Опыт работы воспитателя детского сада «Исследовательская активность ребенка»
Описание: предлагаю вам мой взгляд о работе воспитателя, моей работе. Данный материал можно использовать педагогам для своих портфолио и для различных конкурсов.
Главная цель воспитателя: развивать способности ребенка, заложенные с самого рождения в каждом ребёнке.
Задача современного воспитателя: воспитывать личность творческую, креативную, коммуникабельную. Нужно прогнозировать и оценивать свои результаты, развивать самостоятельность инициативу. Создавать условия для реализации индивидуальных способностей каждого ребенка.
Чем больше ребёнок видел, слышал, пережил, чем большим количеством элементов действительности он располагает в своём опыте, тем значительнее и продуктивнее при других равных условиях будет его творческая деятельность.
Л.С. Выготский
В данном малокомплектном сельском детском саду я работаю двадцать лет. Начинала свою трудовую деятельность прачкой, младшим воспитателем, воспитателем и даже три года из них заведующей. Но как только представилась возможность перешла на должность воспитателя, и другой профессии для себя не желаю. За время пребывания в детском саду мне довелось работать с разными возрастами, и скажу, не тая, что в каждом возрасте есть своя «изюминка», свои отличительные черты. Когда набираешь младший возраст и идёшь, ступенька за ступенькой, к выпуску из детского сада, то на протяжении этого времени ты с детьми сближаешься и растёшь вместе с ними.
Меняется мир, изменяются дети, что, в свою очередь, выдвигает новые требования к квалификации педагога. Воспитателям необходимо овладевать современными образовательными технологиями, с помощью которых можно реализовать требования новых федеральных государственных образовательных стандартов. В связи с эти в дошкольных учреждениях для педагогов предоставляется еще больший объём для развития творческих и проектных возможностей, для саморазвития. И только при желании можно достигнуть наибольших высот.
Сегодня, как никогда экологическая проблема стала одной из актуальнейших проблем современного общества. «Здоровье нации зависит от того, какой мы оставим природную среду обитания своим потомкам», - заявил Дмитрий Медведев, выступая с Посланием Федеральному Собранию Р.Ф. По мнению Д. Медведева, «решающую роль в охране окружающей среды должно сыграть гражданское общество», при этом чрезвычайно важную роль приобретают экологическое образование и воспитание подрастающего поколения. Поэтому для себя я выбрала тему «Экологическое воспитание дошкольников», закладывая основы экологического воспитания с раннего детства. Конечной целью экологического воспитания дошкольников является углубление их экологической воспитанности, способности к самовоспитанию. Экологическая воспитанность дает детям возможности к дальнейшему росту экологической личности в сотрудничестве с взрослыми и сверстниками. Азы экологической воспитанности связаны с познавательным интересом к объектам и явлениям природы, систематичностью представлений об окружающем мире, способностью использовать знания для разумной детской деятельности и осознанного поведения в природной среде.
Перед государством, школой, дошкольным учреждением и родителями стоит задача чрезвычайной важности: добиться того чтобы, каждый ребёнок вырос не только сознательным членом общества, не только здоровым и крепким человеком, но и – обязательно! – инициативным, думающим, способным на творческий подход к любому делу.
В настоящее время в стране активно происходит процесс качественного обновления образования, усиливается его культурологический, развивающий, личностный потенциал. Современное общество нуждается в активной личности, способной к познавательно-деятельностной самореализации, к проявлению творчества и исследовательской активности, способной самостоятельно и инициативно изучать жизненно важные проблемы и находить решения. Первоосновы такой личности должны быть заложены уже в дошкольном детстве (А.Н. Поддьяков, З.А. Михайлова, В.Сюркевич, А.М. Матюшкин, Я.А. Пономарев и др.). В современных исследованиях подчеркивается, что дошкольное образование призвано обеспечить развитие исследовательской активности и инициативы дошкольника, заложить механизмы саморазвития и самореализации.
Слово «активность» происходит от латинского activus и означает деятельное участие в чем-либо, энергичную деятельность. В работах Г.С. Костюка, Д.Б. Богоявленской и др. Активность выступает, как способность изменять окружающую действительность в соответствии с собственными потребностями, взглядами, целями. Как особенность личности человека активность проявляется в энергичной, инициативной деятельности. Одним из наиболее ярких и ранних проявлений активности ребенка является его бескорыстное стремление к познанию окружающего мира. Значение активности в познании очень велико, существует понятие как «исследовательская активность» (А.М. Матюшкин), «исследовательская деятельность» (П.Я. Гальперин, А.В. Запорожец). Исходя из общих характеристик активности, исследовательская активность определяется как активная, инициативная, самостоятельная деятельность, направленная на поиск решения значимой для субъекта проблемы с помощью определенной системы методов, приемов и средств.
В дошкольном возрасте процесс познания у ребенка происходит эмоционально-практическим путем. Каждый дошкольник – маленький исследователь, с радостью и удивлением открывающий для себя мир. Ребенок стремится к активной деятельности.
Поисково-исследовательская деятельность зарождается в дошкольном детстве. В связи с этим особый интерес представляет детское экспериментирование как форма этой деятельности. По мнению академика Н.Н. Поддьякова, «…в деятельности экспериментирования ребёнок выступает как своеобразный исследователь, самостоятельно воздействующий различными способами на окружающие его предметы и явления с целью более полного их познания и освоения». Процесс познания творческий, и наша задача – поддержать и развивать в ребёнке интерес к исследованиям, открытиям, создать необходимые для этого условия.
Принципиальная задача педагогов и родителей – развитие личности и её активности. С.Р. Рубинштейн неоднократно подчеркивал, что педагогический процесс формирует личность ребёнка в той степени, в какой педагог руководит его активностью, а не подменяет её. Всякая попытка обойтись без собственной деятельности ребёнка подрывает основы здорового умственного и нравственного его воспитания.
Таким образом, можно сделать вывод о том, что исследовательская активность играет огромную роль в саморазвитии детей. Дети не просто усваивают знания, которые дает взрослый, они активно вносят в этот процесс содержание собственного опыта, который, взаимодействуя с вновь усваиваемыми знаниями, обуславливает порождение новых неожиданных знаний, выступающих в виде догадок, предположений. У ребенка-дошкольника возникает устойчивая исследовательская активность, которая является одним из важных условий его дальнейшего творческого развития, его успешного обучения в школе (Н.Н. Поддьяков, А.И. Савенков, Н.Б. Шумакова).
Рекомендуем посмотреть:
Эссе воспитателя детского сада. Моя профессия
Эссе воспитателя детского сада «Моё педагогическое кредо»
Эссе «Мой взгляд на профессию воспитателя ДОУ»
Эссе воспитателя детского сада. Моя педагогическая философия
Похожие статьи:
Волшебная Вальдорфская система воспитания и развития детей
Как организовать учебно-воспитательный процесс в ДОУ
Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста в театральной деятельности
Эмоциональное развитие старшего дошкольника
Педагогические термины для воспитателей