Доклад учителя начальных классов на тему «Развитие логического мышления учащихся при обучении орфографии в начальных классах»
План:
1. Вступление.
2. Упражнения по орфографии.
3. Шаги решения орфографической задачи.
4. Опознавательные признаки орфографии.
5. Выводы.
6. Литература.
В процессе обучения школьника орфографии необходимо опираться на методические условия, являющиеся необходимым фоном по отношению к применяемой учителем системе работы. Овладение орфографическими умениями – процесс длительный и неравномерный. Правописанием одних орфограмм учащиеся овладевают относительно быстро, правописанием других – достаточно долго. Одной и той же орфограммой учащиеся тоже овладевают по-разному в связи с тем, что ней есть трудные случаи в применении правил.
Путь механического заучивания правил правописания может дать видимость успеха лишь на короткое время и лишь по отдельным видам орфограмм. Поэтому
учителю, обучающему детей основам орфографии, необходимо знать и опираться:
• на принципы русской орфографии;
• на связь изучения орфографии с изучением грамматики и
фонетики;
• основные пути и способы усвоения орфографии учащимися.
При обучении орфографии учитель развивает умение решать орфографические задачи. Но трудность орфографических задач по сравнению с арифметическими состоит в том, что школьник должен сам перед собой ставить эту задачу: в процессе письма должен найти в слове орфограмму и осознать её как задачу, которую нужно решить. Трудность усугубляется тем, этих задач, то есть орфограмм очень много: в каждой строке текста от 5 до 10, и время на решение каждой задачи ограничено.
Учащийся должен:
• найти орфограмму в слове, словосочетании;
• определить её тип: проверяемая или нет; если проверяемая, то
определить, к какой грамматико-орфографической теме относится;
• определить способ решения задачи в зависимости от типа орфограммы: безударная гласная проверяется одним способом, слитное или раздельное написание – другим и т.п.;
• определить шаги (ступени) решения и их последовательность (то есть составить алгоритм);
• решить задачу, то есть выполнить 2-3 последовательных действия, не пропустив ни одного и не допустив при этом ошибки;
• написать слово в соответствии с решением своей орфографической задачи.
Если обратится к теории проблемного обучения, то можно легко найти в структуре решения орфографической задачи все признаки проблемности:
• учащиеся ориентируются в ситуации письма;
• сам в процессе письма находит объект задачи, осознает его и задачу, формирует задачу;
• сам находит способ решения этой задачи;
• сам решает и фиксирует результат, то есть пишет.
Решение орфографических задач – один из эффективных путей развивающего обучения. Общую модель решения орфографической задачи для самостоятельной работы учащегося можно представить в таком виде:
• какую орфограмму (буквы, часть слова) проверить?
• на какое правило? (определи способ проверки: какое правило следует применить или проверить по словарю);
• сделай вывод, как писать правильно;
• напиши правильно!
Казалось бы, самый простой способ поиска орфограмм – это выявление тех случаев, когда звук в слове слышится неясно и вследствие этого у ученика возникают колебания в выборе буквы для обозначения звука.
Однако школьники далеко не всегда могут обнаружить слабые позиции фонем. Основное количество ошибок в начальных классах на безударную гласную из-за неумения обнаружить орфограмму и быстро подобрать родственное проверочное слово.
Следовательно, нужна специальная систематическая тренировка учащихся в нахождении орфограмм, то есть выработка орфографической зоркости.
Этой цели способствуют звуко-буквенный анализ слова, устное орфографическое комментирование, подчёркивание орфограмм при выполнении письменных упражнений, умение определить, на какое правило данная орфограмма, а также словарно-орфографическая работа.
УПРАЖНЕНИЯ ПО ОРФОГРАФИИ
Звуко-буквенные упражнения
Упражнения этой группы развивают у учащихся внимание к звуковому составу произносимого слова, к соответствию (или несоответствию) букв звукам, развивают языковое чутьё и фонематический слух, умение видеть каждую букву в слове, то есть развивают орфографическую зоркость. Эти задачи нужно решать как можно раньше, на самых первых ступенях обучения.
