Творческий конкурс для педагогов «Яркая Весна»

 

Конкурс для педагогов «Лучший конспект урока (занятия)»

 

Конкурсы на нашем сайте ped-kopilka.ru

Специальная психология в рамках культурно-исторической теории

Психологическое выступление: "Специальная психология в рамках культурно-исторической теории"
Автор - Родионова Ирина Сергеевна.
Должность и место работы: студентка 4 курса направления "Психология образования", ОГТИ, Орск.

Назначение материала: данное выступление представляет собой выступление команды на любом мероприятии психологической направленности (конференция, конкурс, олимпиада) и является интеграции идеи культурно-исторической теории Л.С. Выготского с его идеями о развитии специальной психологии, исследующей детей, имеющих особенности в развитии. Мероприятие помогает в творческой форме показать основные положения теории и способствует развитию понимания и поддержки к особенным детям.

Тема: Специальная психология в рамках культурно-исторической теории
"... ещё недостаточно формально сблизить психологию и историю, следует ещё спросить, какую психологию и какую историю мы сближаем. Метафизически можно сблизить всё, что угодно, со всем"
Л. С. Выготский «Психология развития человека»

Действующие лица:
1. Чтец
2. Глухой ребенок
3. Слепой ребенок
4. Умственно отсталый ребенок
5. Педагог-консерватор
6. Его светлость, Выготский

На сцене сидят на стульях три ребенка на манер картины «ничего не слышу - ничего не вижу – ничего не скажу». Один закрывает глаза руками (+ можно нарисовать темные круги-очки вокруг глаз или одеть солнечные), второй – уши (+ возможно – большие наушники), третий повернут к зрителям спиной.

Чтец (трагичная музыка): Темная ночь всегда нависала над беззащитным детским миром, если речь шла о специальной психологии, об особых детях с особыми потребностями. Никто не понимал, как следует обучать и воспитывать их, каковы загадки их внутреннего мира и как сделать их счастливыми. Так и сидели они долгие века, закрыв свои невидящие глаза, отгородившись стеной тишины своей глухотой, замкнувшись в собственном мире умственной отсталости, не зная, кто поможет им обрести покой и счастье в мире, где так мало понимания…

Педагог-консерватор (строгая одежда, собранные волосы, очки, папка в руках). Выходит на сцену, кружит над детьми, которые не обращают на нее внимание, и причитает: Что же делать?.. Что же с вами делать?.. Как обучить?.. Смотрите (показывает папку с нарисованными буквами), это – алфавит! (проговаривает все, размахивает текстом, но дети не реагируют). Да что же это такое! Как найти к вам подход!
(Обреченно выдыхает и опускает руки, может отбросить папку) Нет, все безнадежно. Нельзя воевать с природой, против нее ничего не сделать. Видимо, так и остается вам, сидеть безучастными на периферии этого мира. Ничего не попишешь – нет у меня способов помочь вам, значит, так тому и быть!
(Уходит)

Чтец: Однако выход был, не было только того человека, который смог бы пролить свет на существование этих несчастных идей. И имя этому человеку – Лев Семенович Выготский. Он называл таких особых детей естественным экспериментом природы, но утверждал следующее: «Вероятно, человечество победит раньше или позже и слепоту, и глухоту, и слабоумие. Но гораздо раньше оно победит их социально и педагогически, чем медицински и биологически».

В зал входит Л.С. Выготский (можно распечатать его лицо на бумаге на манер маски), проходит мимо детей, тщательно их рассматривая, и восклицает:

Выготский: Думаю, этой проблеме я смогу найти решение! Что бы ни случилось с этими детьми, они при любых обстоятельствах остаются прежде всего людьми, а еще – маленькими детьми, которым непременно нужны помощь и поддержка.
Я не могу изменить ход природы, обратить время вспять и убрать этот дефект. Но в моих руках – культурно-историческая теория, замысел того, что любое природное несовершенство можно компенсировать при помощи социума, сплотившись с обществом, сплотившись с людьми! Мне нужно совсем немного времени, а затем моя теория сможет открыть этим детишкам двери в новый, счастливый мир!

Подходит к столу с бумагами, изображает активную мыслительную деятельность, что-то пишет. Дети остаются безучастными.

Чтец (говорит, пока Выготский творит): По замыслу Льва Семеновича, психология, ставящая перед собой в приоритете культурно-исторические задачи, должна прежде всего заниматься вопросами опросредования культурных медиаторов развитии психики и ее высших функций. Выготский считал, что такими медиаторами выступают знак и слово, а наиболее высокими проявлениями развитой психики – целостную и многогранную личность. Основой его теории считается социальная среда, социум, а основой развития ребенка выступают естественное созревание и овладение культурными и историческими ценностями. Развитие личности ребенка и его психических функций происходит через овладение им «психологических орудий» (таких, как знаки-символы: язык и система счета, к примеру), т.е. через саморазвитие ребенком самого себя.

Затем, взяв в руки исписанные листы, подходит к первому ребенку – слепому, встает рядом с ним.

Выготский: Педагог! Пойдем со мной, мы будем учиться, как помогать особенным детям!
(В зал входит педагог, смотрит с интересом и что-то периодически записывает в бумаги. Выготский переводит внимание на ребенка с закрытыми глазами)
Поднимись, дорогой ребенок. Никогда даже не думай о том, чтобы просто сидеть, смиренно склонив голову перед трудностями, ведь всегда найдутся те, кто сможет тебе помочь. Послушай! Да, на твою долю выпало множество лишений и непонимания, но ты владеешь тем, что сможет тебе помочь стать полноценным членом общества и не ощущать своего недуга. Твое главное оружие – речь, это слово, которое способно открыть перед тобой весь мир. Слепоту всегда может победить слово. Ты всегда может использовать осязание, обоняние и слух – это твои преимущества, но, что важнее, у тебя есть общество и речь, с помощью которых ты сможешь воплотить весь свой потенциал в жизнь! (Выготский отводит руки ребенка от глаз и пожимает их в своих ладонях).

