«Лето по-русски» - Часть 1: Летняя школа в Лобачевском
Автор: Симеунович Мира, учитель русского языка в ОШ «Кнез Сима Маркович», город Белград, Сербия.
Назначение: материал назначается всем любопытным педагогам, особенно учителям иностранных языков.
Описание: уважаемые коллеги, предлагаю Вашему вниманию небольшой отчёт о летней школе в университете им. Н. И. Лобачевского, которую проходили мы с коллегой в Нижнем Новгороде с 18 июля по 8 августа. (Во второй части я постараюсь перенести свои впечатления об этом сказочном, очаровательном городе.)
Цель: распространение педагогического опыта
Задачи: ознакомить коллег с университетом им. Н. И. Лобачевского; рассказать об организации летней школы; подчеркнуть значение постоянного обучения; поделиться опытом общения и работы с иностранными студентами.
Об университете. Национальный исследовательский государственный университет имени Н. И. Лобачевского в Нижнем Новгороде является первым высшим учебным заведением города. Открыт в 1916 году, статус государственного получил в 1918 году, а с 1956 года университету присвоено имя великого учёного-математика Николая Ивановича Лобачевского.
Сегодня это заведение является одним из лучших университетов в Российской Федерации, которому в 2009 году присвоен статус национального исследовательского университета. Сегодня удивляют следующие факты: 400 профессоров, 1200 доцентов и кандидат наук работают здесь; 19 факультетов и институтов входят в состав университета, 6 научно-исследовательских институтов, и ещё 4 филиала; более 1000 иностранных студентов и аспирантов из более чем 100 стран мира обучаются в Лобачевском в настоящее время.
Здесь проводят программы предвузовской подготовки, курсы РКИ, летние школы. Университет реализует сотрудничество с 40 странами с целью привлечения учёных мирового уровня. Реализуется также обмен студентами и преподавателями (в рамках проекта Академической мобильности).
Университет славится именно исследовательской деятельностью, инновациями в сферах физики, медицинских наук, вычислительной техники.
О летней школе. В университете Лобачевского регулярно организуют школу «Лето по-русски» для иностранных студентов, но в этом году предоставили возможность участия преподавателям РКИ из Сербии, так как университет уже сотрудничает с факультетами и гимназиями в Сербии. Стипендии Министерства образования РФ для участия в летней школе получили мы с коллегой, которая преподаёт русский язык в гимназии. Мы прошли конкурсный отбор на бесплатное обучение в рамках квоты, который организовало представительство Россотрудничества в Сербии (Русский дом). Так мы и приехали в Россию, провести лето «по-русски» в Нижнем.
Занятия в летней школе проводят преподаватели Института филологии и журналистики (ИФиЖ). Кафедра преподавания русского языка в других языковых средах обеспечивает преподавание русского языка иностранным студентам, слушателям подготовительного отделения ННГУ. Программы рассчитаны на разные сроки подготовки с учётом разных уровней знания языка. Сотрудниками ИФиЖ разработаны учебные и учебно-методические пособия для обучения и тестирования иностранных студентов, которые готовятся к обучению в вузах России, на русском языке.
Кафедра сотрудничает с ведущими научными учреждениями России, участвует в подготовке и проведении олимпиад по русскому языку для школьников и иностранных учащихся (в том числе и «НИС олимпиады» в Сербии). Очень интересно и приятно было узнать, что в ИФиЖ работает Сербский центр, что есть студенты, которые изучают сербский язык.
Организация обучения. Летняя школа – подробно запланированная программа, которая продолжается три недели. Состоит из учебной части, которая проводится в университете, и культурной части, которая подразумевает различные активности с целью ознакомления с городом, с культурой русского народа. Студентов разделяют в группы, в зависимости от уровня владения русским языком. После пройдённой программы, все получают Сертификаты и 4 ECTS балла (European Credit Transfer Sуstem/ Европейская система перевода и накопления баллов).
Вот как протекла летняя школа:
Каждый день занятия по русскому языку начинались в 9:00, продолжались до 12:15. После обеда иногда были лекции (с 13:30 – 15:00), а иногда экскурсии. В рамках летней школы организованы следующие экскурсии: пешеходная экскурсия по городу, экскурсия в Кремль, автобусная экскурсия по городу, пароходная экскурсия по Оке и Волге, экскурсия в Городец, поездка на Канатной дороге, посещение планетария и Музея архитектуры и быта, поездка в Казань... Вне официального плана экскурсий мы с коллегой ездили в столицу золотой хохломы – Семёнов, посетили: большие городские парки (Парк культуры и Швейцарию), музей-усадьбу Рукавишниковых и другие достопримечательности города.
