Творческий конкурс для педагогов «Осенний листопад»

 

Творческий конкурс для педагогов «Самая лучшая Зима»

 

Конкурс для педагогов «Лучший конспект урока (занятия)»

 

Конкурсы на нашем сайте ped-kopilka.ru

Современные подходы для коррекции расстройства аутистического спектра и тяжелых и множественных нарушений развития у детей

Популярные, современные подходы для коррекции расстройства аутистического спектра и тяжелых и множественных нарушений развития
Данный материал будет полезен дефектологам, логопедам, психологам, учителям работающим с детьми с расстройством аутистического спектра и тяжелыми и множественными нарушениями развития.

Уже много лет в России идет работа в сфере улучшения образования для детей с ограниченными возможностями (ОВЗ). Но до не давнего времени была категория детей, которые считались необучаемыми – это дети с интеллектуальными нарушениями (умственной отсталостью) в умеренной, глубокой или тяжелой степени, с тяжелыми и множественными нарушениями развития (ТМНР), с расстройством аутистического спектра (РАС) многим из таких детей невозможно было предоставить какой-либо реальной педагогической помощи.
03 февраля 2015 г. в Минюсте РФ был зарегистрирован Приказ Министерства образования и науки РФ от 19 декабря 2014 г. № 1599 “Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)”. На его основе был разработан АООП (адаптированные основные общеобразовательные программы) - 1 вариант для детей с легкой умственной отсталостью (интеллектуальные нарушения) и 2 вариант, для детей с ТМНР.
Если с детьми с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) сталкивались практически все педагоги, так как инклюзия в России идет уже не один год, то категория детей с тяжелыми и множественными нарушениями развития представляет собой абсолютно новую группу с особыми нарушениями и совершенно другим подходом в обучении.
Немного теории…
К тяжелым и множественным нарушениям развития относят сочетание двух или более психофизических нарушений (зрения, слуха, речи, умственного развития, ДЦП, аутизм (РАС), синдром Дауна и так далее) у одного ребенка.
В зависимости от структуры нарушения дети с тяжелыми и множественными нарушениями разделяются на три основные группы.
В первую входят дети с двумя выраженными психофизическими нарушениями, каждое из которых может вызвать аномалию развития.
Во вторую — имеющие одно существенное психофизическое нарушение (ведущее) и сопутствующее ему другое нарушение, выраженное в слабой степени, но заметно отягощающее ход развития. В таких случаях говорят об «осложненном» дефекте.
В третью группу входят дети с так называемыми множественными нарушениями, когда имеется три или более нарушений (первичных), выраженных в разной степени и приводящих к значительным отклонениям в развитии ребенка. К множественным дефектам, можно отнести и сочетание у одного ребенка целого ряда небольших нарушений, которые имеют отрицательный кумулятивный эффект. Например, при сочетании небольших нарушений моторики, зрения и слуха у ребенка может иметь место выраженное недоразвитие речи.
Аутизм - это отдельная категория детей, которые имеют нарушение психического развития, которое характеризуется расстройствами моторики и речи и приводит к нарушению социального взаимодействия. Это предельное одиночество ребенка, снижение способности к установлению эмоционального контакта, коммуникации и социального развития; это стереотипность в поведении, связанная с напряженным стремлением сохранить постоянные, привычные условия жизни; поглощенность однообразными действиями – моторными и речевыми; это особая характерная задержка и нарушение развития речи, прежде всего – ее коммуникативная функция и большинства.
Но самое главное! Практически 80% детей с ТМНР и РАС имеют выраженные нарушения развития речи. Это не говорящие дети и как следствие, это затрудняет обучение, так как родители и педагоги не понимают, чего хочет ребенок, или что у него болит и, как правило, сталкиваются с неприемлемым поведением (истерики, агрессия, самоагрессия).
На данный момент образование не стоит на месте. И на сегодняшний день популярными, современными методами организации обучения детей с ТМНР и РАС являются:
Структурированное обучение.
Структурированное обучение — это определенные условия, в которых должен обучаться ребенок с РАС и ТМНР, а не «где» и «когда» его нужно обучать, а учит тому, как учиться; это система организации самой среды обучения.
