Структурированные игры для развития простых навыков у обучающихся с ТМНР
Создание структурированной игры для развития простых навыков у обучающихся с ТМНР, в том числе с РАС
Автор: Буковская М.Ю., учитель – дефектолог Описание: Данный материал будет интересен специалистам, работающим в коррекционных учреждениях, родителям, чьи дети учатся в коррекционных школах и ресурсных классах общеобразовательных школ. Статья затрагивает психофизические особенности детей с расстройством аутистического спектра, содержит дидактический материал и разработку нескольких игр.
Актуальность данной темы обусловлена все более растущим количеством обучающихся детей с расстройством аутистического спектра, недостаточной сформированностью у них навыков взаимодействия с участниками образовательного процесса и окружающей средой. Существует много методик и приемов, программ для успешной адаптации и формирования учебных навыков в режиме индивидуальных занятий и небольших групп, но этот опыт недостаточно адаптирован для применения в рамках урочной системы и в организации занятости детей во время перемен, в создании специальных условий для этого. Для более четкой картины особенностей развития каждого обучающегося с расстройством аутистического спектра необходимо представить особенности и закономерности развития социально-коммуникативных навыков типичных детей. Данный анализ позволит выявить главные отличия и сложности развития обучающихся с расстройством аутистического спектра для их дальнейшей коррекции.
Дети, буквально с рождения, начинают активно познавать окружающий мир, изучают окружающую обстановку, вещи, предназначение и свойства разных предметов. Начинают догадываться и понимать каким образом они могут влиять на то, что их окружает. Еще будучи грудным младенцем ребенок улавливает взаимосвязь между своим криком и появлением матери. Персонал медицинских учреждений и других детских заведений, где находятся «отказные» дети утверждает, что младенцы находящиеся там почти не кричат, потому что к ним подходят в положенные сроки, по расписанию. Со временем крик приобретает различную обертональную окраску, в зависимости от того, в каком состоянии ребенок, крик все более обогащается различными интонациями и начинает сопровождаться движениями тела. С самого рождения ребенок испытывает глубокий интерес к людям и их лицам, очень скоро он начинает копировать выражение лица взрослого человека, улыбается, корчит гримасы. Его способность к подражанию крайне важна. В ее основе лежит возможность обучения новым действиям и словам. Умение подражать лежит в основе всех когнитивных (познавательных) процессов. Ребенок предпочитает общение с близкими ему людьми всем другим занятиям. Общаясь с матерью, ребенок развивает и свою эмоциональную сферу. Уже в четыре месяца малыши реагируют на взгляд и эмоции по-разному. К шести - семи месяцам ребенок уже по-разному реагирует на знакомые и незнакомые лица. К семи месяцам младенцы уже могут «расшифровать» выражение различных эмоций на лице «собеседника» [1.стр.37]. Также к этому возрасту дети начинают различать и голосовые оттенки эмоций. Их мозг уже в состоянии обрабатывать одновременно информацию, поступающую от двух анализаторов - зрительного и слухового. К 8 месяцам дети демонстрируют понимание того, к какому эффекту приведет то или иное действие другого человека. Младенцы способны учиться через наблюдение за другими людьми и способны к выделению повторяющихся действий другого человека в повседневных ситуациях, они могут использовать накопленный опыт для решения новых задач (статистическое обучение). Таким образом, можно сделать вывод, что мозг ребенка с рождения восприимчив к социальным и эмоциональным стимулам, внимание к ним – врожденное свойство человеческого мозга. Но чтобы участки мозга приобрели со временем нужную четкую специализацию, ребенку необходимо контактировать с социальной средой. Каждый из нас видел, как малыш показывает на любимую игрушку пальцем, он тем самым разделяет свой интерес к предмету с другим человеком. Такое поведение свойственно детям в возрасте 10-12 месяцев. Здесь отражено и зрительное восприятие (смотрит на игрушку) и внимание (ребенок переключает внимание с игрушки на родителя и обратно), и эмоции (выражение интереса, удовольствия), и моторное проявление (указательный жест рукой, указывает и взглядом), все эти действия скоординированы. Но импульсом этому многосложному действию служит желание разделить свой интерес с другим человеком, а значит, общение. Ученые выдвинули гипотезу, что нейронные связи, которые мозг часто использует, становятся крепче, а менее значимые отмирают. Наш мозг создает нейронные сети, опираясь на наши действия. Опыт формирует мозг, стимулируя создание чувствительных нейронных сетей и отделов, обеспечивающих все более искусную, но менее затратную работу.
