Творческий конкурс для педагогов «Осенний листопад»

 

Творческий конкурс для педагогов «Самая лучшая Зима»

 

Конкурс для педагогов «Лучший конспект урока (занятия)»

 

Конкурсы на нашем сайте ped-kopilka.ru

Метод "Флортайм" - развитие ребенка с РАС через игру

Флортайм: как через игру развивать ребенка с РАС
Автор: Леонтьева Анна Владимировна, воспитатель 1 квалификационной категории, МДОУ “Детский сад 209”, г. Ярославль.
Данный материал представляет собой методику, рекомендованную для коррекционной работы с детьми с ОВЗ (в частности имеющими расстройства аутистического спектра). Материал будет полезен для ознакомления и применения на практике педагогам всех возрастных групп, родителям, сталкивающимися с проблемой работы с детьми с аутизмом. В статье дано краткое описание самой методики и даны рекомендации по ее проведению и представлены примеры игр.
Стратегия занятий с детьми с РАС под названием «Флортайм» (англ. «Floortime», букв. «время, проведенное в игре на полу») была предложена доктором Стенли Гринспеном в 1979 году.

Цель методики Floortime – создание фундамента для здорового развития. При помощи этой методики дети овладевают ключевыми способностями, отсутствующими или нарушенными в процессе их развития: способностью к приятным и теплым отношениям с окружающими, целенаправленному и полноценному общению (поначалу жестами, потом нередко и словами) и, в различной степени, логическому и творческому мышлению.
Концепция методики Floortime базируются на предположении о том, что, работая с эмоциональными, или аффективными, проявлениями, мы можем благотворно влиять на базовые способности, ответственные за отношения, мышление и общение, даже если мы имеем дело с детьми с серьезными проблемами. Развитие личности ребенка – на первом месте.
Концепция Floortime - это не отдельный метод лечения или программа помощи, это путь к пониманию уникальности каждого ребенка, выстраиванию и организации комплексной терапевтической программы.
Принципы методики Floortime
• следует подбирать способы взаимодействия в соответствии с особенностями нервной системы ребенка, т.е. налаживать контакт;
• взаимодействие с ребенком спонтанное;
• использование естественных интересов и эмоций ребенка как основу этого взаимодействия.
Суть Floortime: это подход, в котором главная роль отводится ребенку с его особенностями.
Основная гипотеза Floortime – развитие интеллекта, навыков коммуникации, взаимоотношений со сверстниками и другими людьми возможно благодаря успешной работе с эмоциями ребенка.
Интересы ребенка — в приоритете. Floortime делает упор на игры, которые интересуют ребенка. Взрослые только подключаются к этим играм. Таким образом, следование за инициативой ребенка — главная установка в игре.
Лучший контакт — через совместную игру. Совместная игра помогает ребенку установить лучший контакт с окружающими людьми, что улучшит умение общаться и повысит интерес к другим людям.
Индивидуальный подход во всем. Поскольку главная роль отводится интересам ребенка, программы занятий существенно отличаются для каждого из детей.
Роль родителей.
В отличие от других программ, которые делают упор на вмешательство профессионалов, Флортайм отводит родителям ребенка с РАС важнейшую роль в его терапии.
«Семья прежде всего» проект в рамках методики Floortime
«Семья прежде всего» – это новый проект фонда «Floortime», который подчеркивает и укрепляет первостепенную роль родителей в развитии ребенка. Преимущество подхода «Семья прежде всего» состоит в том, что дети получают помощь на ранних этапах, когда их нервная система развивается быстрее всего. Идея проекта «Семья прежде всего» подкрепляется данными исследований, которые показывают, что для здорового социального, эмоционального и интеллектуального развития необходимы определенные виды развивающего взаимодействия ребенка со взрослым, и эти же виды общения могут предотвратить или снизить задержки в развитии и способствовать прогрессу в развитии.
Виды игр в рамках Floortime
• Спонтанная игра
• Частично структурированная игра
• Занятия по развитию сенсорной сферы
• Занятия по развитию моторики
