Творческий конкурс для педагогов «Чудесная Весна»

 

Конкурс для педагогов «Лучший конспект урока (занятия)»

 

Конкурсы на нашем сайте ped-kopilka.ru

Преемственность как условие развивающего обучения по русскому языку и литературе

Преемственность как условие развивающего обучения по русскому языку и литературе
«Цель обучения ребенка состоит в том, чтобы сделать его способным развиваться дальше без помощи учителя» - эти слова английского литератора и философа Хаббарда Элберта Грина, сказанные ещё в начале 20 века, как нельзя лучше озвучивают требования стандарта II поколения. Одной из важнейших проблем, на мой взгляд, является проблема преемственности между преподаванием русского языка в начальном и среднем звене.

Предмет обсуждения преемственности обучения между начальной и средней ступенями общего образования, несмотря на разносторонние исследования учёных, психологов, педагогов по поиску путей его решения, до сих пор остаётся незавершённым, порождающим серьёзные педагогические проблемы. Учителя жалуются на низкую организованность детей, нарушение дисциплины, затруднения при обучении и снижение результатов успеваемости, многие школьники чувствуют себя неуверенно и тревожно, испытывают стресс. Поэтому особенно важна правильная, продуманная и согласованная позиция при организации адаптационного периода всех заинтересованных сторон при переходе в 5 класс для достижения каждым ребёнком комфортного самочувствия в школе.

Важность этой проблемы определяется тем, что коренным образом изменились условия учения, которые предъявляют более высокие требования к интеллектуальному и личностному развитию ребенка, а также к степени сформированности учебных знаний, умений и навыков.

Сохранение преемственности в преподавании русского языка между IV и V классами, на мой взгляд, должно выражаться, прежде всего, в отборе материала для изучения. Он должен учитывать общее развитие учащихся, их подготовленность по предмету в целом и конкретные знания и навыки по отдельным частным вопросам программы. Материал должен быть доступным для сознательного усвоения его учащимися. Во-вторых, требуется тщательная стыковка между начальными и средними классами как по отдельным грамматическим или орфографическим темам, так и при совершенствовании речевых умений и навыков учащихся.

Принцип преемственности осуществляется по целям и содержанию учебных программ, ориентированных на индивидуализацию учебного процесса. Совместная работа показывает, как важно правильно осуществлять решение проблемы преемственности в преподавании, ведь анализ состояния качества обучения показывает, что наибольшие потери качества знаний приходятся на 5 класс. Спад обучения обуславливается низким уровнем преемственности. А успех зависит только от согласованных действий всех специалистов школы.

Каждый учитель пользуется своей системой и формами обучения, предъявляет разные требования, притом программы начальной и средней школы не всегда находятся в полном соответствии. В связи с этим любой учитель обязан помочь каждому ученику адаптироваться, знать, что уже дети знают из начальной школы, на какие знания можно опираться, включить в свою работу те ключевые формы и методы обучения, которые были приоритетны в работе учителя начальной школы. Обязательно познакомить со своими требованиями к предмету, нормами оценивания устных и письменных ответов.

Адаптацию придётся проходить и учителю, так как новые стандарты рассчитаны на изменение, совершенствование своей педагогической деятельности и предъявляют новые требования к преподаванию своего предмета. Для русского языка и литературы прежде всего - это усиление мотивации ребенка к познанию русского языка и литературы. Каждый ребёнок должен осознать, что урок – это не получение отвлеченных от жизни знаний, а необходимая подготовка к жизни, её узнавание, поиск полезной информации и навыки ее применения в реальной жизни.
В связи с этим проблема поиска и подбора методических путей активизации деятельности учеников применительно к изучению русского языка является и по-прежнему важной. Необходимо выделить и найти такие из них, которые позволят формировать универсальные учебные действия. Я думаю, что нет такого учителя, который бы не задумывался над вопросами: «Как сделать урок интересным? Как сделать так, чтобы ученик почувствовал на уроке себя успешным?». Каждый творческий учитель размышляет о том, чтобы на его уроке ребята работали с желанием, интересом, творчески. С целью адаптации при переходе учащихся из начальной школы в основную необходимо постоянно анализировать свою деятельность, стремиться обновлять методы и приемы обучения для осуществления личностно-ориентированного подхода к каждому школьнику в один из непростых для пятиклассников периодов процесса обучения. Учитель обязан знать, какие знания дети уже получили в начальной школе и с помощью каких используемых методических приёмов, чтобы идти дальше в своём развитии.

