Творческий конкурс для педагогов «Самая лучшая Зима»

 

Конкурс для педагогов «Лучший конспект урока (занятия)»

 

Конкурсы на нашем сайте ped-kopilka.ru

Устное народное творчество для развития ребенка

"Люли - люли..."(использование устного народного творчества для развития ребенка.)
Автор: учитель-логопед, МБОУДОД ДООспЦ г. Владимира
Описание: консультация будет интересна родителям детей дошкольного и младшего школьного возраста, воспитателям и учителям начальных классов.

Люли - люли..."(использование устного народного творчества для развития ребенка.)

Цель: рассказать о роли художественной литературы в развитии речи и речевом общении.

Эта статья для заботливых родителей, которые переживают за ребенка и хотят помочь становлению его личности.

Я, часто, рекомендую родителям своих учеников читать сказки, днем или на ночь, это не важно, главное читать. С выражение, интонационно выделяя «доброго» или «злого» героя, как бы сопереживая им. Это поможет ребенку определить сначала в сказке, а затем и в жизни, где добро, а где зло. Научит на простом примере отличать хорошее от плохого.

Сегодняшнему дошкольнику и школьнику не понятен смысл многих слов, составляющих структуру русского фольклора, он утрачивает важное влияние на развитие познавательной деятельности. Леших и домовых заменили покемоны и черепашки-нинзя, былинных героев – роботы-монстры. Но ведь только знание прошлого позволяет полноценно определять настоящее.

Знакомясь с потешками, ребенок вслушивается в речь, улавливаете ритм, отдельные звукосочетания и постепенно проникает в их смысл, таким образом развивается фонематический слух малыша.

Многие потешки, пословицы и загадки, сказки выстраивают базу для успешного формирования словообразования, для усвоения антонимов, синонимов: создают основу для развития таких мыслительных операций, как сравнение и обобщение. Большинство потешек – готовый дидактический материал для развития фонематического слуха и формирования правильного звукопроизношения.

Во многих сказках внимание привлекается к природным явлениям, к особенностям внешнего вида птиц, зверей и насекомых (Например, Волчок-серый бочок, Петушок - золотой гребешок, Лягушка-квакушка, …)

Они приучают к образному восприятию богатства и многообразия окружающего мира, воспитывают интерес к нему.

Приобщение детей к золотому фонду народной культуры решит не только проблемы обогащения речи детей, но и позволит совершенствовать их внутренний мир, сделать его боле духовным.

Вот несколько знакомых и не знакомых загадок на различные темы:

Загадки
Зимой спит, летом – улья ворошит. (Медведь)

Хожу в пушистой шубе,
Живу в густом лесу,
В дупле на старом буде
Орешки я грызу. (Белка)

Спереди – пятачок, сзади – крючок,
Посередине – спинка, на спинке – щетинка. (Свинья)

Идет, иглы на себе несет,
Чуть кто пройдет,
Свернется в клубок – ни головы, ни ног. (Ёж)

Не ездок, а со шпорами,
Не будильник, а всех будет. (Петух)

Четыре братца под одной крышей живут. (Стол)

Не куст, а с листочками,
Не рубашка, а сшита,
Не человек, а рассказывает. (Книга)

Крашеное коромысло через реку повисло. (Радуга)

Сидит девица в темнице, а коса на улице. (Морковь)

Без окон, без дверей, полна горница людей. (Огурец)

Скороговорки помогут «отточить» дикцию и развить словарный запас ребенка:

Скороговорки

Проворонила ворона вороненка.

Три сороки – тараторки тараторили на горке.

Хохлатые хохотушки хохотали хохотом : «ха!ха!ха!ха!»

Шел Егор через двор.
Нес Егор с собой топор.
Шел Егор чинить забор.

Съел Валерик вареник, а Валюшка – ватрушку.

Кукушка кукушонку купила капюшон,
Кукушонок в капюшоне был смешон.

Сшит колпак, да не по-колпаковски,
надо колпак переколпаковать,
перевыколпаковать.

Шла Саша по шоссе и сосала сушку.

Мама Мыла Милу мылом,
Мила мыло не любила.
Около кола колокола,
окало ворот коловорот.

У елки иголки колки.

Краб крабу сделал грабли.
Подал грабли крабу краб:
Сено, граблями краб грабь.
Карл у Клары украл кораллы,
Клара у Карла украла клорнет.

Считалки – замечательный речевой материал! Развитие лексического строя речи, памяти, все соединено в считалках. Вот некоторые из них:

Считалки
Шел баран по крутым горам.
Вырвал травку, положил на лавку.
Кто травку возьмет, тот водить пойдет.

Конь ретивый с длинной гривой
Скачет, скачет по полям
Тут и там! Тут и там!
Сюда мчится он – выходи из круга вон!

Раз, два, три, четыре, пять –
Вышел зайчик погулять.
Вдруг охотник выбегает.
Прямо в зайчика стреляет.
Пиф, паф! Не попал.
Серый зайчик ускакал.

Читайте с детьми сказки, пословицы и скороговорки! Приучайте, как можно раньше к истокам родного языка. Это поможет ребенку понять и усвоить родную культуру, обычаи и традиции народа.

