Творческий конкурс для педагогов «Осенний листопад»

 

Творческий конкурс для педагогов «Самая лучшая Зима»

 

Конкурс для педагогов «Лучший конспект урока (занятия)»

 

Конкурсы на нашем сайте ped-kopilka.ru

Внеклассное мероприятие, посвященное 200 - летию со дня рождения Ершова

Внеклассное мероприятие по литературе для 5 класса. Сценарий
«Автор одной сказки…» (внеклассное мероприятие, посвященное 200-летию со дня рождения Петра Павловича Ершова)
Автор: Шепеленко Татьяна Анатольевна, учитель русского языка и литературы МКОУ Рамонской СОШ № 2, Рамонский район, Воронежская область
Описание: Данное мероприятие предназначено для учащихся 5 класса. Его можно приурочить ко дню рождения П.П.Ершова или провести на предметной неделе.
Цель: Закрепить и уточнить знания детей о жизни и творчестве Петра Павловича Ершова и его сказке «Конёк-горбунок».
Задачи:
- Развитие коммуникативных способностей, познавательного интереса, творческого мышления.
- Воспитание бережного и уважительного отношения к книге.
Предварительная работа: знакомство с писателем. Знакомство со сказкой: чтение и пересказ, рассматривание иллюстраций и разных изданий сказки. Подготовить грамоты и призы.

Рассказ учителя:
Добрый день, ребята. Наше сегодняшнее мероприятие посвящается замечательному сказочнику Петру Павловичу Ершову. Нам предстоит разговор о его жизненном и творческом пути, и, конечно же, мы не оставим без внимания его замечательную сказку «Конёк-горбунок».
Пётр Павлович Ершов одился 6 марта 1815 г. в деревне Безруково Ишимского уезда Тобольской губернии (ныне Тюменская область). Отец часто менял места службы, и Пётр успел пожить в Петропавловске (Казахстан), Омске, Берёзове (ныне посёлок Берёзово в Ханты-Мансийском автономном округе).
В детстве он слушал сказки сибирских крестьян, многие запомнил на всю жизнь и сам хорошо их рассказывал. Ершов очень полюбил народные сказки. В них народ остроумно высмеивал своих врагов – царя, бояр, купцов, попов, осуждал зло и стоял за правду, справедливость, добро.
В 1824 г. он поступил в гимназию в Тобольске. В 1830 г. отец добился перевода в Петербург, и Ершов стал студентом университета. Именно в годы учебы он впервые прочитал замечательные сказки А.С.Пушкина.
Петр Павлович тут же задумал написать своего «Конька-горбунка» - веселую сказку о смелом Иванушке – крестьянском сыне, о глупом царе и о волшебном коньке-горбунке. Многое взял Ершов для «Конька-горбунка» из старинных народных сказок.
Сказка была напечатана в 1834 году. А.С.Пушкин прочитал и с большой похвалой отозвался о «Коньке-горбунке». Успех сказки был колоссален.
Когда из печати вышло четвертое издание сказки, Ершов писал: «Конек мой снова поскакал по всему русскому царству, счастливый ему путь!» Сказку узнала вся читающая Россия. Более того, сказка пошла в народ, её пересказывали, каждый по-своему, в разных местностях.
Слава пришла к поэту в 19 лет. Его охотно печатают, но всё, что выходит из-под пера, - лирические стихи, романтические поэмы, драматические повести - не идёт ни в какое сравнение с «Коньком-горбунком». Ершов был рождён сказочником.
Однако юный возраст мешал разобраться в себе, в природе собственного таланта. Окружающая среда также сыграла свою роль. Тяжёлым ударом стал и негативный отзыв В.Г.Белинского. Было и ещё два обстоятельства. Во-первых, сказка далась Ершову легко, писалась «на одном дыхании»; он и сам не понимал значения этого сочинения. Во-вторых, до «Конька» поэт не связывал будущую жизнь с литературным трудом; он был страстным патриотом родного края, его тянуло к просветительской деятельности в Сибири.
В 1834 г. Ершов подал прошение о назначении учителем в Тобольскую гимназию, которое было удовлетворено в 1836 г. В этот период он пробует себя в лирике («Молодой орёл», «Русская песня» и др.), в модном жанре романтической баллады («Сибирский казак»), пишет драматическую повесть в стихах «Фома-кузнец», «Суворов и станционный смотритель». Все эти произведения сейчас уже забыты. А «Конек-горбунок», появившись много лет назад, по-прежнему остается одной из любимых сказок нашего народа.
В 1836 г. Ершов уехал в Тобольск, где прожил до конца жизни. Здесь написана поэма «Сузге», многие лирические и юмористические стихотворения, цикл рассказов «Осенние вечера», эпиграммы.
Пётр Павлович вёл большую просветительскую и воспитательную работу в Тобольске. Он замечательный русский сказочник, талант редкостный, яркий, «волшебный».
Умер 30 августа 1869 г. Похоронен на Тобольском Завальном кладбище. Надпись на памятнике гласит: «Петр Павлович Ершов, автор народной сказки «Конек-Горбунок».

