Тема: Корни с чередованием гласных е-и
Цель: Формирование орфографических умений по теме «Корни с чередованием гласных е-и».
Тип урока: урок ознакомления с новым учебным материалом, урок- практикум.
Задачи урока:Предметные
1. Формировать умение проводить наблюдения (знакомство учащихся с чередованием гласных Е-И в корнях и способом действия при выборе орфограммы Е-И в корне слова), осознанно воспринимать алгоритм, формулировать правило и четко запоминать ход действий по его применению.
2. Познакомить учащихся с опознавательными признаками и графическим обозначением орфограммы (формирование навыка написания орфограммы Е-И в корне слова).
3. Развивать у учащихся орфографическую зоркость.
Метапредметные
1. Развивать умение правильно оценивать выполнение действия.
2. Развивать логическое мышление, самостоятельность, повышать речевую активность школьников.
3. Развивать умение формулировать собственное мнение, обосновывать свой ответ.
Личностные
1. Формирование уважительного отношения к чужому мнению.
2. Развитие навыков сотрудничества с учителем и с одноклассниками.
3. Развитие умения оценивать результаты собственной деятельности.
Формы организации учебной деятельности: фронтальная, групповая, индивидуальная.
Оборудование: учебник русского языка 5-й класс под редакцией С.И.Львовой, компьютер, компьютерная презентация, мультимедийный проектор, раздаточный печатный материал, листы учета знаний.
Ход урока:
I. Актуализация знаний о глаголе.
1. Коллективная фронтальная работа.
- Какую часть речи мы изучаем? (Глагол)
- Проверим прочность ваших знаний по изученным темам в форме блиц-опроса: «да», «нет» параллельно фиксируем ответ на 2 листочках (один сдаём, другой проверяем и оставляем себе) (Слайд №2)
2. Самопроверка (Слайд №3)
3. Коррекция знаний: в чём ошиблись?
4. Самостоятельное оценивание работы (Слайд №4)
5. Выставление оценки в оценочный лист
II. Первичное усвоение новых знаний.
1. Наблюдение №1 (Слайд №5)
- Что общего у всех 3 групп слов?
- Кто догадался, пусть запишет свой ответ на листочке.
а) Подсказка №1 для тех, кто не догадался (Слайд №6).
- Что общего у всех 3 групп слов?
- Кто теперь догадался, пусть запишет свой ответ на листочке.
б) Подсказка №2 для тех, кто ещё не догадался (Слайд №7).
- Что общего у всех 3 групп слов? (Слайд №5)
- Кто уже догадался, пусть запишет свой ответ на листочке.
в) Вывод делают сами ребята: у всех 3-х групп слов в корне безударная гласная.
2. Наблюдение №2
- Определите, чем отличаются все 3 группы слов?
Вывод делают сами ребята: 1 группа слов - безударные проверяемые гласные,
2 группа - чередующиеся гласные О-Е, 3 группа - чередующиеся гласные И-Е) (Слайд №8)
3. Занесение результатов в оценочный лист.
4. Попутное повторение:
1) Беседа.
- Вспомните, что вы уже знаете о правописании некоторых из этих корней с чередующимися гласными?
- Что является условием выбора гласной в корнях ЛАГ – ЛОЖ? (Слайд №10, 11)
- Что является условием выбора гласной в корнях РАСТ – РОС? (Слайд №12, 13)
- А слова-исключения? (Слайд №14)
- Что нужно помнить о чередующихся гласных?(чередующиеся гласные проверять ударением нельзя!)
(Слайд №15)
2) Цифровой диктант (на закрепление правила о чередующихся гласных в корнях слов -КАС-КОС-, -ЛАГ-ЛОЖ-, -РАСТ-РАЩ-РОС
Поставьте в тетрадь цифру 1, если в корне слова пишется буква О; цифру 2 – если пишется буква А.
Прикосновение, положение, росток, касание, предлагать, выращенный, приросла, возрастной.
Самопроверка: (Ответ: 1 1 1 2 2 2 1 2) Занесение результатов в оценочный лист.
Что нам с вами предстоит сегодня узнать? Сформулируйте тему урока, о чем мы сегодня будем говорить.
5. Запись грамматической темы. (Cлайд №1)
Чему должны научиться? (Слайд №16)
III. Усвоение новых знаний.
1. Создание проблемной ситуации. Определите вид глаголов (несовершенного вида),запишите в тетрадь. - Подберите видовую пару к каждому глаголу.
Вытирать
Избирать
Запирать
Раздирать
Замирать
Расстилать
Блистать
Выжигать
Самопроверка ) (Слайд №17)
- Назовите корни (Слайд №18)
2. Наблюдение. Какой вопрос возникает? (При каких условиях в корнях с чередованием пишется буква и, а при каких – е?) Определите условия выбора гласных И-Е в корне.
