Творческий конкурс для педагогов «Яркая Весна»

 

Конкурс для педагогов «Лучший конспект урока (занятия)»

 

Конкурсы на нашем сайте ped-kopilka.ru

Специальная психология

Специальная психология
Автор: Кафанова Наталия Николаевна, МБДОУ " Детский сад общеразвивающего вида №152", г. Воронеж, воспитатель
Специальная психология (от латинского - «особый») - отрасль психологии, изучающая людей с отклонением от нормы в психическом развитии, связанным с врожденными или приобретенными дефектами.
Объектом современной специальной психологии является изучение лиц с отклонениями в развитии. Изучение лиц с отклонениями в развитии является одной из важнейших практических задач специальной психологии. Изучение лиц с отклонениями в развитии проводится с учетом целого ряда принципов: принципа комплексного подхода к изучению ребенка, принципа целостного его изучения, принципа динамического изучения ребенка.
Предметом исследования специальной психологии как отрасли научного познания являются дети с проблемами в развитии, аномальные дети. К категории аномальных относятся дети, у которых в результате психического или физиологического отклонения произошло нарушение общего развития. Выделяют основные категории аномальных детей: дети с нарушением слуха, с нарушением зрения, с тяжелыми нарушениями речевого развития; с нарушением интеллектуального развития, с комплексными нарушениями психофизиологического развития, с нарушениями опорно-двигательного аппарата.
Кроме перечисленных групп, существуют и другие, группы детей с отклонениями в развитии: дети с психопатоподобными формами поведения, дети с трудностями в адаптации к школе, одаренные дети, страдающие школьными неврозами.
Задачи специальной психологии:
1. выявить общие и специфические закономерности психического развития аномального ребенка в сравнении с нормальным развивающимся.
2. изучить особенности развития отдельных видов познавательной деятельности с различными типами нарушений.
3. изучить закономерности развития личности детей с ограниченными возможностями.
4. разработать диагностические методики и способы психологической коррекции.
5. изучить психологические проблемы интеграции и интегрированного обучения.
Специальная психология связана со многими другими науками, которые можно объединить в несколько блоков:
1) медицинский блок - физиология, анатомия, невропатология, психиатрия, офтальмология;
2) гуманитарный блок - социологию философия, психология;
3) педагогический блок - общая педагогика, методика преподавания различных предметов.
Специальная психология стала основой для развития целого ряда отраслей. В настоящий момент они представляют собой развитые и самостоятельные сферы практического и научного педагогического знания. К их числу можно отнести следующие отрасли.
1. Тифлопсихология - часть специальной психологии. Эта наука изучает лиц с нарушениями зрения.
2. Сурдопсихология - наука, изучающая категорию лиц с различными нарушениями слуха.
3. Олигофренопсихология - наука, представляющая собой систему научных знаний о психическом развитии и его особенностях лиц с умственной отсталостью.
4. Психология детей с нарушением опорно-двигательного аппарата базируется на знаниях в области невропатологии, нейрофизиологии, психологии и других наук.
5. Психология детей с задержкой психического развития занимается изучением особенностей развития этой категории детей.
6. Психология детей с комплексными нарушениями. К сложным нарушениям развития относят сочетание двух или более психофизических нарушений у одного ребенка.
Аномальное развитие - нарушение общего хода развития человека в результате каких-либо физических или психических дефектов.
Дефект (от латинского defectus - отпадение, убывание, недостаток) развития - это физический или психический недостаток, вызывающий нарушение нормального развития ребенка, который не означает наличие только отрицательных признаков.
Дети с нарушениями в развитии - дети, которые имеют отставание (искажение) в психофизическом развитии из-за нарушения деятельности анализатора (зрительного, слухового, речевого, двигательного), а также из органического поражения центральной нервной системы.
Дети с ограниченными возможностями - это дети, имеющие различные отклонения психического или физического плана, которые обусловливают нарушения общего развития, не позволяющие детям вести полноценную жизнь.

Рекомендуем посмотреть:

Специальная психология в рамках культурно-исторической теории Проект модульного урока. Тема "Альтернативная коммуникация. Роль визуальной поддержки в жизни соврем Структурированные игры для развития простых навыков у обучающихся с ТМНР
Методика обучения дошкольников плаванию
Опубликовано: 8 дней назад (12 мая 2022)
Просмотров: 117
Рубрика: Психология
+1
Голосов: 1

Нет комментариев. Ваш будет первым!