Как развивать моторики пальцев рук у детей школьного возраста. Советы и рекомендации для родителей
Развитие моторики рук - одна из важнейших задач, стоящих перед школой и родителями. Только совместными усилиями можно добиться отличных результатов. Ежедневно на каждом логопедическом занятии отводится 2-3 минуты на пальчиковую гимнастику и пальчиковые игры.
Работа по развитию мелкой моторики рук также проводится перед занятием.
Перед рисованием эффективно выполнить упражнения с пальцами, причём необходимо уделить внимание всем пальцам.
Отличным тренажером для пальцев является процесс рисования нетрадиционными способами. Например, оттиск. Из картона вырезаются шаблоны, покрываются гуашевыми красками и печатаются на бумагу. Рисунки получаются аккуратными и эстетичными. Особенно хорошо использовать оттиск при рисовании казахских орнаментов.
Для улучшения результата следует играть в пальчиковые игры, выполнять упражнения для развития моторики рук (как мелкой, так и крупной) не только в школе, но и дома. Для этого создана картотека игр и упражнений для родителей.
Выполняя пальчиками различные упражнения, ребёнок развивает мелкую моторику, которая не только оказывает благоприятное влияние на развитие речи, но и подготавливает руку к рисованию и письму. Кисти рук приобретают подвижность, гибкость, исчезает скованность движений. Это в дальнейшем облегчит обучение навыкам письма.
Начинать тренировать пальчики ребёнка нужно с первых дней жизни, чтобы развивать статические и динамические движения пальцев рук, стимулировать развитие сенсорно-перцептивной сферы, тактильно-кинетической чувствительности, развивать навыки общения и речь (диалогическую и монологическую).
Свободное время с ребёнком можно провести, играя в пальчиковые игры (пальчиковый театр, рисуем руками).
Существует ещё много игр и упражнений по развитию мелкой моторики пальцев рук, например:
- лепка из глины и пластилина;
- рисование, раскрашивание картинок;
- изготовление поделок из бумаги, природного материала;
- конструирование;
- застёгивание и расстёгивание пуговиц (кнопок, крючков), завязывание и развязывание лент (шнурков, узелков на верёвке), завинчивание и развинчивание крышек банок и пузырьков;
- всасывание пипеткой воды;
- открывание и закрывание дверцы или шкатулки;
- нанизывание бус и пуговиц, плетение косичек из ниток, венков из цветов;
- переборка круп;
- графическая работа в тетрадях и альбомах.
Для снятия напряжения родители с самого рождения малыша могут выполнять следующие приёмы массажа рук:
- поглаживание: совершается в разных направлениях;
- растирание: отличается от поглаживания большей силой давления (рука не скользит по коже, а сдвигает её);
- вибрация: нанесение частых ударов кончиками полусогнутых пальцев (можно использовать вибромассажёр);
- массаж с помощью специального мячика: им нужно совершать движения по спирали от центра ладони к кончикам пальцев, мячик должен быть твёрдым, то есть не должен легко деформироваться;
- сгибание-разгибание пальцев: пальцы изначально сжаты в кулак, каждый палец по очереди разгибается и массируется со стороны ладони круговыми движениями от основания к кончику.
Развитие мелкой моторики (гибкости и точности движений пальцев рук) и тактильной чувствительности - мощный стимул развития у детей психических познавательных процессов.
Рекомендуем посмотреть:
Конспект НОД в младшей группе «В мире игрушек»
Игровые технологии в логопедической работе с дошкольниками
Игровое пособие по развитию мелкой моторики для младшей группы детского сада
Конспект занятия педагога-психолога с детьми раннего возраста