- Что заметили? ( Побуждение к осознанию противоречия: слова имеют одинаковые корни, которые пишутся по-разному)
Постарайтесь найти закономерность в написании букв е – и в корнях. (Побуждение к выдвижению гипотез, принятие и проверка каждой гипотезы). Дети выдвигают гипотезы. Проверяется каждая гипотеза, пока не появится верная. (Если после корня есть суффикс -а-, то нужно в корне писать букву и , а если суффикса нет, то – е.) Дети проверяют. Гипотеза подтверждается. Графически выделяют данное условие, записав любую пару слов в тетрадь (под руководством учителя (или желающего ученика) делают графические обозначения орфограммы: корни, ударение, гласную-орфограмму, условие выбора).
Рассуждаем так: прид..раться – корень с чередованием, гласный безударный, его нельзя проверить, есть суффикс -а-, значит, пишу букву «и» – придираться; прид..русь – корень с чередованием, гласный безударный, его нельзя проверить, нет суффикса -а-, пишу букву «е» – придерусь. И, наконец, сочетание букв корня и суффикса даёт «имена»: ИРА, ИСТА, ИГА, ИЛА, ИТА (собИРАть, блИСТАть, прожИГАть, расстИЛАть, чИТАть.
3. Самостоятельное выведение правила учащимися.Сверим вывод с правилом в учебнике на с.130 (проговаривают в парах друг другу)
4. Составление алгоритма пользования правилом:
Ребята, как вы будете действовать, чтобы без ошибок писать слова с этими корнями? Давайте выработаем алгоритм наших действий.
Алгоритм.
1.Выделить в слове корень, поставить ударение, найти безударную гласную в корне.
2.Выучить корни с чередованием, чтобы узнавать их.
3.Проверить наличие или отсутствие суффикса -а- после корня.
4.Если суффикс -а- есть после корня, пишется буква и, а если нет – е. Графически выделить условие выбора гласной. (слайд № 19),
5.Работа в парах (проговаривание алгоритма друг другу).
6.Тренировочное упражнение. (Слайд №20) Перед нами выбор: написать буквы «е» или «и»
Условие для написания и – это суффикс -а- после корня. (Слайд №21,22)
7. Подготовленное задание:
Если после корня – «а»,
В корне будет «и» всегда!
Вот пример запоминай:
“Ноги вытер? Вытирай!”
IV. Осмысление.
1.Работа с раздаточным материалом.
1)Выполняем упражнение на карточке. (в помощь – алгоритм действий на слайде № 9)
- Вставить пропущенные буквы, обозначить орфограмму.
I вариант
Соб…раешь – соб…рёшь
Прод…раешься – прод…рёшься
Выж…гал – выж…г
Расст…лать – расст…лить
II вариант
Зам…рает – зам…р
Зап…рает – зап…р
Прот…рал – прот…реть
Бл…стать – бл…стеть
2)Самопроверка: слова написаны на слайде (слайд №23),возможна работа у доски.
Занесем результаты в оценочный лист. (слайд №24)
3)Первичное закрепление. (Упр.693)
Взаимопроверка работ и выставление оценки (Слайд №24)
Физкультминутка.
Игра «Хлопок». Поднимите руки вверх. Потянитесь. Приготовьтесь хлопать в ладоши. Я буду диктовать слова с чередующимися е и и в корне (или предложения, включающие такие слова) . Если встречается слово с буквой и в корне – хлопок.
Избиратель, замереть, притираться, растереть, расстилаться, застелить, задирать, отпирать, запереть.
Самолёт набирает высоту. Дорога стелется во ржи. Зимой жизнь в лесу замирает.
2.Закрепление знаний.
1)Укажи неправильное написание слов. (Слайд №25,26)
2) Распределительный диктант. (Дополнительно, если позволяет время)
Распределить следующие слова в таблице в зависимости от правописания гласной в корне:
Застелить, стирает, запер, потеряю, задирает, прибирал, блестит, завлекаю, разжигать, настелил, опираться, примирять (друзей), отдеру, интересоваться.
3)Индивидуальные задания по карточкам. (Дополнительно, если позволяет время)
Задание: вставьте пропущенные буквы, объясните выбор гласной е - и.
Карточка №1
Соб…рают цветы. Всё зам…рло. Звёзды забл…стали. Взб…раемся на вершину. Зам…реть то восторга. Река забл…стела. Заж…гать костёр. Степь расст…лается.
Карточка №2
Оп…раться на перила. Зап…реть дверь. Раст…реть краски. Нат…рать паркет. Пол бл…стит. Пост…лить ковёр. Прот…реть окно. Выж…гать рисунок.
