Подарок к Дню города своими руками. Мастер-класс с пошаговым фото
Мастер-класс: Вознесенский собор в Великих Луках. Великим Лукам - 850: на пороге юбилея
Автор: Алина Николаева 9 лет, обучающаяся «Детской художественной школы имени А.А.Большакова», Псковская область, город Великие Луки.
Педагог: Наталья Александровна Ермакова, преподаватель, Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей «Детская художественная школа имени А.А.Большакова», Псковская область, город Великие Луки.
Описание: работу можно выполнить с детьми младшего школьного возраста. Материал может быть полезен педагогам, родителям, и всем кто увлекается творчеством и историей древнего города Великие Луки.
Назначение: подарок к юбилею города, участие в творческих выставках посвящённых 850-летию Великих Лук.
Цель: создание декоративного панно.
Задачи:
-продолжать знакомство детей с историей города Великие Луки, познакомить с православными историями и легендами города;
-совершенствовать навыки работы в технике "гуашь";
-развивать творческое мышление, умение создавать тематические декоративные композиции;
-воспитывать чувство любви и гордости к родному городу.
Тихие улочки. Брызги фонтанов.
Древняя крепость над древней рекой.
Город великий! Город наш славный!
Самый любимый и дорогой.
Непобеждённый, непокорённый,
Ты из руин восставал вновь и вновь.
Город, за подвиг людской награждённый,
Ты наша слава и наша любовь!
Гордо сияют на гербе три лука.
Пик обелиска пронзил небеса.
Город великий – Великие Луки,
Мы в твоей жизни. Ты в наших сердцах!
(Бахвалова А.В)
Здравствуйте, уважаемые гости! Мне очень нравится наш маленький и уютный городок Великие Луки. Много здесь есть уголков, которые дороги моему сердцу. Я расскажу о страницах его истории, который знают все, и о которых давно забыто.
Великие Луки-город с богатой историей, основанный на красивейшем месте у реки Ловать. Многоводна была наша Ловать, пока не истребили лесов, покрывавших дремучими борами земли по её берегам. По этим лесным дебрям не было ни проходу, ни проезду из-за чащи деревьев, из-за диких зверей, из-за лютых-более злых, чем звери-людей, селившихся в тех дремучих лесах. Зато раздольной гладкой дорогой служила наша Ловать. И по ней предприимчивые торговые, ремесленные и войсковые люди, и охотники за зверями, и земледельцы совершали свои большие и малые переселения и путешествия. И была наша Ловать во многие отдаленные века звеном Великого греческого пути.
Еще задолго до Рождества Христова в Великих Луках жило несколько семейств выходцев древней Эллады- и не только из городов Эвксинского Понта: Ольвии, Корсуня, Фанагории, Пантикапея, Танаиса и других, но даже из самых Афин. Жило в Великих Луках и несколько семейств викингов, скифов-«варваров», занимавшихся земледелием. Разный люд селился на берегах древней Ловати, просвещенные люди издревле водились в Великих Луках. Разоряли всякие враги и лихие люди наш город дотла, исчезал он с лица земли вместе с летописями и всякими иными книгами и рукописями, но не все книги, списки, выписки и свитки уничтожались. Некоторые люди уносили их, как реликвии, в изгнание, на чужбину, куда уходили, спасая историю нашего города.
Наш город очень красив, синее чистое небо поэтично отражается в древней реке Ловати. В давние давние времена по ней проходил Великий путь из Варяг в Греки. В «Повести временных лет» на первых же страницах, во вставном сказании о хождении апостола Андрея на Русь, сказывается о том пути. И далее оказывается, что Первозванный апостол и был первым, кто проделал весь этот путь, правда в обратном направлении-"из грек в варяги". Дважды ударил он своим посохом в тех местах, где воссияют великие города русские. Сначала указал апостол на горы киевские, а затем, по реке Ловать к Ильмень-озеру прошёл и на месте будущего Новгорода «жезл свой в землю погрузил... знак того, что просветится земля Русская».