Спонтанная (самодеятельная) игра – это деятельность ребенка, мотив в которой лежит в ней самой. Спонтанная игра носит развивающий характер, ее суть заключается в ее процессуальном характере. Спонтанная игра отражает детское мировосприятие и знания ребенка об окружающем мире. Спонтанная игра, т.е. игра без правил (но в рамках безопасности) похожа на эксперимент, который может дать много открытий, поскольку ребенок полностью раскрывается и имеет возможность полностью проявить себя в своей уникальности. Через спонтанность естественным образом происходит процесс восстановления психики.
Структура игры состоит из следующих компонентов: игровые условия, сюжет и содержание игры. Вследствие того, что игровые действия не обязательны для выполнения, игра считается частично структурированной.
Использование метода Floortime предполагает включение занятий по развитию сенсорной сферы. У детей с РАС сенсорное восприятие может быть особенно затрудненным, когда им приходится иметь дело сразу с несколькими объектами, из которых надо выделить один главный. Дополнительная нагрузка на недогруженные или перегруженные сенсорные системы помогает выделить среди предметов и других фоновых раздражителей главный. Для усиления концентрации внимания можно использовать следующие средства и методы: небольшой предмет, чтобы занять руки (гладкий или шипованный мяч, эспандер); надутая воздухом резиновая подушка и фитбол; ручки с резиновыми наконечниками (для детей, которые грызут ручки); делать короткие перерывы с использованием пальчиковой гимнастики с речевым сопровождением и т.д. Можно проводить мини перемены для обеспечения промежуточной физической активности внутри занятия. Для детей с РАС лучше всего повышают концентрацию внимания разнообразные нагрузки на сферу равновесия, проприоцепции (осознание части тела без зрительного подтверждения) и осязания. Таким образом используется сенсорная интеграция.
Сенсорная интеграция - это способность человека организовывать ощущения, испытываемые организмом, для совершения движений, обучения и нормального поведения. Мы учимся через посредство органов чувств, воспринимающих ощущения - визуальные (зрение), звуковые (слух), обонятельные (обоняние), вкусовые (вкус)...
В рамках методики Floortime проводятся занятия по развитию моторики:
• Ползание, перелезание, подлезание
• Подпрыгивание, прыжки
• Чередование со взрослым поднимание рук, ног, хлопки и т.д.
• Игры – шнуровки, пазлы, молнии, пуговицы, петли, прищепки.
• Нанизывание бусин.
Вот конкретные примеры игр по программе Floortime:
• Прокатывание колесных игрушек;
• Поглаживание, покачивание ребенка;
• Игры на взаимодействие: вызвать интерес и улыбку у ребенка;
• Подражание звукам, жестам, движениям;
• Совместное чтение и рассматривание иллюстраций в книге;
• Игры с мячом;
• Игры с крупным конструктором на полу;
• Танцы с ребенком и произвольные движения под музыку;
• Ходьба по дорожке «Здоровья»
Секреты успеха
Начинайте игру с любимых предметов, даже если это неодушевленные сортеры или кубики.
Артистичность: меняйте тембр голоса, скорость речи и не бойтесь дурачиться и переигрывать. Малышу должно быть интересно!
Хвалите ребенка: как вам нравится с ним играть, какой он милый, приятный, красивый, какие у него симпатичные ручки, ножки, волосы и даже зубки.
Поддерживайте постоянный интерес к занятию: используйте привычные предметы необычным способом.
Используйте много ярких жестов и выразительную мимику, особенно с неговорящими детьми
Накрасьте яркую помаду на губы и следите за чёткой артикуляцией, когда обращаетесь к ребенку.
Делайте игру костюмированной, даже если элементы перевоплощения касаются только вас.
Переносите игру в новое место: на прогулку в парк, из комнаты в комнату, сев на разложенный диван.
Floortime – это замаскированная учеба, спрятанная в активной игре.

Рекомендуем посмотреть:

Конспект коррекционно-развивающей деятельности по развитию зрительного восприятия в средней группе Развитие способностей ребёнка с ОВЗ в процессе изотворчества Коррекционная работа с детьми с ОНР в подготовительной группе Техники направленной визуализации образов для детей. Техника «Разрисуй майку»
Участник №93 профессионального конкурса для педагогов «Коллекция педагогического мастерства и творчества» с 15 января по 15 апреля 2018 года
Совместное рисование в коррекционной работе с детьми с ОВЗ | Экспериментальная деятельность в детском саду в старшей - подготовительной группе. Питание растений
Опубликовано: 2418 дней назад (12 апреля 2018)
Просмотров: 7276
+2
Голосов: 2

Нет комментариев. Ваш будет первым!