Данный материал в первую очередь направлен в помощь родителям ребенка с тяжелыми и множественными нарушениями развития (ТМНР) и расстройством аутистического спектра (РАС), чтобы они могли получить представления о процессе обучения навыкам самообслуживания и социально-бытовым навыкам. Так же статья будет полезна дефектологам, учителям, воспитателям, которые работают с категорией этих детей.
Цель: родители смогут воспользоваться полезными практическими знаниями для обучения навыкам самообслуживания и социально-бытовым навыкам детей с тяжелыми и множественными нарушениями развития и расстройством аутистического спектра.
Задачи:
•научить родителей, развивать навыки самообслуживания и бытовые навыки у ребенка с ТМНР и РАС;
•развивать у ребенка с ТМНР и РАС самостоятельность в повседневной жизни;
•способствовать социальной адаптации и интеграции ребенка ТМНР и РАС в общество.
Труд – всегда был основой для человеческой жизни и культуры.
Поэтому и в воспитательной работе он должен быть одним
из самых основных элементов.
А.С. Макаренко
Современный мир не стоит на месте, он движется в ногу с прогрессом, это касается всех аспектов человеческой жизни. Человек стремится к удобствам и комфорту, пытается высвободить больше времени. Раньше люди стирали в ручную, сейчас это делают стиральные машины, раньше мыли посуду в тазу, сейчас все больше в квартирах появляется посудомоечных машин, раньше мели пол, теперь пылесос заменил веник и так далее.
Новое поколение детей растет на современных технологиях, смартфоны, гаджеты, ноутбуки. В вещах пряжки, шнуровки, липучки, ремни заменяют подтяжки. Даже памперсы на любой возраст. Но если вглядеться глубже – это огромная проблема, которая выливается в неспособность ребенка самообслужить самого себя.
В наше время родители нормотипичного ребенка сталкиваются с проблемами обучения навыкам самообслуживания и бытовыми навыками, но если в норме ребенок большинством социально-бытовых навыков овладевает естественным образом, наблюдая за поведением взрослых и подражая. То для детей с тяжелыми и множественными нарушениями развития и расстройством аутистического спектра этот путь обучения чаще всего невозможен. Как правило, тот факт, что ребенка с ТМНР и РАС в возрасте трех-пяти-девяти лет приходится кормить, полностью одевать и раздевать и так далее, часто родителями воспринимается как норма. Многие не понимают, что формирование навыков самообслуживания и элементарных бытовых навыков – одна из важнейших задач воспитания и обучения детей с тяжелыми и множественными нарушениями развития и расстройством аутистического спектра. Очень часто родители особого ребенка хотят, чтобы он читал, считал, писал, а ребенок элементарно не может держать ложку, кружку, застегнуть пуговице на рубашке. Это объясняется тем, что очень часто близкие такого ребенка не задумываются, на сколько умения связанные с самообслуживанием важны для развития ребенка, его социальной адаптации в окружающем мире. Еще и особенности психофизического развития ребенка, нарушение контакта, страхи, неприемлемое поведение, трудности произвольного сосредоточения и нарушения мотивации препятствуют овладению социально-бытовых навыков в естественных повседневных ситуациях.
Позиция близких ребенка: «Это долго», «Я лучше сам одену это быстрее» и тому подобное сильно тормозит процесс овладения ребенком навыков самообслуживания.
Поэтому необходимо обучать ребенка навыкам самообслуживания и социально-бытовым навыкам в первую очередь, так как развитие жизненных компетенций такого ребенка выступает на первый план.
Прежде чем, разработать стратегию правильной коррекционной помощи в освоении навыков самообслуживания и социально-бытовых навыков,
важно следовать простым правилам:
1.Вы должны быть последовательны в отношениях с ребенком и договариваться об общих требованиях к нему. Не допускайте того, что Вы учите ребенка кушать с помощью ложки самостоятельно, а бабушка его кормит.
Все члены семьи должны быть единым механизмом!
2.Прежде чем требовать что либо, понаблюдайте, что Ваш ребенок сможет выполнить. Если Вы чувствуете, что Ваша просьба не по силам ребенку, раньше, чем он найдет выход в истерике, переключите его внимание на доступную для него задачу и порадуйтесь результату «как замечательно он все сделал».
3.Просьбы не должны оставаться без внимания, невыполненными. Не повторяйте много раз одно и тоже ребенку занятому своим делом в конце комнаты. Чтобы ребенок вас послушал, встаньте рядом с ним и, обратившись к нему по имени, кратко и четко сформулируйте инструкцию: «Миша, надень тапочки». Вы просите ребенка дать какой-то предмет, а он не реагирует. Не повторяя лишний раз свое требование, вложите этот предмет себе в руку его рукой, прокомментировав: «спасибо, ты дал то, что я просила».
Ребенку должно быть понятно, когда и что Вы от него хотите. Простые, краткие и четкие инструкции могут усложняться по мере того как ребенок начинает их выполнять.