В V – XIII веках основными путями в наших местах были водные, но уже развивались и сухопутные дороги. По тем и другим посещали Луки многие исторические деятели. Их имена сохранили легенды и страницы летописей: апостол Андрей Первозванный, великий князь киевский Олег Вещий, святые равноапостольные княгиня киевская Ольга и князь киевский Владимир I Красное Солнышко-Креститель Руси, великие князья киевские Игорь, Святослав, в его дружине ходили тут и три легендарных русских богатыря: Илья Муромец, Добрыня Никитич и Алёша Попович, князья Владимир Мономах, Ярослав Мудрый, Ростислав, святой благоверный князь Александр Невский...
Воскресенская, Ипатьевская и Новгородская летописи указывают разные даты основания города. Несколько гипотез возникновения Великих Лук существуют и у ученых - археолога М. А. Миролюбова, историков А. Е. Дмитриева, А. И. Вершинского, других исследователей "ключа" южных владений Великого Новгорода, "Предсердия Москвы", построенного на водном пути, старинного города Великие Луки.
Название города раньше связывали с именем легендарного новгородца, то ли богатыря, то ли разбойника Луки. Храбрый Лука Стрекач, оборонявший лучан от угона в рабство. Он грабил богатых, а бедных защищал, и когда был убит, о нем надолго сохранились воспоминания. Лука Стрекач упоминается в легендах XV века, когда город уже существовал и имел свое имя. Была и другая версия, что название города связано с лучниками (меткими стрелками из лука), которая и была отражена на гербе города. Город не имеет точной даты возникновения, он впервые упоминается в летописи под 1166 годом. Иногда среди предполагаемых дат основания поселения на месте Великих Лук встречаются и такие: 56 год до нашей эры, первый век-период времени начиная с 1 года по юлианскому и григорианскому календарям нашей эры, и другие.
Существует легенда записанная А. Мошиным со слов своего деда Мошина А.Т, по совету Пушкина А.С (с ним он познакомился на ярмарке в Святых Горах, побывал в гостях у поэта в Михайловском, хранил подарок - его "собственноручные рукописи") дедушка собирал предания о Луках по рассказам старожилов.
По легенде, в «лето от Рождества Христова 56-е, месяца июня, 30 дня» посетил наш город святой апостол Андрей Первозванный. Великолучане оказали Апостолу восторженный приём, дивились чудесам, благодарили за исцеления, но учению новому не вняли. Потому Апостол Андрей, прекратив проповедь, помолился и произнёс такие слова: «Господу Богу Иисусу Христу, пославшему меня, угодно, чтобы место сие, где я молился Ему здесь, было со временем покрыто алтарём храма во имя Пресвятой Троицы». Едва сошёл Святой Андрей с того места, как появилось облако, опустилось на землю и превратилось в огромный камень, который так и лежал нетронутым..
Спустя многие годы, а то и века, когда великолучане искали место для постройки храма во имя Святой Троицы, то увидели они на этом камне горящую огнём надпись, предписывающую поставить храм на месте камня. «Возможно ли тут храм построить, когда камень сей превеликий заграждает место?» - поразились они. Но тут же на камень опустилось облако, светившееся, как радуга, и камень исчез, и заложили на нем храм во Имя Святой Троицы. Первое упоминание о Троицкой церкви на этом месте относится к 1600 году. Клировые ведомости рассказывают о том, что в 1732(3)- 1741 годах церковь была перестроена на добровольные пожертвования. Храм стал двухэтажным с одноэтажным приделом и трёхэтажной каменной колокольней высотой 13 саженей.
Самый древний храм города и погиб самым первым. Он был снесён в 1935 (1936) году, и на его месте начали строить здание окружного комитета партии и окрисполкома. В 2002 году в память об исчезнувшем храме, на месте, где он стоял, установлен памятный знак. На стеле надпись: "На этом месте находилась Троицкая церковь, построенная в 1600 году".
