Статья по педагогике. Формирование творческой активности детей 5-7 лет в проектной деятельности
Автор: Маленкина Галина Викторовна, воспитатель
Место работы: МКДОУ "Детский сад №4" Кореневского района Курской области
Описание работы: Предлагаю статью об особенностях формирования творческой активности детей старшего дошкольного возраста в проектной деятельности. Данная статья будет полезна воспитателям детского сада, студентам, родителям.Творческая проектная деятельность
В настоящее время система образования России вступила в переходный период, который переживает как вся система образования, так и дошкольное образование в частности. В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования, который был утверждён 1 января 2014 года (приказ 1155 от 17 октября 2013 года), обозначены новые стратегические ориентиры. Приоритетным направлением в работе дошкольных образовательных учреждений является осуществление инновационных педагогических технологий в организации образовательной деятельности дошкольников, включая метод проектной деятельности, как средство реализации новых образовательных стандартов.
Автором метода проектов является американский педагог, психолог и философ конца 19 – первой половины 20 века Джон Дьюи. Многим известны знаменитые слова Джона Дьюи: « Все, что я познаю, я знаю, для чего это мне надо и где и как я могу эти знания применить», которые являются основным тезисом современного понимания метода проектов, и привлекают многие образовательные системы, стремящиеся найти разумный баланс между академическими знаниями и прагматическими умениями.
Главная цель технологии проектного обучения – направить учебно-познавательную деятельность воспитанников на четко заданный результат, который достигается путем решения теоретической или практически значимой проблемы. Задачи, которые решает данная технология: развивать в комплексе исследовательские, рефлексивные и самооценочные умения и навыки, познавательный интерес, формировать самостоятельную (или субъектную) позицию путем создания проблемных ситуаций в образовательном процессе.
В целом проектирование образовательного процесса опирается на отношение к ребёнку, как субъекту учебной деятельности; признание его основной ценности всего образовательного процесса. Это влечёт за собой необходимость создания условий для реализации деятельностного подхода в обучении с учётом индивидуальных возможностей ребёнка; разработки обучающих технологий, обеспечивающих перевод дошкольника в режим саморазвития.
В настоящее время проектная деятельность стала широко применяться в дошкольном образовании. Содержание работы по организации проектной деятельности отражено в основных общеобразовательных программах дошкольного образования. Предлагаемые новые издания программ «Детство» и «От рождения до школы» осуществлены с учетом современной ситуации развития системы дошкольного образования и особенностей дошкольного детства начала XXI века. Авторы программ предлагают воспитателям уделять достаточно внимания проектной деятельности, особенно в старшем дошкольном возрасте. В программе «От рождения до школы» предлагается создавать условия для реализации детьми проектов трех типов: исследовательских, творческих и нормативных, и привлекать к данной деятельности родителей воспитанников.
В программе «Детство», помимо общих рекомендаций по организации проектов, предоставлен примерный перечень проектной деятельности. Особое внимание уделяется проектной деятельности в разделе «чтение художественной литературы» (примерный перечень проектов: «Детская библиотека», «Секреты Волшебницы Речи»).
Проектная деятельность охватывает разные стороны развития личности дошкольников, начиная с младшего возраста. Организация проектной деятельности дошкольников позволяет осуществлять воспитателю интеграцию практически всех образовательных областей, поскольку предполагает взаимодействие детей друг с другом, с воспитателем, их активное сотрудничество и творчество, познание и труд. Проектная деятельность сочетается с игрой, и является коллективным продуктом и творчеством для каждого ребёнка. Проектная деятельность предполагает различные формы активности детей, логично взаимосвязанные разными этапами реализации замысла, поэтому она выходит за пределы традиционной сетки занятий в детском саду.
Проектная деятельность отличается от других методов организации педагогического процесса в ДОУ следующим:
• практическое применение детьми имеющихся у них знаний и умений;
• нежёсткое формулирование задач, их вариативность, повышающие самостоятельность и творчество дошкольников;
• интерес к деятельности, приносящий публичный результат, личная заинтересованность в нём.
