Факторы, осложняющие социальную интеграцию детей-сирот с интеллектуальной недостаточностью
Изменения в социально-экономической и политической жизни России, обострение новых проблем в обществе поставили ученых и практических работников перед решением задач, связанных с поисками новых, эффективно действующих механизмов социально-психологической адаптации личности к быстро меняющейся жизни в социуме. Особенно нуждаются в социальной помощи дети с отклонениями в умственном развитии и в первую очередь сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, число которых постоянно растет.
В ГБОУ Республики Марий Эл «Октябрьская специальная (коррекционная) школа-интернат» на сегодняшний день обучается и воспитывается 139 воспитанников, 27 из которых являются круглыми сиротами, а оставшиеся 112 – это дети, оставшиеся без попечения родителей. Жизнь ребенка без родителей делится на две части: жизнь в школе-интернате и жизнь после выпуска из школы-интерната. Если в школе-интернате ребенка стараются окружить заботой и лаской, дают ему советы в случаях затруднений, то после выпуска ребенок остается один на один со своими проблемами в самостоятельной жизни. Поэтому наша главная задача – социальная направленность учебно-воспитательного процесса, которая выражается в поступательном социокультурном развитии ребенка с ОВЗ. При построении системы деятельности в данном направлении важно понимать причины низкого уровня социальной адаптации данной категории детей, поэтому целесообразно рассматривать реализуемые формы и методы работы с воспитанниками с учетом влияния конкретных негативных социальных факторов, с последствиями которых борется весь коллектив школы-интерната.
Итак, обучающиеся нашей школы-интерната – это, прежде всего, дети-сироты, большинство из которых имеют этот статус при живых родителях. Анализируя данные личных дел обучающихся, поступивших в школу-интернат за последние три года, нами было выявлено, что количество социальных сирот возросло, а количество детей, у которых родители умерли, сократилось.
Увеличение количества социальных сирот в первую очередь свидетельствует о том, что многие воспитанники росли и формировались как личность в неблагоприятных семейных условиях. Среди них доминирующими являются безнадзорность и гипоопека. Большинство семей, где дети лишены попечения родителей, характеризует вопиющее социальное неблагополучие: низкий материальный уровень, неудовлетворительное питание, пьянство родителей, аморальный образ жизни, скандалы и драки в семье, иногда и проживание с тяжело психически больными родственниками. Наряду с этим, в таких семьях остро стоит проблема жестокого обращения с детьми (физическое, сексуальное и эмоциональное насилие). Дети из этих семей лишены родительской любви, недоедают, не посещают детские организованные коллективы, подвергаются истязанием. Это приводит в уходам из дома, перерастающим в бродяжничество. Отсюда признаки сенсорной и социальной депривации: неврологические расстройства, расторможенность, эмоциональная неустойчивость, склонность ко лжи, патологическому фантазированию, выраженные невротические реакции, которые порождают чувство неполноценности среди обычных людей, снижают коммуникативные навыки, заставляют находиться в постоянном состоянии тревоги из-за боязни показаться смешным окружающим. Как правило, таким воспитанникам очень сложно интегрироваться, влиться в современное нормально развивающееся общество после выпуска из школы-интерната. В неблагополучной семье у ребенка не формируется положительный опыт семейной жизни, возникают деформированные представления о взаимоотношения членов семьи друг к другу: мамы к папе, родителей к детям и наоборот.
Таким образом, первым патогенным фактором развития социальных сирот, с последствиями которых сталкиваются педагоги школы-интерната, является комплекс социальных и психологических вредностей в бывших родительских семьях.
Преодолеть последствия влияния неблагоприятных семейных факторов помогает новая для российской практики семейная форма устройства ребенка-сироты в семью – гостевое принятие на воспитание. Данную форму передачи наших обучающихся в семьи граждан, постоянно проживающих на территории РФ, на период каникул, выходных и праздничных дней мы практикуем с 2005 года. На сегодняшний день 100% наших воспитанников передаются в семьи на период каникул. В 2011 году в данном направлении работы на базе школы-интерната была открыта экспериментальная научно-исследовательская площадка и начата разработка авторских программ, главной целью которых является воспитание личности, социально адаптированной к условиям современного мира. На ликвидацию последствий первого патогенного фактора, и на подготовку обучающихся к проживанию в гостевой семье направлены следующие авторские программы: «Это семья», «Мир доброты», «Уют своими руками».Программа «Это семья» формирует правильное представление ребенка о семье, семейных ролях, учит заботиться о близких, правильно действовать в тех или иных ситуациях. На занятиях по программе «Мир доброты» дети учатся быть добрыми по отношению к окружающим. Творческие мастерские программы «Уют своими руками» позволяют создавать приятные мелочи для дома, которые делают его уютнее и краше.