Задолго до основания храма во Имя Святой Троицы, когда еще на том месте лежал превеликий камень святого апостола Андрея Первозванного, совершались у того камня чудеса: больные или обиженные, молившиеся святому Апостолу, получали исцеление или утешение. В 1331 году от Рождества Xристова, а от сотворения мира в лето 6839-е, 30 ноября, в день святого апостола Андрея Первозванного, у камня, на месте, где святой Апостол молился в Великих Луках, собрался народ и стал пением славить святого Апостола. Пришел сюда с народом и знаменитый разбойник Лука Стрекач, переодетый простым крестьянином, чтобы его не узнали. Он не веровал в Бога и возмутился душою, зачем народ славит святого Апостола. С помощью своих приятелей, может быть, тоже разбойников, он приставил к камню нечто вроде лестницы или бревна, влез на вершину камня и обратился к народу с речью, где возгордился и говорил против Бога. Но в ту же минуту стало меркнуть солнце, и скоро наступила тьма. В ужасе народ разбежался, наталкиваясь один на другого и ощупью пробираясь к своим жилищам, потому что ожидали кончины мира за грехи свои и стремились умереть дома, в кругу своей семьи. Убежал в смятении и разбойник Лука Стрекач. Тьма стояла от первого часу до третьего, а потом опять засияло солнце, и люди возблагодарили Бога и приписали заступничеству святого апостола Андрея Первозванного, что Господь избавил мир от гибели в этот день.
А Лука Стрекач покаялся и хотел пойти в монастырь, но святой схимник не принял его в обитель и повелел ему: "Встань теперь на защиту от ворогов земли нашей и ту примешь кончину честную." И вскоре бывший разбойник Лука Стрекач в сражении с кривичами был убит.
Луки (так до начала XV века назывался наш город) за свою многовековую историю терпели частые разорения от литовцев, удельных князей, Стефана Батория, Лжедмитрия, насильственно и неоднократно "изничтожавших его величие". Но каждый раз после пожара и погрома отстраивались заново, возводя одновременно с жилищами городские укрепления и церкви. Виной этих бедствий считается древнее проклятие. В конце VIII веков Великие Луки увидели у своих берегов несколько десятков обров-мужчин и женщин; их везли, как пленников, воины с юга, что бы продать подороже возле Ильменя. Воины уверяли, что эти обры только и уцелели, а все остальные погибли. И сложилась пословица: «Погибоша, аки обри». Великолучане не купили этих несчастных пленников и только всячески их высмеивали и над ними издевались (жестокие тогда были нравы). Но лежавший на берегу обр, по имени Ай, в цепях, встал вытянулся во весь рост, протянул руку и пророчески сказал великолучанам: "Есть высший Дух и высшая воля над всем живущим. И будете вы наказаны, хоть и не скоро, за то, что издеваетесь над нами, уже униженными, несвободными и страждущими... И погибнет город ваш неоднократно, и вместе — почти все потомки ваши!" Через три века начало сбываться пророчество того обра над потомками великолучан.
По смерти Рюрика его малолетний сын Игорь, охраняемый Олегом, ставил шатер свой в Великих Луках, Олег отобрал в Великих Луках пятьдесят лучших воинов и присоединил к своей дружине. Потом с дружиною отправился из Новгорода по Ловати и дальше по великому пути «из варяг в греки» покорять своей власти Смоленск и Любеч. Отнять Киев от Аскольда и Дира, коим Кудесник Мал предсказал, на берегах реки нашего города: Знаю, что вы, Аскольд и Дир, будете князьями... Но берегитесь: как обманом вы проникли в мой дом и лишили его всего, что было в нем наилучшего, так обманом отнимут у вас и ваше счастье, и вашу жизнь...
В Великих Луках кудесник, по имени Шур, предсказал Вещему Олегу счастливые завоевания и вечную славу. В древних легендах повествуется и о том, что в Луках киевскому князю Олегу, кудесник Изур предсказал ему смерть от своего любимого коня.
В 961 году княгиня Ольга крестила лучат. Есть легенда и о том, что первая русская святая, княгиня Ольга, во время посещения Великих Лук сказала: «Много страданий суждено пережить этому городу, но не даст Господь окончательно погибнуть ему: будут всегда хранимы ростки, из коих новые деревья увидят жизнь».