Федеральный государственный образовательный стандарт образования поставил качественно новую задачу – формирование личностных и метапредметных универсальные учебных действий (УУД), формирующих у школьников умение учиться, дающих способность к саморазвитию и самосовершенствованию. Важнейшую роль в формировании УУД на уроках русского языка и литературы играет работа с текстом, так как навык чтения по праву считается фундаментом всего образования. Методика русского языка на современном этапе рассматривает использование текста в качестве главного методического средства на уроке, что помогает в единстве реализовать эти цели: так называемый текстоцентрический подход. Продуманный подбор текстов для анализа на уроках русского языка создает тот культурный фон, ту развивающую речевую среду, которая способна положительно и целенаправленно влиять на формирование духовных, нравственных, интеллектуальных качеств личности каждого ребёнка.
В ряду школьных дисциплин русский язык как школьный предмет выполняет особую роль, являясь не только объектом изучения, но и средством обучения всем школьным дисциплинам и должен обеспечить речевое развитие учащихся. Развивать мышление и речь – значит развивать умение думать.

В своей работе применяю и провожу апробацию различных приемов работы с текстом.
1. Составление плана позволяет глубоко осмыслить и понять текст. При этом по мере чтения помогает вопрос «О чем здесь говорится?».
2. Использование графических схем (метод наглядности) позволяет выстраивать логическую структуру текста - линейную и разветвленную при помощи абстрактных геометрические фигур (прямоугольники, квадраты, овалы, круги и т.д.), символические изображения и рисунки и их соединения (линии, стрелки и т.д.).
3. Прием тезирования представляет собой формулирование основных тезисов, положений и выводов текста.
4. Прием составления сводной таблицы — помогает обобщить и систематизировать учебную информацию.
5. Прием комментирования является основой осмысления и понимания текста и представляет собой самостоятельное рассуждение, умозаключение и выводы по поводу прочитанного текста.

Предмет «Литература» имеет особое значение для совершенствования духовно-нравственных качеств личности, воспитания чувства любви к многонациональному Отечеству, формирования морально-ценностной позиции учащихся. Поэтому очень важно специально направить их внимание на поступок героя и дать ему нравственную оценку. Для формирования коммуникативных УУД целесообразно использовать приемы, позволяющие осмыслить содержание текста. На мой взгляд, наиболее приемлемы такие:
- «Чтение с остановками» - открывает возможности целостного видения произведения. Продумываются вопросы для размышления:
• Какие представления вызывают у вас имена, фамилии героев?
• Что вы почувствовали, прочитав эту часть. Какие ощущения у вас возникли?
• Какие ваши ожидания подтвердились? Что было неожиданным?
• Как вы думаете, чем закончится рассказ? Как вы бы его закончили?
- «Чтение с пометками» - в инновационном варианте- Инсерт - это приём такой маркировки текста, когда учащиеся значками отмечают на полях то, что известно, что не совпадает с их представлениям, что является интересным и неожиданным, а также то, о чём хочется узнать более подробно: ? + - V
- «Составление кластера» - новый приём - (из теории критического мышления).
- Синквейн – это стихотворение, состоящее из пяти строк, написанное по особым правилам. Синквейн в переводе с французского «пять строк». Схема составления синквейна выглядит следующим образом: в первой строке определяется тема или предмет (одно существительное); во второй дается описание предмета (два прилагательных или причастия); в третьей, состоящей из трех глаголов, характеризуются действия предмета; в четвертой строке приводится фраза обычно из четырех значимых слов, выражающая отношение автора к предмету; в пятой строке – синоним, обобщающий или расширяющий смысл темы или предмета (одно слово). Цель написания синквейнов – отработать понятия, рефлексивно оценить пройденное.
- Прием «верные – неверные утверждения» (из технологии критического мышления) является удачным и интересным для уроков литературы при знакомстве с биографией поэта или писателя. На стадии рефлексии возвращаемся к этому приему, чтобы выяснить, какие из утверждений были верными.

В условиях введения ФГОС нового поколения учителя-предметники должны стремиться уходить от фронтальной формы работы и внедрять в свою деятельность групповую. Это особенно актуально для преемственности обучения, так как нужно учитывать, что на смену ведущей деятельности ребенка - учебе - приходит новая ведущая деятельность - общение. Для поддержания мотивации к учебе больше использовать возможности сотрудничества школьников на уроке. Очень важно в классе создать доброжелательную атмосферу, способствующую продуктивному решению практических задач сообща и принятию индивидуальных особенностей каждого. Групповая форма работы позволяет сообща учиться искать информацию, передавать ее другим, высказывать свою точку зрения, принимать чужое мнение, создавать продукт совместного труда.

