Диагностика в специальной психологии
Успешность воспитания, обучения, социальной адаптации ребенка с нарушениями развития зависит от правильной оценки его возможностей и особенностей развития. Эту задачу решает комплексная психодиагностика нарушений развития. Она является первым и очень важным этапом в системе мероприятий, обеспечивающих специальное обучение, коррекционно-педагогическую и психологическую помощь.
Диагностику нарушенного развития на современном этапе необходимо проводить с опорой на ряд принципов:
• комплексное изучение развития психики ребенка (анализ медицинской и педагогической документации, наблюдение за ребенком, социально-педагогическое обследование, нейрофизиологическое, нейропсихологическое обследования);
• системный подход к диагностике психического развития ребенка опирается на представление о системном строении психики и предполагает анализ результатов психической деятельности ребенка на каждом из ее этапов; динамический подход предполагает прослеживание изменений, которые происходят в процессе его развития, а также учет его возрастных особенностей;
• выявление и учет потенциальных возможностей ребенка - принцип опирается на положение Л.С. Выготского о зонах актуального и ближайшего развития ребенка;
• необходимость раннего диагностического изучения ребенка позволяет выявить и предотвратить появление вторичных наслоений социального характера на первичное нарушение и своевременно включить ребенка в коррекционное обучение;
• единство диагностической и коррекционной помощи детям с нарушениями развития.
Задачи диагностики:
1) раннее выявление нарушений развития у детей;
2) определение причин и характера нарушений;
3) определение оптимального педагогического маршрута ребенка;
4) выявление индивидуальных психологических особенностей ребенка с нарушениями развития;
5) разработка индивидуальных программ развития и обучения.
Необходимо использовать сведения из медицинской, социальной, психологической и педагогической диагностики. Медицинская дает сведения, которые предоставляют весь комплекс биофакторов, воздействующих на ребенка; социальная - сведения об условиях жизни ребенка, психологическая - дает сведения о характере, интеллекте, личностном развитии ребенка и зонах ближайшего развития; педагогическая - дает сведения об условиях сформированности навыков (трудовой, учебной деятельности).
Диагностика проводится в 3 этапа:
1. первичный - идет сбор сведений о ребенке с помощью тестов, проб и на этой основе составляется впечатление об уровне интеллектуального и личностного развития. Если у ребенка на этом этапе нашли отклонения от нормы, ему даются рекомендации для более тщательного изучения развития ребенка.
2. тщательное изучение ребенка. Он находится в специальных диагностико-коррекционных условиях (группа, специальный класс под наблюдением специалиста). Ребенок с одной стороны, живет обычной жизнью, но специалисты проводят при этом глубокое изучение ребенка.
3. оказание коррекционной помощи и оценка ее эффективности.
Рекомендуем посмотреть:
Диагностика взаимодействия родителей с детьми в первой младшей группе ДОУ
Для чего нужна диагностика дошкольников?
Конспект НОД по диагностике ФЭМП во 2 младшей группе
Результаты диагностики в детском саду в средней группе на конец года