«10, 11 и 12 июля – три дня шатер святой Ольги стоял в Великих Луках, в крепости, на том месте, где после построят Воскресенский собор в Кремле. В ее обширном и богато изукрашенном шатре иерей совершал ежедневно освящение воды и богослужение, а на реке Ловати, в присутствии святой княгини Ольги, принимали крещение великолучане. Хотя сопровождала княгиню Ольгу дружина, испытанная в боях, однако же никого не принуждали к новой вере силою.
И сказала жителям Ольга: «Многострадальный град сей еще не все принял от бед мира сего. Ждут его горшие страсти и познает он смирение и унижение дозела. Но не даст Господь окончательно погибнуть ему… И храмы божие освятят и украсят места сии. И в отдаленных потомках вы узрите верных и славных служителей Бога и великой Отчизны нашей». (Мартирий Великолукский, Мартирий Зеленецкий, в миру — Мина; начало XVI века, Великие Луки,1 марта 1603-основатель Свято-Троицкого Зеленецкого монастыря. Канонизирован в Русской церкви в лике преподобного, память совершается 1 марта и 11 ноября (по юлианскому календарю).
По легенде, на глазах у народа княгиня совершила чудо: посадила в землю яблоньку-ранетку, и тотчас на ней зарумянились и созрели сладкие плоды, и было их так много, что хватило всем собравшимся. Там, где стоял шатер святой княгини Ольги была немедленно по ее отбытии поставлена часовня во имя Рождества Пресвятой Богородицы, впоследствии несколько раз подвергавшаяся разорению от нашествия на Великие Луки врагов. Но опять часовня эта возобновлялась, пока не заменена была Воскресенским собором.
Святослав, сын Игоря и Ольги, взял воинов из Великих Лук в свою дружину. Потом по вызову князя Владимира Красного Солнышка двести воинов из Великих Лук явилось служить в Киеве.
В Великих Луках, как и в Киеве и в Новгороде, стали строиться храмы Божий и монастыри, и познали великолучане славянскую письменность, а ранее лишь немногие образованные великолучане читали и писали по-гречески и хранили свитки и рукописи лишь на греческом языке. В XI веке Ярослав Мудрый бывал в Великих Луках, отдыхал тут от путешествия по Великому греческому пути. А когда Ярослав едва спасся в Великом Новгороде от злодеев, покушавшихся на его жизнь по приказанию его брата Святополка (прозванного Окаянным), и пошел с дружиною из новгородцев и варягов на Святополка войною, он брал в городах на пути своем лучших воинов и прежде всего сделал это в Великих Луках.
В Великих Луках долгое время хранилась грамота Владимира Мономаха, где он предписывал каждому мужу всякого состояния: не лениться и самому трудиться, не полагаясь на слуг; быть гостеприимным и щедрым; веровать в Бога и проявлять свою веру добрыми делами: покаянием, слезами и милостынею; держать клятву, любить мир; не гордиться и защищать слабых; не убивать ни правого, ни виноватого, не губить душ христианских.
С времён Владимира Мономаха, в Великих Луках вошло в обычай, что несколько человек добровольцев-воинов в полном вооружении отъезжали в Киев при каждом новом Киевском князе для увеличения его войска, а именно-отъезжали великолучане добровольцы в войска князей: Мстислава, Ярополка, Святослава, Изяслава, Всеволода (Олеговича).
Великие Луки пользовались некоторой долей самостоятельности: недаром же на Воскресенской башне кремля великолуцкого висел вечевой колокол, в разные времена Великие Луки имели собственных князей, которые, впрочем, оказывались подручниками князей Новгородских.
Окружность кремля была 503 сажени, на углах помещались: высокие деревянные башни, каждая с двумя бойницами, шатром, или чердаком и лестницами. Всех башен кремля было двенадцать: Воскресенская, Покровская, Егорьевская, Троицкая, Никольская, Успенская, Дубовая, Благовещенская, Пятницкая, Макарьевская, Спасская и Михайловская. Самыми большими из них были две, находившиеся при въездах в кремль: Воскресенская-шестиугольная и Спасская-четырехугольная, каждая в 16 саженей ширины.На Воскресенской башне висел вечевой колокол, созывавший вече или дававший знать о приближении неприятеля, о пожарах или иной общей опасности. В случае пожаров звонили и колокола всех церквей частыми тревожными ударами, такой обычай звонить «набат» при пожарах-в один колокол каждой церкви-и поныне существует в Великих Луках.