4.Отмечайте мельчайшие удачи ребенка. Похвала должна быть специфической ребенку должно быть понятно, за что его хвалят «молодчина, ты здорово собрал мусор», вместо «молодец».
5. Создайте визуальное расписание. Ребенок с тяжелыми и множественными нарушениями развития и расстройством аутистического спектра, особенно если он не говорит, очень хорошо воспринимает визуальную поддержку. Она должна быть на доступном для восприятия ребенка уровне и прояснять ситуацию. Это могут быть фотографии, картинки, на которых изображено как он ест, готовится ко сну, гуляет, одевается. В визуальном расписании важно действительно выполнять пункт плана!
6.Подключайте ребенка к деятельности взрослого с помощью мелких поручений:
•мыть и бросать в кастрюлю очищенную картошку;
•принести «забытую» на видном месте вещь, приготовленную для стирки;
•положить в стиральную машинку заранее приготовленное белье и так далее.
Не гоните ребенка! Крутясь около Вас, он не просто «мешается под ногами», он потихоньку включается в бытовую ситуацию.
Прежде чем начать обучение. Необходимо определить порядок действий. Распишите последовательность своих шагов при выполнении данной деятельности, сравните с действиями других членов семьи, выберите удобный для всех вариант обучения, и кто будет обучать ребенка.
Помните! Нельзя научить ребенка всему сразу, необходимо сосредоточится на одном доступном ему навыке.
Прежде чем начать отрабатывать тот или иной навык оцените текущее состояние навыков самообслуживания ребенка. Очень полезным будет контрольный список «Навыки самообслуживания» автора Брюса Л. Бейкера. С помощью этого списка мы выясняем, что ребенок может делать самостоятельно, что с помощью взрослого, а что он не может делать совсем.
И так, Вы выяснили, каким навыком самообслуживания ребенок не владеет, например: не может самостоятельно умываться, чистить зубы, ходить в туалет (на горшок или унитаз) или одеваться и так далее. Выбираем один навык, тот, которому будем обучать.
Очень часто родители сталкиваются с проблемой чистки зубов: «Он ест пасту…», «Она глотает воду для споласкивания рта…», «Не дает чистить ему зубы, зажимает губы…» и так далее. Поэтому в качестве примера рассмотрим навык «Чистим зубы».
В АВА-терапии есть методика обучения по цепочке, эта методика как нельзя лучше подходит для обучения навыкам самообслуживания и бытовым навыкам.
Что делает человек, когда собирается чистить зубы?
1.Он берет зубную пасту.
2.Откручивает колпачок.
3.Кладет колпачок на край раковины.
4.Открывает воду.
5.Берет зубную щетку.
6.Смачивает щетку под водой.
7.Выдавливает зубную пасту на щетку.
8.Кладет тюбик на край раковины.
9.Чистит зубы слева.
10.Чистит зубы справа.
11.Чисти зубы спереди.
12.Кладет щетку на край раковины.
13.Берет стакан с водой и прополаскивает рот.
14.Ставит стакан на место.
15.Моет щетку и убирает на свое место.
16.Закрыть зубную пасту и убирает на свое место.
Мы расписали цепочку, как будем чистить зубы. Теперь посмотрим внимательно, что из этой цепочки ребенок может делать самостоятельно. Например, первые 6 пунктов у Вас ребенок может проделать самостоятельно, 7 пункт ему нужна физическая помощь (рука в руке), 8 он выполняет самостоятельно с 9 и по 16 пункт только Ваша физическая помощь. Работа будет строиться таким образом: первые 6 пунктов ребенок делает сам, а с 7 мы ему помогаем. Как только он научится выдавливать зубную пасту на щетку, мы даем ему делать самостоятельно все 8 пунктов, а с 9 помогаем.
Самая сложная часть во всей этой цепочки, как раз сама чистка зубов.
Замечательная программа, разработанная автором Брюсом Л. Бейкером, поможет, любому родителю в обучении ребенка этому навыку.
Программа:
1. Попросите ребенка показать Вам зубки (хорошо использовать метод моделирования, когда ребенок повторяет за Вами Ваши действия). Как только ребенок показал, скажите: «Отлично! Я вижу твои зубы».
2. Возьмите зубную щетку рукой ребенка (рука в руке). Поместите зубную щетку на внешнюю сторону зубов ребенка. Начните чистить их, двигая щетку вверх-вниз. Скажите: «Чисть вверх-вниз!» Продолжайте чистить внешнюю сторону зубов, двигая щетку вверх-вниз и переходя от центра рта влево и снова к центру.
3. Выньте щетку изо рта ребенка и разверните его кисть так, чтобы теперь щетка была обращена к правой стороне его рта. Поместите щетку на зубы и начните чистить правую сторону, двигая щетку вверх-вниз. Выньте щетку изо рта, дайте ему глоточек воды сполоснуть зубы и скажите: «Выплюни воду!» Покажите, как это делается, если он не знает.