Далее речь Чтеца. На время, пока идет эта речь, все персонажи на сцене как бы застывают в своих позах, словно кто-то поставил действие на паузу.

Чтец: Л.С. Выготский считал, что компенсацией для незрячего ребенка выступает прежде всего речь как основное средство связи с окружающим миром и людьми, которые находятся рядом. Он ни в коей мере не отвергал успешное и более полное, усиленное развитие других органов чувств, т.е. органическую компенсацию при помощи слуха, осязания, обоняния, но все же приоритетное значение придавал имен речи. Необходимо приобщать незрячего ребенка к опыту огромного окружающего мира, передавать ему жизненный опыт и открытия, помогать ему узнать, а не увидеть особенности процессов и предметов, и построить собственную систему знаний благодаря общению.

Персонажи на сцене «оживают», Выготский подходит к следующему ребенку – глухому.

Выготский: Не следует отчаиваться и тебе, мой юный друг. Хоть ты не слышишь моей речи, но у тебя всегда есть преимущество – ты видишь мои губы и можешь читать по ним, у тебя есть пальцы и руки, жесты которых помогут тебе донести свою мысль, и вновь к тебе на помощь придет речь – именно на нее мы с педагогами и будем опираться в твоем развитии.

Чтец: «Надо создавать потребность в общечеловеческой речи - тогда появится и речь" - Л. С. Выготский. Особую роль в физиологической компенсации глухих детей он отводил зрению, ведь именно оно становится основным и первостепенным каналом принятия и обработки информации из внешнего мира, беря на себя роль и утраченного слуха. Однако и в социальном плане Лев Семенович указывал на необходимость компенсации – «Сущность работы с детьми, имеющими недостатки слуха, заключается не столько в развитии у них оставшихся органов восприятия, сколько в создании активных, действенных форм детского опыта».

Выготский подходит к третьему ребенку, умственно отсталому, поворачивает его к залу, помогает подняться.

Выготский: Мы поможем и тебе помочь, мой дорогой ребенок. Даже умственная отсталость - не приговор! Ты не должен бояться мира и людей, ведь именно они – твои главные помощники и защитники. Да, ты не такой, как все, и в тебе заключен особый, собственный мир, но это не значит, что хуже или лучше, чем другие. У тебя есть все, чтобы жить и развиваться по своим законам – ты прекрасно видишь, хорошо слышишь, ты можешь двигаться и тянуться к развитию и совершенству. И мы с педагогом поможем тебе в этом.

Чтец: Лев Семенович полностью отрицал устоявшийся стереотип о том, что у умственно отсталых понижена чувствительность к социальным контактам, необходимость в них. Он утверждал, что у них точно так же развитии общественные импульсы, и призывал к воспитанию из них активных, общественно заинтересованных индивидов. В этом он видел одну из приоритетнейших задач для культурно-исторической теории. В настоящее время эта идея получила активную поддержку и развитие в области олигофренопедагогики, тем более что органическая компенсация у умственно отсталых находится на очень высоком уровне: у них сохранны слух, обоняние, осязание, зрение, относительно развиты восприятие и конкретное мышление.

Все персонажи выходят на сцену, берутся за руки и следует заключительное слово от чтеца.

Заключительное слово: Все мы, люди мира, абсолютно разные. Мы думаем по-разному, чувствуем по-разному, даже внешне мы совершенно отличны друг от друга: и цветом кожи, и формой носа, и разрезом глаз… Но никогда не следует забывать, что все мы остаемся людьми, всем нам нужны любовь, поддержка и забота. В огромной мере это касается и особых детей, со специальными потребностями. Именно для них и создавал свои труды Лев Семенович Выготский, занимаясь специальной психологией, логопедией и многими другими. Именно он смог заявить, что дефект – это не приговор, что в любом случае возможна хоть минимальная, но компенсация, возмещение утраченной способности для процветания каждой личности.
Никогда не стоит отворачиваться от таких детей, ведь им можно и нужно помочь, и тогда на сцену выходим мы – педагоги-психологи, вооруженные необходимым арсеналом методик, приемов и способов сделать жизнь любого ребенка хоть чуточку, но лучше. И сегодня в этом нам помогала культурно-историческая теория, утверждающая о большой роли общества в развитии человеческих познавательных процессов. Именно поэтому мы – КИТы, представители этой теории, и в наших инициалах зашифрована не только мудрость идей Льва Семеновича, но и величественная мудрость этих древних животных, их спокойная уверенность и непобедимость.
Итак, свою работу для вас сегодня представила:

Хором: Команда психологов «КИТ» - «Культурно-историческая теория!

Чтец: Спасибо за внимание!

Рекомендуем посмотреть:

Методическая разработка тематического дня для сохранения психического и физического здоровья учащихс Предметно-пространственная среда с учетом индивидуальной особенности детей 5 лет (гендерный подход) Проект модульного урока. Тема "Альтернативная коммуникация. Роль визуальной поддержки в жизни соврем Структурированные игры для развития простых навыков у обучающихся с ТМНР

Похожие статьи:

Тренинг по работе взаимодействия с родителями

Конспект коррекционно-развивающего занятия в подготовительной к школе группе

Психотерапевтическая сказка о Родине для детей | Тесты с ответами по дисциплине «Психолого-педагогическая коррекция»
Опубликовано: 1977 дней назад (25 декабря 2016)
Просмотров: 597
Рубрика: Без рубрики
0
Голосов: 0

Нет комментариев. Ваш будет первым!