Конспект занятия по диагностике элементарных математических представлений у детей 3-4-х летнего возраста
Автор: Степанова Галина Александровна, воспитатель МАДОУ "Центр развития ребенка - детский сад №4" г. Камышлов
Описание материала: в ходе непрерывной образовательной деятельности решаются задачи по диагностике познавательного развития детей 2 младшей группы; в ходе ОД используются игровые приемы и методы.
Цель: диагностика элементарных математических представлений детей 3-4 летнего возраста
Обучающие:
-развивать навыки количественного прямого счета в пределах 5;
-закрепить знание порядка следования чисел от 1 до 5;
-закреплять знание цифр.
Развивающие:
-развивать логическое мышление детей, их творческое воображение;
-формировать навыки поисковых действий.
Воспитательные: воспитывать социальные навыки детей, умение работать в малой группе.
Материалы для занятия:
-карточки для игры «Найди свою группу» с изображением хвойных и лиственных деревьев, цветов;
-листы формата А4 с изображением различных цветов, пронумерованных числами от 1 до 5 – для каждой подгруппы или для каждого ребенка;
-цветок с пятью разноцветными съемными лепестками;
-силуэтные рисунки (рисование по точкам) – для каждого ребенка;
-простые карандаши и по 1 фломастеру – для каждого ребенка;
-логические таблицы, в которых недостающий элемент необходимо найти по одному признаку, и набор элементов для заполнения таблиц – на 3 подгруппы
Ход занятия:
I. Мотивационно-побудительный этап (организация группы, мотивация к деятельности):
игра «Найди свою группу»
Воспитатель предлагает детям взять по одной карточке с картинками (карточка лежит картинкой вниз) со стола, внимательно рассмотреть, разделиться на 3 группы и дать название своей группы.
-Береза, дуб, клен, липа – группа «Лиственные деревья».
-Сосна, ель, кедр – группа «Хвойные деревья».
-Ромашка, одуванчик, роза – дети с этими карточками образуют группу «Цветы».
После образования трёх групп воспитатель спрашивает детей, по какому принципу они объединились и как назвали свои группы. Дети обосновывают свое мнение, называют основные признаки хвойных и лиственных деревьев, травянистых растений.
Диагностируем:
-развитие представлений ребенка о растениях: деревьях, травах; растениях леса, луга, сада;
-способность ребенка применять обобщающие наименования и дифференцировать их по определенным признакам.
II. Организационно-поисковый этап (актуализация знаний детей, постановка проблемы, учебной задачи, решение проблемы, открытие новых знаний, закрепление знаний)
1. Прогулка по лугу.
- Предлагаю прогуляться по цветочному лугу. Куда приведет тропинка (маршрут) вы узнаете, если будете придерживаться прямого порядка чисел от 1до 5.
Каждый ребенок работает с индивидуальным планом-картой, вложенным в файл. Дети прокладывают маршруты по «лугу» – плану-карте, на котором изображены 5 различных цветов. Каждому цветку «присвоено» число от 1 до 5.
Диагностируем:
-способность ребенка к количественному прямому счету до 5
-знание цифр от 1 до 5 и умение построить натуральный ряд чисел от 1 до 5
-способность ориентироваться на листе бумаги
2. Счет по кругу. Начало отсчета
Воспитатель прикрепляет на магнитную доску цветок с пятью съемными разноцветными лепестками. (Приглашает по очереди 3-4 детей для пересчета. Спрашивает у каждого с какого лепестка он хочет начать отсчет.
- Тропинки привели нас к необыкновенному цветку. Все лепестки у него разных цветов и расположены по кругу. А сколько их всего? Когда мы считаем предметы, расположенные в ряд, мы знаем, что начинать надо с первого в ряду. А здесь нет ни первого, ни последнего. Значит, мы должны сами отметить, какой лепесток будет первым. Давайте попробуем посчитать. Кто из вас пересчитает лепестки? С какого лепестка хочешь начать отсчет? Кажется, никто не ошибся, все считали правильно.
Экспресс-опрос: каким по счету будет желтый лепесток, если считать по часовой стрелке и начинать с красного лепестка; а если считать против часовой стрелки и начинать с синего лепестка и т. д.
Диагностируем: способности детей к порядковому счету до 5
3. Игра для развития внимания детей: «Какого лепестка не стало?»
- Посмотрите на цветок и запомните расположение лепестков. Закройте глаза. Воспитатель убирает один из лепестков и спрашивает: «Какого лепестка не стало?». Усложненный вариант: поменять 2 лепестка местами и спросить: «Что изменилось?»
Диагностируем развитие памяти и внимания детей.
4. Развитие мелкой моторики
- Нарисуем цветок по точкам.
Диагностируем умение действовать по инструкции и развитие мелкой моторики.
5. Решение логических задач
А теперь я предлагаю вам хорошо подумать и заполнить таблицы. Одна клетка в них пустая. Вы должны решить, какого именно круга недостает в таблице.
Диагностируем:
- способность детей к формулировке выводов на основе применения логических операций анализа и синтеза;
III. Заключительный этап. Рефлексия. Открытость
- Давайте вспомним, что мы делали. Кто был самым внимательным в игре «Какого лепестка не стало?» Кто лучше всех умеет считать до 5? Кто отличился при решении логических задач. Молодцы! Спасибо за занятие, вы очень хорошо сегодня потрудились.
Диагностируем: способность детей к адекватной самооценке своей работы, своего вклада в общее дело.
Рекомендуем посмотреть:
Конспект познавательной непосредственно-образовательной деятельности в подготовительной группе
Конспект НОД по ФЭМП "Путешествие по волшебной полянке". Вторая младшая группа ДОУ
Конспект занятия по математике во второй младшей группе ДОУ. Снеговик в гостях у ребят
Конспект занятия по ФЭМП в детском саду. Вторая младшая группа. Треугольник
Похожие статьи:
Логические задачи на развитие внимания и мышления у детей начальной школы