Автор: Дьяченко Лиана Викторовна, воспитатель ГКОУ РО Казанская школа-интернат VII вида.
Занятие рассчитано для детей 1 класса коррекционной школы-интерната VII вида.
Тип занятия - комбинированный, с элементом тренинга.
Оно связано с предыдущими занятиями по личностному развитию и с уроками по окружающему миру. На занятии поддерживается психологическая атмосфера доброжелательности. Что способствует развитию положительного эмоционального состояния детей.
Цели: формировать ценностное отношение к природе, к планете Земля.
Задачи:
- показать Землю как общий дом всех людей и всех живых существ, живущих рядом с человеком;
- вызвать у детей стремление беречь свой общий дом как условие сохранения жизни человечества и всех природных обитателей;
- способствовать осмыслению своего места в системе всех земных обитателей, ответственности за сохранение нашего общего дома.
Коррекционные задачи:
- обобщить у учащихся знания о диких и домашних животных;
- развивать речь, мышление, воображение, конструктивные навыки;
- воспитывать бережное отношение к природе, животным.
1. Организационный момент. Дети входят в класс, становятся в круг, берутся за руки.
- Здравствуйте, ребята! Я очень рада видеть вас. У нас сегодня гости. Вы любите гостей? А какими нужно быть при встрече гостей? (Добрыми, радостными, веселыми, послушными, вежливыми). Верно. Давайте поприветствуем гостей улыбкой.
2. Ритуал входа. Гостей мы поприветствовали, теперь поприветствуем друг друга как обычно: улыбнулись, чихнули, порычали, попищали, повыли.
3. Игра «Вулкан». Молодцы! Мне сразу же захотелось с вами поиграть. Моя игра называется «Вулкан».
Присядьте на корточки, положите голову на ладошки, закройте глаза. Представьте себе, что мы с вами маленькие вулканчики на Земле. Мы спокойно спим, ни кого не пугаем, не выбрасываем камни и горячую лаву. Но, вдруг один из нас начинает злиться, ворчать, и вдруг взорвался, бум!!! Подпрыгивает, руки поднимает вверх. И в этот момент все плохие слова, мысли, плохое настроение, плохие привычки, непослушание, вредность, лень, грубость все выскочило. (Один из ребят (вулкан) садится на корточки в центр круга. Он спит. Затем потихоньку поднимается с нарастанием гула - он просыпается. Группа помогает ему гудеть глухими утробными звуками - голосами Земли. Затем он резко подскакивает, поднимая руки вверх, как будто выбрасывает все, что ему не нужно, потом опять постепенно засыпает. После того, как ребенок возвращается в круг, воспитатель спрашивает у него, что он выбрасывал: может быть, ненужные чувства, мысли, а может быть, что-то другое? )
4. Сообщение темы. Вступительная часть. А теперь, когда мы с вами выбросили все плохое и оставили только хорошее: доброту, послушание, вежливость, дружелюбие, приступаем к занятию. Садитесь на свои места. Тема нашего занятия «Я люблю Землю- Земля любит меня». Ребята, а как вы думаете, что такое любовь? Что значит любить кого-то? (Заботиться, помогать, уважать, делать что-то, чтобы порадовать). Смотрите, что я вам сегодня принесла. Это глобус. Глобус- модель нашей планеты. Наша планета называется Земля. Давайте вспомним занятие о воде. Что на глобусе означает голубой цвет? А каким цветом обозначается суша? Верно. Молодцы.
5. Работа со сказкой. Приготовьтесь слушать сказку «Как зайчик свой дом искал».
Как зайчик свой дом искал. (О.Хухлаева)
Жил в одном лесу зайчик. Играл он как-то раз на поляне с другими зверятами, но наступил вечер, и все они разошлись по домам. «А у меня нет дома, - грустно подумал зайчик, - пойду-ка я его искать». Шел-шел и увидел белочку. «Белочка, у тебя есть дом, пусти меня к себе», - попросил он. «Вот смотри, какой у меня дом (дети изображают дупло, подняв сцепленные руки над головой), у тебя должен быть свой дом, к себе не пущу». Пошел зайчик дальше, увидал мышонка, но и мышонок домик свой показал, а к себе не пустил. Дошел зайчик до деревни, встретил Петю, посмотрел и на Петин дом (дети изображают дом петушка, складывая руки над головой уголком) и совсем загрустил. Но вдруг откуда-то из-под ног слышит голос: «Я – твой дом». Покрутил зайчик головой – нет никого. «Кто ты?» - испугался зайчик. «Я – планета Земля. Я – твой дом, и белочки, и мышки, и Пети, и всех людей, животных и растений. Я – твой дом. Я защищаю тебя». Обрадовался зайчик и побежал рассказать об этом Пете, мышонку, белочке и всем людям, животным и растениям.
Вопросы:
1. Зайчик нашел свой дом?
2. Как называется его дом?
3. Что зайчик побежал рассказывать Пете, мышонку, бельченку?
