Игры для детей начальной школы в помещении
Там, где собирается больше трех детей, встреча не обходится без веселых, подвижных игр. На школьной переменке, на дне рождения, на празднике — везде уместны игры с беготней, прыжками, пятнашками, хороводами. Собери ребят вокруг себя, назови игру, в которую предлагаешь поиграть, и объясни правила, чтобы все поняли. Если помещение надо предварительно подготовить, зови на помощь всех.
Стульчики
Очень популярная игра. Играли в нее с давних времен, называлась она по-разному. Да и сейчас существует много вариантов.
Стулья поставьте в круг, игроки садятся лицом к центру, а водящий встает посередине. По команде «Пе-ре-ход!» все сидящие должны быстро пересесть на другой стул. В этот момент водящий тоже старается сесть. Кто остался без места, станет водящим или для всеобщей радости заплатит фант: исполнит шутливый танец, попрыгает на месте и т. д.
Еще попробуйте сыграть так: ребят, сидящих на стульчиках, должно быть меньше, чем стульев. Одно место свободно. Водящий пытается занять его, но ему не дают это сделать, быстро пересаживаясь с места на место.
Как только кто-то зазевается, водящий садится на свободный стул, а его сосед справа или слева становится водящим.
Салат
Игра похожа па предыдущую.
Приготовьте стулья на один меньше, чем будет игроков. Все садятся, один остается в круге. Он «раздает» каждому и себе тоже названия фруктов, овощей. Например, получилось так: 3 яблока, 3 груши и 4 банана.
Стоящий в кругу выкрикивает одно название: «Груша!» Те, кто получили название этого фрукта, должны встать и поменяться местами. Ведущий тоже старается занять место. После перемещений остается один лишний. Он выкрикивает название одного фрукта или сразу двух. Если же звучит слово «салат», то все игроки должны поменяться местами.
Игра может продолжаться до бесконечности.
Перетягивание каната
Эта веселая, шумная игра нравится всем. Для соревнования нужен крепкий канат: в спортивном, туристическом, автомобильном магазине обязательно найдется страховочный или буксировочный канат подходящей толщины. Посередине привяжите яркую ленточку. На полу отметьте контрольную линию.
Все разбиваются на две команды. Каждая команда берется за свой конец веревки. По знаку ведущего участники тянут канат в свою сторону, чтобы перетянуть узелок с ленточкой за контрольную линию.
Бывает, что игроки так входят во вкус, что устраивается настоящий чемпионат по перетягиванию каната между семьями; папами и мамами; девочками и мальчиками. Чтобы уравнять силы, один мальчик выступает против двух девочек, а один взрослый — против двух-трех малышей.
Дракон-самоед
Очень энергичная и жизнерадостная восточная игра, по степени веселья и всеобщего азарта сравнима лишь с перетягиванием каната.
Массовые праздники в Китае, Корее, Вьетнаме проходят очень ярко и эмоционально, и дракон всегда является одним из главных действующих лиц. Понадобится свободное пространство. Чем больше людей принимает участие, тем лучше. Все игроки встают друг за другом, руки кладут на пояс или на плечи стоящего впереди и очень крепко держатся. Тот, кто оказывается первым, получает роль головы дракона, а последний, конечно же, становится «хвостом». По команде ведущего под громкую, ритмичную музыку (на Востоке это барабаны) «голова» бросается в погоню за своим «хвостом». Колонна игроков подвижна как ртуть, «тело дракона» извивается. Задача участников — при любом повороте, при резком ускорении или остановке не оторваться от партнера. Тот, по чьей вине цепочка распалась, выходит из игры, и соревнование продолжается. Для поимки «хвоста» «голова» пускается на всевозможные хитрости: резко меняет направление, ритм. Когда «голове» все же удастся поймать «хвост», тот станет «головой», а игрок, теперь оказавшийся последним, — «хвостом».
Где твое гнездо?
Ребятам очень нравится играть с родителями. Да и многие родители не откажутся поиграть — они только и ждут приглашения.
Ведущий станет «совушкой». Мамы и папы в этой игре получают роль деревьев. Они замирают в разных позах, соответствующих характеру или внешним признакам деревьев: стройная елочка, корявый вяз, могучий дуб и т. д. Получается замечательный лес. Ребята получают роли зверей и птиц. Все они равными группами по 3-4 человека распределяются поддеревьями. Там их гнезда. По команде ведущего: «День наступает — все оживает!» звери и птицы покидают гнезда. Они бегают, прыгают, радуются солнышку. Но звучит команда: «Ночь наступает — все замирает!», и все должны моментально вернуться. «Деревья» строго следят, чтобы под ними прятались только свои обитатели. Тот, кто замешкался и потерял свое «гнездо», выбывает из игры. Проигрывает и тот, кто, находясь под своим «деревом», «ночью» пошевелился. Его тут же заметит хищная птица — «совушка».