«Конёк-Горбунок» - сказка в стихах. Она насыщена волшебными героями: Жар-птица, огромная рыба и другие. В сказке встречаются устаревшие слова, интуитивно понятные, придающие особый колорит произведению. Сказку Конёк-Горбунок читать одно удовольствие! В ней и юмор, и философия, и, конечно же, чудеса...

Викторина
1 тур «Биография Петра Павловича Ершова»

1. Где и когда родился Пётр Павлович Ершов? (6 марта 1815 г. в деревне Безруково Ишимского уезда Тобольской губернии)
2. В каком году была напечатана сказка? (В 1834г)
3. Где и кем работал Ершов после окончания университета? (Много лет был учителем гимназии города Тобольска).
4. Сколько лет было Петру Павловичу, когда к нему пришла слава? (19 лет)
5. Когда умер и где похоронен Ершов? (Умер 30 августа 1869 г. Похоронен на Тобольском Завальном кладбище).

2 тур «Начинает сказка сказываться»

1. Сколько сыновей было у старика? (Три сына)
2. Продолжите строки:
У старинушки три сына…
(Старший умный был детина,
Средний сын и так, и сяк,
Младший вовсе был дурак).
3. Продолжите строки:
В долгом времени аль вскоре
Приключилося им горе…
(Кто-то в поле стал ходить
И пшеницу шевелить).
4. Как звали старшего брата? (Данило)
5. Как звали второго брата? (Гаврило)
6. Какой откуп даёт «кобылица молодая» Ивану за свободу? (Два коня и конька)
7. Что старшие братья решили сделать с «двумя золотогривыми конями»?
(«Отведём-ка их в столицу,
Там боярам продадим,
Деньги ровно поделим».)
8. Где Иван прятал коней? (В пастушьем балагане)
9. Кто докладывает царю о том, что в «конном ряду» есть два замечательных коня? (Городничий)
10. На что Иван менял коней на базаре? («Два-пять шапок серебра»)
11. Как Иван оказался на службе во дворце? (Царь предложил Ивану эту службу, т.к. кони никого к себе не подпускали).
12. Что стало с братьями Ивана после продажи коней?
(Оба враз они женились,
Стали жить да поживать,
Да Ивана поминать).

3 тур «Скоро сказка сказывается, а не скоро дело делается».

