Творческий конкурс для педагогов «Осенний листопад»

 

Творческий конкурс для педагогов «Самая лучшая Зима»

 

Конкурс для педагогов «Лучший конспект урока (занятия)»

 

Конкурсы на нашем сайте ped-kopilka.ru

Формирование психологической готовности к школьному обучению через игру

Психологическая подготовка детей к обучению в школе
Автор:Рибинова Надежда Анатольевна, педагог-психолог МАДОУ детский сад "Семицветик" с. Лычково, Демянского района, Новгородской области.
Описание: данный материал может быть полезным для педагогов-психологов, воспитателей, родителей. Игры, используемые в работе проводятся с детьми в подготовительной к школе группе.
Цель: мотивационная и интеллектуальная подготовка детей к школе, через системное использование разнообразных игр и упражнений.
Задачи:
- повысить мотивационную готовность детей к обучению через формирование положительного отношения к школе;
- активизировать имеющихся у детей знания об окружающем мире;
- развивать познавательные психические процессы (мышление, память, внимание, речь, творческое воображение);
- развивать эмоционально-волевую сферу (произвольность поведения, волевые качества личности, умения считаться с мнением других и вести продуктивный диалог);
- развивать мелкую моторику рук.

Актуальность. В настоящее время основанием преемственности разных ступеней образовательной системы становится ориентация на ключевой стратегический приоритет непрерывного образования - формирование умения учиться.
Для успешного обучения в средней массовой школе ребенок к моменту поступления должен иметь определенный уровень личностного, умственного и физического развития.
По мнению Д.Б. Эльконина, личностная готовность включает в себя параметры, сформированность которых наиболее важна для овладения учебной деятельностью. Это:
- развитая учебная мотивация (хочет идти в школу; понимает важность и необходимость учения; проявляет выраженный интерес к получению новых знаний);
- умение строить адекватные системы отношений со взрослыми;
- произвольность поведения (умение сознательно подчинить свои действия правилу, ориентироваться на заданную систему требований, внимательно слушать говорящего, точно выполнять задания, предлагаемые в устной форме);
- отсутствие заниженной самооценки и страха неудачи.
Показатель интеллектуальной готовности ребенка к обучению в школе - уровень развития мышления и речи. К концу дошкольного возраста главный показатель умственного развития - сформированность образного и основ словесно-логического мышления, без которых невозможно успешное обучение в школе. По существу, речь является основой, на которой строится вся учебная деятельность.
Социально - психологический компонент готовности включает:
- коммуникативную компетентность - формирование у детей качеств, благодаря которым они могут общаться с другими детьми, учителем;
- социальную компетентность - знание норм и правил поведения, принятых в определенной социально – культурной среде, реализация этих знаний на практике;
- языковую (речевую) компетентность - уровень речевого развития, позволяющий в процессе общения свободно использовать свои знания о языке.
Основной деятельностью, внутри которой формируются и развиваются компоненты психологической готовности к школе, является игра. В рамках ФГОС, игра - наиболее адекватная дошкольному возрасту, форма построения образовательного процесса, в ходе которого формируются интегративные качества дошкольника. Игровая методика обучения является и условием, и средством обучения дошкольников.
Прежде всего, игра оказывает влияние на развитие личностной стороны психики ребенка, изменяется мотивационно-потребностная сфера: в игре возникает и реализуется важный мотив – желание стать взрослым, стать школьником, выполнять правила поведения школьника, иметь его права и обязанности. Умелое использование игр различной направленности в практике детского сада способствует речевому развитию детей, развитию умения обобщать, классифицировать, анализировать, строить причинно-следственные связи, делать умозаключения.
Опираясь на вышеизложенные критерии психологической готовности и на результаты диагностики, мною составлена программа коррекционно-развивающих занятий по психологической подготовке к успешному школьному обучению «Я знаю, я могу, я хочу!».
Этапы работы по программе:
• Диагностический (констатирующий);