Во втором туре игра усложняется: после команды «День наступает — все оживает!» «деревья» двигаются по всей площадке, меняются местами, изменяют позы. Теперь ребятам надо быть очень внимательными, чтобы не потерять свои «гнезда».
Кошки и мышка
Предложите ребятам сыграть в один из вариантов широко известной игры «Кошки-мышки». Все, кроме двоих игроков, берутся за руки, незамкнутый круг — это воротца, через которые бегают «кошки». Их двое, а «мышка» одна. «Кошки» должны догнать «мышку». Это не так просто, ведь у «мышки» есть преимущество — она может свободно пробегать между всеми игроками, а ее преследователи — нет. Если «кошки» ее догоняют, то все втроем становятся в круг, а им на смену выбираются новые «кошки» и «мышка».
Котя-котя, продай дитя!
Участники этой старинной игры представляют, что каждый имеет у себя по ребенку. А часто даже приглашают маленьких детей и сажают их перед собой. Если же играют без детей, то ставят у ног большие игрушки или подушки.
Все садятся в круг. Водящий подходит к первой паре и говорит: «Котя-котя, продай дитя!» Мальчик (или девочка) не соглашается отдать и потому отвечает: «Сходи за реку, купи табаку». Водящий уходит и обращается к другому игроку с такими же словами. Игрок отвечает: «Продал!» и бежит по кругу в одну сторону, а водящий — в другую. Кто прежде прибежит к проданному, т. е. обнимет его или схватит за руку, тот садится, а опоздавший снова начинает покупать.
Безумная карусель
Очень увлекательная и красочная игра в «пятнашки».
Все встают в хоровод и расходятся так, как позволяют им вытянутые руки. Ведущий мелом проводит перед игроками черту. Все оказались на внешней стороне круга. Теперь надо опустить руки и повернуться направо. По команде: «На старт, внимание, марш!» игроки бросаются вдогонку друг за другом по внешней стороне круга, не забегая в круг и стараясь запятнать впереди бегущего. Тот, кого запятнают, сразу же выключается из игры. Когда в соревновании останется 2-3 участника, его надо прекратить и объявить этих ребят победителями.
Не бегайте долго в одном направлении, чтобы не закружилась голова. По команде ведущего «Кругом!» «карусель» начинает кружиться в противоположную сторону.
Капканы
Одна из самых любимых детских подвижных игр. Игру «Капканы» любят дети от 5 до 13 лет. Желающим поиграть мамам и папам обычно достается роль ворот.
Два человека встают лицом друг к другу и поднимают руки вверх, образуя ворота. Дети бегут по кругу и пробегают под воротами. Ворот должно быть несколько, одни ворота на 4-6 детей. Располагаются они на одинаковом расстоянии друг от друга. По команде ведущего «Побежали!» дети бегут под воротами. Ведущий говорит: «Стоп!», и ворота превращаются в капканы, родители опускают сомкнутые руки и ловят одного или двух детей. Пойманные ребята теперь сами становятся ловцами, берутся за руки с родителями, образуя маленькие капканы. Теперь хоровод детей пробегает сквозь них. Постепенно капканы растут, пойманных ребят становится все больше. В конце концов, пойманными оказываются все, а если есть непопавшиеся ловкачи, их можно наградить призами.
Веселое путешествие
Ведущий: Мы превращаемся в поезд. Если я — паровоз, то вы кто?
Ребята: Вагоны!
Ведущий: Становитесь за мной!
Все становятся позади ведущего. Под веселую музыку поезд, извиваясь, движется по классу (классам).
Ведущий (резко тормозит): Стоп! Красный свет! Машинист доволен или нет?
Ребята: Нет!
Ведущий: Верно! Он от возмущения и нетерпения топает ногами — вот так!
Ведущий вместе со всеми топает ногами.
Ведущий: А если желтый, хлопает в ладоши: скоро поедем. Вот так!
Все хлопают в ладоши.
Ведущий: А если зеленый, кричим: «Ура! Поехали!»
Веселая езда на поезде сопровождается сердитым топотом, если ведущий объявляет: «Красный свет!»; аплодисментами, если объявлен желтый; громким криком «Ура!», если объявлен зеленый.