1405 и следующие годы были для Великих Лук годами больших бедствий: в 1405 году князь Литовский Витовт разорил часть города и сжег Троице-Сергиевский монастырь..В 1406 году псковитяне еще более разорили Великие Луки в отместку за то, что Великий Новгород отказал помочь Пскову воевать с Витовтом. Посадник Псковский Георгий
пришел к Великим Лукам с небольшой дружиной, и были псковичи приняты радушно, как гости. Но затем псковитяне ограбили город, взяли у великолучан их реликвию — Коложский стяг и многих жителей увели как пленных. В 1436 году Господин Великий Новгород возвратил себе Великие Луки и послал этому своему пригороду новый вечевой колокол взамен прежнего, расколовшегося и перелитого на церковный.
Когда впервые раздался звон нового вечевого колокола в Великих Луках, слетелось множество воронья и тучею носилось под облаками, над огромной толпой веча. Блаженный Михаил тогда предсказал: "Века не пройдет, немного более половины — замолкнут вечевые колоколушки и в Великих Луках, и в Господине Великом Новгороде. Отнимутся вольности наши, поляжет множество народу на бранях и погибнет в полоне... А еще горшему бывать впереди... Наказание Господне за гордыню Новгородскую. Гордым Бог противится. Из подчинения же образуется царство великое, нерушимое и справедливое, по Божьему произволению" (покорение Великого Новгорода и земли его Иваном III Васильевичем).
В старых рукописях также упоминается о том, что в Луках Великих побывали: святая княгиня Евфросиния Полоцкая (ее крест поныне хранится в Великолуцком Троице-Сергиевском монастыре), князь Мстислав Удалой, князь Александр Ярославич (впоследствии-святой Александр Невский), святой князь Довмонт (на пути из Литвы в Псков), блаженный архиепископ Новгородский Василий, новгородская посадница Марфа Борецкая, боярин Строганов, король Стефан Баторий, холоп Иван Болотников, гетман Ян Петр Сапега, Марина Мнишек с отцом, гетман Жолкевский, царь Петр Алексеевич и святой угодник Божий Мартирий Великолуцкий. Но никаких легенд, связанных с этими именами, не отмечено.
Есть еще запись о том, что схимник Симеон поведал миру: "Наипаче наказан град Великие Луки за то, что в граде сем в 1698 году поднялась меж великолучан и стрелецких полков смута супротив самого государя и что отсюда пошли к Москве с умышлени-ем: побить иноземцев, отставить государя Петра Алексеевича, на чужой стороне проживавшего, а на престол посадить царевну Софию Алексеевну, освободив ее из монастыря. И за то была кара великая: не токмо упразднен был святительский высочайший престол богоспасаемых градов Великого Новограда и Великих Лук, но и был изъят город Великие Луки из земель Новгородских, а приписан к такой области, которую и выговорить человеку российскому вовсе даже невозможно (Ингерманландия). Когда снимется кара сия, тот святительский высочайший престол Новограда и Великих Лук восстановится; узрят на нем митрополита, праведной жизни святителя и богомольца и пастыря; по всей земле Российской настанет Промыслом Божиим конец засилью иноземцев... " (XI Патриарх Московский и всея Руси Тихон, в миру Василий Иванович Беллавин, первый патриарх после восстановления патриаршества в России, погост Клин в 30 километрах от города).
