Проект по автоматизации звуков «Удивительный мир звуков»
Автор: Михайлова Наталья Александровна, учитель-логопед МБОУ СОШ№34 г. Владимира.
Назначение: исследовательская деятельность родителей и педагогов.
Цель: поиск различных приемов и методов закрепления и автоматизации поставленных на занятии звуков у детей, имеющих речевые нарушения, и взаимодействие со всеми участниками коррекционного процесса. Задачи: предложить различные формы закрепления и автоматизации поставленных звуков.
Методический паспорт проекта
Тема: «Удивительный мир звуков».
(Поиск различных приемов и методов закрепления и автоматизации поставленных на занятии звуков у детей, имеющих речевые нарушения, и взаимодействие со всеми участниками коррекционного процесса.)
Адресация проекта: проект предназначен для использования учителям – логопедам, специалистам, работающим с детьми с нарушениями речи и родителям.
Руководитель проекта: Михайлова Наталья Александровна, учитель-логопед.
Место реализации: МБОУ «СОШ№34» г. Владимир.
Участники проекта: дети, посещающие коррекционно-логопедические занятия и их родители.
В проекте принимало участие 23 ребенка в возрасте 5-8 лет и их родители.
Особенности типа проекта:
По характеру создаваемого продукта - творческий;
По продолжительности – краткосрочный (май-июнь 2018-2019гг.);
По степени реализации - индивидуальный.
Цель проектной деятельности: показать многовариативность организационных форм закрепления поставленного звука на занятиях и в домашних условиях, что значительно повысит эффективность работы и улучшит детско-родителькие отношения.
Задачи проекта:
1. Повышение у детей интереса к логопедическим занятиям.
2. Развитие фонематического восприятия, закрепление навыка правильного звукопроизношения.
3. Повышение коммуникативных, творческих способностей детей.
4. Укрепление сотрудничества учителя-логопеда и семьи воспитанника.
Ресурсы проекта: учебно-методическое обеспечение:
1. Жукова О.С. Лучшая книга по развитию речи для детей 4-7 лет.- М.: Издательство АСТ, 2018.- 64с.
2. Мальцева М.А., Костыгина В.Н. Мой логопедический альбом.- Ярославль: Академия развития: Академия Холдинг, 2003.- 48с.
3. Новиковская О.А. Альбом по развитию речи для дошкольников в рассказах и картинках. – М.: АСТ; СПб.: Сова, 2011.- 88с.
Предполагаемый продукт проектной деятельности:
• Сформированное, устойчивое изолированное произнесение автоматизированного звука;
• Повышение компетентности родителей в вопросах закрепления поставленных звуков на занятиях с учителем-логопедом в домашних условиях; оказание им поддержку и помощь в коррекционном процессе;
• Создание буклета, наглядно-дидактического пособия «Удивительный мир звуков», которым могут воспользоваться другие дети с нарушениями звукопроизношения.
Пояснительная записка
Нарушение звукопроизношения - достаточно распространенный дефект, присутствующий в большей или меньшей степени у большинства детей дошкольного возраста. Причины возникновения этих нарушений весьма разнообразны. Все нарушения, если их вовремя не исправить в детском возрасте, вызывают трудности общения с окружающими, а в дальнейшем влекут за собой определенные изменения личности (замкнутость, скованность, не желание говорить, высказываться..) и ведут к проблемам в учебе, мешая им в полной мере раскрывать свои природные способности, и умственные возможности.
Многолетняя практика с детьми, имеющими нарушения звукопроизношения, показывает, что при целенаправленной, систематической работе можно избежать патологических изменений. Поэтому поиск приемов и методов в логопедической практике коррекции речи не утратил своей актуальности. Данная совместная работа логопеда-ребенка-родителя направлена на выработку и автоматизацию звука, позволяет улучшить результативность коррекционной работы, разнообразить логопедическое воздействие на занятиях, а так же при работе детей и родителей в дома.
Проведя опрос среди родителей с целью выявления компетентности их в вопросах закрепления и автоматизации поставленных на занятии учителем-логопедом звуков, можно с уверенностью сказать, что большинство родителей заинтересовано в привлечении новых приемов и методов при выполнении домашнего задания.
Таким образом, из данного опроса можно сделать вывод, что информация об этапах коррекционной работы заинтересованным родителям была интересна, полезна и активно применялась в работе с детьми дома. Закрепление поставленного на занятии учителем-логопедом звука в домашних условиях является одним из важных условий автоматизации звука в речи. Работу по становлению и запоминанию звука необходимо проводить на начальных этапах формирования правильного звукопроизношения, наряду с развитием фонематического слуха и артикуляционной моторики. Правильное автоматизированное положение органов артикуляции - основа для нормального звукопроизношения и речи в целом. Целенаправленная и систематическая работа в этом направлении дает положительный эффект и позволяет улучшить результативность коррекционной работы, разнообразить логопедическое воздействие на занятиях, а так же при работе детей и родителей в домашних условиях. Семья играет главную роль в жизни ребенка. Опыт работы показывает, что только информированные и заинтересованные родители могут стать активными субъектами коррекционного процесса, помощниками учителя-логопеда в полноценном формировании речи ребенка.
Этапы реализации проекта
1 этап. Подготовительный
- Определение целей и задач проектной деятельности.
- Информирование детей и родителей о проведении проекта.
- Распределение функциональных обязанностей между участниками проекта.
- Составление плана деятельности.
2 этап. Основной
- Проведение индивидуальных занятий по обучению проведения артикуляционных упражнений и основных речевых укладов органов артикуляции с использованием наглядно-дидактических пособий.
- Проведение логопедических игр по обучению овладением правильных укладов органами речи
- Изготовление детьми на занятиях и в домашних условиях дидактических пособий по автоматизации поставленного звука из различных материалов.
- Консультация для родителей по закреплению и автоматизации поставленных на занятии учителем-логопедом звуков.
- Оформление логопедических стендов с целью информирования родителей по темам: "Звук родился!", "Родители-главные помощники в работе учителя-логопеда".
3 этап. Заключительный
- Организация выставки наглядно-дидактических пособий, сделанных детьми совместно с родителями;
- Демонстрация красивой и правильной речи (чтение стихов, подготовленных дома пересказов и рассказов);
- Создание альбома по закрепления изолированного звука.
Использование проектной деятельности в системе коррекционно-логопедических занятий вполне возможно и даже необходимо для более прочного, полноценного освоения детьми новых умений и навыков. Такой вид деятельности помогает связать обучение с жизнью, формирует навыки сотрудничества, развивает познавательную активность, самостоятельность, творчество, умение планировать. Такие качества способствуют успешному обучению детей, раскрывают их личностные особенности. Родители отмечают повышение эффективности коррекционно-логопедического воздействия при использовании авторских, самостоятельных методов автоматизации звуков, что значительно повышает продуктивность логопедического воздействия и способствует гармонизации детско-родительских отношений.
Рекомендуем посмотреть:
Сценарий логопедического утренника в детском саду. Старшая группа
Логопедическая игра для дошкольников «Жужжалочка»
Конспект индивидуального логопедического занятия в старшей группе
Конспект НОД в средней группе по теме «Матрёшки с секретом»