Рекомендуем посмотреть:

Как развивается речь ребёнка до года Материал для речевого развития дошкольников Конспект НОД в старшей группе по теме «Моя семья» Игры для развития речи детей дошкольного и младшего школьного возраста
Познавательно-развивающее занятие по автоматизации звука Ж для детей 5-7 лет | На что следует обратить внимание при подготовке ребёнка к школе
Опубликовано: 3763 дня назад (3 сентября 2014)
Просмотров: 6319
+6
Голосов: 6
Галина Евгеньевна Перевезенцева # 3 сентября 2014 в 20:09 +6
Добрый вечер, Наталья Александровна! Вы только опубликовали свою интересную статью. И я с подсказкой Вы спешили и забыли написать кто автор, описание материала, цели, задачи. В публикации слишком большие интервалы от конца текста к началу. Я бы Вам посоветовала подредактировать статью и смотретса она будет по другому. Спасибо. С уважением Г.Е.
Наталья Александровна Михайлова # 3 сентября 2014 в 20:11 +3
спасибо!
Татьяна Николаевна Кушнарёва # 3 сентября 2014 в 20:26 +7
Наталья Александровна, солидарна с замечаниями Галины Евгеньевны, также хочу добавить, обязательно увеличьте размер картинок, в требованиях Портала прописано не более 700 точек. Исправляйте, добавляйте, материал ваш обязательно будет полезен родителям и педагогам дошкольного образования.
Успехов!
С уважением, Т.Н.
Наталья Александровна Михайлова # 6 сентября 2014 в 14:48 0
спасибо.
Ольга Владимировна Крук # 3 сентября 2014 в 23:24 +3
Наталья Александровна! Очень полезная и познавательная статья. Не давно искала статьи про фольклор, мало кто в наше время знает,нужно детей учить и просвещать в этом направлении. Возьму на заметку, Ваши считалки, загадки.
Нужно с младших групп, приобщать детей и тогда все будет хорошо!
Головина Татьяна Сергеевна # 4 сентября 2014 в 11:29 +3
Наталья Александровна, очень понравилась Ваша статья для заботливых родителей. Мы, учителя начальных классов, видим и замечаем, что некоторые первоклашки не знают даже самых известных сказок. Очень хочется, чтобы вашу статью почитали родители. Спасибо. Примите мой голос
Светлана Анатольевна Савостьянова # 4 сентября 2014 в 18:50 +4
Наталья Александровна, спасибо за консультацию по использованию устного народного творчества для развития ребенка. Сегодня не многие родители читают детям, отгадывают загадки вместе, поэтому у многих дошкольников небогатая синонимами, дополнениями речь, многие не могут составить описательный рассказ – слов не хватает. Сказки, потешки, пословицы представляют собой ценнейший литературный материал, повышающий речевую активность детей. Они воспитывают художественный вкус, развивает связную речь, учат детей лучше понимать окружающий его мир, обогащают лексический запас новыми словами, формируют первоначальные знания о национальной культуре своего народа. В Вашем материале подобраны загадки, считалки, которые родители уже могут использовать. За актуальный материал +1!
Винара Алхановна Тикенева # 4 сентября 2014 в 21:51 +3
Наталья Александровна спасибо,за то что не забывается такая тема как устное народное творчество.Очень хороший материал, который можно использовать как родителям, так и педагогам. Развивают у ребенка эстетический вкус и логическое размышление.+1!!!
Наталья Александровна Михайлова # 6 сентября 2014 в 14:50 +1
Дорогие коллеги! Спасибо за ваше внимание и своевременные замечания. Мне очень полезны ваши комментарии и одобрительные отзывы.
Ольга Борисовна Рыжевская # 7 сентября 2014 в 21:10 +1
Замечательные рекомендации как для родителей, так и педагогов особенно начинающих, это самый доступный материал для детей и им он очень нравится.
Татьяна Волкова # 10 сентября 2014 в 19:48 +1
Доброго времени суток, очень актуальный материал, вы совершенно правы, дети не понимают значения многих слов, который используется в русском народном фольклоре, но очень любят слушать яркие динамичные потешки и загадки, голос.
Ольга Михайловна Кочура # 11 сентября 2014 в 20:30 +1
Здравствуйте, Наталья Александровна! С интересом ознакомилась с Вашей консультацией для родителей. Знаю, что она окажет благотворное влияние на развитие речи дошколят и на взаимопонимание детей и родителей. Ведь рассказать сказку - провести вместе хотя бы час в обстановке волшебства, певучести русского языка, доверительного отношения. Я живу в Краснодарском крае, работаю учителем-логопедом и провела уже не одну консультацию и беседу с родителями о кубанском фольклоре и казачьих сказках. Представьте, родителям это интересно, особенно молодым.
Спасибо за готовый материал для консультации. С уважением, О.М.
Наталья Александровна Михайлова # 17 сентября 2014 в 12:23 +1
Здравствуйте, Ольга Михайловна! Очень рада, что мои наработки Вас заинтересовали и пригодились в профессиональной сфере.
Логинова Татьяна Валентиновна # 14 сентября 2014 в 17:21 +1
спасибо!