Технология «Социальные истории». Инновационная методика для развития социальной компетентности у детей с аутизмом
Автор: Буковская Марина Юрьевна.
Данный материал будет интересен специалистам, работающим в коррекционных учреждениях, родителям, чьи дети учатся в коррекционных школах и ресурсных классах общеобразовательных школ.
«
Социальные истории» - методика, применяемая специалистами в работе с детьми с аутизмом для развития их социальной компетентности: это короткий рассказ, краткое описание какого либо события, ситуации, определенной последовательности событий, действий, того, что можно ожидать «читателю» в данной ситуации и почему. Многие поведенческие специалисты считают, что данная технология направлена на формирование социально приемлемого поведения у ребенка с расстройством аутистического спектра, в том случае, когда нарушается рутина (привычный распорядок). Но американский психолог, специалист в сфере образования детей с аутизмом, Кэрол Грей и многие другие специалисты утверждают что «Социальные истории» это методика, которая призвана не изменить поведение ребенка («читателя» социальной истории), а предоставить ему достоверную информацию о чем либо, в понятной и безопасной для него форме. «Цель каждой Социальной истории – предоставить точную информацию, используя содержание, формат и интонацию повествования таким образом, чтобы описание ситуации было узнаваемым, понятным, а также физически, социально и эмоционально безопасным для Читателя», - подчеркивает Кэрол Грей в своей книге «Социальные истории». Изменение поведения, которое зачастую связывают с социальной историей, является следствием улучшения понимания тех или иных событий, о которых она (история) рассказывает.
Социальная история должна достоверно описывать ситуацию и соответствовать многим критериям.
Первый критерий - цель, она описана выше.
Второй критерий относится к сбору информации о ребенке и включает размышления о теме, которая ляжет в основу истории. На данном этапе нужны консультации автора социальной истории с людьми, хорошо знающими «читателя». Это нужно, во-первых, для того, чтобы предугадать возможные реакции ребенка на то событие, с которым связана социальная история. Во-вторых, очень важно учесть возможную реакцию ребенка на отдельные аспекты, составляющие историю. Эти реакции не всегда могут быть прогнозированы специалистом из-за недостаточных знаний о специфических, малоизвестных особенностях «читателя», которые могут вызвать негативные проявления на ту или иную составляющую истории.
Социальная история должна иметь определенную структуру, название, включать в себя вводную и основную части и заключение. Заключение должно возвращать нас к началу изложения, к тем аспектам, которые были представлены в его вводной части, но уже с учетом той обогащенной информации, которая была представлена в части основной. Структура позволяет четко и последовательно изложить все мысли в процессе написания истории. Это необходимо из-за того, что «читатели», дети с аутистическим расстройством, испытывают трудности в осмыслении, упорядочивании информации, им сложно увидеть суть, общую картину события, очень трудно соотнести полученную информацию со своим личным опытом. Все это и включает в себя третий критерий.
Формат истории должен соответствовать индивидуальным особенностям «читателя», его способностям концентрировать внимание, его интересам, возрасту, уровню развития. Можно использовать в социальной истории выдержанные в определенном ритме строки. Если история получается слишком большой ее можно разделить на части и разработать из каждой из них отдельную короткую историю. Получится набор социальных историй, взаимосвязанных друг с другом, раскрывающих одну большую, общую тему. Все эти характеристики включает в себя четвертый критерий.
Следующий критерий определяет стиль изложения и использование лексических средств. Он позволяет правильно определить интонацию повествования, слова должны передавать смысл точно и однозначно, в прямом значении, должно быть полное соответствие содержания теме истории.
Любая социальная история должна отвечать на ряд вопросов, касающихся:
- местоположения (где?);
- времени (когда?);
- людей, имеющих отношение к истории (кто?);
- деталей (что?);
- того, как будет происходить задуманное (как?);
- мотивация, обосновывающая историю (почему? зачем?).
Ответы на эти вопросы включает в себя шестой критерий.
