Творческий конкурс для педагогов «Яркая Весна»

 

Конкурс для педагогов «Лучший конспект урока (занятия)»

 

Конкурсы на нашем сайте ped-kopilka.ru

Проект модульного урока. Тема "Альтернативная коммуникация. Роль визуальной поддержки в жизни современного человека"

Проект модульного урока на тему: «Альтернативная коммуникация. Роль визуальной поддержки в жизни современного человека»
Коррекционная педагогика и специальная психология
Разработчик: Буковская Марина Юрьевна, учитель - дефектолог

Содержание
Аннотация
Введение
1. Цели и задачи методической разработки
2. Характеристика аудитории, работе с которой адресована методическая разработка
3. Планируемые результаты
4. Методы и методики, приемы, применяемые в составлении и реализации методической разработки
5. Методическая разработка модульного урока «Методика подготовки групповых проектов»
6. Содержание урока по теме «Методическая разработка модульного урока «Методика подготовки групповых проектов»
7. Использованные источники
8. Приложение

Аннотация
Предлагаемый проект модульного урока рассматривает этические и нравственные вопросы воспитания школьников младшего и среднего звена, затрагивает тему применения альтернативной коммуникации их нетипично развивающихся сверстников. Участвующим в проекте детям, в результате созданной проблемной ситуации, предлагается ознакомиться с дополнительной аугментативной визуальной поддержкой и определить широту ее применения в жизни не только «особенных детей», но и в своей собственной. Целями данного проекта является воспитание духовно-нравственного мировоззрения, ответственности у учащихся. Детям с ТМНР, в том числе с РАС, очень нужна социализация и интеграция с внешним миром, от которого они часто изолированы, а типично развивающиеся дети, подростки, при взаимодействии с ними, получат более ценные составляющие, развитие таких качеств, как милосердие, сострадание, сопереживание, сочувствие, те качества, которые и определяют духовно-нравственную личность. Модульный урок также поможет закрепить навыки создания и презентации группового проекта в соответствии с представленным алгоритмом. Ознакомление детей со смыслом окружающих нас знаков, картинок, пиктограмм. Методическая разработка интересна еще и тем, что связана с некоторыми учебными дисциплинами, такими как «основы проектирования», «основы безопасности жизнедеятельности», «история», «краеведение», «литература», «изобразительная деятельность», «технология». Модульный урок может использоваться и во внеурочной деятельности. Он связывает научные дисциплины с практической составляющей и тем самым закрепляет полученные знания. Существует и интеграция с «теологией», «МХК». Интеграция с теологией взывает к духовным ценностям юного человека через полученные личные эмоциональные переживания, осмысление этих переживаний в смысле вечной истины, изложенной в Священном Писании. Через интеграцию с МХК юный человек приобщается к сфере искусства, общечеловеческим духовным ценностям.

Введение
Актуальность темы. Духовно-нравственное воспитание детей и подростков является одной из самых актуальных задач настоящего времени. Мы живем сейчас в очень непростое время, в обществе возрастает потребность, некий социальный запрос на высоконравственную, духовно развивающуюся личность. Личность, ориентированную на милосердие, сострадание, уважение к другим людям и любовь.

Настоящая методическая разработка затрагивает эту проблему, на примере детей с ТМНР, показывая их незащищенность, призывает окружающих людей к доброте, сочувствию, взаимопомощи и сотрудничеству, что на самом деле и определяет смысл жизни человека. Данная методическая разработка еще интересна и тем, что связана с некоторыми учебными дисциплинами, такими как «основы проектирования», «основы безопасности жизнедеятельности», «история», «краеведение», «литература», «изобразительная деятельность», «технология».

Модульный урок может использоваться и во внеурочной деятельности. Он связывает научные дисциплины с практической составляющей и тем самым закрепляет полученные знания. Существует и интеграция с «теологией», «МХК». Интеграция с теологией взывает к духовным ценностям юного человека через полученные личные эмоциональные переживания, осмысление этих переживаний в смысле вечной истины, изложенной в Священном Писании. Через интеграцию с МХК юный человек приобщается к сфере искусства, общечеловеческим духовным ценностям.

При организации духовно-нравственного воспитания детей и подростков следует учитывать психологические особенности развития. Ребенок в возрасте 7-12 лет еще мыслит образами и эмоционально воспринимает интересные события и ярко окрашенные факты. Поэтому обучение детей этого возраста стоит строить на интересных, доступных фактах, детям нужно показывать логическую связь между этими фактами и связь с практической жизнью. Подростки очень активны, энергичны, у них есть потребность в новых впечатлениях, им нравится завязывать новые дружеские отношения, им нравится принадлежать группе. Совместная творческая работа в реализации проекта даст им возможность занять эту активную позицию, организовать свою деятельность, определить цели, составить план работы, осуществить пути достижения намеченной цели и творчески подойти к реализации полученного результата, его анализу и оценке.

Младший школьный и ранний подростковый возраст очень ответственный период в становлении личности, и важно не упустить этот период, а максимально и продуктивно использовать его, вовлекая детей в проектную деятельность. Данная разработка предлагает создать среду, в которой дети не только получали бы знания, но и проживали ситуации, требующие нравственного поведения.

Альтернативная коммуникация помогает «особенным детям» общаться с нами, она интересна и дает большую пищу для размышлений. Обычно развивающиеся дети, в игровой форме могут ознакомиться с ней, чтобы понять что чувствует «особенный ребенок». Педагог еще более может погрузить подростков в проблему, сообщив им, что все мы пользуемся в нашей жизни визуальными подсказками. Детям с ТМНР, в том числе с РАС, очень нужна социализация и интеграция с внешним миром, от которого они часто изолированы, а типично развивающиеся дети, подростки, при взаимодействии с ними, получат более ценные составляющие, развитие таких качеств, как милосердие, сострадание, сопереживание, сочувствие, те качества, которые и определят духовно-нравственную личность.