• Развивающий (коррекционно – развивающие занятия);
• Диагностический (контрольный).
Для проведения констатирующего замера в подготовительной группе была проведена экспресс-диагностика готовности к школе по Е.К.Вархотовой, Н.В.Дятко, Е.В.Сазоновой. Получены следующие результаты: из 17 детей подготовительной группы (100%):64,8% детей - готовы к обучению в школе (11 человек); 11,7% детей – готовы к школе «условно», с ними требуется дополнительная коррекционно-развивающая работа (2 ребенка); 23,5% детей – не готовы к обучению школе, им требуется основательная коррекционно-развивающая работа (4 ребенка).
Анализ результатов показал, что 35,2% детей имеют сниженный уровень вербального развития, произвольности поведения, недостаточный уровень общей осведомленности, сформированности причинно-следственных, пространственно-временных, логических связей, низкий уровень развития тонкой моторики. Дети с трудом принимают и соблюдают правила игр, затрудняются с ответами.
После проведения цикла коррекционно-развивающих занятий планируется контрольный замер по этой же методике, с целью выявления результативности коррекционно-развивающей работы.
Цель программы: мотивационная и интеллектуальная подготовка детей к школе, через системное использование разнообразных игр и упражнений.
Задачи программы:
- повысить мотивационную готовность детей к обучению через формирование положительного отношения к школе;
- активизировать имеющихся у детей знания об окружающем мире;
- развивать познавательные психические процессы (мышление, память, внимание, речь, творческое воображение);
- развивать эмоционально-волевую сферу (произвольность поведения, волевые качества личности, умения считаться с мнением других и вести продуктивный диалог);
- развивать мелкую моторику рук;
- работать с родителями в данном направлении (поддерживать высокую мотивацию в подготовке детей к обучению в школе).
Принципы программы:
1. Доступность (для детей любого уровня готовности к школе);
2. Универсальность (подготовка осуществляется теми средствами, которые наиболее подходят для формирования у данной подгруппы дошкольников);
3. Комфортность (положительная эмоциональная оценка любого достижения ребенка со стороны взрослого, чтобы успех ребят переживался ими как радость).
4. Направленность (формировать компоненты психологической готовности, необходимые для последующей учебной деятельности ребенка, на основе уже сформированной игровой).
5. Добровольность (в группы попадают только те дети, родители (законные представители) которых дали согласие на психологические занятия).
6. Актуальность (использование современных достижений науки, своевременное реагирование на изменение социального заказа, стандартов образования, мониторинговых показателей.)
Цель и задачи позволили определить содержание программы. Основная идея реализации программы состоит в том, что психологические занятия с детьми проводятся в особой форме работы в виде «урока – игры», игры в "Школу". Это не стандартные обучающие занятия, а комплекс игр и игровых упражнений, который соответствует старшему дошкольному возрасту. На занятиях вместе с детьми «учится» Игрушка - герой занятий. От лица Игрушки задаются проблемные вопросы, с ней проводятся обучающие диалоги, беседы. Игрушка активно выражает свое мнение, спрашивает и уточняет непонятное, порой ошибается, запутывается, не понимает. Детское стремление общаться и помогать ей существенно увеличивает активность и заинтересованность.
Программа занятий рассчитана на 7 месяцев (октябрь-апрель). Форма проведения занятий: групповая с индивидуальными играми-упражнениями. Занятия проводятся в первой половине дня 1 раз в неделю с подгруппой не более 6 человек в возрасте 6-7 лет. Продолжительность занятия - 35 минут, так как деятельность постоянно меняется, дети данной возрастной группы легко проводят данное время и не устают. Игры используются дифференцированно, учитывая психофизиологические особенности и индивидуальные возможности детей. Мотивационный компонент представлен на занятиях в виде: игрового преподнесения заданий; создания положительного образа школьника; при выполнении некоторых игр, упоминание в инструкции, что сейчас дети будут работать, как настоящие школьники. За успехи обязательно похвала, выдаются наклейки, которые дети сами приклеивают в свои «игрушечные дневнички».