Реализация авторских программ и определение воспитанников в гостевые семьи дают положительные результаты, что отмечается как педагогами школы-интерната, так и членами гостевых семей.Особо сложной проблема социальной интеграции воспитанников школы-интерната становится еще и потому, что у всех обучающихся имеются отклонения в развитии, связанные с нарушением интеллекта. То есть вторым патогенным фактором, требующим больших усилий для его корректировки, применительно к нашему образовательному учреждению, является интеллектуальная недостаточность воспитанников. Достаточно часто это является следствием наследственной отягощенности. В результате среди детей, рожденных родителями, страдающими алкоголизмом и наркоманией, значительное распространение получают неврологические и психические патологии, в том числе, умственная отсталость. Более того, в последнее время наметилась тенденция к совокупности нервно-психической и соматической патологии, растет число заболеваний сердечно-сосудистой системы, органов дыхания, почек, печени, пищеварительной системы и т.д. Это так же отрицательно влияет на возможности социальной интеграции больного ребенка.
Интеллектуальная недостаточность воспитанников определяет широкий круг проблем: ограниченность знаний, интеллектуальная пассивность, ограниченность и своеобразие словарного запаса; равнодушие к происходящему, снижение интереса к различным видам деятельности, мотивации к их усвоению; отсутствие стремления проявить себя; недостаток критичности; неадекватность уровней притязаний; повышенная внушаемость и готовность принимать асоциальные формы поведения (алкоголизм, курение, наркомания, бродяжничество); недоразвитие сложных эмоциональных проявлений, агрессивность поведения; иждивенчество, отсутствие стремления отвечать за свои поступки; отсутствие желания самостоятельно обустроить свой быт, безынициативность в отношении улучшения своей жизни; неумение самостоятельно организовывать свой досуг, неумение найти соответствующий уровню здоровья вид деятельности. Получается, что система требований, которую общество предъявляет к личностному и психическому развитию его членов, не в полной мере соответствует потенциалу детей с особыми образовательными потребностями. В связи с этим включение детей-сирот с интеллектуальной недостаточностью в систему общественных отношений требует как от педагогов школы-интерната, так и от общества дополнительных мер, средств и усилий, расширяющих возможности социализации воспитанников. На решение этих задач направлены авторские программы «Лозоплетение», «Резьба по дереву», «Лоскутная техника», «Канзаши», «Ковровая вышивка», «Лекарственные травы на нашем участке», «В здоровом теле - здоровый дух», «Вредители здоровья», «Умники и умницы», «Говорушечка и окружающий мир». Занятия в рамках данных программ позволяет воспитанникам овладеть доступными видами деятельности.
Обучение и воспитание детей-сирот с интеллектуальной недостаточностью в условиях закрытого учреждения, в котором дети находятся на полном государственном обеспечении является третьим патогенным фактором, снижающим уровень социальной интеграции обучающихся в обществе. Особенностью социализации воспитанников интернатных учреждений является замещение одного из основных институтов социализации – семьи – учреждением закрытого типа. В результате этого, во-первых, у ребенка складывается позиция иждивенчества, непонимания материальной стороны жизни, вопросов собственности, экономики даже в сугубо личных масштабах. Во-вторых, у детей, проживающих в интернатных учреждениях, уровень социальной компетентности достаточно низкий. Недостаточно развито умение ориентироваться в социальных институтах (больница, автовокзал…), правильно определять личностные особенности и эмоциональное состояние других людей, затруднен выбор адекватных способов взаимодействия с другими. На совершенствование этих способностей направлены программы «Создаем и продаем», в которой раскрываются основы изготовления сувениров и их продажи через интернет - магазины, «Что делать, если…», отрабатывающие алгоритм действий в тех случаях, если человек заболел, собрался ехать отдыхать на море и т.д. Программа «Экономная экономия» раскрывает основы распределения личного бюджета, на занятиях программы «Мир эмоций» изучаются способы контроля своих эмоций.
Таким образом, целенаправленная работа, направленная на минимизацию влияния негативных факторов, таких как проживание в неблагоприятных семейных условиях до поступления в образовательное учреждение, наличие интеллектуальной недостаточности и проживание в условиях закрытого интернатного учреждения, является одним из значимых психолого-педагогических условий развития социальной компетентности детей-сирот с ОВЗ.
Библиографический список:
Шпицына, Л. М. Дети социального риска и их воспитание / Л. М. Шпицына – СПб., 2003.
Маллер, А. Р. Социальное воспитание и обучение детей с отклонениями в развитии / А. Р. Маллер – М.: АРКТИ, 2000.
Рекомендуем посмотреть:
Сценарий внеклассного мероприятия по теме: «Мы тоже имеем права», 2-4 классы
Конспект НОД во 2 младшей группе по теме «Овощи и фрукты – полезные продукты»
Консультация для воспитателей по теме "Социально-ориентирующие игры"
Особенности детей с умственной отсталостью
Похожие статьи:
Методическая разработка конспекта занятия для 1 класса по личностному развитию с элементами тренинговых упражнений и сказкотерапией
Классный час по профилактике правонарушений
Сценарий внеклассного мероприятия по сказкам в 4 классе
Конспект интегрированного урока познания мира и трудового обучения для 2 класса
Сценарий музыкально – театрализованного представления «Театр, где играем мы»