Роспись камня "Мышки в сыре" своими руками. Мастер-класс с пошаговыми фото
Мастер-класс: Роспись камня "Мышки в сыре" гуашью
Автор: Наталья Александровна Ермакова, Преподаватель, Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей «Детская художественная школа имени А. А. Большакова», город Великие Луки, Псковская область.
Описание: работу можно выполнить с детьми младшего школьного возраста. Материал может быть полезен всем кто увлекается творчеством, любит садоводство, цветы.
Назначение: работа послужит прекрасным оформлением садового участка, украсит интерьер любого дома, станет прекрасным подарком для родных и близких людей.
Цель: создание фигур для украшения сада из подручных материалов.
Задачи:
-учить детей созданию садовых фигур из подручных материалов (камень);
-совершенствовать навыки росписи по камню;
-развивать воображение и фантазию, творческий потенциал детей посредством работы с разными природными материалами;
-воспитывать интерес к дизайнерской работе в оформлении садового участка, к истории и традициям Русской Земли.
Здравствуйте, уважаемые друзья и гости! Сегодня я предлагаю Вашему внимаю мастер-класс по росписи камня "Мышки в сыре". И как наши древние предки не делали ни чего просто так, так и я стараюсь изучить предмет своего творчества, узнать его корни и историю.
Все мы знаем о Петре I -новаторе, который так много сделал полезного для России, даже привёз из Европы картофель и помидоры, якобы завезённые туда из Америки. На самом же деле ещё до Петра, у славян было 108 видов орехов, 108 видов овощей, 108 видов фруктов, 108 видов ягод, 108 видов клубеньковых, 108 видов злаков, 108 пряностей и 108 видов плодов, соответствовавшие 108-русским богам.
Также бытует мнение, что сыр в России появился только при Петре I, но нет всё началось гораздо раньше!
В 1698 Пётр I, действительно, привёз мастеров-сыроделов из Голландии. Но не для того, чтобы обучить русских, как делать сыр, а для того, чтобы показать, как запустить его масштабное производство.
В нашей стране сыр известен с древних времён. Вскоре за одомашниванием животных к человеку пришло умение использовать молоко для приготовления различных продуктов. Славяне превращали сквашенное молоко в творожистую массу, которую коптили над костром и потребляли в пищу вместо хлеба.
Гораздо позже, коровье молоко разливали по крынкам, которые потом оставляли в доме при комнатной температуре. Через определённое время молоко скисало, и получалась простокваша. После крынки с молоком ставили на тёплую печь, где оно окончательно створаживалось, а сыворотка отделялась от массы. Таким образом получался сырный творог, его подвешивали в марле к потолку и затем солили. Вот и весь рецепт сыра. Интересно, что в то время сыр не только употребляли в пищу, но им приносили требу (треба - это принесение даров Славянским Богам и Предкам) некоторым богам, а также платили им дань германским племенам.
По представлению многих из нас сыр является любимым лакомством мышей. Однако это не так, мыши не любят сыр, хотя съедят его, если никакой другой еды не будет. Основной рацион мышей составляют зерно, фрукты и овощи, которыми были полны амбары и погреба наших предков. Мыши были главной угрозой всех съестных припасов на зиму-это нашло своё отражение в фольклоре и устном народном творчестве:
-Мышь, гложет, что может.
-Был бы хлеб, а мыши будут;
-Не велика мышка, да зубок остер;
-Повадился, как мышь в короб;
-Мышка роет, роет, пока до кошки не дороет;
-Мышке и кошка зверь;
-Мышь в амбаре не заморить;
-Мышь в коробе — как воевода в городе;
-Мышь гору не источит;
-Мышь из реки больше не выпьет, чем в брюхо влезет;
-Мышь сыта — мука горька.
Мышь в славянской культуре имеет образ неспокойного, пугливого, ночного зверька, который паразитирует на продовольственных запасах человека. Мышей боялись по многим причинам. Например, мыши считались переносчиками заразы, а иногда и смертельных заболеваний. Кроме всего прочего стаи грызунов могли спокойно опустошить амбары с припасами.