Карточка №3
Соб…рать автографы. Подб…рать литературу. Бл…стать эрудицией. Бл…стеть ослепительно. Соб…русь на прогулку. Разб…раться в музыке. Изб…рать путь. Зап…реть дверь.
4)ГИА (II презентация)
V. Рефлексия
- Беседа:
Что нового узнали на уроке? Вспомним, какое правило изучали.
Какова была учебная задача? Справились ли с ней?
Какой же суффикс командует корнями с чередующимися Е–И?
Что было трудно?
Что было интересно?
- Создание синквейна
Урок
Весёлый, интересный
Научился, выбираю, умею
Хочешь быть грамотным – учись!
Знание
Гласная
Безударная, чередующаяся
Нахожу, вспоминаю, выбираю
Есть суффикс А - пишу И
Буква
- Кто хочет поделиться своими впечатлениями от урока и прочитает свой синквейн? (желающие зачитывают свои синквейны, остальные сдадут их вместе с оценочными листами)
- Подведение итогов урока, Обратимся к оценочным листам.
(Ребята подсчитывают заработанные баллы, и получают оценку и отметку за урок)
Фамилия______________________
Вид работы Баллы
Задание 1: блиц-опрос
Задание 2: цифровой диктант
Задание 3: карточки
Задание 4: упр.693
Задание 5: ГИА
Итого баллов
Оценка
0 ош. – 3 б
1 ош. – 2 б
2- 3 ош. – 1 б
> 3 ош. – 0
От 13 до 15 баллов - 5.
От 10 до 12 баллов - 4.
От 7 до 9 баллов - 3.
Меньше 7 баллов - 2.
- Кто получил сегодня на уроке «5»? «4»? «3»? (ребята встают или поднимают руки)
- Молодцы!
- Д/з: (Слайд №28).
Творческое задание (раздаточный материал).
Ваша мама попросила вас научить младшего брата (сестру) правилам поведения за столом. Используя глаголы с чередованием в корне, составите памятку с советами.
Например:1. Вымыв руки пред едой, вытирай их тщательно.
Перед выполнением задания изучите информацию о правилах составления памятка:
1) Используй короткие простые предложения;
2) Глаголы должны быть в форме 2 лица ед. ч. и предавать совет, просьбу.
Набор глаголов с чередующимися корнями: собирать (соберу), убирать (уберу), вытирать (вытереть), расстилать (расстелить), задирать (задерет), растирать (растереть).
Примерный образец:
1. Вымыв руки пред едой, вытирай их тщательно.
2. Постели салфетку на колени.
3. Не задирай ноги и не болтай ими.
4. Убирай локти со стола.
5. Вытирай рот не рукавом, а салфеткой.
6. Не втирай в скатерть пролитый суп.
7. После еды убери за собой посуду.
8. Не поленись, собери крошки и другой мусор
Поставим оценку за задание:
5–6 предложений – 3 балла
3–4 предложения – 2 балла
1–2 предложения – 1 балл
- Спасибо за работу! Прощу вас сдать оценочные листы и синквейны. Успехов вам при выполнении домашнего задания!
(Чаще всего можно ошибиться в словах с корнями -блист–блест-, -жиг–жег-, -стил– стел-.Например, бл..стеть на снегу, бл..снуть вдалеке, бл..стящий снег, пробл..ски огня – нет суффикса -а-, пиши букву «е» (блестеть, блеснуть, блестящий, проблески), а в этих словах «и»: бл..стать, бл..стательный, бл..стающий.
Ещё пример: заж..гать свечи, потерянная заж..галка, система заж..гания – везде есть суффикс -а-, поэтому пиши букву «и» - зажигать, зажигалка, зажигание. Слова без суффикса -а- имеют букву «е»: выжег надпись, зажёг свет, разжёг костёр, прожёг дыру, сжёгший письма.
Помните о существительных с буквой «о»: неприятная изжога, поджог сарая, ожог руки, недожог кирпича.) – дополнительная информация, если позволяет время.
Рекомендуем посмотреть:
Конспект урока русского языка в 5 классе
Конспект урока по русскому языку в 5 классе
Конспект урока-игры русского языка для 5 класса
Средства формирования УУД у учащихся 5 класса на уроках русского языка
Похожие статьи:
Конспект урока русского языка в 5 классе. Обобщающее повторение
Конспект урока русского языка в 5 классе. Обозначение мягкости согласных на письме
Итоговый тест с ответами по русскому языку для 5-6-7 классов
Конспект урока русского языка в 5 классе. Синтаксический разбор простого предложения
Конспект урока русского языка в 5 классе по теме: Имя существительное - часть речи удивительная