1. Кто является верным помощником Ивана в течение всей сказки? (Конек-горбунок)
2. Кто ворует у Ивана перо Жар-птицы? (Спальник)
3. Царь узнал о том, что у Ивана есть перо Жар-птицы. Какой приказ отдаёт царь Ивану и сколько времени даёт на его выполнение? (Ивану нужно достать Жар-птицу и не больше, чем через три недели, доставить её во дворец).
4. Что берёт с собой Иван, когда отправляется в путь за Жар-птицей? (корыто, пшено, заморское вино)
5. Где прятался Иван, когда поджидал Жар-птицу? (Под корытом)
6. Каким было второе задание царя? (Достать Царь-девицу)
7. Царь-девица готова выйти замуж за царя, если тот выполнит первое задание. Какое это задание?
(«..доставь ты мне в три дня
Перстень мой из окияна!»)

4 тур «Доселева Макар огороды копал, а нынче Макар в воеводы попал».

1. Кто в сказке лежал поперек моря-окияна? (Чудо-юдо Рыба-кит)
2. За что был наказан кит? (он «проглотил среди морей три десятка кораблей»)
3. Кто помог Ивану достать перстень Царь-девицы? (Кит)
4. Сколько лет было Царь-девице? (15)
5. Царь-девица не хочет выходить замуж за старика и предлагает царю омолодиться. Каким способом? (Поставить три котла: «с водой студёной, с водой варёной, с молоком». Необходимо окунуться в каждом)
6. Что происходит с царём в конце сказки?
(«Царь велел себя раздеть,
Два раза перекрестился, -
Бух в котёл – и там сварился!»)
7. Каков финал сказки? (Иван женится на Царь-девице и становится царем).

5 тур. «Кому принадлежат слова»?
1. «Эй, хозяин, полно спать!
Время службу исполнять!» (Конёк-горбунок)
2. «А такая в том нужда,
Что не выйду никогда
За дурного, за седого,
За беззубого такого!» (Царь-девица)
3. «Чем вам, други, услужить?
Чем за службу наградить?»
4. «Поезжай на окиян;
В окияне том хранится
Перстень, слышь ты, Царь-девицы». (Царь)
5. «Надо, царь, мне два корыта
Белоярова пшена
Да заморского вина». (Иван)

6 тур. «Продолжи фразу»
1. «В долгом времени аль вскоре … (Приключилося им горе»)
2. «Всю я ноченьку не спал;
На моё ж притом несчастье,
Было страшное … (Ненастье»)
3. «Братья двери отворили,
Караульщика впустили,
Стали спрашивать его: (Не видал ли он чего?»)
4. «Но, сказать тебе по дружбе,
Это – службишка, (не служба»)

Подведение итогов викторины, награждение победителей.
В конце мероприятия учащимся демонстрируется мультфильм «Конёк-горбунок»

Рекомендуем посмотреть:

Конспект урока по литературе в 5 классе по сказкам А.С. Пушкина Конспект урока литературы в 5 классе по теме: Сказки Андерсена Конспект урока литературы. Басни Крылова, 5 класс Конспект урока литературы по сказкам Андерсена для 5 класса

Похожие статьи:

Конспект урока литературы в 5 классе по программе В. Я. Коровиной

Внеклассное мероприятие по литературе «Путешествие по литературным местам», 5-6 класс

