Статья на тему: «Проектирование совместной деятельности учителя-логопеда и родителей на логопункте ДОУ в условиях ФГОС ДО».
Описание материала: Предлагаю вам статью на тему: «Проектирование совместной деятельности учителя-логопеда и родителей на логопедическом пункте ДОУ в условиях ФГОС ДО». Данный материал будет полезен учителям-логопедам ДОУ. В данной статье описываются этапы работы совместной деятельности учителя-логопеда и родителей на логопункте ДОУ.
Пояснительная записка
В системе дошкольного образования произошли изменения: принят Федеральный Государственный Образовательный Стандарт дошкольного образования.
Федеральный Государственный Образовательный Стандарт дошкольного образования утверждает основные принципы, такие как, содействие и сотрудничество детей и взрослых в процессе развития детей и их взаимодействия с людьми и окружающим миром. Отличительной особенностью нового стандарта является его деятельностный характер, ставящий главной целью
развитие личности ребёнка.
Предполагается активная роль родителей в коррекционном процессе.
В федеральном законе «Об образовании» от 29.12.2012 г.№273-ФЗ ст.44 прописано: «Родители (законные представители) несовершеннолетних обучающихся…обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребёнка». Но, к сожалению, родители практически устранились из воспитательно-коррекционно-образовательного процесса.
Актуальность данной темы обусловлена недостаточным вниманием родителей к проблеме развития речи детей: не закрепляются поставленные логопедом звуки детей дома, поверхностные знания родителей о проблемах нарушения речи, а также ростом количества детей с речевыми нарушениями и отсутствием возможности оказания коррекционной логопедической помощи всем нуждающимся в условиях ДОУ общеразвивающего вида.
Чтобы исправить данную ситуацию необходимо проводить определённую работу по проектированию совместной деятельности учителя-логопеда и родителей.
Цель: Формирование и стимуляция мотивированного отношения родителей к коррекционной работе с ребёнком.
Задачи:
• установление партнёрских отношений с семьёй ребёнка–логопата, создать атмосферу общности интересов;
• ознакомление родителей с содержанием работы с ребёнком на логопункте;
• повышение педагогической компетенции родителей в вопросах развития своего ребенка, пробудить в них интерес и желание участвовать в развитии речи своего ребенка.
Участники проекта:
• дети с 5 до 7 лет, посещающие логопункт детского сада (старшая и подготовительная группы детского сада);
• учитель-логопед, родители.
Ожидаемые от проекта результаты:
• родители активно включаются в коррекционно-развивающий процесс по устранению речевых недостатков детей в домашних условиях;
• приобретение и изготовление родителями игр для, автоматизации произношения, развития фонематических процессов, пополнения и активизации словаря и формирования грамматических категорий, развития связной речи для домашнего использования;
• родители используют материалы сайта по развитию речи;
• повышается педагогическая компетентность родителей в вопросах речевого развития ребенка.
Содержание работы по проектированию совместной деятельности учителя–логопеда и родителей на логопункте ДОУ в условиях ФГОС ДО
Особые требования на современном этапе в работе с дошкольниками предъявляются к деятельности учителя-логопеда,
задачами которого является сотрудничество с семьями воспитанников, непосредственное вовлечение их в образовательный процесс, оказание при необходимости консультативной и иной помощи.
Необходим поиск новых, инновационных технологий в работе с дошкольниками, тесное сотрудничество с родителями с использованием нетрадиционных форм работы. На помощь приходят современные образовательные технологии. Одна из них - технология проектирования.
Метод проектов помогает более эффективно взаимодействовать с родителями воспитанников.
Можно выделить
четыре этапа работы учителя-логопеда с родителями детей старшего дошкольного возраста с речевыми нарушениями в условиях логопедического пункта:
• мотивационный — установление эмоционального контакта в триаде логопед—ребенок—родитель;
• концептуальный — раскрытие смысла и содержания предстоящей работы для родителей, учителя-логопеда и ребенка;
• деятельностный — практическая реализация мероприятий;
• рефлексивно-диагностический — завершение процесса.
1. Мотивационный этап.
В начале года, после обследования детей, родители каждого ребенка оповещаются о его результатах. Они узнают о проблемах в речевом развитии ребенка, получают советы, рекомендации для его воспитания.
Ожидаемый результат: создание психологической готовности семьи к сотрудничеству.
2. Концептуальный этап.
Реализация системы мероприятий: проведение родительского круглого стола помогает объединить родителей, нацелить их на помощь, активно включиться в процесс образовательной деятельности с квалифицированной коррекцией и воспитания детей.
Учителем-логопедом организуется как индивидуальное, так и групповое консультирование родителей. Консультирование предполагает работу по запросу родителей или педагогов.
Ожидаемый результат:
• развитие качеств и умений, способствующих личностному росту педагога и родителя;
• совместное обсуждение полученных сведений по речевому развитию;
• формирование адекватного отношения членов семьи к личности ребенка.
3. Деятельностный этап.
На данном этапе происходит практическая реализация программы мероприятий с одновременной текущим обследованием, анализом результатов. Так же проводится обучение родителей коррекционным приемам работы с ребенком в семье, формируются предпосылки к созданию коррекционно-оздоровительной среды в семье, закрепляются умения у родителей использовать полученные в ходе обучения знания в условиях семейного воспитания.
Перечень мероприятий: тематические консультации, семинары-практикумы для родителей, выступления на родительских собраниях, буклеты для родителей, изготовление игр по развитию речи родителями для домашнего пользования, работа с индивидуальными папками-тетрадями, электронная библиотечка для родителей.
Ожидаемый результат:
• подготовка родителей к участию в совместной образовательной деятельности с детьми;
• обучение родителей традиционным и нетрадиционным технологиям;
• применение знаний родителями при выполнении домашних заданий, технологий, освоенных на практических занятиях;
• выработка новых стратегических форм и методов по взаимодействию в коррекционном процессе учителя- логопеда и родителей;
• формирование у родителей уверенности в собственных педагогических возможностях через систему консультирования.
4. Рефлексивно-диагностический этап.
На данном этапе проводятся логопедический мониторинг, диагностика, совместный анализ результатов, принимаются решения о прекращении логопедической работы с ребенком или ее продолжении, родители получают рекомендации о дальнейшей деятельности.
Выводы:
По итогам осуществления мероприятий взаимосвязи с семьёй можно сказать о том, что успех логопедической помощи детям с речевой патологией во многом зависит от того, насколько четко организовано взаимодействие педагогов с родителями воспитанников. Установление партнерских взаимоотношений с родителями является важным условием успешности коррекционного воздействия.
Данная система партнёрства специалиста с семьёй позволяет:
• обеспечить непрерывность коррекционного воздействия на ребенка в дошкольной организации и семье;
• повысить эффективность устранения речевых недостатков;
• активизировать и обеспечить обогащение воспитательных умений родителей;
• достичь более позитивного эффекта в устранении у детей отклонений в речевом развитии.
Эффективное преодоление речевого нарушения возможно только в результате активной скоординированной деятельности учителя-логопеда и семьи.
Рекомендуем посмотреть:
Семинар – практикум для педагогов ДОО. Развивающая предметно – пространственная среда в ДОО с учетом
Из опыта работы воспитателя ДОУ. Современные образовательные технологии в практике работы с детьми с
Формирование творческой активности дошкольников 5-7 лет в проектной деятельности
ФГОС дошкольного образования