Формирование функциональной грамотности у детей младшего школьного возраста
Функциональная грамотность, грамотность, формирование грамотности.
Термин «функциональная грамотность» был введен в 1957 году. Но раньше о ней так не говорили, как сейчас. Только при отсутствии сформированности функциональной грамотности люди пришли к выводу, что она необходима человеку. У функционально безграмотного человека недостаточно или даже совершенно не сформированы социальные взаимоотношения.
А.А. Леонтьев: «Функционально грамотный человек – это человек, который способен использовать все постоянно приобретаемые в течение жизни знания, умения и навыки для решения максимально широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений»[1,с.35].
Функционально грамотный человек – это тот человек, который разбирается в обществе и умеет функционировать вместе с социальными ценностями, ожиданиями и увлечениями.
Процесс развития и формирования функциональной грамотности у детей младшего школьного возраста тесно связан с читательской грамотностью, креативным мышлением, математической грамотностью.
На первых этапах обучения детей самым важным является – научить ребёнка размышлять с помощью логических заданий.
Функциональная грамотность опирается на – «Международную программу оценки учебных достижений 15-летних учащихся (PISA)».
Самым основным и базовым умением функциональной грамотности является читательская компетентность. В наше время умение работать с книгой это самое важное условие для наилучшего развития и благополучия. Чтение является самым главным для развития человека, как личности. Если младший школьник недостаточно читает, то у него можно уловить несовершенство умственного развития и от этого будет западать грамотность по другим учебным предметам.
Самым главным для функциональной грамотности является способность личности самостоятельно осуществлять учебную деятельность и применять знания, умения и навыки для решения жизненных задач в любой сфере деятельности человека.
Компонентами функциональной грамотности являются:
• коммуникативная грамотность;
• информационная грамотность;
• деятельностная грамотность.
Коммуникативная грамотность – это когда человек свободно владеет всеми видами речевой деятельности в любой ситуации.
Информационная грамотность – это когда человек умеет самостоятельно найти любую его интересующую информацию в книгах, Интернете и других источниках.
Деятельностная грамотность – когда человек может самостоятельно сформулировать перед собой цель деятельности, спланировать и уметь её объяснить.
Русский язык является самым важным предметом в школе, так как именно на уроках русского языка самым главным и основным умением является умение работать с текстом. Это умение является необходимым для изучения всех остальных предметов в школе.
На уроках русского языка можно использовать следующие
упражнения для формирования функциональной грамотности:
1. Запиши слова, которые нужно писать с заглавной буквы, даже если они находятся в середине предложения.
2. Напишите родственные слова к слову – лес.
3. Найди слово с суффиксом –ик: столик, перчик, ослик, барабанчик.
4. Найдите значение слова: квашёнка.
Для успешного формирования функциональной грамотности школьников необходимо соблюдать следующие условия:
• использование групповых форм;
• деятельностный характер обучения;
• использование «учебных ситуаций»;
• использование информационных и коммуникационных технологий;
• дифференцированное обучение.
Начальная школа является основным звеном для формирования и укрепления функциональной грамотности. Именно в начальной школе идёт интенсивное обучение разным видам речевой деятельности: письму, чтению, решению логических задач.
По утверждению О.Г. Грохольской: «Умение человека грамотно, квалифицированно функционировать во всех сферах человеческой деятельности: работе, государстве, семье, здоровье, праве, политике, культуре»[1,с.127].
Высокий уровень сформированности функциональной грамотности указывает на социокультурные достижения общества; низкий – на то что у человека могут возникнуть проблемы в общении с социумом, результатом которого могут быть: низкая способность к социальной адаптации; неумение выстраивать свои взаимоотношения в семье, в трудовом коллективе; незнание своих прав и обязанностей. Поэтому для школы возникает очень важная цель: подготовить всех учащихся к жизни, обучив мобильного человека, способного при необходимости быстро менять профессию, осваивать новые социальные роли и функции.
Литература
1. Девятова Щ.Ю. Привитие элементарных навыков функциональной грамотности.
2. Образовательная система «Школа 2100» Педагогика здравого смысла (под ред. А.А. Леонтьева. М.: Баласс, 2003)
Рекомендуем посмотреть:
Развитие познавательного интереса учащихся начальных классов посредством решения задач с художествен
Развитие художественных способностей младших школьников на уроках литературного чтения
Формирование УУД у младших школьников на внеурочных факультативных занятиях ИЗО
Художественный мир произведения. Содержание понятия
Похожие статьи:
Требования госстандарта к литературному чтению и русскому языку в начальной школе
Создание воспитательной среды в начальных классах
Особенности воспитательной работы в начальной школе
Мониторинг сплоченности классного коллектива
Воспитание в начальной школе по ФГОС