Консультация для родителей. Игры «Математика в дороге»
Сколько здесь автобусов?
В машине 1 или 2 ребенка близкого возраста и мама за рулем
Возраст: от 3 лет
Обращайте внимание ребенка на то, что происходит вокруг, и задавайте вопросы, например: «По этой улице идет больше мужчин или женщин?», «Давай сосчитаем, сколько фонарных столбов мы встретим от этого светофора до следующего?», «Покажи, какое дерево высокое, а какое самое низкое». Остановившись на светофоре, можно попросить ребенка посчитать: «Сколько этажей, дверей в этом доме?», «Сколько людей в белой одежде?» и т. д.
Сказочник-счетовод
В машине 1 или 2 ребенка близкого возраста и мама за рулем
Возраст: от 3 лет
Вместе с ребенком можно придумывать сказки с числительными. Начните, к примеру, так: «Жил-был папа Зайчик Федя со своей семьей: Зайчихой, тремя сыночками и лапочкой-дочкой. Рядом с ними жил его брат — Заяц Кузя. У него тоже была семья: мама Соня и пять маленьких зайчат. Часто к ним в гости приезжали бабушка и дедушка. Когда они собирались все вместе у кого-нибудь дома, начиналось настоящее веселье...».
Можно рассказывать сказки про цифры: «Жила- была цифра Два. Однажды ей стало скучно сидеть дома, и она отправилась на прогулку в лес. Взяла с собой корзиночку, немного печенья и воды. Шла она, шла, и вдруг...».
Много — мало
В машине 1 или 2 ребенка близкого возраста и мама за рулем
Возраст: от 3 лет
Игра на усвоение ребенком понятий много, мало, один, несколько, больше, меньше, поровну.
Попросите ребенка перечислять все, что он видит через окно, чего больше, чего меньше и т. д. Например, много машин черного цвета, один автобус; домов много, животных мало, магазинов много, взрослых много, а детей меньше и т. д.
Счетоход
В машине 1 или 2 ребенка близкого возраста и мама за рулем
Возраст: от 4 лет
Остановившись на светофоре, предложите ребенку новую игру. Пусть он начнет считать от одного и продолжает счет до следующего светофора.
Если ребенок плохо знает счет, считайте вместе с ним — это прекрасная тренировка.
Подъехав к другому светофору, прекращайте счет и запоминайте получившееся число. Как только машина начнет путь снова начинайте считать от одного. На следующем светофоре сравните, на каком отрезке пути у вас получилось большее число.
Научите ребенка прогнозировать: делать предположение, до какого числа он успеет сосчитать от этого светофора до следующего?
Пусть он считает быстро или, наоборот, медленно.
От светофора до светофора
В машине 1 или 2 ребенка близкого возраста и мама за рулем
Возраст: от 4 лет
Попросите ребенка сосчитать всех людей в зеленой одежде, которых вы встретите от этого светофора до следующего. Затем от этого светофора до следующего. Затем сравните, сколько было там и сколько здесь. Где больше?
Счет в дороге
В машине 2 ребенка близкого возраста и мама за рулем
Возраст: от 3 лет
Сосчитать можно проезжающие автобусы, дома, фонарные столбы, магазины или аптеки.
Попросите одного ребенка считать дома по одной стороне, а другого — по другой. Потом сравните, у кого больше, у кого меньше. Можно придумать каждому свой объект для счета: один считает большие дома, а другой маленькие. Или один считает желтые машины, другой — красные. У кого больше?
Всего несколько минут!
В машине 1 или 2 ребенка близкого возраста и мама за рулем
Возраст: от 4 лет
Игра поможет ребенку освоить понятие временной протяженности; закрепит навыки концентрации внимания.
Вам понадобятся часы с секундной стрелкой или таймер. Объясните ребенку, как можно определить по часам, что прошла 1 минута, 5 минут.
А теперь покажите ему дверь в какое-нибудь здание и попросите представить, что за этой дверью — вход в волшебный мир, в котором можно пробыть только одну минуту (2-3, 10 минут и т. д.).
По «возвращении» спросите, что ваш «путешественник» успел сделать в этом волшебном мире.
Я знаю пять названий
В машине 1 или 2 ребенка близкого возраста и мама за рулем
Возраст: от 5 лет
Игроки перекидываются словами:
— Я...
— Знаю...
— Пять (семь, десять...)
— Названий... деревьев! (птиц, цветов, профессий, фруктов, животных, рыб, городов...)
И далее все по очереди должны называть названия того, что было задано:
Липа — раз!
Береза — два!
Клен — три!..
Как правило, в такой игре дети быстро запоминают новые названия, и со временем количество названий можно увеличить.
