Проектная деятельность в младшей группе детского сада «Морской огород»
Автор: Фомичева Наталия Альбертовна, воспитатель, МДОУ детский сад №30 "Теремок", город Рыбинск Ярославской области.
Описание: Данная публикация будет полезна педагогам дошкольного, школьного и дополнительного образования. Публикация содержит подробную карту проекта и план его реализации.
Цель: Оформление теоретической части проектной деятельности в дошкольном учреждении.
Задачи:
- Помочь педагогам систематизировать информацию по проекту.
- Дать конкретный пример оформления реализованного проекта.
Ежегодно в зимне-весенний период воспитатели детских садов организовывают мини-огороды на подоконнике. Обычно они оформляются в русско-народном стиле. Мы решили отойти от традиций. И оформили наш огород в стиле морском.
Представляем Вашему вниманию документы по проекту и небольшой фотоотчёт о проделанной работе.
Карта проекта «Морской огород»
Авторы проекта:
Жебракова Римма Дмитриевна,
Фомичева Наталия Альбертовна
Место реализации:
Детский сад №30 «Теремок», город Рыбинск
Тема проекта:
«Огород на окне как средство получения экологических знаний»
Творческое название:
«Морской огород»
Типология проекта:
Практико-ориентированный, групповой
Участники проекта:
Воспитатели, дети и их родители
Продолжительность:
Среднесрочный
Срок реализации:
Март-апрель 2016 года
Предметная область:
Ребенок и природа
Цель проекта:
Формирование экологических знаний у детей, создание условий для познавательного развития.
Задачи проекта:
Образовательные:
Формировать элементарные экологические представления, трудовые навыки по уходу за посадками, знания о строении растений, их развитии и условий, необходимых для их роста.
Развивающие:
Развивать мышление, операции анализа и синтеза, сравнения, умение обобщать и делать выводы, любознательность в процессе наблюдений за посадками; активизация и обогащение словарного запаса.
Воспитательные:
Воспитывать интерес к растительному миру, любовь к природе, позитивный опыт общения с объектами живой природы; формировать коммуникативные навыки.
Кроме того, были выделены цели
Для родителей:
Повышение компетентности по данной теме, избрание нужных ориентиров в воспитании, укрепление детско-родительских отношений, самореализация.
Для педагогов:
Повышение профессионализма, овладение методом проектов как педагогической технологией, внедрение новых методов в работе с детьми и родителями.
Основополагающий вопрос:
Как управлять здоровьем?
Проблемный вопрос:
Можно ли вырастить витамины?
Частные вопросы:
1. Какие бывают семена? Что из них может вырасти?
2. Из каких частей состоит растение?
3. Что необходимо для роста растений?
4. Чем полезны овощи?
Гипотеза:
С наступлением весны организм любого человека чувствует нехватку витаминов. Их можно вырастить прямо на окошке.
Актуальность:
Дети младшего дошкольного возраста практически не имеют представлений о том, откуда они появляются растения, как они растут, о необходимых условиях их правильного развития и созревания.
Интерес к познавательно-исследовательской деятельности у младших дошкольников не развит.
Тема проекта была выбрана с учетом возрастных особенностей детей младшего возраста и объема информации, которая может быть ими воспринята. Этот исследовательский проект ориентирован на приобретение детьми собственного опыта наблюдений и ухода за посадками.
Выводы:
Реализация данного проекта научила детей наблюдать, сравнивать, делать элементарные выводы. В процессе работы над проектом у детей расширился кругозор.
Дети познакомились со строением растений, получили первичные навыки по выращиванию растений в комнатных условиях.
Сам процесс и результат проекта принес детям радость, осознания собственных умений.
Дети увидели многообразие посевного материала, природных объектов, стали бережнее относиться к растительному миру и к труду по уходу за ними.
Родители приняли активное участие в проекте «Огород на окне». По итогам проекта были награждены 16 семей-участников.
В результате реализации проекта подтвердилась гипотеза, что в весенний период лук, укроп, салат и петрушку можно вырастить прямо на окне.
План реализации проекта «Морской огород»
Этапы проекта:
1.
Планирование:
Определение целей, задач, сроков реализации, предполагаемого результата проекта.
2.
Работа с родителями:
- Консультация для родителей «Чудо-огород».
- Помощь родителей в приобретении посевного материла для огорода на окне.
- Индивидуальные беседы и рекомендации по работе с детьми по проекту.
- Творческое задание по оформлению контейнеров для посадок в морском стиле.
3.
Оформление «зоны наблюдений».
Чтобы огород привлекал к себе еще большее внимание детей, оформили его в морском стиле.
Оконный проём был украшен яркими флажками и гирляндами из якорей.
Каждая семья выполнила домашние посадки, посеяв семена укропа, петрушки или салата в контейнер, украшенный «по-морскому». Так в Морском огороде появились кораблики, морские звёзды, кашпо со штурвалами, спасательными кругами, рыбками.
4.
Работа с детьми:
Наблюдения:
- Организованные наблюдения за ростом растений.
- Наблюдения за ростом корневой системы лука в воде.
Трудовая деятельность:
- Посадка лука на зелень в грунт и в воду.
- Уход за луком и другими растениями (полив, рыхление, прополка).
Продуктивная деятельность:
Для наблюдений за ростом корней лука в воде мы выполнили коллективную работу «На палубе». ( В ходе организованной деятельности одноразовым стаканчикам был придан вид морячков в тельняшках.)
- Лепка «Овощи на блюде».
- Рисование «Лук-лучок».
Беседы:
- Беседа «Наш веселый огород, что же в нём у нас растёт?»
- Индивидуальные и групповые беседы о правильности ухода за растительными объектами.
Чтение художественной литературы:
- Чтение русской народной сказки «Репка», стихотворения С. В. Михалкова «Овощи».
- Потешки и загадки об овощах.
- Рассматривание иллюстраций с изображением растений, овощей.
Игровая деятельность:
- Дидактические игры «Вершки-корешки», «Что съел зайка?», «Угадай на ощупь», «Волшебный мешочек».
- Словарные игры «Что сначала, что потом», «Один-много», «Большой-маленький», «Что растёт на огороде?», «Узнай овощ по описанию».
- Игры-дегустации «Угадай по вкусу», «Узнай по запаху».
- Пальчиковые игры «Овощи в корзиночке», «Квасим капусту».
- Сюжетно-ролевые игры «Поварята», «Овощной магазин».
- Подвижные игры «Огуречик», «Огород у нас в порядке».
Неоднократно за время проекта в рационе у детей во время обеда была свежая зелень лука (витамины, профилактика простудных заболеваний).
По окончании проекта был оформлен видеоотчет о его реализации. Ролик «Во саду ли, в огороде» содержал видеозарисовки посадки лука, ухода за растениями, наблюдений за их ростом, комментарии детей. Он был представлен на родительском собрании.
Семьи-участники были награждены памятными дипломами.
Рекомендуем посмотреть:
Советы по выращиванию огорода на окне
Проект по экологии в старшей группе. Мы и деревья
Проект по экологии в подготовительной группе
Экологический проект в средней группе ДОУ