Вдруг ведущий объявляет станцию. А название у нее необычное — «Прыгалкино»! Значит, здесь все прыгают— кто выше. Начинаются самозабвенные прыжки.
Ведущий командует: «Поехали!» Путешествие продолжается. Станции сменяют одна другую: «Хохоталкино», «Кружилкино», «Обнималкино». Можно придумать и другие станции.
Водяной
Для игры приготовьте длинную веревку (не менее 3-4 м). Свяжи ее кольцом.
Все игроки берутся за веревку двумя руками и растягивают так, чтобы она нигде не провисала. Водящий, он же Водяной, стоит в середине круга, как в омуте, окруженный веревкой. Ребята встряхивают веревку в такт словам: «Водяной, водяной, поиграй-ка ты со мной!» Поддразнивая водящего, они могут эти слова повторить несколько раз. Водяной неожиданно бросается к одному из игроков и двумя движениями правой руки пытается коснуться обеих рук игрока, держащего веревку. Если ему это удается, Водяным становится запятнанный игрок. Но если водящий успел коснуться только одной руки, то он продолжает водить. Таким образом, для того чтобы спастись от Водяного, достаточно успеть убрать одну руку. Мастерство игрока состоит в том, чтобы перебросить веревку из руки в руку, не уронив, бросать веревку запрещается. Во время игры, до и после атаки водящего, игрок обязан держать ее двумя руками. Если он трижды уронит веревку, сам становится
водящим.
Если водящий — маленький ребенок, ему разрешается пятнать игроков двумя руками.
Жмурки наоборот
Все мы прекрасно знаем этот вариант игры, где одному игроку завязывают глаза, а остальные разбегаются по комнате, поддразнивая, а иногда и подталкивая несчастного водящего. Поймав наконец кого-нибудь, он с радостью передает ему черную повязку.
В «Жмурках наоборот» только водящий без повязки, а у всех остальных глаза завязаны. У водящего в руках колокольчик. Иногда он звонит, и ребята пытаются поймать его, определяя, откуда доносится звук. Сколько веселья и неразберихи в ц) этой игре! «Слепые» зачастую ловят «слепых», думая, что это водящий. Выигрывает тот, кто наконец поймает «звонаря». Но теперь еще надо определить, кто это. Только если удастся его опознать, можно снимать повязку и брать колокольчик.
Платочек
Подвижная игра, для которой нужен небольшой легкий платок.
Ребята становятся в круг, лицом к центру. Водящий с платком в руке обходит круг с внешней стороны. Внезапно он кладет платок кому-нибудь на плечо и бросается бежать в том же направлении. Получивший платок тут же бежит навстречу водящему. Обежав полный круг, один из них занимает свободное место. Тот, кто не успеет занять освободившееся место, становится водящим.
Иногда игра проводится по более сложным правилам: водящий не кладет платок игроку на плечо, а тихонько бросает его у кого-нибудь за спиной. Водящий продолжает идти в том же ритме дальше, усыпляя внимание, пока игрок не догадается, что платок за ним. Когда новый обладатель платка побежит, тогда и водящий бросается к освободившемуся месту.
В этом варианте от ребят требуется повышенное внимание, чтобы почувствовать по реакции товарищей, что пора вступать в игру.
Слепой сторож
Поставьте стул на середину комнаты и прикрепи под сиденьем «сокровище» — конфетку, шоколадку, игрушку с помощью липкой ленты.
Водящий с завязанными глазами сидит на стуле. Игроки («разбойники») с разных концов комнаты неслышно подбираются к заветному «сокровищу». «Сторож» очень внимательно слушает. Как только ему кажется, что с какой-нибудь стороны возникает опасность, он тут же указывает рукой в этом направлении и говорит: «Стоп!» «Разбойник» должен немедленно остановиться. Другие игроки в это время продолжают подбираться. Те, кто оказываются в метре от стула, попадают «на двор», и тут они должны быть особенно внимательными. Если здесь их остановит «слепой сторож», то придется возвращаться на место, где они начинали игру, и продолжать. «Сторож» тоже должен ответственно относиться к своим действиям. Ведь если он беспричинно, по мнению ведущего (а он в этом конкурсе судья), будет останавливать игроков, ему придется водить еще раз.
Побеждает тот, кому первым удастся добраться до приза.
Опасное путешествие
В эту игру можно играть на время или устроить соревнование между 2-3 парами.