Структурированное пространство - это структуры, позволяющие организовать индивидуальную материальную среду обучения. В этой связи важно, как мы расположим мебель и материалы для обучения в различных зонах: в классах, на игровой площадке, в мастерской, в коридорах, раздевалках/комнатах хранения и т.д. Степень структурирования пространства зависит от уровня самоконтроля ребенка, но не от уровня развития его когнитивных навыков.
Визуализированное расписание занятий — это один из важнейших составных компонентов структурированной среды обучения, так как оно сообщает обучающемуся с ТМНР и РАС, какие занятия будут проводиться и в какой последовательности.
Визуализированные расписания важны по следующим причинам:
—Помогают преодолеть сложности, являющиеся результатом слабой последовательной памяти, и организовать время учащегося.
— Помогают детям с языковыми проблемами понять требования учителя.
— Снижают уровень тревожности и неприемлемого поведения.
— Расписания проясняют, какой вид деятельности происходит в определенный период времени, а также готовит обучающихся к возможным изменениям.
— Помогает обучающемуся самостоятельно перейти от одного вида деятельности к другому, из одной зоны в другую, сообщая, куда ему необходимо направиться после окончания конкретной работы.
—Визуализированное расписание использует стратегию «сначала-потом», то есть «сначала ты делаешь…, потом …(но не «если-тогда»).
Компоненты процесса обучения включают в себя системную и организованную подачу заданий/материалов с целью обучения ребенка самостоятельной работе без помощи взрослого. Важно отметить, что независимо от вида деятельности, вся система должна включать ответы на следующие вопросы:
— Какую работу необходимо выполнить? В чем состоит задание? (например, рассортировать предметы по цвету, почистить зубы и т.д.)
— Каков объем работы? Нужно визуально представить ребенку в точности, какой объем работы он должен выполнить (например, если ребенку нужно вырезать 10 квадратиков, не нужно давать ему целую пачку и ждать, что он сам поймет, что сначала нужно отсчитать, а потом вырезать 10, и тогда задание будет считаться выполненным).
Необходимо помнить о том, что дети обрабатывают в первую очередь информацию, поступающую по визуальному каналу, поэтому его может выбить из колеи вид большого объема работы, а следствие вспышки неприемлемого поведения (крик, агрессия, самоагрессия). Предложите ему только те материалы, которые строго необходимы для выполнения конкретного задания, чтобы избежать непонимания точного объема работы.
— Когда я закончу выполнять данный вид работы? Ребенок должен сам понять, когда задание выполнено. Это может быть ясно из самого задания, также можно использовать таймеры либо визуальные сигналы, например, на листе с заданиями поставить красную точку, обозначающую конец заданий на данном занятии.
— Что последует за этим? Обучающийся мотивирован на успешное завершение предложенного задания, если за этим должно последовать подкрепление: непосредственное материальное подкрепление, какой-то любимый вид деятельности, перемена, деятельность по желанию ребенка. В некоторых случаях ребенка мотивирует сама перспектива того, что данное занятие будет закончено.
Опыт структурированного обучения свидетельствует о том, что общая продуктивность работы обучающегося повышается, если у него есть возможность понять, какой объем работы он должен выполнить и когда он должен закончить.
Структурированное обучение опирается на комплексную программу ТЕАССН
Цель программы: создавать необходимые условия для достижения максимальной степени самостоятельности и высокого качества жизни детей с ТМНР и РАС.
При этом должны сочетаться два аспекта: максимально возможная интеграция в общество и наличие специального окружения, где может быть достигнута максимально высокая степень самостоятельности.
Основные принципы программы:
• Исследование, ориентированное на психологическое развитие, которое охватывает способности и недостатки ребенка в различных функциональных сферах развития.
• Исследование, которое создает основу для разработки стратегий развития ребенка, при помощи которых можно достичь как краткосрочных, так и долгосрочных целей в воспитании и абилитации детей.
• Индивидуальные программы развития с тренировочными заданиями, специально приспособленные к каждому ребенку, которые являются в итоге основной линией работы с ним.
Вся индивидуальная программа развития ребёнка делится на 3 части - понимание эмоций и их причин, понимание механизмов получения информации и игра. Каждая из трех частей программы разделена на этапы, которые включают перечень упражнений и набор стимульного материала.
Работа по методике TEACCH требует определённой организации пространственной среды.

