Творческий конкурс для педагогов «Осенний листопад»

 

Творческий конкурс для педагогов «Самая лучшая Зима»

 

Конкурс для педагогов «Лучший конспект урока (занятия)»

 

Конкурсы на нашем сайте ped-kopilka.ru

Использование нетрадиционных техник рисования в детском саду

Самообразование по теме "Использование разнообразных техник нетрадиционного рисования"
Автор: Моисеева Наталья Валентиновна, воспитатель ГБОУ г. Москва СОШ № 1464 (дошкольное отделение)
Данный материал будет полезен воспитателям детских садов, гувернантам, родителям детей среднего дошкольного возраста.
Цель: Приобщение детей к нетрадиционным техникам рисования.
Задачи:
Показать разнообразие нетрадиционных способов рисования.
Раскрыть положительные аспекты использования нетрадиционных техник рисования с детьми на всех стадиях развития.
Выявить положительное влияние на психическое состояние ребёнка.
Содержание:
1. Введение.
2. Виды и техники нетрадиционного рисования, используемые в средней группе ДОУ.
3. Непосредственно образовательная деятельность " Первоцветы"
4. Заключение.
5. Список используемой литературы.
Ожидаемый результат:Повышение уровня освоения изобразительного искусства детьми.
Использование нетрадиционных техник рисования в средней группе ДОУ.
Дети с самого раннего возраста пытаются отразить свои впечатления об окружающем мире в изобразительном творчестве. Существует много приёмов с помощью которых можно создавать оригинальные работы не имея художественных навыков. Рисование имеет огромное значение в формировании личности ребёнка. Особенно важна связь рисования с мышлением ребёнка. При этом в работу включаются зрительные, двигательные, мускульно-осязаемые анализаторы. Кроме того , рисование развивает интеллектуальные способности детей, память, внимание, мелкую маторику рук,учит ребёнка думать и анализировать, соизмерять и сравнивать,сочинять и воображать. Для того, чтобы развивать творческое воображение у детей, необходима особая организация изобразительной деятельности.
Рисование нетрадиционным способом, увлекательная, завораживающая деятельность, которая удивляет и восхищает детей. Ребят привлекает нетрадиционная техника тем, что можно рисовать чем хочешь и как хочешь., также эти способы позволяют детям быстро достичь желаемого результата, которого с помощью обычной техники рисования ещё трудно сделать. Здесь же развитию творчества нет границ: кляксография, рисование пальчиками и ладошками, тычёк жесткой полусухой кистью, скатывание бумаги, оттиск смятой бумагой, восковые мелки+акварель, свеча+акварель, точечный рисунок, набрызг, отпечатки листьев, штампами из поралона и овощей, ниткография, монотипия, рисование на мокрой бумаге, коллаж, печать пробками, рисование ватными палочками, рисование песком, мыльными пузырями, печать по трафарету, пластилинография, раздувание краски.
Каждая из этих техник-это маленькая игра, где дети чувствуют себя раскованнее, увереннее, где даётся детям возможность выражения собственных фантазий и самовыражению в целом. Нетрадиционные техники рисования демонстрируют необычные сочетания материалов и инструментов. Достоинством таких техник является универсальность их использования. Разнообразие техник способствует выразительности образов в детских рисунках. Овладение техникой изображения доставляет малышам радость, если строить деятельность с учётом специфики возраста детей.
Моя работа по использованию нетрадиционных техник рисования ведётся в средней группе. Использую я такие техники:
Рисование методом тычка
Достаточно взять любой подходящий предмет, например, ватную палочку. Опускаем ватную палочку в краску и точным движением делаем тычки по альбомному листу. Этим методом можно нарисовать падающий снег, украсить рисунок орнаментом.
Фотокопия-рисование свечой
Для основного рисунка используется свеча, кусок мыла, белый восковой мелок. Невидимый контур, нанесённый этими материалами , не будет окрашиваться при нанесении на них акварельной краски, а будут проявляться. Данный метод позволит изобразить морозный узор на стекле или зимний пейзаж.
Шаблонография
Каждый сложный предмет можно изобразить в этой технике при помощи составляющих кругов, квадратов, треугольников , прямоугольников, овалов. Данная техника предполагает обрисовывание заранее приготовленных шаблонов геометрических фигур с целью составить и изобразить отдельный объект или сюжетную картинку.
Рисование штампами из овощей
Изготавливаем(вырезаем) из картофеля или моркови оттиски, ребёнок обмакивает их в краску, прикладывает штамп к альбомному листу и слегка прижимает. Получается оттиск. В данной технике можно изобразить снежинки, цветы, ягоды, рыбок, животных.
Оттиск паралоном-томпонирование