Даются задания типа:
- сколько звуков в каждом слове и сколько букв? Назовите звуки и буквы. Какие буквы обозначают два звука? (Поём, поёт, поют, вьюга) Из каких звуков состоят данные слова? Какими буквами они обозначены?
- Выпишите слова, которые начинаются с гласных. Подчеркните в словах гласные, согласные.
- Двойное проговаривание – орфоэпическое и орфографическое.
- Фонетический разбор слов.
- Разбор слов по составу.
- Запишите буквами /луга/-/л,юстра/, /пар/-/п,атка/ - луга – люстра, пар – пятка.
Большое внимание на уроках уделяю развитию фонематического слуха. Это не только фонетический разбор, но ежедневные короткие упражнения, например:
1. Есть ли мягкие звуки в словах: шёпот, чудо, шиповник, конечно, мышь, дрожь?
2. Сколько раз звук /з/ встречается в предложении: Зина обратилась с просьбой к Лизе.
3. Составьте слово из звуков: глухая пара звука /з/ - /с/
глухая пара звука /д/ - /т/
гласный /о/, под ударением /о/
звонкая пара звука /к/ - /г/ - стог
4. Сколькими звуками отличаются друг от друга слова в парах: стук-стог, загадка-рогатка, пирожки-порошки.
5. В слове один звук. Докажите, что звук гласный.
УПРАЖНЕНИЯ НА ЗАПОМИНАНИЯ
Значительное количество слов приходится учащимся просто запоминать; такие слова в школе называют словами с непроверяемым написанием (из словаря). Запоминание – это один из важнейших элементов деятельности школьников, велика его роль и в обучении грамотному письму. Сущность словарно-орфографической работы заключается в работе над правописанием отдельного слова. Для неё используются слова как с непроверяемыми, так и с проверяемыми орфограммами, но имеющими те или иные трудности. Слова берутся из проверенных учителем домашних заданий, диктантов, изложений, сочинений. Вводятся отобранные слова в опрос учащихся, в орфографические пятиминутки, в обучающие упражнения, предлагаются в качестве домашнего задания для запоминания их правописания.
Словарно-орфографическая работа реализуется в следующих формах: заучивание правописания трудных слов, подбор однокоренных слов, словарно-орфографические диктанты, письмо по памяти.
Словарно-орфографические диктанты – эффективное средство формирования и совершенствования правописных умений учащихся. Методика проведения словарных диктантов, таких, как выборочный, картинный, с использованием загадок, с подбором синонимов и антонимов, по перфокартам, хорош известна учителям. В этой работе я хочу поделится своими находками.
1. На доске записаны слова. Учитель предлагает учащимся внимательно прочитать их. Затем слова закрываются и учитель говорит: «Сейчас я буду показывать картинки. Если название изображённого на картинке предмета совпало с записью слова на доске, то это слово записывайте в тетрадь, если не совпало – не записываете!» После каждого показа картинки даётся время на обдумывание. В конце проводится проверка.
2. На доске записаны пословицы с пропущенными словами. Учитель предлагает прочитать их и записать, вставляя подходящие слова.
Не велик . . . . . , да краснеет нос. (Мороз)
. . . . . любит чистоту. (Посуда)
Чужбина – калина, родина - . . . . . (Малина)
3. Запись слов с аналогичной орфограммой (по принципу “забегания вперёд”). На доске помещены слова, например: дежурный, тетрадь, уч_ник, учит_ль, р_бята, м_дведь. Учитель говорит: «Все слова подобраны по одному орфографическому признаку. Догадайтесь по какому? Запишите слова, вставляя пропущенные буквы».
Первые 2-3 слова нужно обязательно записать полностью, так как ученики не усвоили на предыдущих уроках написание этих слов, могут и в других словах допустить ошибку и написать из с буквой и.
4. Подбор слова с общим признаком. Учитель диктует или записывает на доске слова, предлагая учащимся подобрать и записать ещё одно.
