Консультация для воспитателей младшей группы по теме «Социально-ориентирующие игры, как средство познания окружающего мира и развития интеллектуальных способностей воспитанников»
В помощь воспитателям для правильной организации социально-ориентирующих игр для детей младшего дошкольного возраста
«Игра - это творческая переработка пережитых впечатлений, комбинирование их и построение из них новой действительности, отвечающей запросам и влечениям самого ребенка»
Л. С. Выготский
Д.И. Фельдштейн писал: «К трем годам ребенок завершает первый цикл знакомства с человеческим миром, фиксируя свое новое социальное положение, выделяя свое “Я”, начинает все более активно вступать в отношения с другими людьми — взрослыми и сверстниками. В период с 3 до 6 лет, осознав свое “Я” среди других, ребенок стремится примерить себя к другим, активно воздействовать на ситуацию; он владеет социальным опытом, социально зафиксированными действиями, их социальной сущностью, которая определяет развитие его социализации — индивидуализации». Согласно Л.С. Выготскому, основное в образовании до¬школьника — это организация его собственного опыта. Ребенок испытывает потребность в познании окружающего мира. Познавательные аспекты начинают проявляться у него через познание окружающего. Расширяется познавательная сфера — мир «вокруг меня», семья, родные и близкие, история родного края, Отечества, мира.
Его общение становится внеситуативным. Взрослый становится для ребенка не только членом семьи, но и носителем определенной общественной функции. Желание ребенка выполнять такую же функцию приводит к противоречию с его реальными возможностями. Это противоречие разрешается через развитие игры, которая становится ведущим видом деятельности в дошкольном возрасте.
В игре происходит освоение детьми новых социальных ролей, самореализация, приобретение нового социального опыта. Игра дает возможность моделировать разные ситуации, искать выход из конфликтов, обогащать социальный опыт. Социализация- это процесс усвоения и дальнейшего развития ребенком социально-культурного опыта, необходимого для его включения в систему общественных отношений, который состоит из трудовых навыков, знаний, норм, ценностей, традиций и правил. Игра, являясь любимой естественной деятельностью ребенка, помогает ему адаптироваться в сложном мире социальных отношений. Кроме того, игра как средство познания социального мира одновременно является средством его моделирования. В игре и ребенок, и взрослый конструирует самих себя, стараются быть лучше.
В наше время наиболее актуальными являются социально-ориентированные игры. В этих играх ребенку необходимо как бы оторваться от действительности, уметь поставить себя в условную ситуацию и воспринять иное мироощущение. Тем самым у ребенка формируется ориентировка в пространстве, интеллектуальные способности и эмоциональная сфера.
Социально-ориентированные игры условно называют «взрослыми играми для детей».
Эти игры имеют ряд особенностей:
• коллективный характер деятельности (т.е. включение в игру, как непосредственных исполнителей, так и зрителей), что способствует усилению роли социальных взаимодействий в развитии интеллекта детей;
• актуальность содержания (игра должна носить острый, наступательный характер), что позволяет создать мотивационную основу для общеинтеллектуального, общекультурного и социально-нравственного развития ребенка дошкольного возраста;
• педагогический подход к распределению ролей (например, с использованием приема «статусной терапии», когда ребенка с проблемами в интеллектуальном развитии ставят в пару с умственного одаренным ребенком, помогающим ему быстрее, чем обычно, решить задачу, и благодаря этому помочь всему детскому коллективу);
• такая игра - не спектакль, хотя в ней и распределяются роли, поэтому репетировать социально ориентированную игру нельзя (по природе такая игра «одноразовая», поэтому зависит от творчества и импровизации участников, направлена на формирование индивидуального когнитивного стиля решения проблемных социальных ситуаций у каждого участника);
• игра способствует формированию коллективного субъекта в единстве с активной позицией каждого ребенка, и, что немаловажно, единству содержания интеллектуального и социально-нравственного развития дошкольников.
Остановимся подробнее на требованиях, предъявляемых к методике проведения социально-ориентированных игр как средства познания окружающего мира и развития интеллектуальных и коммуникативных способностей дошкольников:
1.
Принцип индивидуального подбора социально ориентирующей игры с учетом возрастных особенностей ребенка.