Сначала выберите пару игроков: «капитана» и «Корабль» находится на одной стороне зала, а на противоположной — другой участник игры, изображающий «пристань». Остальные ребята распределяются между «кораблем» и «пристанью», изображая «рифы». Они должны стоять на месте и не двигаться. Если игровая площадка достаточно велика, дети могут раскинуть руки, усложняя путь «кораблю». «Кораблю» завязывают глаза, он по сигналу ведущего движется наобум в сторону пристани. Направление задает «капитан»: «Лево руля!», «Право руля!», «Малый вперед!», «Полный вперед!» и т. д. Корабль двигается, ни на секунду не останавливаясь. Задача «капитана» — провести судно сквозь «рифы» прямо к «пристани». Если будет задет какой-нибудь «риф», оба игрока считаются проигравшими, их сменяет другая пара.
Наседка и коршун
Это старинная классическая русская игра, в которую любили играть бабушки и дедушки, когда были детьми.
В этой игре два главных действующих лица. «Наседка» охраняет «цыплят», которые выстраиваются за ней, крепко обхватив друг друга руками. Первый «цыпленок» крепко держится за пояс «наседки». Та, растопырив руки-крылья, не пускает «коршуна» к своим деткам. Задача «цыплят» — не отрываться друг от друга. «Коршун» должен обмануть «наседку» и «цыплят», неожиданно повернувшись, успеть запятнать последнего. Он может выиграть и в том случае, если цепочка разорвется. Запятнанный или оторвавшийся «цыпленок» становится «коршуном». Игра длится, пока не будут пойманы все «цыплята».
Заяц без норки
Эта игра хороша, когда участвуют не меньше 15 человек от 6 до 14 лет. Она требует свободного пространства, но можно играть и дома, если есть большая комната.
Два участника — это бездомный «заяц» и «волк». Остальные ребята — «зайцы» и их «домики». Девять ' ребят встают группами по трое и берутся за руки. Получаются три «домика», в каждом из которых находится по одному «зайцу». По команде ведущего «заяц» начинает убегать от «волка». «Волк» пытается догнать «зайца», но тот прячется в чужом «домике». По условию игры в «домике» не должно быть больше одного «зайца». Поэтому, как только бездомный «заяц» заскакивает в «норку», бывший хозяин должен выбежать из него. «Волк» преследует новую жертву до тех пор, пока не поймает какого-нибудь «зайца». Тогда они меняются ролями.
Куда ветер подует!
Сначала надо определить стороны света. Пригодится компас. Ведущий показывает ребятам, где север, юг, запад, восток.
Объясните ребятам: «Флюгер указывает направление ветра. Если ветер дует с севера, он поворачивается к югу, если с запада — к востоку. Все вы — флюгеры. Посмотрим, сможете ли вы правильно указать, куда ветер дует». Сначала проводи игру медленно, потом все быстрее и быстрее. Когда ребята начинают легко справляться с заданием, добавь такое правило: «Если я говорю „Буря!”, вы должны вертеться как волчки, а если „Штиль!”, замереть и не двигаться. Побеждают самые внимательные.
Чуткие турникеты
Разделите всех участников на две равные команды с четным количеством игроков. Одна команда — «турникеты», вторая — «безбилетники».
Две равные по количеству конкурсантов шеренги становятся напротив друг друга на расстоянии вытянутой руки. Получается несколько пар. Теперь этим парам надо разомкнуться так, чтобы расстояние между ними было приблизительно 1,5-2 м. Ведущий завязывает им глаза — они превратились в «слепые», но очень чуткие «турникеты». Если руки опущены — путь свободен. Но если они услышат какой-то шум, то тут же могут сомкнуть руки — путь закрыт. Все остальные пытаются пройти неслышно через «турникеты» и не попасться. Тот, кого ловят, выходит из игры. Когда все «безбилетники» попытаются пробраться через «турникеты», подсчитывают, скольким удалось дойти до финиша. После этого команды меняются ролями. Выигрывает команда, в которой количество участников, прошедших все «турникеты», было большим.
Пленники
Эта игра требует повышенного внимания и хорошей реакции.
Половина участников сидят на стульях в круге лицом к центру. Это «пленники». Диаметр круга зависит от количества участников. Вторая половина игроков — «стража». Они располагаются за стульями сидящих «пленников». Перед одним из «стражников» стул пустой. Его задача — незаметно дать знак «пленникам», подмигнув одному из них. Тот пытается перебежать на свободное место, но «стражник», стоящий за спиной, должен успеть схватить «пленника» за плечи. Если ему это удастся, «пленник» остается на своем месте, а «стражник» без «пленника» пытается сманить кого-нибудь другого. Потом ребята меняются ролями.