Ребенок с расстройством аутистического спектра по-иному воспринимает окружающую среду уже с первого года жизни. Малыша меньше привлекает взаимодействие с окружающими людьми, он реже вступает с ними в контакт, его может полностью поглощать интерес к материальным стимулам, предметам, которые становятся главным его «партнером» по играм. Формируется совсем другой, противоположный опыт, ответные реакции. Это сказывается на развитии нейронных сетей головного мозга, других «дорожек», отличных от тех, которые формируются у типичных сверстников. Ученые и психологи предполагают что то, чем занимается ребенок в течение дня, ни в коем случае не является для него нейтральным явлением, любое занятие, так или иначе, оказывает воздействие на формирование «социального или коммуникативного» или «предметно-ориентированного» мозга. Поэтому очень важно «социализировать» ребенка, привлекать внимание ребенка в играх и общении к лицу человека, а потом выдавать четкий поведенческий социальный и коммуникативный ответ, все больше создавать ситуации живого, динамичного общения с положительными эмоциями, в идеале, увлекательное взаимодействие, инициируемое ребенком, а также, развивать у воспитанника навык имитации, который по мнению многих исследователей, является основой социально-коммуникативного развития. [1]
Очень могут помочь в формировании и развитии данных навыков совместные игры и занятия с использованием различных предметов. В этих занятиях тему игры задают выбранные предметы и игрушки, а социальный элемент вливается в игру через специальные приемы: имитацию, соблюдение очередности, контроль над материалами, выбор темы игры и внесение разнообразия в игровой процесс. Социальный аспект выражается при помощи взглядов, слов или других способов коммуникации. Игры дают почву для развития совместного внимания. Совместное внимание можно увидеть тогда, когда ребенок передает предметы, игрушки своим «партнерам», когда переводят взгляд с игрушки, предмета на партнера и обратно. Такое переключение должно происходить достаточно часто, несколько раз в минуту. Игры включают в себя также усложнение этапов и переходы от одного этапа к другому.
Представление о времени у ребенка с расстройством аутистического спектра часто не сформированы. Для него, как правило, существует только «здесь» и «сейчас», он требует, чтобы все его нужды удовлетворялись немедленно. Нужно развивать у него представления о последовательности событий и понятия «до» и «после», «сначала», «потом». Помочь в этом может визуальное «наглядное» расписание. Дети с РАС любят четкий режим дня и постоянство той среды, что их окружает, им это дает ощущение уверенности и безопасности. Для них важна предсказуемость. В играх тоже можно придерживаться определенной последовательности действий. Можно даже в игровой форме способствовать закреплению навыков и умений ребенка, полученных им на уроке.
На основе данных озвученных выше переходим к созданию игры: Структурированная игра для развития простых навыков у обучающихся с ТМНР, в том числе с РАС
Цель: Развитие навыков у детей с помощью игры (настольная игра) Задачи:
1. Развитие навыка ждать;
2. Развитие навыка соблюдать очередность;
3. Развитие умения сплоченной работы (получение совместного результата);
4. Развитие умения концентрировать внимание. Предполагаемый результат:
- Повышение уровня внимания и сосредоточения при выполнении коллективного задания;
- Проявление интереса к результатам других игроков;
- Помощь другим сверстникам в процессе игры;
- Развитие оценивания собственного результата и результата окружающих;
- Умение принимать и соблюдать правила. Использованные методики, способы и приемы: терапия сенсорной интеграции; структурирование занятий; создание позитивных рутин; использование элементов АВА терапии на разных этапах занятия (применение иерархии поощрений, зрительная поддержка); использование дополнительной альтернативной коммуникативной системы PECS; методика глобального чтения; разработка индивидуальных дидактических материалов. Оборудование:
- Карточки с изображением предметов одежды определенного цвета, из которых можно собрать комплект из шести предметов (количество предметов можно уменьшить);
- Кубик с гранями разного цвета. Он используется для усложнения игры, для «переключения» детей с одного предмета на другой, для соотнесения цвета карточки с изображением с цветом грани кубика (если усложнять игру не нужно, то можно заменить его другим простым предметом, либо использовать словесную инструкцию);
- КД (коммуникативная доска, либо УКК, PECS);
- Чек - лист.
Примерный план игры: 1. Приветствие: кто здесь? Учитель: Здравствуйте, дети! Кто пришел сегодня в школу? Аня пришла? При этом обращается не к ней, а к Даниле. Данила подтверждает, при помощи альтернативной коммуникации, что Аня пришла в школу. Потом педагог обращается к Ане. Данила пришел в школу? Аня сообщает, при помощи коммуникации, что Данила пришел и т.д.
