Лексико-грамматический тест по РКИ в 7 классе (инициальная проверка знаний)
Автор: Симеунович Мира, учитель русского языка в ОШ «Кнез Сима Маркович», город Белград, Сербия
Назначение: работа назначается учителям РКИ, учителям начальных классов, учителям иностранных языков.
Описание: предлагаю Вашему вниманию тест по русскому языку для учеников седьмого класса в Сербии, которые изучают русский язык как второй иностранный. Тест выполняется в самом начале учебного года, и он направлен на повторение и обобщение программы шестого класса. В шестом классе изучается очень сложный и объёмный грамматический материал, поэтому тест непростой, задания касаются разных частей речи, различных форм слов и выражений. Таким образом, проводится проверка и резюме того, что проходили в предыдущем году.
В языковых системах сербского и русского языков много общего и этот факт облегчает изучение, но в то же время является причиной немалых трудностей в изучении. Это потому, что школьники ещё не вполне осознанно усвоили свой родной язык и не совсем осмысленно владеют им.
В этом смысле изучение русского языка в основной школе помогает сербским ученикам лучше понимать родной язык. Совершенствуя навыки сравнения с иностранным, но близким языком, ученики развивают логическое мнение, умение анализировать и делать выводы, находить аналогичные случаи употребления лексических / грамматических форм.
Цель: проверка языковых знаний (лексико-грамматических, коммуникативных компонентов русского языка), пройдённых в шестом классе.
Задачи: проверить грамматические знания учеников: склонение имён прилагательных, местоимений, существительных и их употребление в предложениях; применение видовременных форм глаголов русского языка в настоящем и прошедшем временах; тестировать употребление пройдённого лексического материала (в определённых коммуникативных ситуациях, в синонимичных выражениях и т.п.); провести контроль соблюдения орфографических норм русского языка.
Форма проведения и использованные материалы: тест выполняется индивидуально, работа продолжается 60 минут. Используется распечатанный тест для каждого ученика.
ТЕСТ
1. В первом задании тестируются знания o склонении прилагательных и местоимений (личных и притяжательных). В скобках даны формы, которые требуются в предложениях (в смысле рода и числа).
Слова из скобок напиши в нужной форме:
1. У меня есть брат, а у НЕГО сестра.
2. Под ТОЛСТЫМ снегом нет цветов.
3. Ребята говорили о тебе со МНОЙ.
4. Брату купили футбольный мяч, а сестре МАЛЕНЬКОГО щенка.
5. У моей НОВОЙ подруги красивое платье.
6. В ТВОЕЙ стране много интересных мест для отдыха.
7. На ПЕРВОМ этаже библиотека, на втором учебные кабинеты.
8. Я узнал о ВАШИХ успехах в прошлом году.
9. Мы с НЕЙ давно знакомы.
10. Мои любимые книги стоят на ВЕРХНЕЙ полке.
2. Во втором задании ученикам предлагается написать свои варианты ответов на высказывания, так как возможно несколько правильных ответов.
Напиши ответы к этим высказываниям:
1. Большое спасибо! – НЕ ЗА ЧТО. / ПОЖАЛУЙСТА.
2. Приглашаю тебя на день рождения. – СПАСИБО, Я ОБЯЗАТЕЛЬНО ПРИДУ. / Я, К СОЖАЛЕНИЮ, НЕ МОГУ ПРИЙТИ. / СПАСИБО ЗА ПРИГЛАШЕНИЕ.
3. Ты хочешь пойти со мной на концерт? – Я ОЧЕНЬ ХОЧУ ПОЙТИ, НО НЕ МОГУ. / СПАСИБО, ПОЙДУ С УДОВОЛЬСТВИЕМ. / НЕТ, СПАСИБО, У МЕНЯ НЕТ ВРЕМЕНИ.
3. В шестом классе изучаются имена существительные мужского рода, оканчивающиеся на твёрдый согласный (стол, ученик), на мягкий согласный (учитель, апрель); существительные женского и мужского рода на -а / -я (весна, папа, кухня, дядя); существительные среднего рода на -о / -е (зеркало, поле). Склонение существительных мужского рода (тем самым и среднего) в русском и сербском языке в большой мере совпадают, но в женском роде почти нет совпадений.
Выбери правильную форму слова и внеси её в предложение:
1. Дедушке уже 84 ГОДА, а бабушке 79 лет.