Участник №40 творческого конкурса для детей и педагогов «В гостях у сказки»
Новый год в 7 классе. Сценарий | Классный час о времени для учащихся 5-6 классов
Опубликовано: 3595 дней назад (30 декабря 2014)
Просмотров: 29771
+15
Голосов: 15
Светлана Анатольевна Ковтунова # 30 декабря 2014 в 14:45 +4
Татьяна Анатольевна, замечательное мероприятие. Особенно актуально в преддверии 200-летнего юбилея П.П.Ершова. Вопросы викторины хорошо продуманы, корректно составлены. Интересные туры викторины. Подобные мероприятия способствуют развитию читательского интереса.
Светлана Владимировна Марковская # 30 декабря 2014 в 18:55 +2
Добрый день, Татьяна Анатольевна! Мероприятие интересное, насыщенное. Но я бы добавила конкурс рисунков по сказке "Конек-Горбунок". Дети могли бы нарисовать их заранее, и самостоятельно оценить работы своих одноклассников.
Тамара Николаевна Тишкова # 3 января 2015 в 09:43 +6
Спасибо за интересную информацию. Использовала Ваш материал на уроке.
Анна Артемовна Азирова # 4 января 2015 в 13:06 +6
Думаю, дети узнают много нового о Ершове, оценят его остроумие, подивятся, что в таком юном возрасте, Ершов стал автором такой замечательной сказки. Это встреча со сказкой поможет ребятам полюбить русскую литературу. Можно бы викторину провести после просмотра мультфильма, чтобы детям было легче отвечать на вопросы.
Марина Ивановна Никитюк # 4 января 2015 в 13:15 +6
Здравствуйте, Татьяна Анатольевна. Прочитала разработку внеклассного мероприятие по литературе для 5 класса «Автор одной сказки…», посвященное 200-летию со дня рождения Петра Павловича Ершова. Мне очень понравилось, что вы точно определяете задачи и цели. К каждому блоку удачно подобраны иллюстрации. Я считаю, что больше не надо, потому что будут рассеивать внимание детей. Ведь это всё-таки не урок рисования. Вопросы викторины охватывают не только знание учащимися содержания сказки, но и её героев. Мультфильм, по мотиву произведения Ершова, закрепляет материал. Я обязательно возьму на заметку это мероприятие. Большое спасибо за творческий подход к работе.
Анна Викторовна Купцова # 5 января 2015 в 14:49 +5
Добрый день, Татьяна Анатольевна! «Конёк-Горбунок» одна из моих любимых сказок. С интересом познакомилась с разработанным Вами мероприятием (проводила аналогичное мероприятие для 4-го класса в прошлом году к юбилею этого произведения).
На мой взгляд, достоинством Вашей методической разработки является большое количество вопросов по тексту произведения. Однако хотелось бы высказать некоторые пожелания:
1. Рассказ учителя можно заменить сообщениями учащихся (это будет в большей степени соответствовать деятельностному подходу к проведению образовательного мероприятия).
2. В каждом из туров предлагаемого мероприятия необходимо указать, какая форма работы (фронтальная, групповая или парная) используется (на мой взгляд, они должны чередоваться).
3. В предварительной работе указано рассматривание иллюстраций, поэтому можно было бы использовать в одном из туров задания-иллюстрации.
4. В заключение мероприятия предполагается подведение итогов викторины и награждение победителей, но не описана система оценки ответов учащихся.
Ольга Третьякова # 11 января 2015 в 17:16 +7
Ершов - необычный сказочник, у него все по-особенному... Зато какая сказка получилась))) У меня муж её наизусть всю знает и частенько деткам нашим рассказывал... они всегда были в восторге))) А ваши ученики, судя по предложенным вопросам знают её на отлично))))
Светлана Владимировна Бузмакова # 11 января 2015 в 17:22 +7
Интересное мероприятие у вас получилось. Спасибо, Татьяна Анатольевна, за приглашение. С удовольствием вспомнила сказку "Конек - горбунок". Подобрано большое количество вопросов. Спасибо за работу. Голос.
Ирина Юрьевна Ручина # 11 января 2015 в 17:42 +7