4. Ну а вы, ребята, можете рассказать об этом своим родителям, другим детям в интернате, воспитателям, учителям?
5. Кто живет в нашем общем доме? Дети по очереди придумывают и изображают жителей общего дома – планеты Земля (люди, животные, растения), остальные пытаются разгадать задуманное.
6. «Кто живет в нашем общем доме». Воспитатель достает мягкую игрушку –медведя и корзинку с шишками.
- Ребята, смотрите кто к нам пришел- мишка косолапый. (Далее от лица медведя.)
- Здравствуйте дети! Я в лесу ходил, шишки собирал. А меня заяц встретил и говорит, что мой дом какая - то планета Земля. Вот я и пришел к вам узнать, правда ли это? (-Правда!!!)
- Но я ведь в берлоге живу! (- А берлога –это яма в земле, прикрытая сверху упавшим деревом. Зимой, когда идет снег, получается на ней сугроб. А под сугробом, в ямке медведь всю зиму спит и лапу сосет.)
Воспитатель:
- Да, дети, планета Земля любит мишку, дала ему приют на зиму.
(От лица медведя):
- А можно я у вас посижу на занятии, послушаю чему вы учитесь? (-Да)
Воспитатель:
- Каких жителей планеты вы ещё знаете? Дети по очереди придумывают и изображают жителей общего дома - планеты Земля (людей, животных, растения), остальные пытаются отгадать придуманное. Воспитатель прикрепляет из изображения на доку при помощи магнитиков.
- Можно ли назвать жителями планеты деревья, кусты, цветы, птиц, рыб? (прикрепляют к доске)
- А людей? Да, конечно, люди тоже являются жителями планеты Земля. (прикрепляют к доске).
- Мне очень нравиться картина, которая получилась у нас на доске. А вам?
- Давайте придумаем ей название. (Подводит к названию- Земля наш общий дом).
– Ребята, мы с вами живем на прекрасной планете Земля, для нас земля – родной дом, который нас защищает, кормит, радует. На нашей планете много жителей. Вы все их правильно назвали. Посмотрите, сколько нас много. Мы все разные, но с другой стороны мы похожи, потому что живем на одной планете, дышим одним воздухом. Давайте, попробуем представить, какая наша Земля. Под музыку дети с закрытыми глазами представляют, воображают, затем делятся впечатлениями. (муз. сопровождение – любое муз. произведение спокойного характера)
7. Физкультминутка.
- Возле парты ты вставай, и за мной всё повторяй!
У меня есть голова
Направо - налево, раз – два.
(Повороты головы направо – налево, наклоны головы)
Она сидит на крепкой шее,
Повертели – повертели.
(Круговые повороты шеей)
Затем туловище идет,
Наклон назад, наклон вперед,
Поворот – поворот.
(Руки на поясе, наклоны, повороты)
Умелые руки есть у всех,
Вверх- вниз, вниз – вверх.
(Рывки руками вверх – вниз)
Ноги нам нужны, чтоб бегать,
Прыгать, приседать, стоять.
(Бег на месте, подскоки, приседания)
Вот какое мое тело!
С ним все сделаешь на «пять».
8. Коррекционная игра «Кто, где живет». (презентация)
– Я хочу снова с вами поиграть и вспомнить - кто, где живет?
Правила игры такие: я загадываю вам загадку про животное, а вы угадываете и называете его жилище, предварительно подняв руку. Если вы отгадываете правильно, то на мониторе компьютера появиться изображение этого животного
Шубка тёплая, как грелка,
Хвостик мягкий, как пушок,
Я - старательная ... (Белка)
- Где живет белка? (в дупле)
- Чьё дупло? (беличье) и т.д.остальные загадки.
Серый, страшный и зубастый
Произвёл переполох.
Все зверята разбежались.
Напугал зверят тех... (Волк)
Лежала под елками
Подушечка с иголками.
Лежала, лежала
Да побежала. (Еж)
Прыгун-трусишка:
Хвост-коротышка,
Глазки с косинкой,
Ушки вдоль спинки,
Одежка в два цвета –
На зиму, на лето. (Заяц)
Рыжая плутовка,
Хитрая да ловкая,
В сарай попала,
Кур пересчитала. (Лиса)
Он мохнатый, он большой,
Спит в берлоге он зимой.
Летом ягоды жуёт,
Дикий мед у пчел берёт.
Грозно может зареветь
Косолапый зверь…. (Медведь)
8. Упражнение для профилактики нарушения зрения и тактильного восприятия
От лица медведя:
- какие вы умные , ребята! Все загадки правильно угадали, даете верные ответы на вопросы воспитателя. Я хочу дать поиграть вам свои шишечки.
Воспитатель:
Подойдите к столу, возьмите по одной шишке из корзинки медведя, вернитесь на свое место. Слушаем команду и дружно выполняем.
- Возьмите шишку и положите на ладонь. Рассмотрите её.
- Зажимаем шишку сначала в один кулачек, затем в другой. Меняем руки 5-10 раз.