2. Раздается по выбору «заплатка» (кусочек одежды разного цвета, каждому обучающемуся своя). Раздается лото «Одежда» (картинки, части комплекта одежды разного цвета);
3. Кубик 6 граней, каждая грань разного цвета;
Дети, соблюдая очередность, передают друг другу кубик, по инструкции учителя.
Учитель: - Святослав, возьми кубик. Одежду какого цвета ты собираешь? Зеленого (показывает зеленую сторону кубика). Далее с помощью КД обращается к учителю, просит дать ему перчатку зеленого цвета. Учитель передает ему карточку с изображением перчатки зеленого цвета. Святослав ее забирает, начиная таким образом собирать комплект.
Учитель: - Святослав, дай кубик Анюте (Святослав передает кубик). Анюта, одежду какого цвета ты собираешь? Аня показывает розовую сторону кубика. С помощью УКК обращается к учителю и просит шапку розового цвета, собирая комплект. Педагог дает ей карточку с изображением шапки розового цвета.
Учитель: - Аня, дай кубик Даниле (Аня передает кубик). Данила, одежду какого цвета ты собираешь? Данила показывает синюю сторону кубика. Обращается с помощью КД к учителю, просит синий шарф. Учитель дает ему карточку с изображением синего шарфа. Данила, таким образом, начинает собирать комплект.
Учитель: - Данила, дай кубик Алеше (Данила передает кубик). Алеша, какую одежду ты собираешь? Алеша показывает желтую сторону кубика. Обращается к педагогу с помощью КД, просит желтый носок. Учитель дает ему карточку с его изображением. Алеша начинает собирать комплект. Далее течение игры происходит по той же схеме. Дети успешно сортируют и группируют изображение предметов (одежды), служащих одной цели. Постепенно дети собирают по полному комплекту одежды из карточек своего цвета с уникальным узором (цветочек, ягодка, полоски и т.д.). Каждый комплект состоит из шести карточек: шапка, рукавички 2 шт., носки 2 шт. и шарф. Педагог следит за тем, чтобы дети наиболее полно обращались к нему с просьбами при помощи альтернативной коммуникации. После того, как все дети собрали свои комплекты одежды, начинается опрос.
Учитель: - Данила, какого цвета одежда у Ани? Аня, какого цвета одежда у Святослава? Покажи шапку! Сосчитай все предметы! Покажи число. Покажи рукавички и т.д. В процессе игры повторяется лексическая тема «одежда», палитра основного цвета, счет до 6, повторение частей тела, отрабатываются навыки ждать и соблюдать очередность, умение концентрировать внимание, умение принимать и соблюдать правила. Также происходит оценивание результатов деятельности других детей и собственного результата. Можно задать вопросы детям, ориентирующие их в окружающем природном мире и погодных явлениях. Когда мы надеваем шапку? Летом мы надеваем шапку? Нет, летом мы носим кепку и панаму. Шапку надеваем когда нам холодно. Когда надеваем шарф? Летом надеваем шарф? Нет, летом жарко. Летом шарф не надеваем! Поскольку все карточки подписаны «словами-наименованиями» то дети еще и закрепляют в процессе игры навык глобального чтения и отрабатываются просьбы при помощи альтернативной коммуникации. После этого происходит следующий этап игры. Учитель показывает детям чек-лист (таблицу, в верхней горизонтальной строке которой фото детей, а в первой графе вертикальной строки фотографии комплектов собранной ими одежды). Каждый из детей поочередно соотносит свое фото со строкой собранного им комплекта одежды и ставит галочку. Учитель показывает детям результат их трудов, где в чек - листе, сводной таблице (заламинированной, потому все отметки легко стираются после окончания игры влажными салфетками), напротив их фотографий стоят галочки, свидетельствующие о выполненной ими работе.
Учитель хвалит детей:
- Молодцы! Вы все правильно собрали! А теперь сюрприз!
Можно расширить рамки игры и начать сортировать карточки с изображением предметов одежды по признаку, мужская или женская, грязная или чистая, летняя, демисезонная, зимняя и др. Можно так же создавать пары из реальных предметов или изображений, функционально соответствующих друг другу, например, чашка и ложка, нож и вилка, носки и ботинки. Можно одеть таким образом бумажную куклу повторить алгоритм действий при одевании одежды и так же повторить части тела.