В рамках групповой работы выделяется и работа парами. Например, ученики получают задание по одному и тому же упражнению: один ученик становится исполнителем — он должен выполнять его, а другой — контролером — должен проконтролировать ход и правильность полученного результата. При этом у контролера имеется образец выполнения задания. Выполняя следующее упражнение, дети меняются ролями: исполнитель становится контролером, а контролер — исполнителем. Введение в практику парной формы контроля позволяет решить важную задачу: контролируя друг друга, учащиеся постепенно учатся контролировать и себя, становятся более внимательными. Работа в группе позволяет чувствовать себя защищенным, и даже самые робкие и тревожные дети преодолевают страх.

Введение нового образовательного стандарта изменило содержание учебных программ, объем нагрузки и методологическая основа обучения. Знания не даются в готовом виде, а «образуются» в процессе личностно-значимой деятельности учащихся. На уроках новый материал учащиеся получают путём наблюдения, сравнения, выявления закономерностей и на этом основании делают собственное открытие нового.

Также интересна игра «Давай подумаем». Пятиклассникам предлагается подумать, чье рассуждение является правильным, либо задается вопрос «А как ты думаешь?».
На уроке материал выбираем разнообразный, интересный: например, работа с таблицами, со схемами, со словарем, кроссворды, выбор правильного варианта написания, тест «Верные и неверные высказывания» и другие.

Итак, можно дать такие рекомендации по развитию коммуникативных универсальных учебных действий у учеников 5 класса:
1. Научите ребенка высказывать свои мысли. Во время его ответа на вопрос задавайте ему наводящие вопросы.
2. Практикуйте «нестандартные уроки», пробуйте различные виды игр, дискуссий и групповой работы для освоения материала.
3. Подготовьте для учеников алгоритм пересказа текста, материала.
4. Начиная групповую работу, напомните о правилах ведения дискуссии и беседы.
5. Пусть ребенок сам чаще задаёт уточняющие вопросы по материалу, переспрашивает, уточняет.
6. Используйте и учитывайте жизненный опыт учеников, их интересы, особенности развития.

Большое значение для раскрытия творческого потенциала ученика имеют и нетрадиционные формы домашнего задания, которые призваны, с одной стороны, закреплять знания, умения и навыки, полученные на уроке, а с другой стороны, позволяют ребёнку проявить самостоятельность, самому найти решение необычного вопроса, задания.

Стремитесь разнообразить формы домашних заданий, например:
- творческая работа;
- художественное чтение;
- продолжение неоконченных произведений;
- наблюдение за природой;
- подготовка словарных диктантов;
- составление своих вопросов к обобщению по теме;
- составление конспекта, опорных схем, таблиц и др.

Внедрение в педагогическую практику описанных приёмов позволит осуществить метапредметный подход к образованию школьников.

На начальном этапе обучения в 5-м классе целесообразно оценочную деятельность строить в авансирующем ключе, подробно объяснять школьникам, за что они получили ту или иную оценку и каким требованиям они должны соответствовать. Оценочная деятельность должна носить стимулирующий и поддерживающий характер.

Изменения условий обучения в 5 классе, разнообразие требований, проявляемых к школьнику разными учителями, смена позиции «старшего» в начальном звене на «самого маленького» в среднем, - все это является серьезным испытанием для учащегося.

Главным ресурсом, без которого требования ФГОС к организации учебно-воспитательного процесса в школе не могут существовать, сегодня является учитель, его творчество, профессионализм, желание раскрыть способности каждого ребёнка и создать на уроке ситуацию успеха, понимая те существенные обновления, которые ему придётся внедрять в свою практику.

Я глубоко уверена, что учителя смогут реализовать новый стандарт за счет своего умения быстро перестраиваться, находить новые пути и возможности. Педагог должен непрерывно работать над повышением своего профессионального уровня, непрерывно учиться: по – новому готовиться к уроку, по – новому проводить урок, по – новому оценивать достижения обучающихся, по – новому взаимодействовать с их родителями.

В заключение я хотела бы привести слова выдающегося психолога и педагога современности Василия Васильевича Давыдова: «Хотя учитель – это массовая профессия…по существу, учительский труд является творческим трудом. Он не поддаётся никаким правилам или ограничениям своей сути, но вместе с тем учителя, как и большие художники, наряду с творчеством, и хорошие ремесленники. Нужно владеть основами ремесла, чтобы затем становиться большим художником»

Рекомендуем посмотреть:

Памятка для написания сочинения-рассуждения Конспект урока-игры по русскому языку для 7-9 класса Конспект урока чтения в 7 классе школы VIII вида Урок развития письменной речи на материале рассказа В. Астафьева "Белогрудка"

Похожие статьи:

Внеклассное мероприятие по русскому языку для 9 класса

Внеклассная работа по русскому языку и литературе в школе

Карточки для подготовки к ЕГЭ по русскому языку. Орфография, пунктуация
Опубликовано: 1555 дней назад (21 января 2020)
Просмотров: 1605
0
Голосов: 0

Нет комментариев. Ваш будет первым!