Замечания носят только характер рекомендаций и побуждают к дальнейшим действиям. Занятия включают дидактические (интеллектуально-развивающие) игры и игровые упражнения, выполнение которых не занимает слишком много времени, а материал наглядный и интересный для ребенка. Особенностью дидактических игр то, что созданные взрослыми с целью воспитания и обучения детей, они остаются играми. Ребенка в этих играх привлекает, прежде всего, игровая ситуация, а, играя, он получает знания.
Структура игровых занятий:
• Ритуал приветствия, разминка – 5 минут (в кругу);
• Коррекционно-развивающий этап (основная часть) - 25 мин.:
- дидактические игры на развитие познавательных психических процессов, эмоционально-личностной сферы; игры-беседы,
- динамическая пауза (физкультминутка, малоподвижная игра - этюд, пальчиковая гимнастика);
- игры на развитие мелкой моторики.
3) Подведение итогов (рефлексия), ритуал прощания (в кругу) – 5 минут.
Начало и окончание занятия происходит в кругу, что дает возможность открытого общения, взаимопонимания, ощущения целостности и завершенности.
Ритуал приветствия и разминка включают такие игры, как «Гимн наших занятий!», «Ласковое слово», «Доброе утро», «Комплимент», «Снежный ком» « Я люблю», «Желаю тебе» и др.
Дидактические игры, используемые на занятиях с целью развития познавательных процессов:
1) Игры с использованием игрушек и предметов:
- игры с мячом: «Четвертый лишний» на развитие целенаправленного внимания, памяти, логического мышления; «Наоборот» на развитие логического мышления; «Прямой счет» на развитие внимания, устного счета, координации движений; «Много – один» на развитие внимания, быстроты мышления, координации; «Запрещенные слова» на развитие произвольности, речи и общей осведомленности; «Говори наоборот» на развитие речи и мышления; «Закончи фразу» на развитие ассоциативного мышления, «Ловушка» на развитие произвольного внимания, восприятия, аналитико-синтетической деятельности. Детям медленно зачитываются предложения, если предложение неправильное по смыслу – они должны объяснить, почему предложение неправильное, как произнести его правильно и др.;
- игры с кубиками:
1) Игра «Напиши цифру» (ребенок бросает 2 кубика: один кубик показывает, какую цифру он пишет, второй кубик показывает сколько раз ребенок пишет данную цифру) на развитие мелкой моторики, навыков счета и письма.

2) Игра «Назови слова на букву» на развитие навыков счета, речи, мышления;

3) «Фоторобот» на развитие графических навыков, творческого восприятия. Ребенок бросает кубик, в зависимости от того, какая выпадает цифра, рисует элемент.
Игра «Фоторобот»


- игры - конструкторы: «Танграм», «Разрезанные картинки», «Колумбово яйцо» на развитие пространственного мышления, сообразительности, зрительно-моторной координации, усидчивости, умения работать по образцу. Закрепляются знания геометрических фигур, размеров. Развиваются элементы творческого воображения при составлении новых фигур. Можно вводить соревновательный момент, кто быстрее соберет фигуру.
Игра «Танграм»


2) Настольно-печатные игры;
3) Игры на бумаге, направленные на развитие тонкой моторики рук, пространственной ориентировки, умения действовать по правилам, по словесной инструкции; «Что получится?», «Нарисуй по точкам фигуру, как на образце», «Срисуй по клеточкам», «Продолжи ряд» развивают не только зрительно-моторную координацию и мелкую моторику, но и умение действовать по образцу, правилу; игра «Продолжи узор» выполняется в тетради в крупную клетку, предлагается как домашнее задание, которое дети выполняют вместе с родителями. Узоры каждый раз новые.

3) Словесные игры: «Расскажи по картинке», «Четыре стихии», «Запомни слово по знаку-символу», «Кто назовет больше предметов» на развитие внимания и памяти; «Что было бы, если люди могли летать?», «Говори на что похоже», «Закончите предложения» на развитие творческого воображения; игры - беседы: «Что такое школа?», «Я иду в школу для того, чтобы…», «Возьму с собой в школу», «Школьные правила» на развитие положительной мотивации к обучению в школе; «Как можно узнать настроение человека?», «Узнай по описанию», «Что такое дружба?», «Когда я буду взрослым…» и т.д.; загадки на школьную тематику.

