Непосредственная образовательная деятельность по образовательной области «Художественное творчество» «Пингвины и полярное сияние» (для детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста)
Автор: Петринко Надежда Александровна, воспитатель МДОУ «Детский сад № 56», г. Ярославль
Описание материала: данный конспект непосредственной образовательной деятельности может быть реализован с детьми старшего дошкольного и младшего школьного возраста. Конспект может быть использован как воспитателями и учителями, так и руководителями изостудии. НОД можно использовать при изучении темы «Птицы» в рамках проекта или темы недели.
Цель: научит детей применять несколько нетрадиционных техник рисования в одной композиции.
Задачи:
1. Закреплять умение создавать композиционный рисунок;
2. Научить детей рисовать полярное сияние пастелью;
3. Развивать мелкую и общую моторику рук;
4. Развивать и активизировать словарь детей по теме «Птицы».
Материальное обеспечение:
1.
Для детей: лист белой плотной бумаги (картона) формата А4, масляная пастель (восковые мелки), акварельные краски, клей ПВА, гипсовая заготовка «пингвин» (1-3 штуки), листы белой офисной бумаги (1-2 листа), кисть для клея, кисти для рисования №6, №2.
2.
Для педагога: лист белой плотной бумаги (картона) формата А3, масляная пастель (восковые мелки), акварельные краски, клей ПВА, гипсовая заготовка «пингвин» (3-5 штук), листы белой офисной бумаги (1-2 листа), кисть для клея, кисти для рисования №6, №2, готовая работа, иллюстрации пингвинов, полярного сияния.
3.
Оформление групповой комнаты: диско-шар или интерактивная доска (монитор), «посылка», при возможности оформленный мини-музей «Пингвины» или макет с пингвинами (закрыт, спрятан до конца НОД).
Ход НОД:
1. Вступительная часть.
Педагог с детьми входят в группу.
Педагог: Ой, ребята, чувствуете, как прохладно в нашей группе? Что бы это могло быть? Может мы окна не закрыли?
Дети: проверяют, но все закрыто.
Педагог: Так, так… Посмотрите… На столе, что-то стоит… Давайте посмотрим?
Педагог и дети идут к столу, на нем стоит посылка. Штамп на посылке «Южный полюс».
Педагог: Ах вот, почему холодно… Посылка – то полярная… Посмотрим, что в ней?
Дети: Да!!!
Педагог открывает посылку. Выключается свет и включается имитация полярного сияния (диско-шар или интерактивная доска).
Педагог: Вот так чудо!!! Ну давайте же скорее заглянем в посылку…
Дети заглядывают в коробку – в ей прозрачный контейнер с водой.
Педагог: Что за шутки? Зачем нам прислали воду?
Дети: предлагают свои версии.
Педагог: Посмотрите, тут же письмо (если его раньше не заметили дети). Давайте прочитаем?
Письмо:
«Дорогие ребята! Пишут вам пингвинята из детского сада «Льдинка», который находится на Южном полюсе. Мы приготовили для вас подарки – слепили человечков. Надеемся, что они вам понравятся…»
Педагог: Ребята, из чего же они слепили человечков и где они?
Дети: ответы детей.
Педагог: Ну конечно же из снега… А, пока посылку к нам доставляли – снег растаял… Очень жаль… Что же нам делать?
Дети: предлагают свои версии.
Педагог: Конечно же мы с вами можем нарисовать пингвинят и отправить им посылку с рисунками. Они-то точно не растают.
Дети: соглашаются.
2. Основная часть.
Педагог: Давайте с вами отправимся к нашим рабочим местам так, как бы это сделали пингвины.
Дети, изображая походку пингвинов идут к рабочим местам и присаживаются.
Педагог: Я думаю, что все вы знаете, что на Южном полюсе, как и на Северном есть такое явление природы как полярное сияние. Сегодня я хочу вас научить рисовать его с помощью пастели. Но перед началом работы давайте разомнем наши пальчики.
Пальчиковая гимнастика «Три пингвина»
Жили – были три пингвина (хлопки)
Пик, Пак, Пок. (удары по столу)
Хорошо и дружно жили (ладошка моет ладошку)
Пик, Пак, Пок. (удары по столу)
Как-то утром на рыбалку (хлопки)
Пик, Пак, Пок. (удары по столу)
Зашагали вперевалку. (ладошки «шагают» шлепают по столу)
Пик, Пак, Пок. (удары по столу)
Наловили много рыбы (вращение кистей рук к себе).
Пик, Пак, Пок. (удары по столу)
И еще поймать могли бы (вращение кистей рук от себя).
Пик, Пак, Пок. (удары по столу)
Съели дружно все до крошки (хлопки)
Пик, Пак, Пок. (удары по столу)
Кроме маленькой рыбешки (хлопки).