Татьяна Анатольевна, спасибо за приглашение. Познакомилась с вашей разработкой. Внеклассное мероприятие по литературе получилось у Вас очень интересное, насыщенный, мне понравился. Творческих Вам успехов и вдохновения. Примите мой голос. +1!!!
Александр Семенович Жбанов # 11 января 2015 в 18:29 +6
Господин Ершов Петр Павлович непременно достоин того, чтобы его день рождения отмечали таким размахом! Замечательный сценарий мероприятия, Татьяна Анатольевна! Красивые иллюстрации, интересное содержание. Участники данного мероприятия должны основательно знать содержание "Конька-горбунка", иначе наград не видать! Спасибо Вам!+1
Шубин Сергей Ефимович # 9 февраля 2015 в 16:51 +3
Ответ Жбанову. Ув. Ал-р Семёнович! Вы глубоко ошибаетесь, когда пишете о П.П.Ершове, что он "непременно достоин" и т.д., поскольку настоящим автором "Конька" является А.С.Пушкин, использовавший Ершова в качестве своего подставного автора. Впервые сомнения в авторстве сказки были высказаны в 1992г. (газ. "Голос") старейшим пушкинистом Александром Лацисом, который, подсобрав доказательств, в декабре 1996г. издал статью "Верните лошадь!" Но через три года Лацис умер. Однако в 2012г. диалектологи Касаткины провели текстологическую экспертизу "Конька" и обнаружили в нём руку Пушкина. В июле 2014г. я лично передал в Пушкинскую комиссию ИМЛИ РАН свою книгу "Пушкин глазами следователя", в которой на 512стр. представил достаточное число новых доказательств пушкинского авторства "Конька", однако председатель комиссии В.С.Непомнящий в течение нескольких месяцев не мог прочесть мою книгу, ссылаясь, что он болен, не может читать и вообще недееспособен. О последнем я сообщил Президенту РАН РФ Фортову, спросив при этом - зачем мучают бедного Непомнящего и парализуют работу Пушкинской комиссии. Свою книгу я послал также в Пушкинский дом (ИРЛИ РАН) и подарил РГБ (быв. "Ленинка"). Имеется она и в некоторых областных библиотеках. Однако преодолеть медлительность наших учёных, к которым вполне подходят слова Пушкина "Мы ленивы и нелюбопытны", пока трудно. И поэтому несмотря на все мои предупреждения (в Минкультуры, Губернатору Тюменской области и даже президенту РФ), юбилей лже-автора Ершова, вероятно, отмечать будут. Даже и в условиях кризиса!
Мария Анатольевна Соколова # 20 февраля 2015 в 16:09 +2
Здравствуйте, Наталья Анатольевна! С большим удовольствием познакомилась с вашим мероприятием, т.к. сама несколько лет назад разработала и провела подобное мероприятие по сказке П.П.Ершова "Конёк-горбунок" для учащихся 4-х классов. В Вашем уроке много интересных вопросов. Только вот нет уточнения, как проходит викторина: по командам или каждый индивидуально отвечает на вопросы. А вообще, сказка "Конёк-горбунок", мне кажется,настолько интересна и мелодична, что интерес к ней никогда не устареет. Спастибо за увлекательный материал! Успехов в работе!
Снежана Анатольевна Колесникова # 20 февраля 2015 в 17:26 +2
Татьяна Анатольевна, здравствуйте. Прочитала Вашу работу. Сразу по поводу её оформления. Цель отвечает на вопрос ЧТО. Предложенный Вами рассказ мне показался слишком длинным. Скорее всего Вы его рассказывал не сами, а читали. Детям, впрочем как и взрослым очень трудно воспринимать считываемый текст, особенно когда в нём столько дат и событий.
Мне кажется, Ваш рассказ можно было сопроводить слайдами презентации. Тогда у детей работал бы не только слуховой, но и зрительный анализатор. А это вдвое увеличивает количество запоминающей информации. Хорошая идея предложена коллегой в предыдущем комментарии. Такой рассказ хорошо было разбить между детьми. Причем информацию дети должны найти сами. Вы только проконтролировали бы результаты поиска.
Викторина интересная. Подобраны разные задания: и закончить фразу, и полностью ответить на вопрос.Хотелось бы увидеть фото данного мероприятия.
Удачи!
Евгения # 9 марта 2015 в 14:31 +1
Добрый день, уважаемая Татьяна Анатольевна! Воспользовалась Вашим материалом для презентации. Спасибо! Творческих успехов Вам!