Вернись домой!
Игра и простая, и сложная. Простые правила, но выполнить их сложно.
Начертите на полу круг («дом») диаметром полметра. Конкурсант должен встать в круг, надеть маску без прорезей для глаз, пройти 10 шагов, повернуться на месте 2-3 раза и снова войти в круг, т. е. вернуться «домой». Побеждает тот, кто вернется точно в круг.
Вариант этой игры — «Меткий футболист».
Правила такие же, только надо не вернуться в круг, а подойти и ударить по мячу. Чрезвычайно забавно выглядят игроки, уверенно бьющие мимо мяча.
Кто сильнее
В этой командной игре дети померяются силой, перетягивая друг друга через линию.
Для игры обозначьте три линии: одну — в середине площадки, а две — параллельно ей, справа и слева. Играющие делятся на две равные команды, выстраиваются в две шеренги и встают у своей линии. Игроки, стоящие напротив друг друга, подходят к средней линии, схватываются правыми руками (желательно за запястья), а левые закладывают за спину. По сигналу судьи они начинают тянуть противников на свою сторону, стараясь затащить за черту, находящуюся за спиной. Перетянутый игрок остается на стороне противника — для подсчета очков. Игра заканчивается, когда все игроки будут перетянуты на ту или другую сторону. Выигрывает команда, сумевшая перетянуть на свою сторону больше игроков. Правила можно усложнить: игрок, перетянувший своего противника, помогает товарищу по команде, взяв его за пояс и перетягивая вместе с ним. Перетягивать можно также двумя руками, держа друг друга за плечи.
Я — лучший пожарный!
Перед началом игры подготовьте по три предмета одежды, которые участники должны хорошо запомнить. Одежда эта может быть нелепой — это сделает игру смешной.
Когда все участники освоятся в новых костюмах, они начинают шагать под музыку вокруг стульев, стоящих спинками к центру. После того как музыка прерывается, «юные пожарные» снимают с себя по одному предмету одежды и кладут его на ближайший стул. Вновь звучит музыка, и движение продолжается до тех пор, пока не будут сняты все три предмета одежды. Все они, естественно, оказываются на разных стульях. Вот тут-то и начинается самое интересное. Ведущий кричит: «Пожар!», и наши «пожарники» начинают судорожно искать свои вещи и одеваться! Понятно, что победу одерживает самый расторопный.
Любимый цвет
Игра очень простая, но азартная, веселая.
Ведущий называет какой-нибудь цвет. Дети должны найти этот цвет в одежде или в вещах товарищей и взяться за него. Тот, кто не успел, выбывает или становится ведущим.
Запомни и повтори
В этом упражнении на внимание выигрывают самые собранные ребята.
Играющие становятся в одну линию.
Ведущий, стоящий первым, сначала хлопками задает ритм, а потом в этом ритме делает различные движения, которые ребята повторяют. Но повторяют, отставая все время на одно движение.
• Когда ведущий показывает первое движение, все стоят смирно.
• При втором движении ведущего второй участник игры повторяет его первое движение.
• При третьем движении второй повторяет второе, а третий — первое и т. д.
Важное дополнение: чтобы не запутаться, надо смотреть не на ведущего, а на своего соседа. Если игрок сбился, он выбывает из игры.
Живые карты
Эта игра для просторного помещения. Ее удобно провести перед эстафетой, если компанию до 36 человек требуется разделить на две, три или четыре команды. В зависимости от количества участников ведущий решает, сколько карт нужно раздать и какой масти.
Приготовьте колоду игральных карт. Вручите по одной игральной карте — тузу — капитанам команд, остальные раздай ребятам. Задача играющих — занять свое место вслед за капитаном в соответствии с мастью и значением карты.
Одно условие, за которым должен строго следить ведущий: игрок может бежать к своему капитану только после того, как предыдущий занял свое место. В конце игры все поднимают карты над головой. Побеждает команда, выполнившая задание первой и без ошибок.
Рекомендуем посмотреть:
Сборник подвижных игр для детей младшего школьного возраста
Летние подвижные игры для детей младшего школьного возраста
Комплекс минуток - отдыха для начальной школы
Подвижные игры для учащихся начальных классов
Похожие статьи:
Игры с мячом для начальных классов
Игры эстафеты для младших школьников
Подвижные игры на свежем воздухе для младших классов
Спортивная эстафета для учащихся начальных классов
Подвижные игры для 1 класса