Дело воспитания – святое, именно святое. Здесь
сеются семена благоденствия или несчастья миллионов
соотечественников, здесь раскрывается завеса будущего нашей Родины.
К. Ушинский


1. Цели и задачи практической разработки
определены в соответствии с нормативными документами РФ:
1. Конституция РФ;
2. Федеральный закон РФ «Об образовании в Российской Федерации» № 273- ФЗ от 29.12.2012
3. Национальный проект об образовании
Цель: «Воспитание гармонично развитой и социально ответственной личности на основе духовно-нравственных ценностей народов РФ, исторических и национально-культурных традиций»
4. Положение о проектной и исследовательской деятельности учащихся школы;

Цели проекта:
1. Воспитание духовно-нравственного мировоззрения, ответственности у учащихся;
2. Закрепить навыки создания и презентации группового проекта в соответствии с представленным алгоритмом. Ознакомление детей со смыслом окружающих нас знаков, картинок, пиктограмм.

Задачи:
1. Посредством исследовательской работы доказать что визуальная поддержка постоянно присутствует в современной жизни;
2. Способствовать развитию навыков работы в команде;
3. Воспитывать культуру поведения и сопереживание, сострадания к слабым, больным людям, стимулировать желание утешить, оказать помощь. Формирование и развитие нравственного самосознания;
4. Формировать навыки самостоятельной исследовательской работы, умения обобщать полученную информацию;
5. Вызвать у детей интерес к полученным знаниям и пробудить у них желание их практической реализации.

2. Характеристика аудитории, работе с которой адресована методическая разработка
Методическая разработка ориентирована на детей младшего и среднего школьного возраста (7-13 лет), это соответствует 1-6 классу (начальная и средняя ступень) общеобразовательных школ РФ. Результаты исследования работ отечественных психологов (В.В. Давыдов, П.А. Гальперин и др.) показал, что границы младшего школьного возраста определены условно периодом от 6-7 лет до 10-11 лет. В этом возрасте ребенок активно включается в учебную деятельность, оттесняя игровую, знаменуя перестройку психических функций и физиологических процессов его организма. Дети в это время нуждаются во внешней оценке своей учебной деятельности. Похвала родителей, педагогов является мощным мотиватором. Психологи и педагоги установили, что в этом возрасте ребенок способен усилием воли осваивать знания, которые ему не очень интересны, он может заниматься не только тем, что его привлекает, но и тем, что делать необходимо. Появляется обобщение и систематизация, ребенок пытается планировать свою деятельность и проявляет самоконтроль. Детям этого возраста присуща эмоциональная отзывчивость, любознательность. Подросток возраста 11-13 лет начинает ощущать принадлежность группе и нужно дать ему эту возможность быть в группе сверстников, увлеченных общей интересной идеей. Он начинает задумываться о самоопределении и ему важно видеть связь научных дисциплин с практической составляющей. Логика изучаемых предметов дает возможность анализировать, мыслить, рассуждать и делать выводы. Появляется наблюдательность, связанная с целенаправленным восприятием, подросток, юный человек способен к аналитико-синтетическому восприятию предметов и явлений. Развивается способность к абстрактному мышлению, способность к логической обработке материала для лучшего запоминания. [6 Т.1.-С159-161.]. На эти теоретические положения опирается методическая разработка.

3. Планируемые результаты
- Создание проекта о роли визуальной поддержки в жизни современного человека;
- Создание презентации по теме проекта;
- Интеграция полученных знаний с научными дисциплинами («основы безопасности жизнедеятельности», «технология», «основы проектирования», «история», «краеведение», «литература», «изобразительная деятельность», «МХК», «теология»);
- Вовлечение детей в общественно полезную, поисковую и научную исследовательскую деятельность;
- Обеспечение условий для духовно-нравственного воспитания обучающихся.

4. Методы и методики, приемы, применяемые в составлении и реализации методической разработки
При составлении методической разработки были использованы следующие принципы:
- доступности;
- активности и сознательности;
- наглядности;
- системности и последовательности;
- связи теории с практикой;
- научности;
- соответствия обучения возрастным и индивидуальным особенностям детей.

Очень важен принцип единства педагогических влияний на подрастающую личность. Его можно рассматривать как «педагогический канон» (норма того, как воплощать неизменные истины педагогического искусства в постоянно изменяющихся обстоятельствах и условиях жизни) [7].

В качестве основных методов использовались:
- Перцептивные (по источнику информации): словесные (беседа, диалог, рассказ, объяснение);
наглядные (презентация с изображением символов и пиктограмм, альтернативной коммуникации);
практические (творческие задания)
- Логические (методы логической отработки информации): анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация;
- Метод процессуально-ориентированного обучения: (исследование);
- Метод самостоятельной работы учащихся;
- Стимулирования учебной деятельности (мотивация, формирование познавательного интереса);

Приемы:
- Прием развития познавательной мотивации (связь изучаемого с практической составляющей, создание проблемной ситуации);
- Прием развития мышления (проблема, анализ фактов, гипотеза, проверка правильности гипотезы, выводы, обобщение, оценка);
- Прием воспитания нравственности (включение анализа нравственной ситуации).

В качестве методов контроля усвоения знаний, умений, навыков предпочтительны творческие формы контроля - викторина, игра, конкурс, соревнование.

Оборудование: ПК, мультимедийный проектор, презентация, мультфильм «Подарок для самого слабого» (Союзмультфильм), клип «об особенных детях», КД, PECS, книга «Безухий заяц и ушастый цыпленок» Тиль Швайгер.

Методическая разработка модульного урока «Методика подготовки групповых проектов»
Методическая разработка может иметь связь со следующими дисциплинами:
- «Основы проектирования»;
- Технология;
- ОБЖ;
- История;
- Литература;
- Краеведение;
- ИЗО;
- Внеурочная деятельность и др.

