Творческий конкурс для педагогов «Чудесная Весна»

 

Конкурс для педагогов «Лучший конспект урока (занятия)»

 

Конкурсы на нашем сайте ped-kopilka.ru

Совместное рисование в коррекционной работе с детьми с ОВЗ

Метод "Совместное рисование" в коррекционной работе с детьми с ОВЗ (расстройство аутистического спектра)
Автор: Леонтьева Анна Владимировна, воспитатель 1 квалификационной категории, МДОУ “Детский сад 209”, г. Ярославль.
Данный материал представляет собой методику, рекомендованную для коррекционной работы по изобразительной деятельности и развитию мелкой моторики с детьми с расстройством аутистического спектра. Материал будет полезен для ознакомления и применения на практике педагогам всех возрастных групп, родителям, сталкивающимися с проблемой работы с детьми с аутизмом. В статье дано краткое описание изобразительной деятельности детей с аутизмом и описание самой методики.
Метод «Совместное рисования» в коррекционной работе с детьми с ОВЗ (расстройство аутистического спектра)
Дети с ОВЗ (расстройство аутистического спектра), имеют свои особенности. Для них свойственна общая моторная недостаточность. В том числе страдает и мелкая моторика. Отсутствуют содружественные движения, в изобилии своеобразные стереотипные движения в пальцах и кистях рук (постукивание и т.д.).

Особенности изобразительной деятельности.
Характерной чертой изобразительной деятельности детей с аутизмом является отсутствие интереса к самой деятельности; затрудненность процесса узнавания в собственных рисунках реальных предметов и быстрое их забывание. Сам рисунок примитивен, упрощен и искажен. Изображение неполное, свойственна фрагментарность (отсутствуют крыша и окна у дома, «головоног» вместо человека). Целостный образ отсутствует. Таким образом, изображение получается неадекватное, схематичное. Для ребенка с аутистическими расстройствами свойственна стереотипность, проявляется в изобилии графических штампов, отсутствии сюжета. Цветовая гамма произвольная.
Все вышеперечисленные особенности связаны с недоразвитием всех сторон познавательной сферы. Один из видов коррекции данных нарушений осуществляется путем «Изобразительного воздействия» на нарушенные и ослабленные функции детей.
Одним из методов коррекции является «Метод совместного рисования».
Совместное рисование – это особый игровой метод, в ходе которого, взрослый вместе с ребенком рисует различные предметы, ситуации из жизни ребенка и его семьи. Такое рисование обязательно сопровождается эмоциональным комментарием.
Совместное рисование взрослого с аутичным ребенком проходит поэтапно.

Этапы развития совместного рисования
1. Налаживание эмоционального контакта, привлечение к новому виду деятельности.
Данную коррекционную работу следует начинать с изображений предметов, имеющих большое значение для ребенка. Процесс рисования необходимо сопровождать эмоциональным комментарием.
2. Рисование «по заказу» ребенка.
Для закрепления интереса ребенка к совместному рисованию, изображать нужно то, что нравится ребенку, даже если это выполняется бесчисленное количество раз. На этом этапе необходимо удовлетворять интерес ребенка. Такое поведение обусловлено внутренним стремлением к постоянству (стереотипное поведение обусловлено особенностями психического развития).
3. Введение вариантов изображения и новых деталей в рисунке.
На данном этапе можно использовать различные изобразительные средства (цветные карандаши, фломастеры, мелки и краски. Для основы можно брать не только белую бумагу, но и цветную, картон).
4. Вовлечение ребенка в процесс рисования, побуждение к активным действиям.
Приглашая ребенка в «соавторы», взрослый может остановить процесс рисования. Возникает пауза. В этом случае, ребенок начинает подталкивать руку взрослого, таким образом, выражая просьбу продолжить. На этом этапе можно предложить ребенку «дорисовать вместе». Инициатива переходит к ребенку, а взрослый только манипулирует его рукой.
Очень важным моментом при в процессе рисования является развитие захвата щепотью, как основы будущего конструирования, рисования и письма. Захват щепотью подразумевает способность брать и удерживать предметы большим, средним и указательным пальцами. Для правильной постановки пальцев рекомендую выполнить следующее упражнение: необходимо поставить карандаш на кончик, перпендикулярно столу и ухватиться за самый краешек сверху. Таким образом, уже получился «щепотной» захват. Затем медленно скользим кистью руки вниз – в результате пальчики встали на место.
5. Введение сюжета.
На этом этапе изображения любимых предметов помещаются внутрь сюжета. Такой сюжет должен быть близок опыту ребенка, и должен давать возможность уточнить уже сформированные знания и представления (пример: нарисовать дорогу, а на ней любимую машинку). Постепенно сюжет следует развивать и вводить новые детали (двери и окна у машинки). Таким образом, ребенок овладевает новыми знаниями и представлениями об окружающем.
6. Перенос полученных знаний и представлений в новые сюжеты и ситуации.
Данный этап предполагает использование полученных знаний в других видах деятельности (лепке, аппликации и конструировании), а также проигрывание их в повседневной жизни.
Алгоритм метода «совместное рисование» может быть изменен на последующих занятиях. Четкое соблюдение инструкции необходимо только при знакомстве с данным методом.
Примеры занятий:
«Яблоня» - взрослый рисует ствол и ветки. Ребенок дорисовывает яблоки. Для усложнения задания, можно использовать на одном листе бумаги несколько видов деревьев (груша, зеленые яблоки и красные).
«Дорога» - взрослый рисует дорогу, а ребенок дорисовывает машинки.
«Магазин» - разнообразие товаров на прилавках магазина.
«Кухня» - используемая посуда, утварь.
Для облегчения работы (или ускорения создания сюжетной картинки), можно использовать наклейки. Это позволяет ребенку активно включаться в процесс совместного рисования.
Приложения (практическая часть)
Упражнение для постановки руки и формирования захвата щепотью

Скользим вдоль карандаша вниз и пальчики всают на место

Примеры упражнений: "Яблоня" - взрослый рисует ствол и ветки, а ребенок дорисовывает листья и яблоки


Для облегчения работы можно использовать наклейки


Рекомендуем посмотреть:

Логопедическая работа по развитию памяти школьников Применение арт терапевтических методик в работе с детьми с ОВЗ Социально-ориентированный воспитательный проект для детей с ОВЗ Развитие познавательного интереса младших школьников с ОВЗ при помощи ИКТ
Участник №31 профессионального конкурса для педагогов «Коллекция педагогического мастерства и творчества» с 15 января по 15 апреля 2018 года
Как развивать мелкую моторику у детей 3-5 лет | Метод "Флортайм" - развитие ребенка с РАС через игру
Опубликовано: 2244 дня назад (5 февраля 2018)
Просмотров: 5150
+4
Голосов: 4
Наталия Алексеевна Хохлова # 5 февраля 2018 в 21:42 +1
Добрый вечер Анна Владимировна! Интересная идея,спасибо за подсказку, непременно использую в работе!Голос.
Валерия Викторовна Болдушевская # 6 февраля 2018 в 14:44 +1
Здравствуйте Анна Владимировна!Информация нужная,полезная,актуальная!Голос
Анна Владимировна Леонтьева # 6 февраля 2018 в 21:47 +1
Спасибо. Обязательно выложу фото для более подробной и детальной информации.