При организации проектной деятельности я руководствуюсь книгой Веракса Н. Е. и Веракса А. Н «Проектная деятельность дошкольников. Пособие для педагогов дошкольных учреждений». Для занятий проектированием они советуют выделять один день в две недели. В этот день изменяется режим жизни детей: творческая работа начинается в 11 часов (после завтрака и прогулки). При этом желательно, чтобы в проектной деятельности участвовали оба воспитателя, поскольку на первых порах она должна реализовываться в ходе занятий с детьми по подгруппам (по 5–9 человек). Таким образом, каждая подгруппа детей занимается своим проектом.
В проектной деятельности для дошкольников эти исследователи выделяют три основных вида: творческий, исследовательский и нормативный – у каждого из которых свои особенности, структура и характерные этапы реализации.
При этом каждый из этих видов проектной деятельности имеет следующие общие особенности:
- в ходе проектной деятельность решается проблемная ситуация, которая не может быть решена прямым действием;
- участники проектной деятельности должны быть мотивированы. Но простого интереса здесь недостаточно. Необходимо, чтобы и педагог, и ребенок сформулировали причину, по которой они включаются в исследование;
- проектная деятельность имеет адресный характер. Так как в ходе проектной деятельности ребенок выражает свое отношение, он всегда ищет адресата – человека, к которому обращено его высказывание, оформленное в виде продукта. Поэтому проектная деятельность имеет ярко выраженную социальную окраску и является одним из немногих социально значимых действий, доступных дошкольнику.
Для моей работы представляет интерес творческая проектная деятельность. Остановимся на ней подробно.
В ходе творческой проектной деятельности создается новый творческий продукт. Исследовательская проектная деятельность, как правило, носит индивидуальный характер, а творческий проект чаще осуществляется коллективно или совместно с родителями. Во время выполнения коллективного проекта каждый ребенок предлагает свою идею проекта, затем детским коллективом выбирается только одна идея. (Выбор идеи осуществляется, например, так: воспитатель дает детям фишки, с помощью которых они «голосуют» – кладут на тот рисунок, в котором выражена наиболее интересная, с их точки зрения, идея).
Конечно, подобный выбор дается детям нелегко, потому что ребёнок должен научиться не только отстаивать свою позицию, но и объективно ее оценивать, понимать, почему его идея оказалась удачнее по сравнению с предложениями других детей. Дошкольник должен преодолеть свойственный ему эгоцентризм (то есть неумение видеть позицию другого), а значит, перейти на новый уровень интеллектуального развития.
Также творческий проект отличается от исследовательского тем, что он долгосрочен. Обычно только обсуждение и выбор идеи занимает 2–3 недели.
Творческая проектная деятельность важна для воспитания дошкольника тем, что отражает интересы ребенка. Если взрослый поддерживает такой проект, его уникальное видение мира, свойственное данному ребенку, стимулирует его познавательную активность, повышает чувство уверенности, значимости мнения ребёнка в данном проекте, то и развивается креативность за счет расширения пространства возможностей в момент обсуждения различных вариантов проекта, предлагаемых сверстниками. Кроме того, дошкольник получает позитивный опыт конкурентного взаимодействия и понимает, что идея должна представлять ценность не только для него, но и для других.
Проектная деятельность способствует развитию мышления, воображения и речи детей только тогда, когда педагог стремится удержать проблемную ситуацию. Именно это является отличительной чертой проектной деятельности от продуктивных видов деятельности, в которых проблемная ситуация решается максимально быстро.
Рекомендуем посмотреть:
Проект в старшей группе детского сада
Проект в старшей группе на тему "Деревья и кустарники весной"
Практико-ориентированный проект по благоустройству территории детского сада
Познавательный проект. Вторая младшая группа
Похожие статьи:
Познавательно-творческий проект на тему «Осень золотая». Младшая группа
Проект для детей старшей группы «Наш веселый огород»
Как организовать учебно-воспитательный процесс в ДОУ
Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста в театральной деятельности
Эмоциональное развитие старшего дошкольника