Цели проекта:
1. Воспитание духовно-нравственного мировоззрения, ответственности у учащихся;
2. Закрепить навыки создания и презентации группового проекта в соответствии с представленным алгоритмом. Ознакомление детей со смыслом окружающих нас знаков, картинок, пиктограмм.

Задачи:
1. Посредством исследовательской работы доказать что визуальная поддержка постоянно присутствует в современной жизни;
2. Способствовать развитию навыков работы в команде;
3. Воспитывать культуру поведения и сопереживание, сострадание к слабым, больным людям, стимулировать желание утешить, оказать помощь;
4. Формировать навыки самостоятельной исследовательской работы, умения обобщать полученную информацию.

Формируемые качества личности:
Коммуникативные: Умение работать в команде и устанавливать рабочие отношения; Договариваться о правилах поведения и общения в группе и следовать этим правилам;
Эффективно сотрудничать с членами группы и продуктивно работать в сообществе;
Выполнять предварительные задания проекта к уроку.
Познавательные: Добывать новые знания, находить ответы на вопросы, используя интернет - ресурсы, свой жизненный опыт, информацию, представленную на уроке и СМИ.
Регулятивные: Работать по общему плану и заданному алгоритму;
Планировать действия в соответствии с поставленными задачами;
Определять цель.
Оборудование: ПК, мультимедийная установка, презентация
Планируемые результаты: создание проекта, объясняющего смысл окружающих нас всюду знаков, картинок, пиктограмм, доказывающего, что визуальная поддержка всюду окружает современного человека. Разработка презентации.

Структура урока:
1. Актуализация знаний. Организационный момент (3 мин.)
1.1. Мотивация. Обобщение предварительного материала
1.2. Повторение алгоритма действий
2. Операционно-исполнительный этап (25 мин.)
2.1. Определение направления исследования (3 мин.)
2.2. Выдвижение гипотезы (5 мин)
2.3. Постановка цели и задач. Выбор методов для решения проблемной ситуации. Опережающие занятия определяют цель проекта (7 мин)
2.4. Определение актуальности проекта (10 мин.)
Составление плана исследования
3. Защита проекта (10 мин.)
Обобщение материала урока, подведение итогов, рефлексия (7 мин.)

Организационная структура занятия
Урок должны предварять два занятия. Первое посвящено таким ценным составляющим души человека, как милосердие, совесть, взывает к моральным качествам человека, к чувству сострадания. Урок был задуман из-за проблемы, возникшей между учащимися. В коррекционной школе проходят обучение дети с задержкой психического развития (разной степени); тяжелыми множественными нарушениями развития; дети с ограниченными возможностями и дети с расстройством аутистического спектра. Многие дети невербальные, пользуются альтернативной коммуникацией. Это вызвало интерес у детей типично развивающихся, а следствием этого внимания стали насмешки и шутки в адрес самых незащищенных и непонятных для подростков детей с РАС. В результате возникновения этой проблемы появилась идея двух уроков, из которых вырастает проект. На первом занятии следует рассказать об «особенных детях» и их проблемах, о том, как тяжело им существовать в нашем мире, как он их пугает, и о том, как нужна «особенным детям» наша помощь и милосердие.

Основные понятия:
«совесть» - чувство нравственной ответственности за свое поведение перед окружающими людьми, обществом;
«милосердие» - способность из-за сострадания оказать помощь тому, кто в ней нуждается; «сочувствие» - отзывчивое отношение к чувству другого человека.
«коммуникация» - путь сообщения, связь; речь, как средство общения.
«альтернативная коммуникация» - те способы коммуникации, которые заменяют обычную речь тем людям, у которых, в силу разных причин, она отсутствует.
«визуальная поддержка» - «что-то относящееся к непосредственному зрительному восприятию. Визуальное наблюдение»,- словарь Ожегова. Поддержка - это помощь. Визуальная поддержка - это наглядные предметы, способствующие коммуникации или представляющие нам информацию. Мы можем называть их визуальными инструментами или стратегиями.

Пословицы: «Ближнего обидеть - самому в беде быть»; «Лучше жить в тесноте, чем в обиде»; «Лучше в обиде быть, нежели в обидчиках»; «Будь милостив к младшим и слушайся старших»; «Сочувствие во время несчастья подобно дождю во время засухи» (инд. посл.).

Рекомендуется просмотр мультфильма «Подарок для самого слабого» (Союзмультфильм, 1978 год и клип об «особенных детях»);



чтение сказки «Безухий заяц и ушастый цыпленок» (Тиль Швайгер).



Второе занятие рассказывает о символе, знаках, экскурс уходит в историю. Рассказывается о старинных орнаментах, узорах на наличниках окон, кружеве, вышивке, о «письмах-рисунках». Речь заходит о пиктограммах и альтернативной коммуникации.

Рекомендуется демонстрация коммуникативной доски (КД) и альбома - PECS, возможно игровое общение через них; а также показ тактильной книги со шрифтом Брайля. Это поможет учащимся понять чувства и переживания «особенных детей». Педагог подводит учеников к мысли о том, что альтернативная коммуникация приносит особенным деткам большую пользу, она востребована и нужна. Она помогает нам понять их, им донести до нас свои потребности и желания. Благодаря ей мы можем общаться.

А далее педагог еще более погружает учащихся в данную проблему, сообщая им о том, что другое название альтернативной коммуникации - это «визуальная поддержка», которой пользуемся мы все без исключения. Это вызывает некоторое удивление у детей. Визуальная поддержка это знаки-подсказки, они окружают нас в повседневной жизни, но не все догадываются об этом.

Учитель предлагает детям создать Проект на тему «Визуальная поддержка в нашей жизни, нужна ли она нам? Важна ли она для нас?». Учитель рассказывает о структуре проекта, предлагает детям подумать над тем, что это за знаки и какими подсказками каждый из них пользуется. Собрать информацию и рассказать об этом на следующем уроке.
Ход урока
1. Организационный момент
Учитель:
- Добрый день, ребята! Рада приветствовать вас. На предыдущем уроке мы узнали этапы проектной деятельности, сегодня, за время занятия, мы попробуем создать наш, групповой проект.