Чтобы мыши не поели зерна, снопы с поля начинали свозить в овин в тот день недели, на который пришелся в этом году праздник Благовещения. Считали, что везти снопы надо поздно вечером или ночью, когда все спят, причем так, чтобы не встретиться по пути с женщиной. По дороге сквозь спицы колес телеги бросали камни. Снопы с первого воза ставил в овине раздевшийся донага мужчина. Для мышей опрокидывали набок первый сгруженный с воза сноп или оставляли им зерна на дне телеги. От мышей помещали в овине палку, с помощью которой до этого удалось разнять ужа и гадюку. В некоторых местах под снопы стелили ольховые ветки, а на дно сусеков клали ветки бузины. У южных славян оберегам от мышей посвящены специальные "мышьи дни".
Большинство грызунов в славянской мифологии были животными Перуна, мышь же была существом Макоши во всех ее ипостасях. Как прядильщица, которая прядёт божественные нити, Макошь является Бгиней судьбы, по повериям славян, именно она занимается прядением нитей жизни, помощницами этой Богини являются Доля и Недоля. Макошь очень разносторонняя Богиня, она является покровительницей рукоделия, женщин, рожениц.
Поэтому на бытовом уровне, в домашних обрядах мышь чаще всего упоминается в связи с беременностью, родами и новорожденными детьми. Мышь, в поверьях славян, связывалась с подземным миром, миром мертвых. Поэтому мышь имела особую связь с беременной женщиной благодаря ее особому статусу, близкому к границе жизни и смерти.
Мышь была символом похотливости, но в то же время именно мышь молили о здоровом потомстве. Именно у мыши скотоводы просили об обильном приплоде. Мужчины молили мышь о том, чтобы она дала им мужскую силу.
Мышь и ее противостояние с кошкой для славян олицетворяли всегда борьбу двух миров: темного и светлого. За то,что мыши живут в укромных уголках, стараются не показываться на свет их сравнивали с тенью, духом умершего человека.
Мыши, подобно домовому, считались законным и непременным обитателем дома. Мышей всегда задабривали, убивать мышь, без особой на то надобности, было запрещено.
У славян Млечный Путь, считавшийся дорогой души на тот свет, назывался "мышиная тропка".
В русских народных сказках мышь-это очень загадочный персонаж, один из самых распространенных мотивов это, когда она помогает герою, попавшему в беду. При этом мышка не выступает в качестве главного героя, но зачастую, появившись буквально на мгновение, разрешает ситуацию.
Для примера возьмем одну из самых знаменитых и самых древних славянских сказок. Сказ о репке. Мало кто знает, что современный вариант этого произведения является неполным, откровенно "урезанным". То есть нам с вами в детстве, вероятно, рассказывали о том, как репку тянул сначала один дед, потом к нему присоединилась бабка, затем внучка, а потом жучка, кошка и мышка. На самом деле существует масса интерпретаций этого сказа, но ни один из современных вариантов не соответствует исконному, в котором за бабкой шел отец, затем мать, а уже потом дочка (внучка). Отец и мать из сказки исчезли примерно в XI-XIII веках, когда христианство начало уже в полную силу "подминать" под себя исконную культуру древних славян. Отец в этой сказки был олицетворением опоры, а мать-символом любви. У христиан опорой всегда была церковь, а любовь воплощал Христос, поэтому логично, что отца и мать христианские сочли "лишними элементами".
Но важнее другое. Важнее то, что сегодня почти никто не понимает, что древняя славянская сказка о репке – это наглядная демонстрация преемственности поколений, своеобразная лекция о взаимодействии родичей, родовых пластов. Ведь дед (Родан) явное олицетворение мудрости, мощи рода, тогда как бабка – это очевидный образ хозяйства. Отец, как уже было сказано, олицетворяет опору и защиту, а мать – любовь. Дочка (внучка)-это настоящее и будущее рода, потомство. Жучка, то есть собака, является символом достатка, а кошка-древний образ семейного лада. При этом мышка символизирует собой помощь предков, и символ благосостояния (потому как мышка может жить только в том доме, где есть какие-то продовольственные запасы, особенно если проецировать ситуацию в деревенскую среду), а также. А вот репка-это достояние Рода, и в тоже время образ, соединяющий в себе два мира-земной (плод) и небесный (росток, который тянется вверх).