Капуста, морковь, . . . . . . . (картофель) – овощи;
Село, город, . . . . . . . (деревня) – населённые пункты;
Восток, запад, . . . . . . (север) – стороны света;
Заяц, лисица, . . . . . . .(медведь) – дикие животные.
Списывание как специальное орфографическое упражнение опирается в первую очередь на зрительную и моторную виды памяти. Определённую роль в формировании правописного умения играет естественное проговаривание в естественной речи. Учитывая последнее, необходимо ориентировать учащихся на обязательное послоговое орфографическое проговаривание записываемого. Это приучит их к самоконтролю. Неосложненное списывание используется для обучения детей умению находить орфограммы, обозначению условий выбора правильных написаний.
Слепое, бездумное, беспроверочное списывание может принести вред, а не пользу. Любые упражнения, в том числе рассчитанные на запоминание, должны быть целенаправленными, осмысленными, что повышает уровень произвольного запоминания.
Особую роль играют задания на самопроверку: подготовься к списыванию, спиши, проверь написанное. Такую работу можно проводить на уроках в парах. В паре ученики проверяют друг у друга задания, выясняют, почему его нужно выполнить так, а не иначе. Учащимися работать в паре нравится. Ученики чувствуют себя ответственными за знания других. Но самопроверка должна стать обязательным правилом, войти в привычку.
Полезны орфографические пятиминутки, проводимые в начале урока и состоящие в устном проговаривании слов, словосочетаний; в записи и объяснении правописания некоторых из них на различные орфографические правила, например: У Ивашки руба_ка,
В руба_ке карма_ки
В лесу _синовом др_жат _синки
Срывает в_тер с _син к_сынки
Под с_сною у д_рожки
Ёж_к шьет л_се с_пожки
Полезно проводить различные варианты грамматического разбора, диктанты, изложения, сочинения и т.д.
ШАГИ РЕШЕНИЯ ОРФОГРАФИЧЕСКОЙ ЗАДАЧИ
Самыми сложными упражнения, содержащие орфографические задачи: дан текст на разные правила, а в нём нужно найти орфограммы и проверить их. Такие упражнения называются осложненным списыванием. Такое списывание учит школьников выбору орфограммы из ряда возможных написаний, которые по отношению к ней являются ошибочными. При решении орфографической задачи учащийся осуществляет ряд мыслительных действий, связанных с поиском места пропущенной орфограммы и остальных условий выбора. При осложнённом списывании учащиеся прежде всего указывают морфему, в которой пропущена буквенная орфограмма, или две соседние морфемы, если пропущена небуквенная орфограмма. Далее учащиеся вспоминают остальные условия выбора и решают, какая орфограмма была пропущена, во время списывания вставляют её.
Осложненному списыванию предшествует либо зрительная, либо словесная, либо зрительно-словесная подготовка учащихся.
Зрительная подготовка заключается в предварительном чтении либо всего текста, либо отдельных слов и состоит в восприятии отдельных слов, правописание которых затрудняет учащихся. Они записываются на классной доске; в них графически обозначается условия выбора изучаемых орфограмм. Далее учащиеся списывают текст упражнения, вставляя пропущенные буквы.
Словесная подготовка – это обоснование выбора орфограмм на основе применения орфографических правил и заключается в обосновании выбора орфограмм на месте пропусков.
Зрительно-словесная подготовка сочетает в себе элементы обоих видов подготовки.
Указанные или неуказанные орфограммы в обоих случаях имеют достоинства: в первом случае школьник не может уклонится от решения задачи, так как ему нужно определить, какую букву писать на месте точки; второй ценен тем, что в алгоритм решения задачи добавляется один шаг в начале: поиск орфограмм в словах. Выполнение этого шага приближает школьника к естественны условиям письма.
Упражнения последнего типа – комбинированные. В них скрыто заложены задачи разных типов, на разные правила. При выполнении комбинированных упражнений осуществляется повторение ранее пройденного.