Актуализация знаний. Повторение алгоритма действий
Учитель: - Ребята, давайте вспомним эти этапы, по которым мы создадим наш проект.
Ответ: Проблема, создание плана, поиск информации, продукт, презентация (по этапам была создана памятка, для визуализации).

Проблема обозначена: Так ли нужна нам альтернативная коммуникация, так ли она важна? Я напоминаю вам, что альтернативную коммуникацию можно назвать визуальной поддержкой, подсказкой. Давайте еще раз сформулируем гипотезу:
«Мы предполагаем, а значит, должны подтвердить или опровергнуть в процессе исследования, что часто в современной жизни пользуемся визуальной поддержкой, не подозревая об этом, что она всюду нас окружает».

Вопрос: Дети, вы должны были подумать об этом, собрать информацию и поделиться с нами своими идеями. Прежде чем вы начнете рассказывать о них, ответьте мне на вопрос, что такое альтернативная коммуникация?
Ответ: Средство общения для людей, у которых отсутствует речь.
Учитель: - Да, правильно! Это способ общения. Особенные детки говорить не могут и общаются с нами с помощью картинок и пиктограмм. А что такое пиктограмма?
Ответ: Знак, по признакам которого можно сразу узнать что-либо (объект).
Учитель: Пиктограмма - это знак. А что такое «знак» вы уже знаете. Знак - это символ, который отображает важные черты чего-либо, предмета, явления в схематическом виде. Символы и знаки окружают нас всюду, в школе, дома, на улице.
Сейчас, дети, определим объект и предмет исследования.

Объект исследования - это то, что изучают. В нашем случае это визуальная поддержка, которая нас окружает в мире.

Предмет исследования - это свойство объекта подверженное изучению. В нашем случае это подсознательное (незаметное) считывание нами визуальных подсказок.

Постановка цели и задач урока
Выбор методов решения проблемной ситуации
Класс с помощью учителя формулирует цель проекта. Дети называют реализованные ими задачи и методы работы:
Цель: Изучение воздействия визуальной поддержки («подсказок») на нашу жизнь и жизнь социума, общества.
Задачи:
1. Проанализировать и обнаружить разные виды визуальной поддержки в окружающем нас пространстве;
2. Сформулировать принципы их воздействия на психику человека. (Например, мы с вами видим красный сигнал светофора. Человек, увидев красный цвет, сразу же останавливается. Световой сигнал - воздействие на психику человека, реакция человека на него – принцип воздействия);
3. Собрать информацию из различных источников (СМИ, интернет) о разных видах визуальной поддержки. Проанализировать информацию;
4. Оформить презентацию и защитить ее.
- Теперь давайте выслушаем ваши идеи, ту информацию, что вы нашли в СМИ и в сети Интернет.
Выслушиваются комментарии детей, ответ дополняется учителем

Учитель: - Знак числа - цифра. Буква - знак звука и каждая буковка еще и часть слова. Нота - знак звука музыкального. Рисунок тоже знак, изобразительный знак какого-либо предмета или явления. В нем открывается присущее явлению или предмету значение. Ранняя система письменности состояла из знаков, встречаются знаки и в информатике, и в дизайне. Китайский иероглиф может обозначать целое слово. Все это вместе называется еще и «визуальная поддержка». Давайте, дети, подумаем, что значит это словосочетание «визуальная поддержка». В словаре Ожегова слово «визуальная» обозначает что-то (объект), «относящееся к непосредственному зрительному восприятию. Визуальное наблюдение». Мы смотрим на что-то, наблюдаем за чем-то. Слово поддержка означает помощь. Словосочетание «визуальная поддержка» означает, что мы смотрим на что-то, что может нам помочь в решении какой-либо проблемы или помочь в коммуникации, в общении с другим человеком. Например, мы находимся в незнакомом месте и ищем указатели или знаки, которые подскажут нам в каком направлении нам двигаться, чтобы достичь цели. Или нам нужно спросить о чем-то другого человека, а мы по какой-то причине не можем этого сделать, и ищем обходные пути. Например, используем картинки, рисунки, наклейки с продуктов, знаки, жесты - все, для того чтобы собеседник нас понял. Я хочу пить и показываю иностранцу, проходящему мимо, картинку из рекламного буклета магазина (там изображена бутылка с водой), а он, взглянув на картинку, поняв меня, показывает мне рукой в сторону близлежащего магазина, где продаются напитки. Мы поняли друг друга, хотя я не знаю французский, а он тоже не умеет говорить на русском языке. Картинка в данном случае – это визуальный инструмент. Отсюда и альтернативная коммуникация – способ общения, какой-либо оригинальный способ, который поможет людям, потерявшим речь, или тем людям, которые никогда не умели разговаривать, общаться с нами. Визуальную поддержку можно назвать «подсказкой». Давайте обобщим информацию и идеи, которые вы озвучили и создадим презентацию. Итак, где в нашей жизни вы видели подобные подсказки?
Ответ детей:
1. Дорожные знаки. Они уберегают нас от опасности и учат правилам дорожного движения. Глядя на них, водитель и пешеход понимают, что они должны делать. Каждый из нас знает знак «Пешеходный переход», иногда этот знак, для большей нашей безопасности, дублируется световым сигналом светофора, а иногда сам «человечек», он изображен на знаке, светится красным или зеленым светом.
Учитель: Если он светится красным светом, мы можем переходить дорогу?
Ответ: Нет!
Учитель: Правильно, переходить дорогу на красный свет нельзя. А можем ли мы идти на зеленый свет?
Ответ: Да, можем!
Учитель: Глядя на некоторые дорожные знаки можно понять, что водителю нужно быть осторожным, на дорогу могут выбежать дети. Опасный участок дороги. А есть даже знаки с изображением животных, там, где дорога попадает в лесные и заповедные зоны. Водителя знак предупреждает, что на дорогу может выйти животное. Нужны нам эти знаки, дети? Нужны! Трудно обойтись без них.