- Прокатываем шишку между ладонями вверх-вниз, вправо-влево.
- Делаем круговые движения по ладоням.
- Затем, вытягиваем правую руку, большим и указательным пальцем держим шишку и медленно отводим руку вправо, влево, делаем круговые движения и внимательно следим глазами, не поворачивая головы.
- У вас очень хорошо получилось. Положите шишки в корзинку Мишке. Ему домой пора, в лес возвращаться.
- До свиданье. Ребята! Теперь я знаю, что зайчик правду рассказал о том, что мой дом планета Земля. Это наш общий дом.
9. Будь умным и добрым.
- Как можно назвать одним словом животных, которых вы угадывали? (Дикие животные, звери)
- Почему они дикие? ( не приручены человеком, живут в лесу)
- Как вы думаете диким зверям хорошо живется в лесу? Правильно. Им там тепло и уютно. Лес их кормит. Планета позаботилась об этом.
- Должны ли люди заботиться о доме диких животных, о лесе? Как они должны вести себя в лесу? (ветки не ломать, не преследовать животных, насекомых, не мусорить, не шуметь).
Люди должны беречь природу, т.к. мы - люди, животные, растения живем в общем нашем доме, на планете Земля.
- Назовите домашних животных.
- Есть ли у них жилище? Как называется оно?
- Как вы считаете, о домашних животных заботиться планета Земля? Как?
- Воздух словно куполом, прикрыл Землю, все живое на Земле. Люди давно поняли, что без воздуха нет жизни. Почему? (Воздух нужен для дыхания. Человек может жить несколько дней без пищи, без воды, а без воздуха он может прожить лишь несколько минут.) Воздушная оболочка Земли — как одеяло. Она защищает Землю от чрезмерного остывания и перегрева. Она охраняет все живое на Земле от губительных космических лучей и палящих лучей Солнца.
- Сможет ли человек жить один на Земле? Без птиц, животных, насекомых, рыб, деревьев, цветов, ягод, грибов и т.д.? Конечно же, нет!
Хотя человек на Земле — это самое разумное существо, он умнее и сильнее всех, но в этом и его беда. Человек на самолете летает выше орла, экскаватором копает землю глубже крота, на поезде едет быстрее оленя, дом строит из кирпичей крепче бобра и т.д. Но из-за того, что человек сильнее, он стал в некоторых местах причиной гибели природы: загрязненные водоемы, закопченный воздух, гибель многих животных и птиц, редких видов растений и т.д.
Если человек умнее и сильнее всех, он должен все свои знания и умения направить на охрану и защиту природы на планете Земля.
Смотрю на глобус — шар земной,
И вдруг вздохнул он, как живой;
И шепчут мне материки:
«Ты береги нас, береги!»
В тревоге рощи и леса,
Роса на травах, как слеза,
И тихо просят родники:
«Ты береги нас, береги!»
Грустит глубокая река,
Свои теряя берега.
И слышу голос я реки:
«Ты береги нас, береги!»
Остановил олень свой бег
«Будь человеком, человек!
В тебя мы верим — не солги.
Ты береги нас, береги!»
Смотрю на глобус — шар земной.
Такой прекрасный и родной.
И шепчут губы; «Сберегу!
Я сберегу вас, сберегу!»
Автор: Е. Шкловский
Чтобы сберечь нашу планету Земля, надо быть умным и добрым Человеком
10. Итог:
- Подошло время заканчивать наше занятие. Что нового вы сегодня узнали?
- Что вам понравилось больше всего?
- Стал ли кто - то из вас после сегодняшнего занятия относиться по другому к природе, к окружающему миру?
- В заключение я хочу подарить вам картинки, они черно-белые. Вы должны их раскрасить так, как представляете себе нашу планету. ( Дети получают черно-белый рисунок планеты Земля, им нужно раскрасить его так, чтобы с ней захотелось подружиться.)
11. «Ручеек радости».
- Вы порадовали меня своими ответами. Вы умели слушать ответы своих друзей. Вы были доброжелательны, поэтому давайте снова сядем в круг и подарим друг другу радость. Дети садятся на пол по кругу, берутся за руки, расслабляются, ведущий предлагает им мысленно представить, как внутри у каждого поселился добрый, веселый ручеек. Водичка в ручейке была чистая, прозрачная, теплая. Ручеек был совсем маленьким и озорным. Он не мог усидеть долго на одном месте. Давайте с ним поиграем и мысленно представим себе, как чистая, прозрачная , теплая водичка через ваши руки переливается друг другу по кругу. Дети мысленно передают друг другу радость
Классный час по профилактике правонарушений
Сценарий музыкально – театрализованного представления «Театр, где играем мы»
Индивидуальная рабочая программа по математике для 1 класса коррекционной школы-интернат VIII вида
Конспект интегрированного урока познания мира и трудового обучения для 2 класса
Алена Александровна Павленко # 28 апреля 2015 в 21:54 0 | ||
|
Наталья Петровна Артамонова # 3 ноября 2015 в 20:53 0 | ||
|