Ресурсный класс
Ресурсный класс - это не просто место, где дети собираются, чтобы поучиться. Это место, в котором любому ребенку с ТМНР и РАС может быть оказана помощь. Это не класс в понятии коллектива, это класс в понятии места. Места, куда ребенок приходит за помощью. В таком классе всегда есть учитель, который имеет сертификат о прохождении обучения АВА и владеющий необходимыми знаниями и навыками в области прикладного анализа поведения. Это тьютор, которых должен пройти один или несколько модулей по АВА, иметь специальное клиническое, психологическое или педагогическое образование, опыт прохождения курсов и тренингов в рамках АВА. И cупервизор, который контролирует работу класса – утверждает коррекционную программу, планы по развитию учебных навыков, отслеживает работу по коррекции нежелательного поведения, обучает членов команды, проводит очные наблюдения в классе и регулярные дистанционные супервизии для учителей (разбирает сложные вопросы по ученикам, обсуждает динамику работы в классе и отдельно по каждому ученику). Супервизором выступает поведенческий аналитик уровня BCBA (Board Certified Behavior Analyst) – специалист, который имеет сертификацию по стандарту международной комиссии BACB (Behavior Analysis Certification Board).
Ресурсный класс работает по АВА программе:
ABA, или прикладной анализ поведения - это научная дисциплина, суть которой заключается в следующем: каждый человек обучается под воздействием факторов окружающей среды, т. е. в ситуации, когда к нему предъявляются некоторые требования. Большинство людей обучается новым навыкам, сами того не осознавая. Но дети с аутизмом, с ТМНР могут чему-то научиться только в ситуации, когда «требования», которые предъявляет к ним окружающая действительность, продуманы и структурированы, каждый необходимый навык подолгу тренируется, а их успешное освоение и применение всячески подкрепляется.
На данный момент АВА – единственный терапевтический метод, эффективность которого при работе с детьми РАС подтверждена многолетними исследованиями. Сразу же скажу, из личного опыта, этот терапевтический метод очень эффективен и при работе с детьми с тяжелыми и множественными нарушениями развития.
ABA-терапия включает в себя много различных методов. Все эти методы фокусируются на предшествующих факторах (то, что происходит до того, как возникает поведение), а также последствиях (то, что происходит после того, как возникает поведение). Одной из ключевых методик АВА является положительное подкрепление/усиление. Ее суть состоит в том, что, когда за поведением следует поощрение, высока вероятность того, что такое поведение будет повторяться в будущем.
Таким образом, ребенок может научиться тому, ЧТО ДЕЛАТЬ, вместо того, чего НЕЛЬЗЯ ДЕЛАТЬ.
Все это объединяет еще одна система.
У каждого ученика такого класса индивидуальное рабочее место. Оно оборудовано стенкой-перегородкой, на которой размещены необходимые ребенку визуальные материалы, а также расписание дня в картинках.
К сожалению, на деле в плане ресурсных классов и поведенческих аналитиков не все так хорошо. Если в Центральной России пусть и немного, но такие классы и специалисты есть, то в остальных регионах не то чтобы классы и поведенческие аналитики, тераписты нужны, идет колоссальная нехватка специалистов, таких как дефектологи (олигофренопедагоги).
Из опыта работы нашего учреждения (КГКОУ ШИ 3 г. Хабаровск). Наши классы для детей с ТМНР имеют: учителя – дефектолога (олигофренопедагог), тьютора, ассистента (наполняемость класса 6 человек), к сожалению, в Хабаровском крае поведенческих аналитиков нет. Но педагоги постоянно повышают уровень квалификации в сфере обучения детей с ТМНР и РАС. При нашем учреждении создано структурное подразделение: центр помощи детям с ТМНР. Мы осуществляем диагностику дошкольников, выявляем уровень развития навыков у ребенка, сильные и слабые его стороны. Результаты диагностики используются для составления индивидуальной программы обучения на ближайший учебный год для каждого ребенка - дошкольника.