2. Указатели и навигаторы, имеются в виду необычные навигаторы, в виде следов, например, наклеенных на пол, помогающим нам найти куда-либо дорогу. Все указатели помогают нам найти дорогу.
Вопрос: Нужны они нам?
Ответ: Нужны!
Учитель: Без них будет трудно найти путь, и мы можем заблудиться. Эти знаки всюду, в магазинах, на вокзалах, торговых центрах, метро. Глядя на один мы поймем, где находится туалет, глядя на другой мы узнаем, где можем пообедать или выпить чашечку кофе. Нужны нам эти знаки? Нужны.

3. Рекламные знаки, глядя на которые мы можем узнать, какой товар продается в магазине. Например, магазин, продающий обувь часто использует своим знаком туфельку. А аптека использует чаще всего два знака, глядя на которые можно сразу узнать ее.
Вопрос: Какие это знаки?
Ответ: Крест.
Учитель: - Правильно, крест! Или змея, обвивающая чашу. Как вы думаете, почему аптеки используют такие знаки?
Ответ: Потому что змеиный яд входит в состав многих лекарств в малых дозах, и вылечивает нас. А крест это сигнал и просьба о помощи.
Вопрос: А если убрать эти два знака с аптеки, можно ли тогда сразу догадаться что там продаются лекарства?
Ответ: Трудно будет об этом догадаться.
Учитель: Да, трудно. А медлить в таком важном деле, как лечение, нельзя. По красному кресту можно также узнать машину «Скорой помощи».
Вопрос: «Оптика», кто из вас, дети, знает, что продается под этим знаком?
Ответ: Очки, линзы.
Учитель: Правильно, все, что связано с улучшением зрения. Очки, контактные линзы, капли, витамины для глаз, и аксессуары для очков, а так же микроскопы и телескопы. Их продают там потому, что оптика работает с увеличительными и уменьшающими изображение линзами. Витрины «Оптики» часто украшает знак с изображением очков, если его убрать, то не сразу разберешься что это за место, и что там можно купить. Также есть знаки, обозначающие почту, например, или такие знаки, глядя на которые можешь сразу узнать магазин.
Вопрос: Вот, например, пятерочка эта что обозначает? (используем презентацию)
Ответ: Магазин.
Учитель: Правильно, магазин «Пятерочку». И внутри магазина есть знаки, обозначающие его отделы, чтобы мы не искали долго товары в больших помещениях и залах. Фрукты и овощи, молочный отдел и бакалея. Много разных знаков, которые нам помогают. Нужны нам эти знаки?
Ответ: Нужны, они нам помогают!

4. Учитель: Вы молодцы, хорошо потрудились, много рассказали о различных видах визуальной поддержки. Я немного вас дополню. В своих рассуждениях вы забыли о таких распространенных вещах, как мобильные устройства и телефоны, планшеты, календари, а также «меню», списки покупок, пошаговые инструкции по сборке, которые прилагаются ко многим покупкам в магазинах. А теперь небольшие загадки! (используется презентация) Вот эта буква «М» (метро) что означает, как думаете?
Ответ: Метро.
Учитель: Правильно, метро, и нам не нужно блуждать в поисках. А вот еще одна буква М («Макдональдс»), она что означает?
Ответ: Правильно, «Макдональдс», это его логотип, широко использующийся в рекламе. Многие люди, и мы, и те, кто приехали из других стран, его узнают. А теперь вспомним знак магазина, продающего спортивную одежду и инвентарь, с изображением животного. Подсказка! Животное хищное, из семейства кошачьих! Кто догадается?
Ответ: «Пума!»
Учитель: Да, «Пума» - увидишь этот знак и сразу догадаешься!

5. А что такое мессенджер? Это компьютерные программы, которые позволяют нам мгновенно обмениваться сообщениями. Вот их логотипы, по ним мы их сразу узнаем (используем презентацию);

6. У городов тоже есть знаки-символы, по которым мы сразу же их узнаем. Например, такие города как Москва, Санкт-Петербург и другие. По каким символам можно узнать Нижний Новгород? Правильно. «Олень», и «Дмитриевская» башня Нижегородского Кремля.
Играем, показываем презентацию с логотипами, известными символами крупных городов и отгадываем название. (Эйфелева башня, Биг Бен и др.)
Учитель: - Видите, дети, как много знаков окружают нас. Они нам помогают. Согласны ли вы с тем, что все мы пользуемся их помощью, так называемой, визуальной поддержкой? А если их исключить, убрать из нашей жизни, нам будет трудно?
Ответ: Да, нам будет гораздо сложнее.

Учитель: Представьте как сложно особенным ребятишкам. Расскажу вам историю об одном мальчике. Его зовут Артур, ему 4 года. Он учился совершать покупки в магазине. Мама положила ему в карман карточку с картинкой. Она положила ему ее в карман перед тем, как они пришли в магазин. На картинке изображено печение. Когда мама с Артуром подошли к прилавку, где выложены мучные и кондитерские изделия, мама помогла вынуть малышу картинку из кармана. Она разрешает ему выбрать коробку с печением и положить ее в корзину для покупок. Это помогает маленькому Артуру контролировать свое поведение в магазине, потому что он знает, что чуть позже получит печение. Мы можем с вами снисходительно улыбнуться над этим малышом и подумать, это разве проблема! И будем неправы. Разве никому из вас не доводилось отправляться в магазин со списком покупок?
Ответ: Да, доводилось, иногда мы ходили в магазин со списком покупок.
Учитель: Даже взрослые люди очень часто покупают продукты по списку, составленному заранее для того, чтобы ничего не забыть. Для этого было создано даже специальное мобильное приложение в наших телефонах.

