Творческий конкурс для педагогов «Яркая Весна»

 

Конкурс для педагогов «Лучший конспект урока (занятия)»

 

Конкурсы на нашем сайте ped-kopilka.ru

Масленица в 6 классе

Масленица и другие праздники (РКИ в шестом классе)
Автор: Симеунович Мира, учитель русского языка в ОШ «Кнез Сима Маркович», город Белград, Сербия.
Описание: Уважаемые коллеги, предлагаю Вашему вниманию работу, в фокусе которой обучение русской культуре учеников в сербской школе. Обучение культуре (в том числе традициям) народа – носителя изучаемого иностранного языка является одним из самых важных сегментов современного обучения иностранным языкам. Именно этот подход и лежит в основе этой работы.
В рамках темы «Праздники» мы с учениками шестого класса провели открытый урок для закрепления знаний о русских праздниках в целом, особенно о Масленице. В нормальных условиях урок на эту тему можно провести ещё креативнее, но в таких обстоятельствах, в условиях пандемии мы сделали то, что возможно.
Урок проведён с учениками, возраст которых 11 – 12 лет, которые впервые встречаются с Масленицей. Надо подчеркнуть, что их пятый класс тоже прошёл в чрезвычайных обстоятельствах – почти полгода обучение проходило дистанционно.
Назначение: работа назначается всем любопытным педагогам, всем творческим учителям и ученикам, любого возраста и специальности. Может послужить идеей для творческой работы, досуга, проектной или внеклассной деятельности.
Цель: расширение знаний о праздниках, о православных традициях русского народа
Задачи: расширять знания о близком и родном русском народе; развивать познавательный интерес к русской культуре и языку; воспитывать уважение к народным традициям славян; развивать трудолюбие, креативность, творческие способности и таланты; закреплять семейные ценности.

Подготовка
О праздниках мы с шестиклассниками говорили на предыдущем уроке, упомянули самые главные праздники в России, особенно те, которые не отмечаются в Сербии (День защитника Отечества, День учителя, Масленица). Говорили о кукле-Масленице, о блинчиках, ученикам даны ссылки на записи, показывающие изготовление кукол, распечатаны дополнительные тексты, чтобы они лучше ознакомились с Масленицей. Договорились, что на этом уроке повторим то, что узнали, поговорим ещё раз о праздниках.
Так как уроки у нас продолжаются только полчаса, времени на изготовление кукол на уроке не было. Договорились, что те, у которых есть возможность, могут изготовить куклы дома. Начало и конец урока мы посвятили праздникам в целом, а центральную часть – Масленице. У нас в гостях были два педагога и психолог нашей школы, все они были очень довольны показанной креативностью учеников.

Ход урока
Вводная часть урока (5 минут)
Ученики в первых минутах урока решали интересное задание: соединяли названия праздников и даты / время, когда их отмечаем. (Задание было написано так, как на слайде выше). Даны, конечно, русские праздники, хотя некоторые из них отмечаются и в Сербии: День Победы – 9 мая; Пасха – апрель/май; День женщин – 8 марта; День учителя – 5 октября; Новый год – 31 декабря; Масленица – февраль/март; День защитника отечества – 23 февраля; Рождество Христово – 7 января.
Центральная часть урока (20 минут)
Главная часть урока была посвящена Масленице.
Сначала мы прочитали короткий текст из истории праздника (часть текста из интернета). Этот текст ученики получили на предыдущем уроке и надо было прочитать его дома.


«Неделя русской масленицы имела два периода: узкую и широкую масленицу. С понедельника по среду шла подготовка, а с четверга по воскресенье начиналось само празднование.
В понедельник происходила встреча масленицы. В начале недели дети делали соломенную куклу, собирались в кучки и ходили по домам, где их угощали блинами.
Вторник был днём молодых семей, которые собирались и катались на санках. Во всех домах пекли блинчики и приглашали гостей. В этот день неженатые люди присматривали себе пару.
В среду, по традиции, ходили к тёще на блины. А те, кто не был женат, шли на горку и катались на санках.
В четверг начинался второй этап празднования. Наступала торжественная часть, обязательно устраивались кулачные бои, перетягивание каната, различные весёлые соревнования, всеобщие застолья.
В пятницу приходила очередь тёщи идти в дом своей дочки и зятя и угощаться блинами. Зять должен был сам пригласить мать жены на блины, это считалось оказанием чести семье жены.
В субботу за столом собирались молодые девушки и женщины.
В воскресенье все просили друг друга о прощении, забывали обиды, проведывали умерших на кладбище, приносили с собой блины, а также жгли чучело Масленицы.
В костёр бросали остатки блинов и других вкусностей, тем самым подтверждая начало Великого поста. Таким способом детям объясняли, что вся сытная пища сгорела в костре.»

