"Люли - люли..."(использование устного народного творчества для развития ребенка.)
Автор: учитель-логопед, МБОУДОД ДООспЦ г. Владимира
Описание: консультация будет интересна родителям детей дошкольного и младшего школьного возраста, воспитателям и учителям начальных классов.
Люли - люли..."(использование устного народного творчества для развития ребенка.)
Цель: рассказать о роли художественной литературы в развитии речи и речевом общении.
Эта статья для заботливых родителей, которые переживают за ребенка и хотят помочь становлению его личности.
Я, часто, рекомендую родителям своих учеников читать сказки, днем или на ночь, это не важно, главное читать. С выражение, интонационно выделяя «доброго» или «злого» героя, как бы сопереживая им. Это поможет ребенку определить сначала в сказке, а затем и в жизни, где добро, а где зло. Научит на простом примере отличать хорошее от плохого.
Сегодняшнему дошкольнику и школьнику не понятен смысл многих слов, составляющих структуру русского фольклора, он утрачивает важное влияние на развитие познавательной деятельности. Леших и домовых заменили покемоны и черепашки-нинзя, былинных героев – роботы-монстры. Но ведь только знание прошлого позволяет полноценно определять настоящее.
Знакомясь с потешками, ребенок вслушивается в речь, улавливаете ритм, отдельные звукосочетания и постепенно проникает в их смысл, таким образом развивается фонематический слух малыша.
Многие потешки, пословицы и загадки, сказки выстраивают базу для успешного формирования словообразования, для усвоения антонимов, синонимов: создают основу для развития таких мыслительных операций, как сравнение и обобщение. Большинство потешек – готовый дидактический материал для развития фонематического слуха и формирования правильного звукопроизношения.
Во многих сказках внимание привлекается к природным явлениям, к особенностям внешнего вида птиц, зверей и насекомых (Например, Волчок-серый бочок, Петушок - золотой гребешок, Лягушка-квакушка, …)
Они приучают к образному восприятию богатства и многообразия окружающего мира, воспитывают интерес к нему.
Приобщение детей к золотому фонду народной культуры решит не только проблемы обогащения речи детей, но и позволит совершенствовать их внутренний мир, сделать его боле духовным.
Вот несколько знакомых и не знакомых загадок на различные темы:
Загадки
Зимой спит, летом – улья ворошит. (Медведь)
Хожу в пушистой шубе,
Живу в густом лесу,
В дупле на старом буде
Орешки я грызу. (Белка)
Спереди – пятачок, сзади – крючок,
Посередине – спинка, на спинке – щетинка. (Свинья)
Идет, иглы на себе несет,
Чуть кто пройдет,
Свернется в клубок – ни головы, ни ног. (Ёж)
Не ездок, а со шпорами,
Не будильник, а всех будет. (Петух)
Четыре братца под одной крышей живут. (Стол)
Не куст, а с листочками,
Не рубашка, а сшита,
Не человек, а рассказывает. (Книга)
Крашеное коромысло через реку повисло. (Радуга)
Сидит девица в темнице, а коса на улице. (Морковь)
Без окон, без дверей, полна горница людей. (Огурец)
Скороговорки помогут «отточить» дикцию и развить словарный запас ребенка:
Скороговорки
Проворонила ворона вороненка.
Три сороки – тараторки тараторили на горке.
Хохлатые хохотушки хохотали хохотом : «ха!ха!ха!ха!»
Шел Егор через двор.
Нес Егор с собой топор.
Шел Егор чинить забор.
Съел Валерик вареник, а Валюшка – ватрушку.
Кукушка кукушонку купила капюшон,
Кукушонок в капюшоне был смешон.
Сшит колпак, да не по-колпаковски,
надо колпак переколпаковать,
перевыколпаковать.
Шла Саша по шоссе и сосала сушку.
Мама Мыла Милу мылом,
Мила мыло не любила.
Около кола колокола,
окало ворот коловорот.
У елки иголки колки.
Краб крабу сделал грабли.
Подал грабли крабу краб:
Сено, граблями краб грабь.
Карл у Клары украл кораллы,
Клара у Карла украла клорнет.
Считалки – замечательный речевой материал! Развитие лексического строя речи, памяти, все соединено в считалках. Вот некоторые из них:
Считалки
Шел баран по крутым горам.
Вырвал травку, положил на лавку.
Кто травку возьмет, тот водить пойдет.
Конь ретивый с длинной гривой
Скачет, скачет по полям
Тут и там! Тут и там!
Сюда мчится он – выходи из круга вон!
Раз, два, три, четыре, пять –
Вышел зайчик погулять.
Вдруг охотник выбегает.
Прямо в зайчика стреляет.
Пиф, паф! Не попал.
Серый зайчик ускакал.
Читайте с детьми сказки, пословицы и скороговорки! Приучайте, как можно раньше к истокам родного языка. Это поможет ребенку понять и усвоить родную культуру, обычаи и традиции народа.
Рекомендуем посмотреть:
Как развивается речь ребёнка до года
Материал для речевого развития дошкольников
Конспект НОД в старшей группе по теме «Моя семья»
Игры для развития речи детей дошкольного и младшего школьного возраста