Это означает, что игровые программы с приоритетом интеллектуального развития воспитанников должны быть сориентированы не на общую массу детей, а на конкретного ребенка с его интересами, взглядами, жизненной позицией, конкретным социальным статусом в системе отношений с друзьями. Каждая игра – это возможность создания благоприятной ситуации для развития стремлений, жизненных установок и ролей, которые выбирает ребенок. При этом следует учитывать тип темперамента ребенка, уровень его коммуникативных и интеллектуальных возможностей, статусное положение в группе сверстников.
В связи с этим при продумывании сюжетов социально ориентирующих игр и распределении ролей Д. Р. Миняжева рекомендует учитывать уровень усвоения детьми социально-этических правил речевого поведения.
I уровень (высокий), при котором детьми соблюдаются этические нормы и правила речевого поведения. В социально-ориентирующих играх воспитанники демонстрируют разнообразие и правильное использование этикетных формул, закреплённых за типовыми ситуациями общения, хорошее владение установками и стратегиями когнитивного и речевого поведения, косвенно реализующих речевой акт в представленных ситуациях.
II уровень (средний). Поведение детей в моделируемых в игре типовых ситуациях общения ограничиваются базовыми этикетными формулами, без полного развёртывания стратегий когнитивного и речевого поведения. Как следствие, у воспитанников отсутствуют целостные представления о социально-этических правилах поведения в нестандартных жизненных ситуациях, что затрудняет для ребенка реализацию своей социальной роли. Стратегии речевого и когнитивного поведения в этом случае расходятся.
III уровень (низкий) свидетельствует об ограниченном наборе детьми этикетных стереотипов, недостаточном усвоении социально-этических правил речевого и когнитивного поведения, что, в свою очередь, затрудняет выбор адекватной социальной установки и разработке единой стратегии поведения даже в моделируемых в игре типовых ситуациях общения.
2.
Принцип адекватности игры системе социальных отношений в обществе.
Этот принцип раскрывается в этнокультурном характере игры. Место, где живет ребенок, семья, в которой он воспитывается, - все это имеет значение для выбора правил и содержания социально ориентированных игр. Поэтому сюжеты игр должны подбираться таким образом, чтобы помочь ребенку лучше ориентироваться в быстроменяющихся ситуациях. Например, можно использовать игры-инсценировки этического содержания по сюжетам конкретных жизненных ситуаций, имеющих место при общении детей в группе. Педагогу отводятся роли отрицательных персонажей, которые разговаривают так, как не следует. Например, моделируется ситуация в магазине, где в роли грубого и недовольного продавца выступает отрицательный герой, а в роли доброжелательных покупателей - дети. После этого детям предлагается обсудить ситуацию и характер общения персонажей. Затем ситуация разыгрывается снова, но в роли положительного персонажа, т. е. продавца, умеющего уважительно и вежливо разговаривать выступает по желанию один из детей.
3.
Принцип рефлексивного последействия, который заключается не просто в фиксации результатов игры, а в анализе собственных действий каждого участника игры. Особенно показательны в этом отношении игры-эксперименты наподобие тех, которые проводил Ж. Пиаже, но с включением в ситуацию решения интеллектуальной задачи сверстника-партнера, и режиссерские игры.
В таких играх от детей требуется научиться анализировать поведение сверстника и свое поведение, сходство и различие в стратегиях решения поставленной познавательной и игровой задачи, их эффективность.
Кроме того, задавая себе вопросы о том, почему у него с партнером что-то получилось или не получилось в игре, ребенок учится находить обоснование жизненным поступкам своим и партнера, отвечать на такие вопросы, как: «Кто он? Какую роль выполнил в игре? Почему проиграл или выиграл, и от чего это зависело?».
4.
Принцип ориентации на гуманистический характер игр.
Для развития коммуникативных и интеллектуальных способностей детей и эффективного педагогического воздействия игры на ее участников необходимо согласовывать, «просчитывать» складывающиеся в группе отношения, анализировать причинно-следственные связи возникновения конфликтов и проблем, а так же введение в игру гуманистических элементов коррекции отношений. Дети же учатся самостоятельно формулировать и отстаивать собственную точку зрения, учитывать мнение другого в коллективном споре, находить приемы аргументации и договариваться, идти на компромисс.