Ребёнок обмакивает тампон в краску и наносит изображение на бумагу, можно обмакнуть паралон сразу в несколько красок, получится более сложное сочетание. Можно изобразить осенние деревья, ягоды, цветы.
Оттиск смятой бумагой
Ребёнок прижимает смятую бумагу к краске и наносит оттиск на альбомный лист, чтобы получить другой цвет, меняется и краска и бумага. Можно изобразить траву, цветы, облака, солнце.
Рисование ладошкой, пальчиками.
Ребёнок опускает в гуашь пальчик и наносит точки на бумагу. Паралоном или широкой кистью окрашиваем ладошку краской, отпечатываем ладошку на альбомном листе, дорисовываем недостающие детали. Можно изобразить бабочку, деревья.
Рисование с помощью пипетки
Разводим в баночке краску с водой нужного цвета, набираем её в пипетку, капаем на альбомный лист осторожно надавливая на резиновый кончик пипетки. Эти методом можно изобразить дождь, точки у мухомора или божьей коровки.
Рисование крупами
На заранее нанесённый клей по контуру рисунка, ребёнок пальчиками посыпает крупу, которая засыхает на клею, получается любой рисунок.
Печать листьев
Осенью, гуляя с ребёнком в парке, можно собрать листья с различных деревьев, их покрывают гуашью, затем окрашенной стороной кладут на лист бумаги, прижимают и снимают, получается отпечаток растения.
Предлагаю конспект непосредственно образовательной деятельности " Первоцветы" с использованием нетрадиционного метода рисования смятой бумагой.
Тема " Весенние цветы"
Цель:Помочь детям освоить новый способ рисования - оттиск смятой бумагой при изображении весенних цветов.
Задачи:
Побуждать детей передавать в рисунке форму цветов,расположение, цветовая гамма.
Развивать творческое изображение детей, создавать условия для развития творческих способностей детей.
Материалы:
Альбомные листы бумаги.
Набор гуашевых красок.
Стаканчик с водой.
Салфетка.
Кисточки.
Блюдца, либо пластиковые коробочки , в которые вложена подушечка из паралона, пропитанная гуашью.
Предварительная работа:
Рассматривание иллюстраций с изображением весенних первоцветов. Наблюдения на прогулках за весенними цветами. Составление описательных рассказов о весенних цветах, заучивание стихов.
Ход НОД
Воспитатель:
-Ребята,какое сейчас время года?
(ответы детей)
Воспитатель:
-Правильно, весна. Расскажите, какие изменения произошли весной в природе?
(ответы детей)
Воспитатель:
-Весна наступает, солнце прибавляет. В проталинах появляются первые цветы-подснежники, затем появляются ландыши, одуванчики.
(показываю весенние цветы на иллюстрациях)
Загадки
Первый вылез из землицы
На проталинке.
Он мороза не боится,
Хоть и маленький. (подснежник)
На зелёном шнурочке
Белые звоночки. (ландыш)
А я цветочек жёлтенький
С зелёным стебельком
Раскроюсь утром ранним,
Закроюсь вечерком. (одуванчик)
Воспитатель:
-Молодцы, ребята, правильно разгадали.Весной появляются первые цветы, которые называются первоцветы, они быстро вырастают и цветут, радуя нас своей красотой. Многие люди срывают цветочки, чтобы принести их домой или подарить кому-нибудь. Скажите, правильно такие люди поступают?
(ответы детей)
Воспитатель:
-Совершенно, верно, мы не должны рвать цветы, нужно любоваться ими, наклонившись над цветком, можно понюхать их. Давайте будем беречь цветы и давать возможность всем людям любоваться их красотой.
На лугу.
Бежит тропинка через луг,
Ныряет влево, вправо.
Куда ни глянь, цветы вокруг,
Да по колено травы...
И.Суриков
Воспитатель:
-Ребята, я вам предлагаю изобразить лужайку, на которой расцвели первоцветы. Рисовать мы будем не обычным способом с помощью кисточки, а смятой бумагой. Волшебные шарики смятой бумаги заменят нам кисточки. У вас на столах по несколько листов, давайте помнём бумагу, каждый лист отдельно и сделаем волшебные шарики.
(по показу воспитателя дети сминают несколько шариков из бумаги. Одновременно происходит разминка пальчиков и рук)
Воспитатель:
-У нас получились шарики смятой бумаги, они то нам и помогут в изображении цветов.
(воспитатель показывает способы изображения цветов, путём примакивания смоченного в краске смятого шарика к альбомному листу.)
Детям показываются образцы изображения ландышей и одуванчиков, выполненные в данной технике.
Читаются стихи.
Ландыш
Родился ландыш в майский день.
И лес его хранит.
Мне кажется-его задень,
Он тихо зазвенит...
Е.Серова
Одуванчик
Носит одуванчик жёлтый сарафанчик.
Подрастёт-нарядится в беленькое платьице:
Лёгкое, воздушное,
Ветру непослушное.
Е.Серова
Весна(отрывок)
Голубенький, чистый
Подснежник-цветок!
А подле сквозистый,
Последний снежок...
А.Майков
Дети изображают цветы в нетрадиционной технике рисования смятой бумагой.
Воспитатель:
-Молодцы, ребята, давайте посмотрим, какие красивые весенние цветы расцвели у нас в группе.
(рассматривание готовых работ, рассказы детей о цветах, которые они изобразили)
Отметить удачные цветовые решения рисунков.
Вот некоторые из них