Но вернемся к детям особенным. Мне рассказали историю, о том, как одна женщина, находясь в аэропорте другой страны, отстала от своей группы. Она испугалась, в голове появились панические мысли, что она одна, в чужой стране, не знает языка, и группа ее ушла, исчезла! Она была напугана и сказала, что впервые тогда смогла в полной мере понять, что чувствует «особенный ребенок», который не может объяснить нам свои мысли. Одна, в чужой стране, среди людей, не понимающих ее речь, правда, страшно?
Ответ: Да, конечно, неприятно и страшновато оказаться в такой ситуации.
Учитель: Конечно, страшно. Вот примерно такие чувства может испытать «особенный человечек». Сейчас я покажу вам альбом PECS, коммуникативную доску, попробуем пообщаться друг с другом с их помощью. Представьте себе, что вы не можете говорить, составьте предложения с помощью этих инструментов. Далее дети в игровой форме знакомятся с альтернативной коммуникацией.
Учитель: - Это еще не все. Посмотрите, какая необыкновенная книга! Красивая?
Ответ: Да, очень, но она забавная, необычная.
Учитель: Да, это книга для слепых деток. Вместо обычных букв здесь выбиты выпуклые буквы специальным шрифтом Брайля. Это для того, чтобы детки чувствовали пальчиками эти неровности и на ощупь могли бы определить букву. Они читают не глазами, как мы, а пальчиками. И вместо книжных картинок и иллюстраций мы видим объемные картины, тканевые, они выполнены из фетра. Это для того, чтобы детки могли их потрогать и догадаться, что изображено на картине, о чем говорится в этой необычной книге. Давайте отнесемся к таким деткам с пониманием и любовью, будем им помогать, и никогда не будем обижать. А теперь, ребята, посмотрим презентацию, созданную по вашим материалам.

Далее защита проекта (просмотр полностью смонтированной презентации).

Рефлексия. Оценка исследовательской деятельности
Учитель: Ребята, предлагаю вам закончить наше занятие игрой, продолжить предложение, которое начинается словами:
- Я узнал что «визуальная поддержка» это…», закончить предложение своими словами, по очереди, начиная с первой парты. Первая начинаю я:
- Я знаю, что визуальная поддержка - это световой сигнал светофора!
Далее дети:
- Я узнал, что визуальная поддержка - это знак «пешеходного перехода»;
- Я узнал, что визуальная поддержка - это символ магазина;
- Я узнала, что знак аптеки (крест) - это визуальная поддержка…и т.д.
Заканчивает снова учитель:
- Я узнала, что вы молодцы! Творчески подошли к защите проекта!
А еще мы узнали, что могут чувствовать «особенные детки», как страшно им и как им нужна наша помощь. Будем им помогать?
Ответ: - Будем!
Учитель: - Предлагаю вам на следующих занятиях изучить символы орнаментов, узоров в старинных вышивках, на деревянных наличниках, пряничных досках, кружеве. Мы намечаем новые пути проектной деятельности.

Домашнее задание: Прочитать книгу, которую написал Тиль Швайгер «Безухий заяц и ушастый цыпленок» и нарисовать их. На следующем занятии мы об этом поговорим. Была рада встретиться с вами. Урок закончен.

Содержание урока по теме: Методическая разработка модульного урока «Методика подготовки групповых проектов»
Проектная деятельность включает следующие этапы:
1. Разработка замысла. Ситуация анализируется, проблема анализируется, определяется цель и происходит планирование;
2. Реализация замысла. Происходит выполнение запланированных действий;
3. Оценка результатов (нового, измененного состояния реальности). [1]
Модульный урок был разработан в результате проблемы, возникшей между учащимися, является не только обучающим проектной деятельности, но и служит духовно-нравственному воспитанию, а также закрепляет полученные ранее знания за счет связи с практической составляющей. Современные школьники часто не умеют дружить, ставят собственные интересы выше интересов окружающих, не соблюдают норм поведения и не стараются понять чувства других людей. В связи с этим возникает необходимость воспитывать у современного школьника такие качества как милосердие, сострадание, сочувствие, сотрудничество и взаимную помощь друг другу. Данный урок должны предварять два других. Один из них рассказывает об «особенных детях», их проблемах, о том, как им тяжело существовать в условиях современной реальности, как хотят они закрыться от внешних веяний и проблем и как требуется им наше сочувствие и помощь. Второе занятие расскажет детям о том, что такое «пиктограмма».

Пиктограмма - это знак. Знак - это символ, который отображает важные черты чего-либо, предмета, явления в схематическом виде. Символы и знаки окружают нас всюду, в школе, дома, на улице. Их называют «визуальной поддержкой». Так педагог еще больше погружает детей в проблему нашей, в какой-то степени, общей принадлежности данной проблеме, ведь все мы, без исключения, пользуемся «визуальными подсказками». Учитель предлагает детям подумать над тем, где они могут встретить эти «подсказки» и приготовить материал к следующему уроку. Создать проект на данную тематику.

Проблема обозначена: Так ли нужна нам альтернативная коммуникация, так ли она важна?

Формулируем гипотезу:
«Мы предполагаем, а значит, должны подтвердить или опровергнуть в процессе исследования, что часто в современной жизни пользуемся визуальной поддержкой, не подозревая об этом, что она всюду нас окружает».

Объект исследования - это то, что изучают. В нашем случае это визуальная поддержка, которая нас окружает в мире.

Предмет исследования - это свойство объекта подверженное изучению. В нашем случае это подсознательное (незаметное) считывание нами визуальных подсказок.

