Творческий конкурс для педагогов «Самая лучшая Зима»

 

Конкурс для педагогов «Лучший конспект урока (занятия)»

 

Конкурсы на нашем сайте ped-kopilka.ru

Сказкотерапия, как эффективное средство развития детей младшего школьного возраста

Сказкотерапия, как эффективное средство развития учащихся начальной школы
Нет сказок лучше тех, которые создает сама жизнь.

Сказкотерапия – это один из методов арт-педагогики. Он используется в педагогике недавно, хотя появился намного раньше. Основатель сказкотерапии – Татьяна Зинкевич-Евстигнеева.
Сказочные истории имеют большую силу для воздействия не только на сознание детей, но и на сознание взрослых.
Сказки бывают: дидактические, психологические, психокоррекционные, психотерапевтические, медитативные и др.
Многие из нас привыкли считать сказку как чтение ради развлечения своих детей. Но на самом деле сказочные истории способствуют воспитанию малыша. На примере сказочных героев ребенок учится оценивать не только поступки других, но и свои поступки. Также сказка развивает в детях такие качества, как: доброта, сочувствие, сострадание, смелость, жалость и др. Ведь именно когда ребенок слушает сказку он сопереживает героям: смеется, плачет.
Сказкотерапию в школе целесообразно проводить в комплексе с кукольным театром во внеурочной деятельности. Для начала детям нужно выбрать сказку, в которой они бы хотели поучаствовать. Затем с помощью учителя и родителей создать кукол для иницировки сказки в технике папье-маше. После изготовления и украшения кукол детям необходимо вжиться в роль, выучить роль и попробовать показать эту сказку родителям и детям младшего возраста.
Предполагается, что в конце учебного года учитель вместе с детьми и их родителями поставит театрализованную сказку.
Ни для кого ни секрет, что сейчас дети не хотят читать книги. А ведь чтение сказок имеет лечебное воздействие на всех людей. Читая или рассказывая басни, сказки можно избавиться от многих психологических проблем и их форм проявлений (различные фобии, страх, агрессия).
Чаще всего в сказкотерапии для детей используют волшебные, народные сказки, сказки о животных (где ребенок примеряет характер животных на себя, при этом анализируя своё поведение и свои поступки). Для детей 4-ых классов целесообразно уже использовать притчи, ведь именно с помощью их детям в своем возрастном кризе легче справиться с разными конфликтами в жизни. Сказкотерапию используют даже в лечении некоторых болезней. Именно поэтому необходимо больше с детьми читать сказки, анализируя поступки героев. Сказки живут среди нас, надо только разглядеть, где и когда они начинаются. А наша жизнь полна сказок, правда порой в нашей жизненной сказке бывает очень часто печальный конец. Ведь именно тот человек, который верит в сказку - когда-то в неё должен попасть. Давайте побольше творить добрых поступков и верить в чудеса, как дети верят в Деда Мороза.
Мечты материальны!
Существует большое количество сказок. Предложу Вашему вниманию одну из сказок "Чужак".
Чужак
Рекомендуемый возраст для прочтения: младший и средний школьный возраст.
Сказка способствует:
- осознанию того, что каждый человек индивидуален ;
- умению принимать людей не похожих на других;
- осмыслению и исправлению своих ошибок.
В одной из деревень, на ферме у фермера, несколько лет жили: цыпленок, поросенок, утка, и гусь. Они жили, как соседи, не ругались, но и особо не дружили.
И всё было бы спокойно, и никто бы о них не узнал, если бы однажды, на их солнечной ограде не появился новый жилец. Выглядел он очень странно.
Сначала все молчали и присматривались, а затем завели разговор. «Ты кто?» - спросила Утка. «Я- Утенок,» – ответил смущённо новый сосед. «Фи, ни какой ты не утенок, -сказал Поросёнок и поморщился. «Ой,- удивлённо тряхнув красивыми перьями, воскликнула Пестрая Курица ,- у него противный вид!» Нежный Поросенок презрительно сказал: «Какое уродство!»
А Цыплёнок, недружелюбно взглянув на него, заявил: «Убирайся, это наша ферма, а ты чужак».
Утенок обиделся, но промолчал, а про себя подумал: «Да, я чужой среди этих животных, но разве я сделал им что-то плохое. Я никого не обидел. Жаль, что я не умею летать, иначе бы я улетел от них подальше».
Но это были не все сюрпризы. В этот же день в квартире деревне появилась…кошка. Она хищно посмотрела на улицу и даже несколько раз попыталась выскочить, но хозяйка её прогнала. А животные шептались между собой: « Пусть кошка выйдет и съест Утенка, и тогда его не будет с нами!»
И вот наступила ночь. Животные пожелали друг другу спокойной ночи и задремали. И вдруг, посреди ночи, раздалось громкое: « Мяу», и на улицу вышла кошка! Она подошла к Поросенку и начала покусывать его , махнула лапой и поцарапала Нежному Поросенку бок когтями. А затем, лапкой, начала играть с Цыпленком. Животные заплакали, стали звать на помощь, но хозяйка крепко спала в доме.
И вдруг, раздался твёрдый голос: «Брысь, безобразница! Оставь в покое моих соседей!». Кошка замерла от неожиданности, оглянулась , увидела Утенка и зашипела: «Сейчас я тебе покажу, заступничек!» - и лапой стукнула Утенка, но тут же замяукала от того что он её больно схватил за лапу. Она разозлилась ещё сильней и хотела смахнуть его хвостом, но Утенок крепко вцепился в кошачий хвост своим клювом. И тогда кошка жалобно замяукала: «Отпусти меня, пожалуйста, мне больно!». «А ты не будешь обижать моих соседей?» - спросил строго Утенок. «Что ты, конечно нет! Только отпусти меня!» - промяукала кошка. « А ты не обманешь?» - уточнил Утенок. «Клянусь своей миской для еды!» - мяукнула кошка. Утенок отпустил пушистый кошачий хвост, и кошка, жалобно мяукая и прихрамывая, убралась восвояси.
На окне воцарилась тишина! А потом, вдруг, раздался тихий голос Нежного Поросенка: «Спасибо, тебе Утенок! Ты нас спас!». «Спасибо, спасибо, ты смелый, ты герой!» - наперебой восклицали животные. «Добро пожаловать!» - вторили животные, перебивая друг друга. И вот что удивительно, с тех пор они все стали настоящими друзьями!
Возможные вопросы для анализа сказки:
Как бы вы назвали сказку.
Какие характеры присущи всем героям?
Какие чувства были у вас когда появился утенок?
Почему другим цветам не понравился утенок?
Как бы вы сами отнеслись к утенку?
Почему животные изменили отношение к утенку?
Что в итоге случилось с утенком?

