Занятие – беседа для детей старшего дошкольного возраста на тему: «Раковина»
Дорогие ребята! Это жилище вы все наверняка не раз видели и даже держали в руках.
Отгадайте загадку.
Он беспозвоночный,
Поэтому непрочный.
С домиком не расстается.
Как же этот дом зовется? (Раковина.)
Вы верно догадались! Это — раковина или ракушка.
•
Какого цвета бывают ракушки? Какой они формы?
По форме и окраске раковины очень разные. Они бывают морские и речные. Есть раковины со створками, напоминающими дверцы, их так и называют — створчатые. Есть раковины, напоминающие петушиный гребень или высокую шапку. Некоторые имеют форму завитка.
Вот названия некоторых раковин: тиара, рапана, мидия, епископская шапка, мурекс.
Раковина — дом моллюска, животного, у которого нет позвоночника. Такое мягкое, почти бесформенное существо нуждается в очень прочном и крепком доме.
Раковина — защитное образование, наружный скелет, покрывающий тело беспозвоночных.
Чаще всего дом моллюска состоит из трех слоев: наружного, потом среднего, похожего на фарфор, называемого известковым, и внутреннего — перламутрового.
•
Для чего моллюску такой прочный дом?
В нем он скрывается от опасности — зубастых и прожорливых рыб.
Давайте поговорим о морской раковине. Она лежит на берегу голубого моря, над ней плещутся волны. Ее форма удлиненная, завитая, красиво окрашенная, с отверстием в центре.
Послушайте стихотворение.
Ракушка
На морском берегу
Мы вдвоем с подружкой
Нашли в песке чудесную ракушку.
Она красива, как цветок,
Есть у ракушки завиток.
Ракушку в море отнесем,
Ведь ракушка — чей-то дом.
Пусть будет цел и невредим,
Чтоб все полюбовались им!
Иногда случается, что моллюск погибает и раковина пустеет. Такие раковины многие люди привозят из морского путешествия домой как украшение или сувенир. И вот — чудо! Если такую раковину поднести к уху, вы услышите мерный шум морского прибоя. Почему так происходит, не могут объяснить даже ученые, которые занимаются изучением моллюсков.
Послушайте сказку.
Чудесная раковина
Однажды Морской Царь решил построить прекрасный подводный дворец для своей дочери — принцессы Русалки.
Он приказал собраться всем раковинам, чтобы выбрать лучшие из них для украшения дворца. По царскому приказу собрались все раковины. Более красивого зрелища трудно было себе представить!
Морской Царь и юная Русалка рассматривали раковины и удивлялись разнообразию их окрасок и причудливости форм.
Каждая раковина хотела попасть в такой почетный дом — дворец Морского Царя и старалась показать себя с самой лучшей стороны.
Раковины блестели, переливались всеми цветами радуги. Были среди них пурпурно-алые и голубые, пестрые и полосатые, полукруглые и завитые, как рожки. Русалка была в восторге. Еще бы! Ведь она будет жить в этом великолепии.
Только одна раковина ей не понравилась — она выглядела очень скромной и даже невзрачной.
— Нет! Эта не подойдет! — сказала принцесса, указывая на ракушку.
— О, принцесса! Вы, может быть, ошибаетесь... — тихо проговорил огромный придворный осьминог, сопровождавший Морского Царя и его дочь (это именно он собрал перед дворцом такое множество раковин).
— Ошибаюсь? — принцесса Русалка гневно пошевелила чешуйчатым хвостом. — Не может этого быть!
— Да, да! — продолжал осьминог. — Прикажите этой раковине раскрыть створки!
— Что ж, пожалуй! — согласилась принцесса. — Приоткрой-ка створки, — приказала она раковине.
— Да, Ваше Величество! — ответила та и широко раскрыла створки.
И тут все увидели, что в глубине раковины сияет и переливается великолепная крупная жемчужина!
— Ах! Какая прелесть! — воскликнула принцесса.
— Я дарю ее вам, Ваше Величество, пусть она украсит ваш венец, — скромно сказала раковина-жемчужница.
Принцесса поблагодарила раковину, и скоро дивная белоснежная жемчужина украсила корону юной Русалки, а скромная раковина-жемчужница заняла почетное место в царском дворце.
Вопросы после прочтения сказки
• Для чего раковины прибыли на прием к Морскому Царю и Русалке?
• Расскажите, какие раковины были среди них?
• Почему одна раковина не понравилась Русалке?
• Почему с виду невзрачная ракушка оказалась необыкновенной?
• Стоит ли судить предметы, вещи, людей только по внешнему виду? Почему?
Ответьте на вопросы
1. Кто живет в раковине?
2. Для чего моллюску нужен такой прочный дом?
3. Какие бывают раковины?
4. Видели ли вы раковину в музее, по телевизору, на картинках?
5. Есть ли у вас дома раковины? Откуда они были привезены?
6. Кто из вас знает, какой секрет хранит пустая раковина?
Рекомендуем посмотреть:
Беседа про берлогу для детей 5-7 лет
Про логово волка для детей 6-7-8 лет