Игра «Запомни слово по знаку-символу».

Игра «Как можно узнать настроение человека?»

4) Разнообразные пальчиковые игры, направленные не только на развитие мелкой моторики рук, но и на развитие речи, воспитание волевых качеств (терпения, целеустремленности, самокритичности). Подобные игры активизируют у детей работу мозга, способствуют развитию речи и помогают дошкольникам подготовить руку к письму: «Дружба», «Гости», «Апельсин» и др.;

5) Игры мини - этюды. Это малоподвижные игры, способствующие развитию пластики, чувства ритма, пантомимики. В этюдах используются и элементы пальчиковой гимнастики. На наших занятиях мы используем их как физкультминутки: «Бабочка», «Солнце», «Грибочки», «Птицы», «Я – кленовый листочек» и др.
Ожидаемые результаты работы по программе:
- возрастающий интерес детей к выполнению развивающих игр и игровых упражнений;
- эмоционально – положительное отношения к школе, наличие правильных представлений и знаний о школе, интереск школе, школьной атрибутике;
- улучшение графических навыков и зрительно-моторной координации;
- повышение активности и уверенности в своих силах и возможностях;
- формирование произвольности поведения;
- улучшение познавательных психических процессов (внимания, памяти, мышления, речи);
- новый уровень самосознания - сформированность «внутренней позиции ученика».

Список литературы.
1. Домашенко И.А. «Выполнение действий по правилам как один из показателей готовности ребёнка к школе». – «Дошкольное воспитание» 1973 №8.
2. О.С.Газман, Н.Е.Харитонова «В школу с игрой»;

Рекомендуем посмотреть:

Рекомендации родителям будущих первоклассников Игра и ребенок Приемы обучения детей чтению Как нужно готовить ребенка к школе

Похожие статьи:

Практические рекомендации для подготовки ребёнка к школе

Правила приёма детей в 1 класс

Анкета для родителей. Готов ли ваш ребенок к школе

Виды игр и их классификация в педагогике

Использование дидактических игры для формирования социальной активности детей дошкольного возраста