В былые времена территорию Великих Лук и близлежащих земель украшали купола нескольких десятков храмов и часовен. К сожалению, практически все они уничтожены временем и людьми, за своё существование город разрушался до дла 14 раз. В городе было три собора,16 самостоятельных православных церквей, 11 часовен и два монастыря, а помещений для богослужения и того больше. Например, в здании Спасо-Преображенской церкви было две: Преображенская и Благовещенская, в Предтеченско-Тихвинской церкви Троице-Сергиева монастыря располагались церкви Иоанна Предтечи и Тихвинской Божьей Матери. Главный из соборов назывался Первый Воскресенский. "Собор Великих Лук о пяти синих куполах, с зеленым шпилем колокольни, помещается между валами старой крепости; подле него находятся все воинские учреждения. Старейшая часть постройки, кубическая, резко выделяется от позднейших пристроек. Плоский купол накрывает церковь: железные связи и голосники виднеются в обилии; иконостас двухъярусный, довольно плоской профили, золоченый: иконы Спасителя и Богоматери по сторонам Царских врат сияют в богатых ризах; над иконостасом нарисовано синим по белому подобие шатра, под короною. Воскресенский собор заложен Петром I в 1682 году и в нем имеются две иконы, пожертвованные царями Петром и Иоанном Алексеевичами. Оба придела - 1819 и 1826 годов, иконостас - 1792 года". Молодой царь Петр и его брат присутствовали при закладке храма, где стоял шатер святой княгини Ольги, которая в 961 году посетила наши места.
Несмотря ни на что, Небесные силы всегда поддерживают праведные дела великолучан. Это ярко проявилось в ходе сражений за древний русский город Великие Луки. Первое освобождение нашего города во времена Великой Отечественной Войны произошло в День Иконы Казанской Божьей Матери 21 июля 1941 года, когда воины 22-й армии совместно с народными ополченцами вышибли немецких захватчиков из Великих Лук и 35 дней героически его обороняли.
Небесная, Святая поддержка благословляла воинов 3-й ударной армии и при втором, окончательном освобождении Великих Лук в ноябре 1942 – январе 1943гг. Великолукская наступательная операция началась 24 ноября в День памяти Святого Преподобного Мартирия – Игумена Зеленецкого, единственного Святого родившегося в нашем городе. Благословил Святой праведное воинство на победу. А 25 ноября, когда в сражение вступили основные части и соединения, отмечается День Иконы Божьей Матери «Милостивая». Не без Святой Милости и была одержана Великая победа в этой операции, самой удачной операции войск Калининского фронта в ходе стратегической операции «Марс».
Много легенд и сказаний о нашем славном городе, и самая необычная и романтичная про сон императрицы Екатерины Великой.
Июльский день знойным закатом золотил кресты и купола церквей небольшого города. Предвечернюю тишину нарушал лишь редкий лай собак. В сгустившейся жаре листья деревьев замерли в почётном карауле. Эту пасторальную идиллию нарушил внезапный, нарастающий шум. По улицам стремительно мчалась пёстрая кавалькада всадников и карет.
И сразу проснулись колокола всех церквей, поплыл над землёй приветственный, величавый перезвон. Было отчего. Впервые город посетила её императорское величество всемилостивейшая государыня императрица Екатерина Алексеевна Всероссийская. Процессия остановилась на крутом берегу озера Тиноватого, у путевого дворца (сейчас на этом месте стадион), специально построенного в городе к её приезду. Дальняя дорога и обильная трапеза подействовали усыпляюще. Императрица не стала долго противиться своему желанию и сладостно отдалась в объятия Морфея.
Под утро ей приснился необыкновенный сон. Три воздушных шара, два красных и золотой, парили в бесплотной синеве летнего неба. Неожиданно, они беззвучно лопнули и три розовых, шаловливых купидона, игриво закружили над дворцом. В руках они держали блестящие золотые луки, а их лица были странно похожи на лица её фаворитов. Подлетев поближе к её величеству, они внезапно выхватили по стреле и, ловко натянув тетиву луков, выпустили их точно в цель. Государыня не успела вскрикнуть от страха, как, звонко пронзив воздух, три золотые стрелы поразили её любвеобильное сердце. Моментальный ужас сменился радостным блаженством и волшебная нега проникла в каждую клеточку пышного тела. И она полетела, полетела, полетела в страну, которая называется Любовь.