Нетрадиционные техники рисования оказывают положительное влияние на развитие ребёнка, поэтому необходимо использование их в детском творчестве. Данные техники рисования помогают сохранить психическое равновесие ребёнка, дают возможность безопасному выходу эмоций, при этом ребёнок имеет возможность реализовывать свой творческий потенциал, творить так, как хочется ему, быть свободным от любого давления, навязывания чужого мнения. также укрепляется вера ребёнка в собственные силы, развивается индивидуальность, автономность.
Большое значение имеет внедрение нетрадиционных техник рисования во все сферы деятельности ребёнка. Педагог должны построить работу с детьми так, чтобы на всех этапах возрастного развития ребёнку сопутствовали всё новые и новые методики рисования нетрадиционным способом.
Используемая литература
1. Рисование с детьми дошкольного возраста: нетрадиционные техники, планирование, конспекты занятий.Под редакцией Р.Г.Казаковой, 2007г.
2. Использование в ДОУ приёмов нетрадиционного рисования. Дошкольное образование. Акулёнок Т.С.
3. Нетрадиционные техники рисования в детском саду. Давыдова Г.Н., 2007г.
4. Нетрадиционные техники рисования в детском саду. Никитина А.В., 2008г.
5. Изобразительная деятельность. Дошкольное воспитание. Комарова Т.С., 1991г.

Рекомендуем посмотреть:

Развитие творческих способностей у дошкольников Мастер - класс по нетрадиционному рисованию - рисование мыльными пузырями Конспект НОД художественное творчество (лепка из соленого теста) в старшей группе Конспект НОД в младшей группе «Цыпленок - желтое чудо!»

Похожие статьи:

Нетрадиционные техники рисования в детском саду для детей 5-6-7 лет

Рисование мыльными пузырями в детском саду

Весенняя аппликация из стружек цветных карандашей. Старшая группа | Изготовление украшений в технике квиллинг
Опубликовано: 3847 дней назад (23 апреля 2014)
Просмотров: 56109
+13
Голосов: 13
Татьяна Николаевна Хусаинова # 23 апреля 2014 в 16:18 +4
Наталья Валентиновна ваша тема по самообразованию очень интересна. Вы подробно описали и рассказали, что развивает у детей нетрадиционные методы рисования. Перечислили разные техники.А занятие вообще замечательное, на нем вы не только на словах, но и зрительно, закрепили названия весенних цветов. На таких занятиях у детей материал усваивается лучше. Да и применение нетрадиционной техники рисования развивает творчество детей, воображение, фантазию. Спасибо.
Наталья Валентиновна Моисеева # 23 апреля 2014 в 19:29 +3
Спасибо, Татьяна Николаевна,что ознакомились с моей работой, за подробный комментарий. Да, вы правильно подметили, что именно на такой деятельности детки лучше усваивают материал, им всё интересно от начала и до конца. Дети сами выступают с инициативой работать в нетрадиционной технике рисования и с удовольствием выполняют свои рисунки.
Светлана Павловна Дружкина # 23 апреля 2014 в 16:34 +4
Рассмотрев ваш подход к технике нетрадиционного рисования, сделала выводы, насколько вы любите свою работу. Дети с удовольствием применяют вашу методику и в домашних условиях!!! Удачи в дальнейшей работе!
Наталья Валентиновна Моисеева # 23 апреля 2014 в 19:34 +2
Спасибо , Светлана Павловна, подтверждаю ваши выводы - ОЧЕНЬ люблю свою работу и своих деток, а рисовать нетрадиционными способами мы с ними любим и получаем от этого огромный заряд эмоционального всплеска. Вам тоже удачи!!!
Светлана Николаевна Шмыкова # 23 апреля 2014 в 18:59 +4
Нетрадиционные техники помогают детишкам повысить свою самооценку, т.к. они не требуют определенных навыков в технике рисования, а результат получается всегда отличный. Работы смотрятся великолепно! Спасибо за Ваше творчество.
Наталья Валентиновна Моисеева # 23 апреля 2014 в 19:41 +3
Очень важно, когда ребёнок выполняет свою работу и получает от этого массу удовольствия. Именно в нетрадиционной технике рисования дети получают результат, которого, может быть, не думали получить, а он на "лицо". Рассматривая готовые работы, ребята в буквальном смысле гордятся, что они такие замечательные работы выполняют своими руками. Вам, Светлана Николаевна, спасибо , что оценили!
Галина Александровна Иванченко # 24 апреля 2014 в 06:48 +4
Использование нетрадиционных техник рисования помогает развить творческие способности детей, научить их фантазировать, быть смелее в выборе красок,сюжета. Сейчас очень много существует способов рисования, спасибо Вам, что Вы рассказали о них. Конспект НОД "Первоцветы" помогает представить , как Вы учите ребят рисованию с использованием смятой бумаги. Спасибо Вам, Наталья Валентиновна, за такой интересный и познавательный материал!
Наталья Валентиновна Моисеева # 24 апреля 2014 в 22:46 +2
И вам спасибо, Галина Александровна, успехов!!!
Ольга Николаевна Таганова # 24 апреля 2014 в 23:28 +3
Современный набор нетрадиционных техник рисования у воспитателя широкий. Это позволяет и педагогу проявлять творческий подход , а детям помогает развивать творчество. И это здорово!
Наталья Валентиновна Моисеева # 25 апреля 2014 в 10:24 +2
Вы правы, Ольга Николаевна, развитию нетрадиционных техник рисования , наверное, никогда не будет границ. Появляются всё новые техники и мы с вами с удовольствием пробуем их. Здесь развитие творчества , воображения, мышления, логики. Получает массу положительных эмоций не только ребёнок, но и педагог, а это важно, через занимательную деятельность получать заряд положительной энергии.
Мария Александровна Дискантова # 3 мая 2014 в 19:37 +2
Наталья Валентиновна, спасибо за такой хороший и доступный МК по нетрадиционным техникам рисования. Сразу видно, что вы помогаете детям развить творческие способности посредством нетрадиционных техник рисования, умение передавать в работах свои чувства с помощью различных средств выразительности. Эффективность внедрения нетрадиционных технологий доказана повышением развития творческих способностей детей. Многолетняя практика показала, что использование нетрадиционных техник хорошо способствует правильному составлению сюжетного рисунка детьми дошкольного возраста.
Наталья Алексеевна Петрова # 8 мая 2014 в 09:00 +1
Замечательный мастер-класс дети в нем могут проявить свое творчество. Знакомство детей с нетрадиционной техникой это великолепно. В этой работе видно сколько эмоционального положительного отклика. Молодец. Голос
Наталья Валентиновна Моисеева # 11 мая 2014 в 11:38 0
Спасибо всем за оставленные положительные комментарии!
Надежда Николаевна Гостева # 3 ноября 2014 в 11:30 +1
Вы подробно описали и рассказали, что развивает у детей нетрадиционные методы рисования.Спасибо Вам, Наталья Валентиновна, за такой интересный и познавательный материал!
Елена Юрьевна Яблокова # 22 ноября 2015 в 19:53 +1
супер! спасибо!
Светлана Серафимовна Кислицына # 15 декабря 2015 в 17:37 +1
Интересный материал))Все доступно,просто и увлекательно)Обязательно попробую со своими воспитанниками.Спасибо!