашей публикацией: "Фонетические и орфографические упражнения по РКИ для 5 (6) класса". Вы сравниваете некоторые элементы русской и сербской азбуки, показываете общие и отличительные черты фонетики двух языков. Материал доступный, понятный, изложен грамотно. Разработка обогащёна яркой, качественной презентацией. Примите голос за ДОСТОЙНЫЙ ТРУД, УСПЕХОВ ВАМ!!!
Мира, здравствуйте!
С интересом познакомилась с Вашей публикацией: "Фонетические и орфографические упражнения по РКИ для 5 (6) класса".
Материал яркий, доступный, понятный, грамотно представлен, решает поставленные задачи.
Презентация качественная, заслуживает внимания.
Примите голос за Ваш неиссякаемый источник вдохновения. Успехов!
С уважением!!!
Благодарю Вас, Елена Викторовна! Именно такие отзывы коллег придают вдохновения и силы! Я очень рада Вашим словам! Успехов Вам и удачи во всём! С уважением, Мира.
Добрый вечер, Мира! В Вашей разработке мне понравилось все: оформление разработки; подобранные разнообразные дидактические задания, упражняющие учеников в грамотности по русскому языку; и презентация. На мой вкус, презентация оформлена эстетично. Информационные слайды выдержаны в спокойных тонах, настраивают учеников на работу, ничего лишнего, отвлекающего. Мне интересно было узнать о сходстве и различиях фонетики двух языков. Публикация является отличным практическим материалом. С уважением и голосом 6, И.В.
Здравствуйте, Ирина Владимировна! Очень рада видеть Вас! Спасибо огромное за внимательный просмотр и положительный профессиональный комментарий! Очень признательна! С уважением, Мира.
Здравствуйте, Мира! Замечательная разработка! Многообразие упражнений поможет ребятам освоить русскую фонетику и не менее сложную орфографию в совершенстве! На ваших занятиях дети узнают много нового, и в интересной форме отрабатывают навыки и умения в произношении и написании слов. Удачи и творческих успехов!
С уважением, Татьяна
Здравствуйте, Татьяна Леонидовна! Благодарю Вас за отзыв и похвальные слова! Мне очень приятно и очень важно узнать Ваше мнение! Спасибо! С уважением, Мира.
Познакомилась с вашим материалом. Как всегда, вы предложили богатый информацией материал! Все подробно рассказано и показано на слайдах. Приводятся примеры для закрепления данной темы. Публикация аккуратно и грамотно оформлена. Примите голос.
Приятно читать материал, изложенный таким грамотным педагогом как Вы, Мира. Интересна подборка упражнений, которые действительно можно использовать в начальных классах. Задачи, выдвинутые Вами, решаются в полном объёме в данной работе. В презентации для каждого упражнения используются уместные картинки, что обогащает её и вызовет дополнительный интерес учащихся. Голос! Успехов.
Мира,ознакомилась с Вашей работой.Методически грамотно подобраны упражнения по фонетике и орфографии.Показана взаимосвязь фонетики и орфографии,что позволяет увидеть закономерности русской орфографии и,следовательно,в ряде случаев значительно облегчает усвоение орфографических правил.Обращаете внимание на особенности звукового строя русского языка.Данный материал даёт возможность работать и над совершенствованием орфоэпической нормы.Презентация!!!(ОТЛИЧНО).Творческих успехов!Мой голос!
Здравствуйте, Валентина Николаевна! Спасибо за комментарий! Очень важно и приятно услышать мнение коллеги профессионала (особенно с точки зрения нерусского). Большое спасибо! С уважением, Мира.
Мира, здравствуйте! С интересом познакомилась с Вашей публикацией. Отличная разработка. Разнообразие упражнений. Материал доступный, понятный, грамотно представлен. Думаю, на Ваши занятия ребята ходят с большим удовольствием, узнают много нового и интересного. Желаю творческих успехов и новых идей. С уважением, Н.В. Примите голос №11.
Здравствуйте, Наталия Владимировна! Благодарю Вас за хорошие слова! Я очень стараюсь, чтобы занятия были ребятам интересны. Им нравятся нестандартные уроки, мне тоже. Спасибо! Всего Вам лучшего! С уважением, Мира.
Добрый вечер, Мира!Заглянула к Вам на страничку и с интересом познакомилась с Вашей публикацией:"Фонетические и орфографические упражнения по РКИ. Всё доступно и понятно, наглядно показано. С удовольствием голосую.