Конспект урока русского языка, 4 класс. Правописание безударных окончаний существительных в единственном и во множественном числе
Урок по русскому языку в 4 классе
Автор: Тынчерова Наталия Петровна, учитель начальных классов МБОУ гимназии № 37 города Махачкалы. Тема: «Жить - Родине служить. Правописание безударных падежных окончаний существительных единственного и множественного числа. Обобщение» Цель:
1. Обобщение знаний о падежных окончаниях существительных единственного и множественного числа.
2. Развитие орфографической зоркости учащихся, речи. Формируемые УУД:
п.- самостоятельное выделение формулирование познавательной цели; анализ, сравнение, классификация объектов по выделенным признакам; построение логической цепи рассуждений; доказательство;
к.- умение с достаточной точностью и полнотой выражать свои мысли;
р.- постановка учебной задачи; оценивание качества и уровня усвоения материала;
л.- нравственно-патриотическое оценивание усваиваемого материала, обеспечивающее личностный выбор на основе моральных ценностей. Описание материала: Уважаемые коллеги, предложенный мною урок предназначен для учителей начальных классов и рассчитан на учащихся 4 классов. Оборудование: учебник «Родная речь, книга 3 часть 2» ( авторы: М. В. Голованова, В.Г. Горецкий, Л. Ф. Климанова),мультимедийный проектор, интерактивная доска.
Ход урока
1. Разминка для ума и рук. « Я -победитель, у меня все получится».( правая рука согнута в локте и показывает V указательным и средним пальцами, а левая рука вытянута вперед и показывает большой палец. Хлопок. Меняем руки. Повторяем 5 раз).
2. Мин. чистописания.
Рр Ро Рв Рл Ор От од
Родина Слайд1
- Подберите синонимы к слову Родина.
Запись: Родина, Отчизна ,Отечество, родной край, колыбель.
- Найдите существительное, в котором букв больше, чем звуков.( Колыбель).
-Выполните фонетический разбор этого слова.( 1 группа по цепочке)
- Подберите антоним к слову Родина. ( Чужбина).
-Выполните разбор по составу слова чужбина.
-Выполните морфологический разбор слова чужбина.
3. Самоопределение к деятельности.
-Сегодня наш урок посвящен Родине не случайно . 27 января – День воинской славы России. Сегодня исполняется 80 лет со дня освобождения Ленинграда от блокады.
-Назовите нашу большую родину.( Россия) Покажите ее на карте. Слайд2
-Назовите нашу малую родину.( Дагестан) Покажите ее на карте.
- Молодцы!
- Прочитайте пословицы. Вставьте пропущенные окончания. Докажите правильность написания. Слайд3
1. Жить- Родин… служить.
2. Лучше умереть стоя, чем жить на колен….
- Определите тему сегодняшнего урока.( Правописание падежных окончаний существительных ед.ч. и мн.ч.)
4. Основная часть.
-Запишите первую пословицу. Выделите окончание, обозначьте склонение, падеж и число существительного.
- Давайте сделаем синтаксический разбор этой пословицы.( простое, повествовательное, невосклицательное, распространенное, ничем не осложнено ) -Что интересного заметили? (Подлежащее и сказуемое выражены н. ф. глагола ).
-Запишите вторую пословицу. Обозначьте падеж и число существительного.
- Как понимаете смысл пословиц?
- Попробуйте заменить первую пословицу одним словом. ( Патриотизм)
Словарь: патриотизм, патриот. Слайд4
- Запишите. Поставьте ударение в словах, подчеркните безударные гласные.
- Прочитайте значение слов патриотизм и патриот.
Патриотизм - привязанность к родной земле, языку, традициям.
Патриот - тот, кто любит свое отечество, предан своему народу, готов на жертвы и подвиги во имя интересов родины.
- Запишите значение того слова, которое для вас является наиболее трудным.
- Молодцы!
- А теперь работа в группах. Слайд5
-Внимательно прочитайте задание. Обсудите выполнение задания. Определите выступающего от вашей группы. Запишите задание в тетрадь.
1 группа. Слайд6
Почитайте отрывок из стихотворения А.С. Пушкина. Спишите. Обозначьте падеж и число существительных, выделите окончания.