Так можно освоить не только счет до 10, 20, но и весьма расширить представления ребенка об окружающем мире.
Тридцать попугаев
В машине 1 или 2 ребенка близкого возраста и мама за рулем
Возраст: от 5 лет
По очереди вспоминайте названия сказок, мультфильмов, пословицы, стихотворения, в которых есть цифры. Например:
Три поросенка.
Тридцать восемь попугаев.
Семь Семионов.
Белоснежка и семь гномов.
Семь раз отмерь, один раз отрежь.
Отгадай число
В машине 1 или 2 ребенка близкого возраста и мама за рулем
Возраст: от 5 лет
Игра способствует подготовке детей к освоению элементарных математических действий сложения и вычитания, помогает закрепить навыки определения предыдущего и последующего числа в пределах первого десятка.
Спросите, например, какое число больше трех, но меньше пяти; меньше трех, но больше единицы и т. д.
Дети очень любят загадывать числа и отгадывать задуманное. Задумайте, например, число в пределах десяти и попросите ребенка называть разные числа, а вы отвечаете, больше названное число задуманного вами или меньше. Затем поменяйтесь с ребенком ролями.
Калькулятор
В машине 1 или 2 ребенка близкого возраста и мама за рулем
Возраст: от 12 лет
Можно провести много интересных фокусов на отгадывание чисел, задуманных играющими.
Вот вариант игры для детей постарше. Нужно задумать число от 1 до 10. В роли отгадывающего выступает взрослый. Он просит ребенка выполнить следующие математические действия с задуманным числом. Вот несколько примеров.
I. Задумай число. Умножь его на 3. К полученному прибавь 6. Полученное раздели на 3. Скажи, сколько получилось?
(Чтобы получить задуманное число, нужно от названного числа отнять 2.)
II. Задумай число. Умножь его на 4. Из полученного вычти 3. Полученное умножь на 3. К полученному прибавь 5. Полученное раздели на 4. К полученному прибавь 1. Скажи, сколько получилось?
(Чтобы получить задуманное число, нужно названное число разделить на 3.)
III. Задумай число. Прибавь к нему 3. Умножь полученное на 6. Отними от полученного 3. Вычти из полученного задуманное число. Полученное раздели на 5. Скажи, сколько получилось?
(Чтобы получить задуманное число, нужно от названного числа отнять 3.)
IV. Задумай любое число. Удвой его. К полученному прибавь 3. Полученное умножь на задуманное. От полученного отними задуманное. Полученное раздели на удвоенное задуманное число. Скажи, сколько получилось?
(Чтобы получить задуманное число, надо от названного числа отнять 1.)
Быки и коровы
В машине ребенок, водитель и взрослый пассажир
Возраст: от 8 лет
Играют двое человек. Первый игрок задумывает трехзначное число так, чтобы все цифры числа были разные. Цель второго игрока — отгадать это число. Каждый ход отгадывающий называет число, тоже трехзначное и с разными цифрами. Если цифра из названного числа есть в отгадываемом числе, то эта ситуация называется «корова». Если цифра из названного числа есть в отгадываемом числе и стоит в том же месте, то эта ситуация называется «бык».
Например, первый игрок задумал 724, а второй игрок назвал 423. Первый игрок должен сказать: «Один бык и одна корова» (1б,1к).
Свое число задумывает каждый партнер. Ходят по очереди. Выигрывает тот, кто раньше отгадает число соперника.
Занимательные математические задачи
В машине 1 или 2 ребенка близкого возраста и мама за рулем
Возраст: от 10 лет
1. Мама купила конфеты и положила их в шкаф. Вася пришел из школы, нашел в шкафу конфеты и съел половину. Коля пришел вторым из школы и, найдя конфеты в шкафу, съел половину остатка. Сеня пришел из школы третьим и съел половину конфет, которые остались после Коли. Когда мама взяла вечером пакет с конфетами, то в нем оказалась всего одна конфета. Сколько конфет купила мама?
Ответ: мама купила 8 конфет.
2. Миша задал своей сестре такую задачу: «В прошлом году в нашей школе училось на 25 девочек больше, чем мальчиков. В начале этого года в школу приняли 80 мальчиков и 65 девочек. Кого больше в нашей школе — мальчиков или девочек и на сколько?». Сестра сразу решила эту задачу. А решите ли ее вы?
Ответ: девочек больше на 10 человек.
3. Прилетели галки и стали садиться на палки. Если на каждую палку сядет по галке, не хватит одной палки, а если на палку сядет по две галки, то одна палка останется лишней. Сколько было палок и сколько галок?
Ответ: 3 палки и 4 галки.