Пик, Пак, Пок. (удары по столу)
Педагог: Молодцы ребята, ручки размяли, теперь приступаем к работе. Берем мелок пастели любого цвета, кладем его и проводим линию от одного края листка бумаги к другому. Затем берем любой другой мелок и делаем то же самое немного «заезжая» на предыдущий цвет.
Педагог показывает детям прием рисования и сопровождает действия словесными указаниями.
Дети: выполняют задание.
Педагог: Посмотрите какое красивое полярное сияние у вас получилось… А теперь, ответьте мне на вопрос: «Чего на Южном полюсе очень много?»
Дети: высказывают свои мнения.
Педагог: Верно, там очень много снега, льдин, айсбергов. Давайте и мы с вами попробуем сделать снежные льдины, по которым будут ходить наши пингвины. Для этого нам понадобится бумага. Рвем бумагу на кусочки (достаточно крупные) и сминаем ее. Вот у нас и получился снег. Теперь нам необходимо приклеить его к листу бумаги. Для этого берем кисти для клея и смазываем клеем только края «снежных льдинок». Приклеиваем к листу так, чтобы они оставались объемными.
Педагог показывает детям прием аппликации и сопровождает действия словесными указаниями.
Дети: выполняют задание.
Педагог: Какие замечательные снежные льдинки получились у вас ребята. Молодцы! Я хочу предложить вам немного отдохнуть. Давайте с вами встанем в круг и поиграем.
Физкультурная минутка «Три пингвина»
Три пингвина шли домой (Дети шагают на месте вперевалочку)
Папа был большой-большой, (Поднимают руки над головой)
Мама с ним пониже ростом, (Руки на уровне груди)
А сынок Малышка просто.
Очень маленький он был, (Приседают)
С погремушками ходил,
Дзинь-дзинь, дзинь-дзинь. (Дети имитируют игру с погремушкой)
Педагог: Ой, ребята, хорошо поиграли! Молодцы! А теперь давайте вернемся к своим рабочим местам и продолжим делать подарки пингвинятам. Для начала возьмем широкие кисти для красок и зальем весь листок с полярным сиянием и с льдинками водой и синей краской. Правило: воды берем много, а краски – не много. Мы с вами знаем, что снег не белый, а голубоватый, синеватый и у нас будет такой же. А вот полярное сияние нарисовано масляной пастелью и акварель ляжет на нее капельками и придаст эффект прозрачного неба.
Педагог показывает детям прием рисования и сопровождает действия словесными указаниями.
Дети: выполняют задание.
Педагог: Молодцы ребята, теперь нам осталось нарисовать пингвинов. Но у меня как раз есть заготовки из гипса «Пингвины». Предлагаю вам их раскрасить и приклеить на свою композицию. Для этого берем заготовки и раскрашиваем их узкой кистью для акварели. Брюшко белое, спинка и голова – черная, а клюв – красным. Не забываем про глаз – нарисуем его белым цветом, когда черная краска впитается в заготовку. Правило: краску и воду берем понемногу, так как гипс впитывает в себя много воды.
Педагог показывает детям прием рисования и сопровождает действия словесными указаниями.
Дети: выполняют задание.
Педагог: Какие симпатичные пингвинчики у вас получились. Ребята, предлагаю вам поиграть, пока они подсохнут. Выходите в круг и берите мячики.
Физкультурная минутка «Пингвинья стая»
Шагает вразвалочку, крылья расставив,
По льду вся пингвинья огромная стая. (Имитация передвижения пингвина)
Ныряя в море между льдин, за рыбкой плавает пингвин.
В море ловкий, словно кошка, он питается рыбёшкой. (Имитация ныряния и плавания в охоте за рыбами)
Пингвиньи папы яичко с птенцом носят сверху на лапах,
От холода спрятав под складками жира.
Там хватит тепла для его «пассажира»! (берем мячик и идем, зажав его между ног)
Пингвина видеть захотите –
Его ищите в Антарктиде.
Среди снегов живёт пингвин.
Он в Антарктиде не один.
Педагог: А теперь, возвращаемся на свои места и приклеиваем пингвинов на льдинки туда, куда хотите сами.
Дети: выполняют задание.
3. Заключительная часть.
Педагог: Ребята, посмотрите, какие замечательные картины у вас получились. Я думаю пингвиняткам из детского сада «Льдинка» очень понравятся наши рисунки. А мы обязательно напишем им письмо и сообщим о том, что фигурки из снега быстро тают, потому что у нас не так холодно, как у них. А нас с вами ожидает еще один сюрприз. Посмотрите какой мини-музей появился у нас в группе.
Педагог показывает детям мини-музей «Пингвины». Дети рассматривают музей, делятся впечатлениями от занятия и музея.
Рекомендуем посмотреть:
НОД по рисованию в подготовительной группе. Воробей
НОД по рисованию для старшей - подготовительной группы ДОУ
Рисование в подготовительной группе в детском саду. Зимний пейзаж поэтапно с фото
Конспект НОД по рисованию в подготовительной группе