Пока свободою горим,
Пока сердца для чести живы,
Мой друг, отчизне посвятим
Души прекрасные порывы.
2 группа. Слайд7
Прочитайте высказывание В. Гюго. Спишите. Обозначьте падеж и число существительных, выделите окончания.
Рану, нанесенную родине, каждый из нас ощущает в глубине своего сердца.
3 группа. Слайд8
Прочитайте. Спишите. Обозначьте падеж и число выделенных существительных, выделите окончания.
Патриотизм, чей бы то ни был, доказывается не словом, а делом.
Выступление групп.
- Отлично!
- Давайте еще раз вспомним и обобщим знания о падежных окончаниях существительных единственного числа в Р.п., Д.п., П.п. ( заполнение таблицы) Слайд9
1 скл. 2 скл. 3 скл.
Р. п. -и -и
Д. п. -е -и
П. п. -е -е -и
- Молодцы!
Физ. минутка. Слайд10
- Творческим домашним заданием было прочитать рассказ А. Гайдара "О Военной Тайне, о Мальчише-Кибальчише и его Твердом Слове"
- О чем рассказ? ( Это военная история, рассказывающая о том, что такое война, как ее проходили Мальчиш-Кибальчиш ( он положительный герой) и Мальчиш- Плохиш).
- Как вы думаете, какова идея этой истории? ( Пусть даже самый-самый малыш знает и понимает, что живет в стране с удивительным народом, с непобедимой армией и неразгаданной Военной Тайной).
- А что лежало в основе Военной Тайны? ( Мужество героя).
- Верно.
- Давайте прочитаем стихотворение « Мужество».(« Родная речь» ч.2, с.61)
Мы знаем, что ныне лежит на весах
И что совершается ныне.
Час мужества пробил на наших часах.
И мужество нас не покинет.
Не страшно под пулями мертвыми лечь,
Не горько остаться без крова,-
И мы сохраним тебя, русская речь,
Великое русское слово.
Свободным и чистым тебя пронесем,
И внукам дадим и от плена спасем
Навеки!
- Кто автор? ( А. А. Ахматова)
- Какая пословица, из выше записанных, по смыслу похожа на это стихотворение?
- Молодцы! Коллективная работа. Слайд12
-Выпишите словосочетания с именами существительными во множественном числе. Определите падеж. Выделите окончания.
-Молодцы!
- Давайте еще раз вспомним и обобщим знания о падежных окончаниях существительных во множественном числе мужского и среднего рода.
Заполнение таблицы. Слайд13
Д. п. -ам (-ям)
Т.п. -ами (-ями)
П. п. -ах (-ях)
- Отлично!
- А теперь предлагаю вам творческое задание. Запишите 3-4 предложения на тему: « Родина бывает разная, но у всех она одна!». Слайд14
Чтение работ.
5. Итог.
- Что повторяли на уроке?
6. Рефлексия. Слайд15
- Оцените свое состояние на уроке .
Красный кружок-Мне было плохо, неуютно. Ничего не понял.
Желтый кружок- Трудно, но интересно!
Зеленый кружок- Отлично! Я собой доволен!
7. Домашнее задание. Слайд16
Упр. 263,
Найти информацию об авторе стихотворения «Мужество». Уважаемые пользователи и гости Портала, благодарю вас за внимание! С уважением Тынчерова Н. П.
ЗДРАВСТВУЙТЕ ПОЗНАКОМИЛАСЬ С РАЗРАБОТКОЙ ВАШЕГО УРОКА. УРОК НЕСЕТ ХОРОШУЮ ПРАКТИЧЕСКУЮ НАПРАВЛЕННОСТЬ, ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ДОСТИГАЮТСЯ НА ВСЕХ ЭТАПАХ УРОКА. ТАКЖЕ В ОДНОМ ИЗ ЭТАПОВ УРОКА ИДЕТ РАБОТА ПО РАЗВТИЮ РЕЧИ И ЧАСТИЧНОМУ АНАЛИЗУ ТЕКСТА. УРОК НАСЫЩЕН ВИДАМИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ. СПАСИБО!!!