Церковный благовест вернул императрицу к реальной жизни. Сегодня, 7 июля 1780 году, Россия отмечала праздник Святой Троицы. В сопровождении многих горожан государыня посетила Троице-Сергиевский монастырь (сейчас на этом месте расположена кондитерская фабрика) и после литургии пожаловала сей обители 1000 рублей на ограду и ещё 200 на другие надобности.
Знатная процессия покидала город в лучах предвечернего заката. Из окна самой богатой кареты на миг показалось улыбающееся лицо её величества. Она хотела навсегда запомнить облик места, где ей приснился столь чудесный сон.
Не прошло и одного года после этого события, как в мае 1781 года императрица Екатерина II утвердила герб города Великие Луки: "в красном поле три золотых больших лука"-самый куртуазный и любвеобильный герб России.
В российской глубинке, вдали от столиц.
Раскинулись улицы крыльями птиц.
Мой город любимый! Цвети и расти!
Роднее тебя мне нигде не найти!
Я славлю тебя, Великие Луки, родной!
И где бы я ни был - ты в сердце моём!
История города Великие Луки
Материалы и инструменты:
-лист бумаги А3
-карандаш простой, ластик
-гуашь, кисти
-баночка для воды, тряпочка
-палитра
-блёстки, лак для ногтей
Ход мастер-класса:
Начинаем работу с карандашного наброска. Рисуем рамку внутри листа, по краям рисуем цветочный декор, в середине располагаем собор и деревья. Рисунок делается легкими линиями, рисуем лишь приблизительные силуэты, всё остальное будем делать сразу в красках.
С помощью палитры создаём голубой цвет, смешиваем белую и синею краски. Затем разукрашиваем небо внутри рамки.
Далее используем оранжевый и жёлтый цвета, с небольшим добавлением красного-рисуем листву деревьев второго плана.
Крона деревьев рисуется методом примакивания кисти к листу, кисть в процессе моем лишь изредка, а в основном набирает цвет на цвет. Для деревьев первого плана используем зелёный травяной, жёлтый и немного коричневого. Стволы окрашиваем в коричневый цвет, и вводим туда немного мазков охры и чёрного-объём деревьев.
Собор окрашиваем в белый цвет, купол в изумрудный. Далее оттенки-в белоснежном храме отражается синева небес, золото осенней листвы-вводим эти цвета в мокрые белила, лёгкими, маленькими мазками, делая цвета еле приметными глазу.
Придаём куполу объёмность и живописность с помощью белил и усиленного изумрудного цвета( смешиваем на палитре синею и изумрудную).
Опять пользуемся палитрой для создания голубого цвета-рамка.
Возвращаемся к внутреннему пейзажу работы. Синим цветом подчёркиваем белоснежную красоту собора и яркую синеву небес. Обрисовываем все контуры синим и чистой кистью с водой размываем цвет от тёмно синего к голубому. Рисуем лёгкую дымку облаков.
Теперь досконально прорисовываем деревья, оттеняем их более сильными тонами используемых ранее цветов. Рисуем дополнительные листья.
Рамочку декорируем мазками красного и белого цвета, смешивая их между собой(накладываем мазок на мазок). Нужно сделать плавный переход от красного в голубой. Рисуем изумрудные листья.
Оживляем листья белыми мазками.
Рисуем синие цветы, в них тоже добавим по капельки белого.
Дорисовываем собор-окошки с решётками и крыша. Затем декорируем всю работу блёстками.
Наносим прозрачный лак для ногтей на нужные нам части работы и посыпаем блёстками, или работаем лаком который их уже содержит.
Белым цветом пишем юбилейную дату, убираем все погрешности работы и подарок к юбилею города готов.
Спасибо за внимание!
Рекомендуем посмотреть:
Пластилинография в начальной школе. Мастер-класс
Насекомые из пластилина. Мастер-класс с пошаговым фото
Пластилинография в хохломских узорах. Гроздь рябины
Пластилинография для младших школьников Берёзовая роща. Пошаговая инструкция с фото
Похожие статьи:
Каллы из пластилина