Списывание должно приобрести характер диктанта, точнее самодиктанта: ученик прочитывает слово или предложение, запоминает его часть, произносит про себя (не глядя в книгу), затем пишет, диктуя сам себе, в затруднительных случаях прибегая к орфографическим правилам, - решает орфографические задачи.
При комментировании нужно соблюдать следующие требования:
• оно должно сливаться с процессом письма, так как конечная цель комментирования – учить мысленно объяснять трудные случаи;
• стремится к тому, чтобы темп комментирования совпадал с темпом письма;
• успех комментирования – в его непрерывности. Проводимое от случая к случаю, оно не даёт результата.
Обучающий диктант как специальное орфографическое упражнение опирается прежде всего на слуховую и речедвигательную орфографическую память. В процессе восприятия диктуемого пишущий, прежде чем записать услышанное, мысленно определяет фонемный состав слов, который запоминает и воспроизводит на письме в виде букв. Если школьник приучен к этой деятельности, то он, как правило, должен достаточно грамотно писать.
К неспециальным орфографическим упражнениям относятся: конструирование, подбор слов определённой структуры, творческий диктант, изложение.
Вершиной орфографических упражнений является сочинение, так как в таком письме орфография не является целью, а рассматривается как необходимое письма. Главное в сочинении - передача собственных мыслей. В этом и состоит одна из самых важнейших задач обучения орфографии. Поэтому важной работой при написании сочинений является орфографическая подготовка учащихся. Содержанием этой работы являются орфографические словники, составляемые учителем в соответствии с темами сочинений. Тема сочинения подвергается микротемному анализу, а содержание микротемы – лексическому анализу. Отобранные слова группируются по видам орфографии и включаются в поурочные планы очередных трёх-четырёх уроков для составления словосочетаний, предложений, сочинений по опорным словам. В момент работы с ними производится объяснение выбора орфограмм. Учащимся рекомендуется запомнить правописание этих слов. Такая работа не только повышает орфографическую зоркость учащихся, но и развивает, обогащает их словарный запас, речь.
ОПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ ПРИЗНАКИ ОРФОГРАММ
Первый опознавательный признак – несовпадение буквы и звука. Второй опознавательный признак – звуки, дающие наибольшее количество несовпадений (опасные звуки).
Необходимо как можно раньше научить детей замечать в словах такие “опасные” звуки, такие позиции в словах, такие пары звуков:
• это гласные – а, о, и, е;
• пары звонких и глухих согласных;
• сочетания жи-ши, ча-ща, чу-щу;
• сочетания стн-сн, здн-зн, в которых могут встретится непроизносимые согласные;
• согласные п, к, ф, т, с, ш на конце слова, которые могут оказаться позициями фонем б, г, в, д, з, ж;
• повышенное внимание должно обращаться на буквы е, ё, ю, я;
• мягкие согласные (особенно л мягкое) также относится к числу “опасных”;
• “опасными” позициями в слове следует считать окончание, стык приставки и корня и многое другое.
Третий опознавательный признак – это морфемы корень, приставка, суффикс, окончание, соединительные гласные в сложных словах, возвратная частица ся (сь); сочетание морфем – две приставки, 2-3 суффикса.
Опознав в слове разные морфемы, школьник целенаправленно ищет орфограмму, так как уже заранее знает, какие именно трудности (орфограммы) могут встретится в приставке, корне, окончании, какие – на стыке морфем.
Так учащиеся 2-3 классов уже знают из практики, что в приставке под вообще ничего проверять не нужно – достаточно только убедиться, что под – это приставка, а не начало корня, так как приставок пад и пот в русском языке нет.
Опознав в слове корень, учащийся уже знает, что в корне весьма вероятны безударные гласные, возможны звонкие-глухие согласные и что их надо проверять путём родственных слов или путём изменения формы слова.
Опознав сочетания морфем (приставки и корня), ученик ожидает такие орфографические трудности, как двойные согласные (ссыпал, оттянул); необходимость проверки звонких и глухих согласных на стыке морфем (отдохнул).