В связи с этим можно считать актуальным проведение таких видов социально ориентированных игр, как игры-заботы, игры-размышления, игры-тренинги с включением в них методов и приемов активизации детского мышления (введение проблемной ситуации, диалога с положительным и отрицательным персонажем в процессе ее решения, эмоционального и интеллектуального предвосхищения того или иного поступка, метода мозгового штурма и т.д.).
5.
Принцип соотношения в игре управления и самоуправления.
Игровые конструкции могут быть отработаны только в коллективе себе подобных и на основании той информации, которой владеет ребенок, - собственного познания окружающей среды и предлагаемой ему модели мира. Чем обширнее знания ребенка, тем богаче и разнообразнее игровой контекст, в рамках которого он отображает предметы и явления познаваемого мира. При этом желателен постепенный переход взрослого от организатора таких игр к позиции консультанта, советника, умело ориентирующегося в разнообразных детских интересах.
Следует придерживаться следующих правил при проведении социально-ориентирующих игр:
1. Будьте партнером в детской игре. Воспитатель нужен для организации новой интересной деятельности. Дети любят воспитателя-выдумщика.
2. Станьте равноправным участником игры, умеющим ошибаться и выбывать из нее наравне с другими.
3. Искренне увлекайтесь игрой, смейтесь, огорчайтесь, волнуйтесь вместе со всеми.
4. Порадуйтесь любому ответу ребенка – правильному или неправильному, неправильный попробуйте перевести в другое русло.
5. Умейте радоваться шуму. Он является результатом активности и будущих удач.
Особое значение при использовании социально ориентирующих игр и технологий уделяется налаживанию сотрудничества педагогов с семьями воспитанников. Например, что должен советовать воспитатель родителям детей трехлетнего возраста и четвертого года жизни в связи с решением проблемы социализации ребенка? Воспитатель рекомендует родителям, рассказывать детям, что окружающие их люди бывают разные (добрые и не совсем добрые; некоторые из них могут причинять зло животным; не умеют пожалеть ребенка или оказать помощь больному и т.п.); поддерживать отношения своих детей с друзьями семьи и родственниками, которые являются для ребенка источником самой интересной для ребенка информацией; после просмотра передач по телевидению с помощью бесед объяснять детям смысл положительных поступков и воспитывать интерес детей к взаимоотношениям людей, к профессии родителей, результатам их труда.
П.П. Блонский называет игру «великой учительницей ребенка», естественной формой труда и формой активной деятельности, в которой ребенок, «упражняет силы, расширяет ориентировку, устанавливает социальный опыт, воспроизводя и творчески комбинируя явления окружающей жизни».
Поэтому игра выступает в качестве основного средства, социализирующего мышление ребенка и имеющего огромное значение для формирования основных категорий мировосприятия.
Это делает игру приоритетным средством интеллектуального воспитания дошкольников. Она, как никакой другой метод и форма умственного воспитания, подчеркивает роль социальных взаимодействий в развитии интеллекта детей. К сожалению, об этом часто забывают в ДОУ приоритетом интеллектуального развития детей.
Литература
1. Голованова Н.Ф. Социализация и воспитание ребенка. СПб., 2005.
2. Козлова С.А. Теория и методика ознакомления дошкольников с социальной действительностью. М., 2004.
3. Фельдштейн Д.И. Сущностные особенности современного детства и задачи теоретико-методологического обеспечения процесса образования // Мир психологии. 2009. № 1.
Рекомендуем посмотреть:
Факторы, осложняющие социальную интеграцию детей-сирот с интеллектуальной недостаточностью
Сценарий внеклассного мероприятия по теме: «Мы тоже имеем права», 2-4 классы
Конспект НОД во 2 младшей группе по теме «Овощи и фрукты – полезные продукты»
Освоение представлений социального характера и включение детей в систему социальных отношений через
Похожие статьи:
Организация воспитательного и образовательного процесса в разновозрастной группе ДОУ
Изготовление книжек-малышек в ДОУ
Развитие интереса к народному творчеству через ознакомление с русскими народными сказками у детей младшего дошкольного возраста
Реализация принципа интеграции в образовательном процессе, на примере преподавания изобразительного искусства в ДОУ