4. На трех деревьях уселись 36 галок. Когда с первого дерева перелетели на второе 6 галок, а со второго перелетели на третье 4 галки, то на всех трех деревьях галок оказалось поровну. Сколько галок первоначально сидело на каждом дереве?
Ответ: на первом дереве сидело 18 галок, на втором — 10 галок, а на третьем — 8.
5. Маня пришла раз к своей подруге Вале, когда та кормила во дворе домашнюю птицу. Маня спросила:
— Знаешь ли ты, сколько у вас цыплят, сколько гусят и сколько утят? Валя ответила:
— Я-то знаю, а ты вот сосчитай: всего у нас 90 голов: цыплят на 5 больше, чем гусят, а гусят на 5 больше, чем утят.
Сколько птиц каждого рода было?
Ответ: цыплят 35, гусят 30, утят 25.
6. Ребята погнали лошадей в ночное. Вот дед в шутку и говорит им:
— Смотрите вы, пострелята, голов не растеряйте и ног не поломайте там!
А бойкий маленький Ваня отвечает ему:
— Нет, дедушка, мы гуртом сосчитали и головы и ноги у себя и у коней. Теперь не растеряемся!
Дед засмеялся.
— А сколько же вышло? — спросил он
— Голов 26, а ног 82! — крикнул Ваня и помчался вслед за товарищами,
— Ишь, постреленок, — проворчал ласково дед, — задал задачу! Вот и сосчитай, как знаешь, сколько ребят, сколько лошадей!
Ответ: лошадей 15, ребят — 11.
7. Когда комбайны вернулись с поля, ребята взяли мешки и пошли подбирать оставшиеся в поле колосья.
— Все- таки много собрали мы в этом году, — заявила первая команда второй. — Если вы дадите нам один мешок, у нас будет столько же, сколько у вас.
— Ишь ты, хитрые какие! Лучше вы нам дайте. Если вы дадите нам один мешок, у нас будет вдвое больше вашего!
Сколько мешков собрала первая команда и сколько мешков вторая?
Ответ: первая команда собрала 5 мешков, а вторая — 7.
8. — Который теперь час? — спросил Миша у отца.
— А вот сосчитай: до конца суток осталось втрое меньше того времени, которое прошло от их начала.
Который час был тогда?
Ответ: шесть часов вечера.
9. Когда Ваню спросили, сколько ему лет, он подумал и сказал:
— Я втрое моложе папы, но зато и втрое старше брата Сережи.
А Сережа прибежал и объявил, что папа старше его на 40 лет. Сколько лет Ване? Сереже? Папе?
Ответ: Ване 15 лет, Сереже 5, а папе — 45.
10. У мальчика столько сестер, сколько и братьев, а у его сестры вдвое меньше сестер, чем братьев. Сколько всех братьев и всех сестер?
Ответ: 3 сестры и 4 брата
11. — Скажи, дедушка, который год твоему сыну?
— Ему столько же недель, сколько внуку дней.
— А внук в каком возрасте?
— Ему столько месяцев, сколько мне лет.
— Сколько же тебе лет?
— Троим вместе 100 лет. Вот и смекни, сколько каждому.
Ответ: дедушке 60 лет, сыну 35 лет, а внуку 5 лет.
Изучаем ноль
В машине 1 или 2 ребенка близкого возраста и мама за рулем
Возраст: от 3,5 лет
С помощью этой простой игры можно закрепить у ребенка понятие «ноль».
Задайте ребенку следующие вопросы:
— Сколько коров в кармане?
— Сколько у нас дома крокодилов?
— Сколько на дороге шкафов?
— Сколько у тебя крыльев?
— Сколько ног у мячика? И т. д.
Математика, которую мы надеваем
В машине 1 или 2 ребенка близкого возраста и мама за рулем
Возраст: от 3,5 лет
Попросите ребенка посчитать, сколько на одежде рукавов, пуговиц. Спросите у него, почему на нем один шарф и два носка? Почему одна шапка и две рукавицы? И т. д.
Задача
В машине 1 или 2 ребенка близкого возраста и мама за рулем
Возраст: от 6 лет
У сороконожки
Заболели ножки:
Десять ноют
И гудят,
Пять хромают
И болят.
Помоги сороконожке
Посчитать
Больные ножки.
Рекомендуем посмотреть:
Консультация для родителей. Математическое развитие детей в семье
Консультация для родителей средней группы. Математика дома
Консультация для родителей в детском саду «Математические игры в домашних условиях»
Консультация для родителей в детском саду. Математика - это интересно
Похожие статьи:
Математические игры для 1 класса на тему «Числа от 1 до 10. Число 0»
Математические игры «Числа от 11 до 20», 1 класс