Опубликовано: 3643 дня назад (1 декабря 2014)
Просмотров: 19686
Рубрика: Без рубрики
+8
Голосов: 8
Любовь Михайловна Русакова # 2 декабря 2014 в 00:28 +3
Надежда Анатольевна, вами проведена важная и нужная работа. Нам необходимо подготовить детей к школе, не заменяя учителя, а именно подготавливая наших ребятишек к лучшему усвоению знаний. Игры, подобранные Вами служат хорошим подспорьем. В игровой форме дети развивают логическое мышление, мелкую моторику, умение ориентироваться на листе бумаги и т.д.
Надежда Анатольевна Рибинова # 2 декабря 2014 в 09:30 +2
Спасибо большое, Любовь михайловна)))) Это моя первая публикация - очень волнительно. Возможно, есть недочеты. Рада за возможность поделиться и узнать мнение специалистов.
Ольга Ивановна Марченко # 2 декабря 2014 в 16:18 +2
Надежда Анатольевна, спасибо за интересный и актуальный материал. Подобранные игр и упражнения способствуют развитию внимания, мышления, развивают речь ребенка. Примите мой голос! Творческих успехов!
Надежда Анатольевна Рибинова # 2 декабря 2014 в 16:42 +1
Ольга Ивановна, спасибо за ваше внимание и голос!!!
Татьяна Владимировна Мельникова # 2 декабря 2014 в 22:18 +2
Надежда Анатольевна, спасибо за приглашение!Действительно подготовка к школе,это серьёзный и трудоёмкий процесс.юкоторый формируется не один год.Никакая подготовка не обходится без психологического настроя!Благодаря вашим играм,у вас решаются все поставленные задачи!А ведь самое важное в подготовке,это настрой ребёнка на интересну, увлекательную,нужную познавательную деятельность в школе! спасибо Вам! Взяла на заметку!Голос!
Надежда Анатольевна Рибинова # 2 декабря 2014 в 22:49 0
Татьяна Владимировна, большое спасибо за добрый отклик!
Нина Ивановна Марценковская # 2 декабря 2014 в 22:29 +3
Здравствуйте, Надежда Анатольевна! Замечательная, развёрнутая работа создана Вами по развитию учебной мотивации и подготовке детей к обучению в школе на игровой основе. Ваш материал будет интересен не только педагогам, работающим с детьми в подготовительной группе, но и родителям будущих первоклассников для организации занятий с детьми дома. Больше было бы таких психологов, как Вы, в наших дошкольных учреждениях, тогда совместная работа приносила ещё более высокий результат в подготовке детей к обучению в школе. В разработанной Вами программе продумана целая система игр и заданий по развитию моторики, речи, внимания, мышления детей. Отдаю свой голос Вашей разработке и желаю Вам успехов в педагогической деятельности!
Надежда Анатольевна Рибинова # 2 декабря 2014 в 22:46 +1
Нина Ивановна, спасибо за Ваши добрые слова! Работать с детьми всегда интересно, а работать хорошо и с отдачей - интересней вдвойне!
Светлана Евгеньевна Чернова # 3 декабря 2014 в 15:26 +2
Здравствуйте, Надежда Анатольевна! Спасибо за интересный и актуальный материал.Ваш материал будет интересен не только педагогам, работающим с детьми , но и педагогам коррекционных школ. Подобранные игры и упражнения способствуют развитию ВПФ детей. Примите мой голос! Творческих успехов!
Надежда Анатольевна Рибинова # 3 декабря 2014 в 16:43 +1
Спасибо, Светлана Евгеньевна! Рада, что Вам что-то может пригодиться и в вашей работе)
Ирина Валерьевна Дыкун # 3 декабря 2014 в 15:55 +2
Очень интересный материал для педагог работающих с детьми. Работаете в том же духе молодцы. Мой вам голос.
Надежда Анатольевна Рибинова # 3 декабря 2014 в 16:44 +1
Спасибо большое, Ирина Валерьевна, за оценку и за голос!!!! Будем стараться и дальше)
Надежда Владимировна Рябиченко # 3 декабря 2014 в 21:37 +1
Надежда Анатольевна, в своей разработке Вы предлагаете нашему вниманию разнообразные игры и упражнения, направленные на формирование психологической готовности детей к школьному обучению. В игровой форме развивается логическое мышление, внимание, память, творческое воображение, мелкая моторика. Материал актуальный, несомненно, будет полезен многим родителям, воспитателям, педагогам-психологам. Мой голос Вам.
Надежда Анатольевна Рибинова # 3 декабря 2014 в 23:44 0
Спасибо))))) Всегда приятно, когда твои труды оценивают хорошо)))
Марина Робертовна Гапич # 5 декабря 2014 в 12:39 +2
Насыщенный, разнообразный развивающий материал, своевременная работа, позволяющая впоследствии устранить причины потенциальной неуспеваемости в школе, снизить риск дезадаптации детей в новых социальных условиях. Спасибо.
Надежда Анатольевна Рибинова # 8 декабря 2014 в 20:51 0
Марина Робертовна, и Вам спасибо зо отзыв))))))
Наталья Сергеевна Катаева # 11 декабря 2014 в 07:18 0
Надежда Анатольевна! Программа Ваша очень хорошая, развивающая. В ней прописаны и этапы, и задачи, и принципы.принципы.Понравились дидактические игры. Вы - молодец! Голос!
Екатерина Александровна Ковалева # 15 декабря 2014 в 10:24 0
Надежда Анатольевна! Спасибо за интересный материал. Психологическая готовность к школе очень важна как для успешной учебы, так и для здоровья ребенка. Сейчас, как правило, родители водят детей на различные "подготовки к школе", но там им дают только знания. Вы же в своей работе уделяете внимание именно психологическим факторам, что очень и очень важно!!!!! Часто бывает, что ребенок прекрасно развит, но приходя в начальную школу у него возникает множество проблем, что связано с психологической не готовностью. Отсюда можно сделать вывод, что Ваша работа очень важна и нужна!!!! Спасибо!