Нетрадиционные формы и приёмы развития речи дошкольников.
Современная коррекционная практика в дошкольном образовании отмечает нарастающее неблагополучие психического и психосоматического развития детей. Происходит накопление неблагоприятных феноменов: отставание в познавательной сфере, гиперактивность, заметный скачок индекса агрессивности и эмоционально-личностной неготовности к обучению в широком смысле слова, во многих случаях эмоционально-личностная и когнитивная незрелость ребенка, проблемы его адаптации к социуму.
Предлагаемая система нетрадиционных игр и упражнений, разработанная и используемая логопедической работе, поможет устранить и смягчить неблагоприятные (внутренние и внешние) условия развития современных дошкольников, обогатить их коммуникативную деятельность.
Цель: создание, систематизация и апробирование нетрадиционных педагогических технологий для формирования всех компонентов речи у детей дошкольного возраста.
Были избраны формы работы с песком и водой. Дошкольники с удовольствием играют с песком и водой; такие игры насыщены положительными эмоциями: восторгом, удивлением, волнением, радостью.
Песочные крупинки и струйки, капельки воды могут не только привлечь и активизировать внимание дошкольника, но и стать замечательной средой для его развития и обучения. Вода и песок прекрасно снимают стрессовую тревожность, регулируют нервно-психологическое напряжение. Такие игры способствуют как развитию интеллектуальных способностей, так и тактильно-кинестетической чувствительности и мелкой моторики, что так важно для детей-дизартриков.
Далее представлены различные игры с водой и песком, которые активно используются при коррекции речи дошкольников.
Игры, направленные на автоматизацию звука в слогах, словах; а также на развитие фонематических процессов
Огромное количество книг в чёрно-белом варианте натолкнуло на мысль использовать разноцветный песок при работе.
1. Засыпание песком слоговых дорожек (прохождение по камушкам, раскрашивание шариков, собирание цветов, яблок и т. д.)
2. Засыпание песком нужных картинок для того или иного звука.
3. «Песчаная буря» – нахождение в песке картинок с нужным звуком.
4. «Песочная картина» – рисование на песке различных полос, точек, горок, проговаривая при этом изучаемый звук или слоги с ним.
Игры, направленные на автоматизацию звука в связной речи
Игра «Кактус»
Воспитатель обращается к детям: «У нашей картины-кактуса должно вырасти много колючек. Давайте поочерёдно задавать вопросы по содержанию картины и отвечать на них. При этом все вопросы и ответы мы будем обозначать палочками – «колючками».
Благодаря этому приёму дети мысленно выстраивают план своего будущего рассказа и одновременно играют.
Игра «Разноцветное дно» (Вариант игры «Кактус»).
Этот приём преследует ту же цель, что и предыдущая игра, но детям он нравится больше.
При вопросах и ответах по предложенной картине ребёнок и взрослый поочерёдно бросают на дно водного бассейна камешки. Это красиво и увлекательно. Благодаря такому приёму дети так же мысленно выстраивают план своего будущего рассказа и одновременно играют.
Игра «Камешки для ручейка»
Как научить ребёнка составлять подробный и интересный рассказ по серии сюжетных картинок? Для этого необходимо для каждой картины из серии придумать не одно предложение, а несколько. Детям часто трудно вычленить отдельные предложения из речевого потока и тем более сосчитать их количество. Можно применить с этой целью следующий игровой приём. «Дети, представьте, что серия картин – это ручеёк. Давайте подарим ручейку по 3-4 камешка, одновременно придумывая для каждого камешка предложение по картине».
Ребёнок начинает присматриваться к деталям изображения, его рассказ становится более полным, красочным и интересным. Для закрепления можно попросить ребёнка «собрать камешки у ручейка», припоминая при этом, о чём он говорил.
Игра «Орлиный глаз»
Детям очень нравится перевоплощаться в индейцев и находить на картине отдельные её фрагменты. По мере нахождения этих фрагментов с помощью пронумерованных трафаретов у ребят складывается последовательный рассказ.
Игра «Тайна решётки
Игра предполагает составление рассказа с постепенным раскапыванием ячеек мнемотаблицы, которые «занесло песком во время песчаной бури». С помощью кисточки ребёнок откапывает пронумерованные по порядку этапы плана рассказа, благодаря которым составляет последовательный пересказ.
Игра «Тени на песке»
Во время игры проигрываются на песке и рассказываются детьми русские народные сказки с использованием чёрных контурных изображений персонажей. Контурное изображение сказочных героев необычно для восприятия дошкольников, тем самым поддерживается стойкий интерес к рассказыванию по ролям предложенного произведения.
Игра «Песочная буря»
В песке закапываются различные картинки: «Ошибки художника», чистоговорки в виде пиктограмм. Дети, постепенно раскапывают фрагменты картинок и составляют предложения или текст чистоговорки.
«Весёлые потешки»
Этот приём предполагает запоминание и дальнейшее рассказывание русских народных потешек с одновременным проигрыванием их руками в песке или воде.
Игра «Раз палочка, два палочка…»
Использование счётных палочек при запоминании речевого материала. Воспитатель и дети выкладывают с помощью счетных палочек символический текст потешки, скороговорки и проговаривают ее.
Благодаря использованию нетрадиционных приёмов воспитанники с большим интересом выполняют предложенные задания, при этом сохраняется устойчивое внимание к поставленной перед ними задаче, повышается уровень усвоения детьми программного материала, сокращается время на коррекцию речевых недостатков.
Рекомендуем посмотреть:
Консультация для родителей ДОУ. Развитие связной речи у детей дошкольного возраста
Конспект НОД по речевому развитию в подготовительной группе на тему: Осень в лесу
Коррекция звукопроизношения у детей дошкольного возраста
Причины задержки речи у детей