Постановка цели и задач урока
Цель: Изучение воздействия визуальной поддержки («подсказок») на нашу жизнь и жизнь социума, общества.
Задачи:
1. Проанализировать и обнаружить разные виды визуальной поддержки в окружающем нас пространстве;
2. Сформулировать принципы их воздействия на психику человека. (Например- мы видим красный сигнал светофора. Человек, увидев красный цвет, сразу же останавливается. Световой сигнал - воздействие на психику человека, реакция человека на него – принцип воздействия);
3. Собрать информацию из различных источников (СМИ, интернет) о разных видах визуальной поддержки. Проанализировать информацию;
4. Оформить презентацию и защитить ее.
Раньше всего человек научился рисовать и пытался с помощью рисунков, символов выразить свои мысли и желания. Он использовал вместо бумаги камни, деревья, кожу, собственное тело. Потребность в рисунках вызывалась разными причинами. С помощью рисунков человек пытался что-то рассказать, защищал себя (узоры - орнамент как оберег), с этой же целью, вероятно, он и покрывал свое тело замысловатыми узорами. Татуировка была и как паспорт, или личное дело хозяина. Все знаки в ней имели свое название и значение, возраст, принадлежность племени и так далее. Некоторые знаки стали родовыми и даже народы дореволюционной России пользовались подобными знаками вплоть до 1917года. Сегодня книга потеснила эти письмена, но забыты ли они совсем? Нет, они и сейчас актуальны и окружают нас всюду. Когда мы едем в автомобиле, разве мы не видим дорожные знаки? Посмотрите на любую рекламу, вывеску магазина, витрину - все это тоже «пиктография»- разговор картинками, мысли, выраженные конкретными предметами. [6 ст.162-176 ]

Символы и картинки настолько выразительны, так доходчиво доносят информацию, что их стали использовать в педагогике и психологии для людей не имеющих, или потерявших, вследствие различных причин, навыки речевого общения. Эту выразительность и доходчивость и сегодня используют там, где эти качества особенно необходимы:
1. Дорожные знаки. Они уберегают нас от опасности и учат правилам дорожного движения. Это несомненная практическая польза [2];
2. Указатели и навигаторы. Они ориентируют нас в окружающем пространстве [2];
3. Рекламные знаки. Экономят нам время, дают информацию о качестве товара;
4. Мессенджеры. Компьютерные программы, позволяющие нам мгновенно обмениваться сообщениями;
5. Символы известных городов. Глядя на эти эмблемы, которые часто отражают историю, мы сразу же узнаем город [4; 5];
6. «PECS» и «коммуникативная доска» (КД). Служат для невербального общения, заменяют человеку речь [3].
Вся эта информация, для лучшего усвоения, включается в презентацию, которая создается совместно с детьми, и демонстрируется всем желающим. Презентация и служит защитой проекта.
Педагог в конце урока, с помощью игры, обобщает информацию, полученную детьми, в результате создания и реализации проекта и вносит акцент духовно-нравственного воспитания, напоминая школьникам о проблемах «особенных детей», об их трудностях.

Использованные источники:
1. Федеральный закон РФ «Об образовании в Российской Федерации» № 273- ФЗ от 29.12.2012
2. Национальный проект об образовании
3. методические рекомендации «Организация проектной деятельности в школе
4. дорожные знаки
5. Главные символы популярных городов мира
6. Левыкин М. Нижний Новгород: Энциклопедия (Города России). – М : РИПОЛ классик, 2017.- 40 с.
7. Пряник, прялка и птица Сирин: книга для учащихся ст.классов / С.К. Жегалова, С.Г. Жижина, З.П. Попова, Ю.С. Черняховская.-2-е изд., перераб. - М. : Просвещение, 1983. - 192 с.
8. Крутецкий В.А. Подростковый возраст // Российская педагогическая энциклопедия. - в 2 т. / ред. кол. : В.В. Давыдов (гл. ред.) и др. - М. : Научное изд-во «Большая Российская энциклопедия», 1999. - Т. 1. - С159 - 161.
9. Стандарт учебно – воспитательной деятельности, реализуемый в воскресных школах (для детей) Русской Православной Церкви на территории Российской Федерации (новая редакция). Принят на заседании Священного Синода 9 марта 2017 года (журнал № 16) // Интернет-ресурсы. -18с.
10. Фрост Лори, Бонди Энди «Система альтернативной коммуникации с помощью карточек (pecs) Руководство для педагогов»: Изд: Теревинф, 2011. – 416 с.
11. Тиль Швайгер. Безухий заяц и ушастый цыпленок / Илл. : Баумгарт Клаус; Пер. : Ярин Александр. - М. : Мелик-Пашаев, 2015. - 48с.
12. Интернет- ресурс Союзмультфильм 1978 год «Подарок для самого слабого»
Приложение 1
Сказка «Безухий заяц и ушастый цыпленок» Тиль Швайгер в коротком изложении (Буковская М.Ю.)
Жил-был на свете зайчик, у которого не было ушей. Он умел делать все, что делали другие зайцы – очень быстро бегать, высоко прыгать, рыть глубокие извилистые норы, грызть морковку и гениально играть в прятки, потому что ушки не мешали ему прятаться, не выдавали его укрытие!

Но вот печаль, огорчение - никто из обычных зайцев, нормальных, ушастых зайцев, не хотел с ним дружить.
«Ты не настоящий, - говорили они, – у всех зайцев должны быть длинные уши!»

И вот однажды бедный, одинокий зайчик нашел на пороге своего дома яйцо. Он удивился и стал искать законного владельца. Безухий зайчик даже дал объявление об этом, но хозяин яйца не находился.

Тогда заяц пожелал узнать, кто же может вылупиться из этого загадочного яйца. Сведения, которые он нашел в интернете, ему понравились! Те, кто появляются на свет из яиц, имеют крошечные, незаметные ушки, а значит, этот кто-то, никогда не будет обижать и дразнить его!

Безухий зайчик начал заботиться о яйце, ухаживать за ним. А яйцо росло, но однажды заяц не смог удержать его в лапах, оно упало, и, о ужас, треснуло! Там, внутри был…ушастый цыпленок!