На занятиях занимались сложными языковыми сегментами русского языка, среди которых и следующие:
- согласование числительных с существительными,
- видовременные формы глаголов и префиксальные глаголы,
- выражение причины, цели, времени в сложных предложениях,
- синонимы – антонимы в разных частях речи.
На материале СМИ обсуждали разные темы: систему образования и выбора профессии, проблему трудоустройства молодых людей, вопросы любви и брака, тему здоровья, семейных отношений и многие другие темы.
На лекциях слушали о вопросах языка и культуры с точки зрения истории, учитывая общественные, экономические или политические обстоятельства России, Европы и всего мира. Особенно понравились лекции профессора Университета Глазго (Шотландия) Шамиля Хайрова, филолога, который преподаёт на кафедре славянской филологии более 20 лет.
Хочется упомянуть людей, которые организовали летнюю школу и постарались, чтобы наше с коллегой пребывание в Нижнем Новгороде было очень приятным. Приведу, конечно, не все имена, а только тех членов команды университета, с которыми мы имели возможность познакомиться, от которых получали инструкции, советы, помощь: Баландин Кирилл Валерьевич – помощник ректора по международной деятельности и Смирнова Екатерина Евгеньевна – руководитель центра образовательных программ для иностранных граждан (они оба уже сотрудничали с Сербией и очень гостеприимно встретили нас); Ерушкина Лилия Владимировна – начальник отдела по работе с иностранными обучающимися и Бедный Александр Борисович – проректор по международной деятельности (ввели нас в летнюю школу, следили за тем, чтобы всё протекло без проблем); занятия в нашей группе вела прекрасная Макарова Марина Дмитриевна. Спасибо им всем за открытость, любезность, сотрудничество!
Личные впечатления. Летняя школа, по-моему, организована безупречно: студентам даны подробные объяснения, детальные инструкции. Каждому было ясно, куда обратиться с вопросом в связи с учёбой, состоянием здоровья или проблемой с визой напр. Опытные преподаватели уделяли внимание каждому из студентов, всегда были готовы помочь.
Нас поразило то, что для каждой группы были обеспечены волонтёры из ряда русских студентов, говорящие на языке группы (хотя общим языком был английский). Они старались, чтобы иностранные студенты быстрее и легче ориентировались в городе, оказывали любой вид помощи, предлагали, как и куда пойти и поехать. Такой вид организации оказался совершенно эффективным, потому что, с одной стороны, экономил время и, с другой, допускал общение между молодыми людьми.
То, чем драгоценна летняя школа для нас (преподавателей), это опыт общения и работы с иностранными студентами, которые не являются носителями славянских языков, которые в Россию приехали из самых разных стран мира (из Китая, Таиланда, Сингапура, Бельгии, Мексики, Ливии, Ирака, Южной Кореи, Румынии). У нас была возможность пробовать свои силы в обучении студентов из Южноафриканской Республики, которые никогда раньше не изучали русский язык (приехали, чтобы учиться в IT-школе после подготовительного курса языка). Именно общение на русском и (почти одновременно) на английском языке – неповторимый профессиональный вызов.
Очень интересно было сравнить методики обучения РКИ в университете Лобачевского с методиками и приёмами, которые применяют учителя РКИ в Сербии. Они, конечно, разные, потому что различны возраст и сроки обучения, так же, как и начальные позиции обучающихся (разные их родные языки и степени их сходности с русским языком).
Языковые занятия, конечно, всегда очень полезны, так как в наше время (время «непрерывного обучения») надо постоянно учиться. Поскольку мы учимся именно иностранному языку, непростой науке, которой невозможно полностью владеть, то абсолютно необходимо практиковаться как можно больше. В этом смысле, драгоценной является возможность упражняться в живой русской речи, общаться с настоящими русскими на их чудесном языке, в который мы давно влюбились.
Открытие летней школы «лето по-русски»
Всем успехов! Спасибо за внимание!
Рекомендуем посмотреть:
Летнее мероприятие при Центре детского творчества
Интеллектуальная шахматная игра в летнем лагере
Похожие статьи:
Летние детские подвижные игры