Домашняя работа:
Практическая работа дома. Рассортировать вилки, ножи и ложки после мытья посуды; рассортировать одежду всех членов семьи после стирки.
Развитие эмпатии, эмоциональной сферы
Эмпатийные реакции ребенка выражаются в форме эмоциональной идентификации и развиваются, по мнению педагогов и психологов, благодаря заражению и подражанию. Различают когнитивную, эмоциональную и поведенческую эмпатию. Мы в игре уделим большее внимание эмоциональному состоянию героя произведения «Два веселых гуся» (бабусе). В этом народном произведении отражены две из четырех основных эмоций - «радость» и «грусть». Мы возьмем только две эмоции, потому что детям с ТМНР, в том числе с РАС трудно различать сложное эмоциональное состояние людей. Организация работы с детьми следующая:
1. Чтение литературного произведения «Жили у бабуси два веселых гуся» (сопереживание и сочувствие бабусе). Педагог читает текст, а задача детей при помощи мимики отразить состояние героя произведения (бабуси): - Святослав, покажи, как плакала бабуся! (педагог сам помогает ребенку в случае затруднения, показывает, как плачет бабуся).
- Анечка, покажи, как бабуся плачет! (обычно детям очень нравится это задание)
- Алеша, покажи, как бабуся радуется, как она смеется!
После окончания чтения и «мимической ролевой гимнастики» педагог производит опрос:
- Почему плакала бабуся? (у нее пропали гуси)
- Почему бабуся радовалась? (гуси вышли из канавки, она их увидела);
2. Рассматривание иллюстраций.
Рассматриваем иллюстрации, обращаем внимание на слезы и на улыбку бабуси;
3. Определение эмоций с помощью карточек - пиктограмм. Выбираем карточки с грустными и веселыми лицами людей и карточки с грустными и веселыми животными.
Работа с применением сюжетно – ролевой игры поможет детям с ТМНР, в том числе с РАС лучше считывать основные эмоции людей, переводить знания об эмпатии в настоящую практику взаимодействия друг с другом и взрослыми людьми, обогатит их опыт эмпатийных переживаний и научит способам выражения сочувствия, сопереживания.
Домашнее задание: Вспоминаем сказку Корнея Чуковского «Айболит». Как плакали бегемотики, покажи! Почему они плакали? (У них болели животики). Нарисуй бегемотика.
Игра «Угадай эмоцию».
Используется дидактический материал, где нужная эмоция собирается на бумажном, нарисованном лице, примерно так, как составляется фоторобот (глаза со слезами, рот улыбающийся и так далее). Игру структурируем, каждый ребенок получает задание – собрать нужную эмоцию и соблюдать очередность. Детям с ТМНР можно составить расписание, где под определенным номером мы поставим фото ребенка, или просто раздадим детям разноцветные жетоны с цифрами. Первая собирает эмоцию Анечка, второй Святослав, третий Данила и т.д. А можно собрать эмоцию на одном лице (злость): Анюта ставит брови, Данила глаза, Святослав рот. Играя в эту игру, дети еще и повторяют части лица человека.
Ролевая сюжетная игра для детей с РАС достаточно сложна. Данной категории детей тяжело принимать спонтанные решения. Детям с ТМНР важно опираться в игре на определенные правила и знать последовательность действий. Также детям с нарушениями в развитии сложно переносить навык, полученный в игре в жизнь, заучив алгоритм, они часто не могут применить его на практике.
Игра «Доктор»
Данная игра может закрепить навыки полученные детьми на уроках в школе. В настоящий момент нами пройдены темы «Моя профессия - врач» и «Микробы. Борьба с ними». На этих уроках детям были разъяснены правила поведения в медицинских учреждениях и рассказано об основных специализациях врачей.
Распределяем роли: Анюта врач педиатр, Святослав стоматолог, Алеша отоларинголог, Данила окулист, Никита кардиолог. Лечим Мишку (плюшевого медведя).
Определяем очередность. У Анюты кабинет № 1 (жетон № 1), у Святослава № 2 (он будет вторым), у Алеши № 3, у Данилы № 4, у Никиты № 5. Составляется визуальное расписание, где напротив своих фотографий дети ставят карточку с изображением «специалиста» и жетон с № кабинета (очередность осмотра). Используем чек-лист, своеобразная история болезни пациента, где в табличной форме отражены и специальность врача, и назначенное лечение. Каждый «специалист», после осмотра, ставит галочку напротив пиктограммы, обозначающей тот орган, который осматривает врач (окулист –глаз, лор – нос, стоматолог - зуб и т.д.). Все карточки- пиктограммы подписаны словами- наименованиями для закрепления навыка глобального чтения. Ход игры: - Чтение отрывка сказки К. Чуковского «Доктор Айболит», где рассказывается о больных зверятах.