На основе опознавательных признаков формируются алгоритмы орфографических действий.
Алгоритм составляется под руководством учителя на начальном этапе изучения нового правила и применения его на практике. Он записывается тетради с тем, чтобы на первых порах ученик мог им пользоваться при выполнении упражнений. Готовый алгоритм в виде таблицы учитель использует для работы в классе при повторении и обобщении материала. Целесообразно, чтобы алгоритмы были составлены на все изучаемые орфограммы.
Название орфографических тем, орфограмм. Природа орфограммы, основа её проверки. Опознавательные признаки орфограмм
1 Безударные гласные в корне слова – проверяемые и непроверяемые. Для проверяемых – морфологический способ проверки; для непроверяемых – запоминание ( традиционное написание) а) безударные; неясность звучания;
б) гласные а, о, е, и как наиболее “опасные”;
в) место в слове – находится корень
2 Звонкие глухие согласные – проверяемые и непроверяемые. Для проверяемых – морфологический способ проверки; для непроверяемых – запоминание (традиционное написание) а) согласные, образующие пары по звонкости-глухости б-п, д-т, з-с, ж-ш, г-к;
б) их место в слове: корне слова (с точки зрения морфемного состава), в абсолютном конце слова или перед согласными ( с точки зрения фонетического состава слова)
3 Непроизносимые согласные в корне слова. Морфологический способ проверки. а) “опасные” буквосочетания стн, здн, н, зн, и другие;
б) место в слове – корень слова.
Таким образом, с первого класса начинается обучение решению орфографических задач. Чтобы решение их стало эффективным способом усвоения норм правописания, необходимо развивать интерес и желание ставить и решать орфографические задачи.
Итак, чтобы решение орфографических задач протекало успешно, необходимо соблюдение нескольких условий.
Во-первых, от учителя требуется знание индивидуальных особенностей каждого школьника. Обучение не должно утомлять и должно способствовать развитию познавательного интереса.
Во-вторых, решение орфографических задач не должно приводить к обеднению мыслительной деятельности, то есть чтобы не прерывалась цепь логических связей, чтобы задача не решалась на основе догадки и тем более случайности, должно постоянно идти повторение изученных орфографических правил.
В третьих, на фоне уже изученных и усвоенных правил, вводятся новые задачи, вытекающие из нового материала, изучаемого в классе. Автоматизация письма.
Такова структура деятельности учащихся в процессе усвоения орфографии.
Современная методика орфографии, опирающаяся на понимание свойств русского правописания и закономерностей её усвоения учащимися, делает главный акцент на сознательность обучения, на познавательную активность самих учащихся. К автоматизму в орфографии школьник идёт через понимание орфографической системы, через решение задач путём постепенного свёртывание этих решений.
Литература:
1. Львов М.Р. Обучение орфографии в начальных классах. Нач. школа, 1984г. №2,5; 1985г. №3;1986Г. №7,10.
2. Арямова О.С. Обучение решению орфографических задач. Нач. школа. 1988г.№4
3. Христенко М.А. Тиц М.В. Развитие логического мышления учащихся при обучении орфографии. Нач. школа, 1988г. №12
4. Гордеев Э.В. Творческий подход к изучению слов с непроверяемым написанием. Нач. школа 1995г. №1
5. Граник Г.Г. Секреты орфографии. М.: Просвещение 1991г.
6. Ладыженская Т.А. , Баранов М.Т. Методика преподавания русского языка. М: Просвещение 199
Рекомендуем посмотреть:
Проектные задачи в начальной школе
Развитие познавательного интереса учащихся начальных классов посредством решения задач с художествен
Развитие художественных способностей младших школьников на уроках литературного чтения
Работа с текстом, 4 класс. Курс "Риторика"
Похожие статьи:
Требования госстандарта к литературному чтению и русскому языку в начальной школе
Создание воспитательной среды в начальных классах
Особенности воспитательной работы в начальной школе
Мониторинг сплоченности классного коллектива
Воспитание в начальной школе по ФГОС