Сначала наш зайчик расстроился, а потом ушастый цыпленок стал его лучшим другом. Им было хорошо и интересно вместе, вот только в прятки играть стало сложнее, потому что цыпленок забывал о своих ушках, и они всегда были видны!
Презентация на тему: Альтернативная коммуникация

Рекомендуем посмотреть:

Духовно-нравственное воспитание младших школьников Специальная психология в рамках культурно-исторической теории Обучение навыкам самообслуживания и социально-бытовым навыкам детей с тяжелыми и множественными нару Структурированные игры для развития простых навыков у обучающихся с ТМНР
Участник №76 профессионального конкурса для педагогов «Коллекция педагогического мастерства и творчества» с 15 января по 15 апреля 2020 года
Структурированное пространство и рутины
Опубликовано: 777 дней назад (5 апреля 2020)
Просмотров: 747
Рубрика: Без рубрики
+4
Голосов: 4
Ирина Владимировна Жабина # 6 апреля 2020 в 18:11 +1
Добрый вечер, Марина Юрьевна! Интересная публикация о формах и средствах альтернативной коммуникации. Ваш опыт работы помогает детям с ограниченными речевыми способностями выражать свои желания, дает им возможность быть услышанными своими близкими и обществом. И, конечно же, согласна с Вами, что и нормотипичные дети при взаимодействии с детьми с ОВЗ получат более ценные составляющие, развитие таких качеств, как милосердие, сострадание, сопереживание, сочувствие. Хорошо, что в публикации содержится и практический материал. С уважением и голосом 2, И.В.
Буковская Марина Юрьевна # 6 апреля 2020 в 18:55 0
Большое спасибо, Ирина Владимировна. Мне очень приятно!
Александр # 7 апреля 2020 в 13:59 +1
Здорово написано, всё понятно и доходчиво,мне очень понравилось.
Буковская Марина Юрьевна # 7 апреля 2020 в 21:05 0
Спасибо, Александр!
Оксана Анатольевна Данильченко # 8 апреля 2020 в 15:05 +2
Спасибо за приглашение. Очень объемный и полезный материал. Видна огромная работа педагога. Публикация представляет интерес для многих педагогов. Поставленные цели выполнены. ГОЛОС!
Буковская Марина Юрьевна # 8 апреля 2020 в 18:43 0
Спасибо, Оксана Анатольевна, Ваше мнение очень ценно для меня!
Людмила Васильевна Биткова # 8 апреля 2020 в 21:47 +1
Здравствуйте, Марина Юрьевна. Очень большую работу проделали. Написано Всё подробно, понятно. Присутствует практический материал. Презентация очень хорошая. Голос. Творческих Вам успехов.
Буковская Марина Юрьевна # 9 апреля 2020 в 20:18 0
Людмила Васильевна, большое спасибо!
Козьяков Сергей Сергеевич # 9 апреля 2020 в 00:18 +1
Марина Юрьевна, читал вашу работу с интересом, хотя и не педагог. Не оставляет чувство Вашей личной человеческой заинтересованности. К тому же, обычно методический материал (по необходимости)часто перегружен терминами. Вам этого удалось избежать. Работа интересная, а самое главное полезная и необходимая. Дай Бог, оценки Вашего труда по достоинству.
Буковская Марина Юрьевна # 9 апреля 2020 в 20:26 0
Сергей Сергеевич,добрый вечер! Очень рада что Вам понравилась моя разработка. Вы правы, мне очень интересна эта тема. Приятно что Вы нашли мою работу полезной и необходимой.Благодарю!
Орлова Наталья Ивановна # # 14 апреля 2020 в 14:09 +1
Добрый день, Марина Юрьевна! Очень интересная публикация о формах и средствах альтернативной коммуникации. Всё написано очень подробно, развёрнуто и доступно. Отлично, что присутствует практический материал. Может быть чуть сложновато, но зато интересно. Опыт вашей работы помогает детям с ограниченными речевыми способностями быть услышанными своими близкими и обществом, а ещё выражать свои желания. Также согласна с Вами, что «детям с ТМНР, в том числе с РАС, очень нужна социализация и интеграция с внешним миром, от которого они часто изолированы, а типично развивающиеся дети, подростки, при взаимодействии с ними, получат более ценные составляющие, развитие таких качеств, как милосердие, сострадание, сопереживание, сочувствие, т.е. качества, которые и определяют духовно-нравственную личность». Желаю Вам дальнейших успехов в работе и получить ДОСТОЙНУЮ ОЦЕНКУ! Примите мой ГОЛОС! С уважением, Наталья Ивановна!
Буковская Марина Юрьевна # 14 апреля 2020 в 16:17 0
Наталья Ивановна, спасибо Вам большое! Мне очень приятна поддержка моих коллег!
Редькина Нина # 14 апреля 2020 в 15:31 +1
. Работа, несомненно, может являться учебным пособием для педагогов, занимающимися с детьми этой категории Ценность данной работы состоит в том, что автор очень правильно выбрал вид урока для данной категории детей. Модульный урок предполагает, что в течение отведенного времени через разные виды деятельности учитель ведет их к намеченной цели, используя различные технологии, учитывая особенности конкретного ребенка, основываясь на практические наработки и научные труды ведущих педагогов. Автору этой работы огромное спасибо за детально разработанную проблему и разъяснение. Считаю, что многие нашли ответы и решения для своей работы.
Буковская Марина Юрьевна # 14 апреля 2020 в 16:14 0
Уважаемые коллеги, спасибо Вам за оценку моей деятельности. Для меня очень важно Ваше мнение! Я чувствую Вашу поддержку и это вдохновляет меня на дальнейшее изучение, развитие и совершенствование в нашей, общей с Вами, работе! Очень рада что моя разработка может быть в чем-то полезной для других педагогов. Спасибо Вам большое!