4.Скажите: «Открой по шире рот!» Покажите ему в зеркале, как это нужно сделать. Почистите ему верхние зубы с внутренней стороны в левой половине рта. Делайте это движением щетки вперед-назад. Скажите: «Чисть вперед-назад!» Затем проделайте то же самое с правой верхней стороной рта. Выньте щетку изо рта и дайте ребенку глоток воды сполоснуть рот.
5.Скажите: «Открой рот по шире еще раз!» Почистите теперь внутреннюю сторону нижних зубов сначала слева, потом справа. Скажите при этом: «Чисть вперед-назад!» Выньте щетку и дайте ребенку глоток воды сполоснуть рот.
Не забывайте хвалить ребенка «Молодец! Ты почистил зубы!» Дайте ребенку в конце чистки зубов какое-нибудь значимое для него поощрение за то, что он сотрудничал с вами.
Когда ребенок, с вашей помощью спокойно чистит зубы, вы постепенно убираете свою руку, сначала держа своей рукой его кисть, затем локоть, предплечье. Вы полностью убираете руку и теперь словесно говорите, что делать и если надо используете указательный жест. Вы молодцы! Ребенок, самостоятельно чистит зубы.
Главное! Вся эта работа очень кропотливая и требует от вас терпения и любви к своему ребенку. За один раз эту процедуру не освоить, у кого-то на обучение может уйти месяц, а у кого и год. Все зависит от психофизических особенностей вашего ребенка. Это не значит, что надо опускать руки!
И так, подумайте над тем навыком самообслуживания или социально-бытовом навыке, над которым Вы будете работать. В процессе работы над навыком используйте «незаметные» подсказки:
•жестовые подсказки;
•непрямые вербальные (словесные) подсказки (например, «продолжай»);
•прямые вербальные подсказки (например, «возьми полотенце»);
•моделирование;
•физические подсказки;
•визуальную поддержку.
Стремитесь к тому, чтобы в конечном итоге ребенок мог выполнять все самостоятельно, без подсказок.
Важно! Придерживайтесь концепции освоения навыка, это означает, что ребенок должен осваивать по одному этапу за один раз. Нельзя переходить к следующему, пока не освоен предыдущий этап.
И в заключение немного
рекомендаций как облегчить обучение.
Обучение следует проводить в естественных условиях, чтобы оно не оказывало отрицательного влияния на качество. Например, собраться в детский сад или школу – это естественная ситуация, для того чтобы научить ребенка одеваться, но не оптимальная, в связи с нехваткой времени, а вот если мы поведем ребенка на прогулку. Времени у нас будет столько сколько нужно, а сама прогулка сыграет роль естественного подкрепления в естественных условиях.
1.Для того чтобы полотенце не падало с перекладины, когда ребенок вытирает руки, скрепите его противоположные части между собой булавкой.
2.Отрабатывая умение надевать носки, дайте ему свои, они больше и ему будет легче их надеть.
3.Ребенок не умеет застегивать пуговицы, начните с больших (на пальто, на Вашем кардигане и так далее), а не маленьких, поскольку они крупнее, и с ними легче справиться.
4.Для того чтобы отличать кран с холодной водой от крана с горячей, наклейте крупные цветные кругляшки или квадратики синим - холодный и красным - горячий, соответственно.
5.Чтобы ребенку легче было держать мыло, разрежьте один кусок пополам.
6.Если вы обучаете его одеваться, то пусть это будут вещи, которые ему немного велики.
7.Если проблемы с едой, то порции давайте маленькие, при этом не забывайте поощрять за то, что он съел.
Информационные источники:
1.Брюс Л. Блейкер. Путь к независимости. Обучение детей с особенностями развития бытовым навыкам.
2.Общество помощи аутичным детям «ДОБРО» Аутичный ребенок проблемы в быту Авторы: М. Ю. Веденина, И. А. Костин, С. С. Морозова, О. Н. Окунева Д. Ю. Скворцов (оформление)
3.С.С. Морозова. Аутизм: коррекционная работа при тяжелых и осложнённых формах/ пособие для учителя дефектолога – М.: Гуманитар, изд. центр ВЛАДОС, 2007.
4.И.Ф. Павалаки, М.А. Болгарова и др. Коррекционно-развивающая работа при тяжелых расстройствах аутистического спектра: учеб. метод. пособие / гос. образоват. Учреждение высш. проф. Образования ХМАО – Югры «Сургут гос. пед. ун-т» - Сургут: РИО СурГПУ, 2014.
5.Лиф Р., Макэкен Д. Идет работа. Стратегии работы с поведением. Учебный план интенсивной поведенческой терапии при аутизме. /перевод с англ. Под общей редакцией Толкачева Л.Л. – Москва: ИП Толкачев, 2016.
Рекомендуем посмотреть:
Логопедическая работа по развитию памяти школьников
Мастер класс для учителей, логопедов и родителей "Рассказы в рисунках"
Интеграция детей с ОВЗ
Проект модульного урока. Тема "Альтернативная коммуникация. Роль визуальной поддержки в жизни соврем