Рекомендуем посмотреть:

Влияние сказкотерапии на развитие детей младшего школьного возраста с ОВЗ Сказкотерапия "Дорогою добра" для учащихся 5 класса
Конспект урока по ОРКСЭ, 4 класс. Свобода и ответственность | Формирование функциональной грамотности на уроках в начальной школе
Опубликовано: 2898 дней назад (15 января 2017)
Просмотров: 2055
+2
Голосов: 2
Ирина Ивановна Шумейко # 15 января 2017 в 21:22 +1
Надежда Владимировна спасибо за интересную и полезную статью.Вы правы сейчас очень мало родители читают детям сказок,а все больше дети смотрят какие-то непонятные мультики или ужастики.А ведь русские народные сказки такие добрые и поучительные.Голос!
Шаврина Надежда Владимировна # 16 января 2017 в 19:02 0
Большое спасибо. Хочу на следующий год во внеурочной деятельности вести кукольный театр в сочетании со сказкотерапией.
Нина Владимировна Иванова # 16 января 2017 в 12:07 0
Надежда Владимировна, с удовольствием голосую за сказкотерапию, необходимо больше с детьми читать сказки, анализируя поступки героев.Удачи.
Шаврина Надежда Владимировна # 16 января 2017 в 19:03 0
Спасибо! С помощью анализа сказки и ее героев дети учатся видеть ошибки и в своих действиях, только на это нужно время..
Екатерина Степановна Голубева # 19 января 2017 в 11:43 0
Сказкотерапия... Это уже звучит хорошо! Хорошая работа
Шаврина Надежда Владимировна # 20 января 2017 в 04:31 0
Спасибо!