Потом ученики отвечали на следующие вопросы:
Когда русские празднуют Масленицу?
- Русские празднуют Масленицу в конце февраля или в марте, перед началом Великого поста. Время празднования зависит от Пасхи.
Сколько продолжается этот праздник?
- Масленица продолжается одну неделю.
Что символизирует Масленица?
- Масленица означает окончание зимы, скорое приближение весны.
Почему блинчики являются символом Масленицы?
- Русские говорят, что блин круглый, как солнце, горячий, как солнце, жёлтый, как солнце.
Какой ещё символ Масленицы? Некоторые считают, что это самый главный символ.
- Символ тоже кукла-чучело, которую делают из соломы, старых тряпок, дерева…
Что делают русские в течение праздника? Как празднуют?
- На русскую масленицу люди празднуют всю неделю, едят блинчики, ходят друг к другу в гости, посещают близких и родных людей, ходят на гулянья в парки.
Чем они, по традиции, занимаются?
Если падает снег, они катаются с горок и участвуют в разных весёлых соревнованиях, если нет снега, то устраивают гуляния и различные игры: перетягивание каната, бег в мешках…
Что делают русские в конце праздника? Почему?
- В последний день Масленицы русские сжигают куклу-чучело. Считается, что таким образом происходит очищение грехов и начало новой жизни – весны…
Что вам особенно нравится из русских обычаев?
- Мне очень нравится обычай есть блинчики…
- А мне нравится сжигание куклы…
(Последнее потому, что ничего похожего нет в нашей традиции.)


Заключительная часть урока (5 минут)
В заключительной части урока ребята решали анаграммы: в первом столбце – православные праздники (Пасха, Рождество, Масленица), в среднем – важные праздники, название которых состоит из двух слов (День Победы, Новый год, День рождения). В третьем столбце – слова, связанные с Масленицей (чучело, весна, блинчики). Ребята очень быстро решили анаграммы и записали решения на доске.

Ребята показывали свои куклы – выходили к доске и рассказывали, что у них кукла-Масленица, которую русские сжигают в последний день праздника. Говорили, из чего их куклы (из соломы, тряпок, дерева, ткани, ниток; из веток дерева, одетых в бумагу…).
Мы, конечно, не могли сжечь куклы на уроке. Не могли даже угощаться блинчиками, зато угощались сладостями – шоколадками и конфетами. Положили их на тарелки, которые принесла одна из девочек (с Машей и медведем), и мы окончили урок очень весело. На самом конце урока, один из мальчиков пригласил друзей на угощение словами:
«Давай, подходи, и других приводи, у дядюшки Степана торговля без обмана! А вот шоколад! Купил плитку-будешь рад! Покупай шоколад! Мармелад, шоколад! Кому надо мармелад? Кому надо шоколад? Вот он! Вот он!»


Спасибо за внимание!

Рекомендуем посмотреть:

Сценарий школьного мероприятия «Масленица» Проводы зимы. Масленичные гуляния для 5-6 классов. Сценари Игра викторина "Поле чудес" на Масленицу для учащихся 5-9 классов Масленица в России и в Германии. Традиции

Похожие статьи:

Конкурсы для школьников на Масленицу

Масленица в школе

Внеклассное мероприятие по английскому языку на тему «Масленица» в 4 классе

Масленичные забавы в начальной школе. Сценарий

Масленица. Сценарии праздника для школьников

Интересные способы закрепления глаголов движения (РКИ в основной школе) | Из опыта работы учителя русского языка и литературы. Достижения секции русского языка в 2021 году
Опубликовано: 416 дней назад (31 марта 2021)
Просмотров: 1939
+5
Голосов: 5
Ольга Анатольевна Котенко # 9 апреля 2021 в 17:05 +3
Мира, здравствуйте! Вы большая умница! Замечательный урок!
Обучение культуре народа – носителя изучаемого иностранного языка является одним из самых важных сегментов современного обучения иностранным языкам! Детям несомненно было интерсено и занимательно на Вашем занятии! Голос!
Мира Симеунович # 2 мая 2021 в 20:51 0
Огромное спасибо, Ольга Анатольевна! Очень приятно! Всего Вам хорошего!
Галина Васильевна Егорова # 12 апреля 2021 в 17:13 +2
С большим интересом прочитала ваш конспект! Вы с детьми проделали большую работу в сборе информации, изготовлении кукол, изучении национальных праздников. Весь урок насыщен новыми знаниями, познавательными заданиями - играми. И детям, и взрослым будет интересно еще раз вспомнить о русских традициях. Спасибо вам и примите голос!
Мира Симеунович # 2 мая 2021 в 20:52 0
Большое спасибо за внимание и комментарий, Галина Васильевна! Творческих Вам успехов!
Елена Васильевна Бычкова # 26 апреля 2021 в 00:37 +1
Здравствуйте, Мира! Всегда интересно знакомиться с опытом работы коллег из других стран. Поэтому с удовольствием захожу к Вам на страничку и с большим интересом прочитываю публикации. Вижу много общего в подходах к организации работы с детьми, в методических приёмах. Но чувствуется и неповторимый привкус, оригинальность, индивидуальность, вносимые лично Вами.
ГОЛОС, бесспорно!
Мира Симеунович # 2 мая 2021 в 20:53 +1
Елена Васильевна, благодарю Вас за отзыв! Очень рада Вашим словам! Спасибо за поддержку и позитив! Успехов!
Елена Юрьевна Деришева # 22 мая 2021 в 12:41 +1
Добрый день, Мира! Интересный познавательный урок у вас получился. Успехов вам!