2. Ребята, выучите новые СЛОВА.
3. Мама вышла из комнаты и вошла в КУХНЮ.
4. У меня нет брата, но есть две СЕСТРЫ.
5. После АПРЕЛЯ наступает май.
6. Мы играем в теннис, а он увлекается МУЗЫКОЙ.
7. Саша провёл день с папой на СТАДИОНЕ.
8. На матче было много МАЛЬЧИКОВ и только одна девочка.
9. У нашей БАБУШКИ есть старый самовар.
4. В четвёртом задании проверяются глаголы в настоящем и прошедшем времени. В основном спряжения глаголов усваиваются учениками хорошо, кроме возвратных глаголов. Формы прошедшего времени им тоже несложны, так как в основном совпадают со сербскими, также, как и приставки в глаголах совершенного вида, которые на этом уровне изучения языка почти одинаковы с сербскими.
Подчёркнутые глаголы напиши в нужной форме:
1. Они говорят по-русски, но никогда раньше не ГОВОРИЛИ с русскими.
2. Мы рисуем собаку, а Иван не РИСУЕТ. Говорит, что он её НАРИСОВАЛ на прошлом уроке.
3. Настя занимается спортом, а я не ЗАНИМАЮСЬ. Мой брат ЗАНИМАЛСЯ плаванием в прошлом году.
4. Витя пишет письмо другу, а кому ты ПИШЕШЬ? Никому. Я вчера НАПИСАЛ маме открытку.
5. Я не знаю, где этот памятник, но мой брат ЗНАЕТ. Ты уже УЗНАЛ, где он находится?
5. «Скажи по-другому!» - задание с хорошо знакомыми выражениями, которые надо написать в другой форме, которую ученики тоже знают.
Скажи по-другому:
1. Добрый день! – ЗДРАВСТВУЙТЕ! (ПРИВЕТ!)
2. Мне очень нравится балет! – Я ОЧЕНЬ ЛЮБЛЮ БАЛЕТ!
3. До свидания. – ДО ВСТРЕЧИ. (ПОКА!)
6. В шестом задании в фокусе глаголы движения, которых нет в сербском языке, и ученики понимают их без труда, но употребляют с ошибками. Поэтому форма задания несложна, и заданы не только глаголы движения.
Подчеркни правильную форму глагола:
1) Куда ты обычно ездишь летом?
– Мы с родителями всегда ЕЗДИМ на море.
2) Посмотри! Как быстро она идёт!
А обычно она ХОДИТ медленно.
3) Могу ли я здесь купить билеты на концерт?
– Нет, билеты можно КУПИТЬ в кассе.
4) Ты выпил оранжевый сок?
– Нет, не выпил. Сейчас ПЬЮ.
5) Куда вы идёте?
– Мы всегда ХОДИМ в кино по субботам. Вот и сегодня.
7. В последнем задании надо задать вопросы. Тестируется умение учеников узнать логическое ударение, и задать простой вопрос типа: где, когда, кому… (в основном падежные вопросы, совпадающие с сербским языком).
Что надо спросить?
1) Лена пошла на выставку. Куда пошла Лена?
2) В сентябре начинается новый учебный год. Когда начинается новый учебный год?
3) Свете двенадцать лет, а Маше тринадцать. Кому двенадцать лет?
4) Наши друзья вчера были в кино. Где были наши друзья?
5) Маленькая Таня очень любит свою бабушку. Кого любит маленькая Таня?
6) Он читает газету. Что он читает?
Такие тесты по русскому языку в сербских школах не обязательны, тем самым оценки не являются необходимыми. По-моему, оценками надо наградить самых успешных, тоже тех, которые показали знания, выше ожидаемого уровня. Таким образом в самом начале учебного года формируется положительная атмосфера в классе, воспитывается позитивное отношение к русскому языку и желание изучать его.
Важнее оценок для учителя являются реальные результаты, показывающие средний уровень знания учеников. Кроме того, учитель может проделать и своеобразную самооценку.
Спасибо за внимание!
Похожие записи:
Тест по информатике с ответами, 9 класс. Табличный процессор
Тематическое планирование по английскому языку, 3 класс. УМК Биболетова
Тест по русскому языку по теме: Слово, 3 класс
Тест с ответами по русскому языку, 4 класс