Так, что от мыши разные нужны, мыши разные важны! Добро пожаловать на мастер-класс по рисованию этих удивительных и мистических созданий!
Материалы и инструменты:
-белая водоэмульсионная краска
-гуашь
-лак акриловый
-палитра (блюдце)
-карандаш простой, ластик
-кисти (синтетика)
-тряпочка
-банка для воды
-камень (в моём случае-это обломок тротуарного бордюра)
Ход мастер-класса:
Камень нужно тщательно вымыть и просушить. Затем белую водоэмульсионную краску смешиваем с жёлтой гуашью, и полученным цветом покрываем всю поверхность будущего сыра.
Далее работа простым карандашом, намечаем силуэт фигуры первой мышки.
И прорисовываем детали изображения.
Приступаем к работе с гуашью. на палитре смешиваем белый и чёрный цвета, полученным серым начинаем раскрашивать мышку.
Чёрным цветом выделяем контуры рисунка, рисуем детали фигуры мышки.
На палитре получаем розовый цвет (белый+красный) и раскрашиваем ушки, пальчики на лапках.
Далее работа белой гуашью, маленькими мазками рисуем шерстинки.
Вводим в работу мазки чёрной гуашью.
Коричневым цветом обводим силуэт сыра. Моем кисть и размываем контурную линию водой внутрь рисунка.
Рисуем коричневые кружки-дырочки на сыре, и добавляем немного белых бликов.
Начинаем прорисовывать фигуру мышки, придаём ей объёмность.
На лапах прорисовываем шерстинки-белыми мазками, осторожно смешивая белый с серым основным.
Теперь ушки-работаем коричневым цветом, сначала контуры, затем середина, и снова немного белых мазков.
Начинаем прорисовывать животик и задние лапки мышки. Сначала наносим белые мазки.
Затем размываем их водой, аккуратно смешиваем белый с основным серым.
И чёрные контуры рисунка, с плавным переходом из цвета в цвет.
Мышка практически готова, дело за хвостиком, но это потом. Снова работаем простым карандашом, рисуем соседей.
С помощью палитры получаем серый цвет и заполняем им силуэты мышек.
Белыми мазками намечаем черты мордочек.
Уточняем образы чёрным цветом.
Создаём розовый цвет и рисуем ушки и носики.
Придаём глазкам и носикам выразительности.
Снова работаем чёрной гуашью, выделяем контуры мордочек.
Пришло время создания домиков-дыр в сыре, используем серый цвет.
Контуры норки обводим коричневым цветом. Серый цвет немного оттеняем чёрным-получаются тела мышек.
Коричневые контуры слегка размываем водой внутрь рисунка, добавляем белые блики.
Теперь сам сыр, рисуем коричневые тени по краям-очень сильно разбавляем коричневую гуашь водой, так словно рисуем акварелью, чтобы жёлтый просвечивал через коричневый. И рисуем кружки, овалы-дырочки.
В дырочках рисуем с помощью белой гуаши блики.
Вот так выглядит моё изделие с обратной стороны.
Рисуем хвостик первой мышке, и работа по росписи камня закончена. После высыхания красок изделие покрываем лаком в несколько слоёв, и можно помещать его в сад на выбранное для этого место.
Благодарю за внимание! Желаю Вам хорошего и творческого настроения!
Рекомендуем посмотреть:
Садовая фигура Сова своими руками
Роспись камней гуашью для детей от 5 лет поэтапно с фото
Расписные камни своими руками
Мастер-класс по росписи камней для начинающих гуашью
Похожие статьи:
Летнее оформление участка в ДОУ. Садовая фигура своими руками
Садовые фигуры своими руками
Украшение участка детского сада своими руками. Веселый человечек
Садовая фигура своими руками. Садовые гномы