"Специалисты" сидят на стульях в «кругу». Педагог показывает Мишку – игрушку и говорит: Учитель: - Ребята, наш Мишка заболел, он не ест, не пьет и не спит. Мишка плачет, ревет! Аня, покажи, как Мишка плачет! Данила, покажи, как Мишка плачет! Все, с помощью инструкции педагога, постепенно погружаются в ситуацию игры. Учитель: - Может у Мишки болит живот? Кто у нас первый осматривает больного? Анюта, ты врач – педиатр! Ты должна «послушать» пациента! Аня, при помощи УКК просит у педагога стетоскоп и «слушает» пациента. После осмотра ставит галочку в истории болезни, напротив своей картинки- пиктограммы. Учитель: - Святослав, почему Мишка плачет? Наверное, у него болят зубки! Ты стоматолог, осмотри пациента. Стоматолог лечит зубы! Где у Мишки зубы? Правильно, во рту! Святослав, при помощи альтернативной коммуникации, УКК, просит у педагога зубную щетку и чистит зубы Мишке. После осмотра и «лечения» ставит галочку в истории болезни, напротив пиктограммы, изображающей зуб.
Все специалисты в порядке очередности осматривают пациента, просят «инструменты» у педагога при помощи УКК и назначают лечение. Для этого карточку, изображающую лекарство, ставят напротив своей картинки- пиктограммы (мед, мята, ромашка, витамины и т.д.) Учитель: - Дети, Мишка выздоровел! Он здоров! Вы молодцы, хорошо работали, хорошо лечили пациента! Педагог показывает детям заполненный ими чек-лист.
- Теперь сюрприз! (каждый ребенок при помощи доски выбора просит то, что ему хочется).
Домашнее задание:
- Надеть на себя и любимую игрушку медицинскую маску. Нарисовать медицинский инструмент или чемоданчик врача с красным крестом;
- Украсить готовую медицинскую маску или нарисовать ее. Объявляем конкурс на самую забавную и красивую маску.
Таким же образом можем провести еще одну структурированную игру, направленную на закрепление учебных навыков.
Игра «Поход в магазин»
Составим «список покупок» и в порядке очередности выберем товар в нужном нам отделе магазина. «Список покупок» это картинка магазинной тележки, на которую крепятся картинки- пиктограммы, изображающие продукты. Каждая карточка еще и имеет наименование, подписана, для закрепления навыка глобального чтения. Продукты находятся в «отделах», которые представляют собой картинки- полки, с указанным сверху «символом», соответствующим продуктам, которые там хранятся и прикреплены, при помощи липучек, к данным полкам. Кто-то из детей продавец. Остальные, в порядке очередности, при помощи УКК, просят у продавца нужный им товар и прикрепляют карточки, изображающие нужный товар на свои тележки. Можно ввести в игру денежную, простую, игрушечную валюту. Тогда будет закрепляться еще и навык счета. Данная игра, как и игра в доктора, имеет для детей с РАС несомненную практическую пользу. Родителям, нужно помогать своим детям, переносить школьные навыки в жизнь, переносить школьные технологии в практическую составляющую. Эти навыки социализации, коммуникации и самообслуживания очень полезны для детей с особенностями развития. Домашнее задание: Практическая работа. Составить список продуктов при помощи картинок, вырезанных из рекламных буклетов и наклеить на лист бумаги. Пронумеровать список, подписать. Выбрать нужные продукты в магазине по списку и купить. Пусть ребенок, под контролем родителя, купит по списку-картинке то, что нужно для дома, самостоятельно. Список покупок вложить в тетрадь.
Использованная литература:
1. Учебник по денверской модели раннего вмешательства для детей с аутизмом. Развиваем речь, умение учиться и мотивацию. Роджерс Дж.Салли Sally J.Rogers, Доусон Джеральдин;
2. Детский аутизм и АВА : АВА (Applied Behavior Analisis): терапия, основанная на методах прикладного анализа поведения: 3-е изд./Роберт Шрамм; пер.с англ.З. Измайловой-Камар; науч.ред.С.Анисимова.- Екатеринбург : Рама Паблишинг, 2013.-208 с.;
3. Логопедическая работа в коррекционных классах: Кн.для логопеда.- М..: Гуманит. Изд. Центр Владос, 1998.- 224 с.