Социальная история включает в себя описательные предложения, но в ней могут быть и направляющие. Описательные предложения включают доступные факты окружающей действительности, относящиеся к теме истории. Направляющие предложения мягко подсказывают, направляют читателя. Нельзя забывать о том, что социальная история должна больше описывать, чем направлять. Это соотношение регулируют седьмой и восьмой критерии.
Каждую социальную историю нужно пересматривать и редактировать до тех пор, пока она не станет полностью соответствовать всем критериям. Социальная история должна быть максимально понятна для читателя, для усиления ее восприятия можно использовать технологические приемы. Можно представить историю в виде презентации. Можно составить план, расписание по социальной истории, для лучшего усвоения содержания или технологическую карту для более полного раскрытия какой либо ее части. Социальные истории часто бывают связаны друг с другом, было бы ошибочно считать их автономными. Может случиться так, что возникнет необходимость, вернуться к какой либо жизненной сфере, о которой была уже написана социальная история, посмотреть на это немного с другой точки зрения или, наоборот, расширить, углубить ранее пройденную тему. Поэтому, социальные истории нужно группировать по тематическим блокам. Социальные истории, как метод обучения, появились недавно, но получают все более широкое применение у специалистов. Эффективность данного метода была подтверждена научно и сегодня социальные истории являются проверенной и надежной методикой для развития социальной компетентности у детей с аутизмом.
Поездка в КидБург
Социальная история:
В пятницу наш класс поедет в КидБург. Поедут все: Миша, Данила, Никита, Алеша, Аня и я. Я поеду туда с мамой. Вместе с нами будут учителя Марина Юрьевна и Татьяна Анатольевна. Мы поедем на школьном автобусе, газели. Автобус поведет наш шофер, дядя Саша. Когда я сяду в автобус, то пристегнусь ремнем. КидБург это большое здание. Мы будем держаться рядом друг с другом. Держаться рядом друг с другом в больших зданиях разумно и безопасно. «Держаться рядом» - это значит «находиться близко друг от друга» и помогать друг другу. КидБург – это город мастеров. Мастера – это люди, которые умеют хорошо делать свою работу.
КидБург - это город мастеров. Чем я там буду заниматься?
Есть люди, которые лечат людей. Это врачи, доктора. Может быть я буду доктором.
Есть люди, которые учат детей. Это учителя. Может быть и я буду учителем.
Есть люди, которые тушат пожар. Это пожарные. Может и я буду пожарным.
Есть люди, которые раскладывают товар по полкам в магазинах. Это продавцы. Может быть и я буду продавцом.
Есть люди, которые рисуют картины. Это художники. Может быть и я буду рисовать.
Есть люди, которые готовят еду. Это повара. Может быть и я буду поваром.
Есть люди, которые ухаживают за животными и работают на полях. Это фермеры. Может быть и я буду фермером.
Есть люди, которые водят машины и траспорт. Это шофер, как наш дядя Саша. Может быть и я буду шофером.
Чем я буду заниматься? Мы увидим это когда приедем.
Когда мы приедем в КидБург мы снимем куртки. Мы снимем ботинки и переобуемся в другую обувь. Мы вымоем руки с мылом. Я помню как мыть руки с мылом. Если я что-нибудь забуду, мне поможет мама или мои учителя. Потом мы будем играть в доктора, пожарного, врача, будем рисовать, как это делают художники, будем печь печенье, как это делают повара. Мы будем фермерами и продавцами. Потом мы будем пить чай. После этого мы поедем домой на автобусе. Дядя Саша отвезет нас домой. Наш класс в пятницу собирается поехать в КидБург. Поехать в КидБург вместе с друзьями, мамой и учителями это весело! У нас будет хорошее настроение.
Рекомендуем посмотреть:
Ранний детский аутизм. Характеристика
Работа с детьми с тяжелыми множественными нарушениями развития
Международный месячник информирования и принятия аутизма
Совместное рисование в коррекционной работе с детьми с ОВЗ