Ну и еще одна не менее важная система в работе с особым ребенком:
Система альтернативной коммуникации с помощью карточек PECS.
Это фундаментально разработанный подход к обучению ребенка с нарушением развития и коммуникативно-речевыми дефицитами.
Система включает в себя отдельные стадии (этапы) по обучению, различным навыкам, в том числе тому, как выразить просьбу с помощью картинки, как отличить одно изображение от другого, как идти к другому человеку или в другое помещение ради коммуникации, а позднее, как комментировать и использовать другие функции коммуникации.
1 этап: «как» осуществлять общение.
Конечная цель: увидев «наиболее предпочитаемый» предмет, обучающийся берет изображение этого предмета, дотягивается до собеседника и кладет карточку ему в руку.
2 этап: расстояние и настойчивость.
Конечная цель: ребенок подходит к своему индивидуальному альбому для занятий, берет из него карточку, подходит к педагогу, привлекает его внимание и кладет карточку в руку педагога.
3 этап: различение карточек.
Конечная цель: чтобы попросить желаемый предмет, ребенок подходит к альбому для занятий, выбирает нужную карточку из нескольких имеющихся, приближается к взрослому и дает ему карточку.
4 этап: структура предложения.
Конечная цель: ребенок подходит к индивидуальному альбому для занятий, достает карточку «Я хочу», помещает ее на шаблон для предложений, достает карточку с изображением желаемого предмета, помещает ее на шаблон для предложений, с эти шаблоном подходит к взрослому и отдает его ему. К концу этапа ребенок может общаться, таким образом, с различными собеседниками.
5 этап: ответ на вопрос «Что ты хочешь?» (просьба как ответ на вопрос).
Конечная цель: обучающийся спонтанно (инициативно) просит разнообразные предметы и отвечает на вопрос «Что ты хочешь?».
6 этап: комментирование.
Конечная цель: обучающийся отвечает на вопросы: «Что ты хочешь?», «Что ты видишь?», «Что у тебя есть?», «Что ты слышишь?» и «Что это?», спонтанно (инициативно) просит и комментирует.
На собственном опыте из работы с детьми с РАС и ТМНР (не говорящими) индивидуально обучающимися на дому, система альтернативной коммуникации стала просто не заменимой в обучении. Ребенок с помощью карточки может попроситься в туалет, «сказать», что устал, хочет пить, показать какое поощрение он хочет в конце занятия вместо неприемлемого поведения в виде крика, кусания себя или попытки укусить педагога и так далее.
Надеюсь, эта статья поможет вам в вашей работе.

Информационные источники
1.Аутизм: Коррекционная работа при тяжелых и осложненных формах / Светлана Морозова; — Владос, 2010 г.
2.Особые дети. Введение в прикладной анализ поведения (АВА): принципы коррекции проблемного поведения и стратегия обучения детей с расстройствами аутистического спектра и другими особенностями развития/ Мелешкевич О., Эрц Ю. Самара: Издательский дом «Бахрах - М», 2017.
3.Обучение и сопровождение людей с аутизмом по программа TEACCH. Минск. Общественное объединение «Белорусская ассоциация помощи детям – инвалидам и молодым инвалидам» 2005 г.
4.Система альтернативной коммуникации с помощью карточек PECS. Лори Фрост, Энди Бонди.
5.Справочник педагога-психолога. Школа. № 11 НОЯБРЬ 2015. Подготовка к школе детей с тяжелыми формами аутизма А.Д. Львова.

Рекомендуем посмотреть:

Технические средства обучения. Классификация и роль в образовательном процессе Дидактические игры для коррекции нарушений звукопроизношения у детей 5-7 лет Исследовательская активность детей дошкольного возраста Педагогическое общение как творческий процесс

Похожие статьи:

Как организовать учебно-воспитательный процесс в ДОУ

Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста в театральной деятельности

Эмоциональное развитие старшего дошкольника

Педагогические термины для воспитателей

Как оценить умственные способности ребенка

Наглядно-дидактическое пособие для детского сада "Овощи, фрукты, ягоды" | Обучение навыкам самообслуживания и социально-бытовым навыкам детей с тяжелыми и множественными нарушениями развития и расстройством аутистического спектра
Опубликовано: 2465 дней назад (22 февраля 2018)
Просмотров: 4955
+2
Голосов: 2

Нет комментариев. Ваш будет первым!