Статья по психологии. Особенности развития творческой активности детей старшего дошкольного возраста
Описание работы: Предлагаю статью об особенностях развития творческой активности детей старшего дошкольного возраста. Данная статья будет полезна педагогам - психологам, воспитателям детского сада, студентам.Творческая активность старших дошкольников
В Концепции долгосрочного социально – экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года подчёркивается, что сегодня требуется обеспечение максимальной доступности для граждан России культурных благ и образования, в том числе и совершенствование системы поддержки детского и юношеского творчества, а также поддержание творческой активности молодёжи. Так же Федеральный Государственный Образовательный Стандарт дошкольного образования среди множества задач, которые он решает, выделяет следующую:
- сохранение и поддержка индивидуальности ребёнка, развитие индивидуальных способностей и творческого потенциала каждого ребёнка как субъекта отношений с людьми, миром и самим собой.
Благоприятным периодом для развития творческой активности с психологической точки зрения является дошкольное детство потому, что в этом возрасте дети чрезвычайно любознательны, у них есть огромное желание познавать окружающий мир. В исследованиях Л. С. Выготского, А. В. Запорожца, А. Н. Леонтьева находят подтверждение идеи, что в старшем дошкольном возрасте появляется новый тип деятельности — творческий. И его своеобразие заключается в том, что он рождает возможность идти от мысли к ситуации, а не наоборот, как было ранее. Однако, педагоги и психологи отмечают специфичность этой деятельности у детей старшего дошкольного возраста. Так, многие из компонентов творчества в этом возрасте только начинают развиваться, хотя субъективно ребенок постоянно открывает что-то новое.
В исследованиях, посвященных проблемам развития детского творчества, отмечается, что в дошкольном возрасте у ребенка проявляется ряд черт, характеризующих его как творца. Это проявление активности и инициативности в применении уже освоенных приемов работы по отношению к новому содержанию, нахождение оригинальных способов решения поставленных задач, использование разных видов преобразований.
Известно, что психологической основой творческой деятельности является воображение – психический процесс, заключающийся в создании образов предметов и ситуаций, основанных на результатах их восприятия и осмысления. Воображение в дошкольном детстве проявляется в трёх этапах развития, и на третьем этапе, в старшем дошкольном возрасте у детей развивается творческое воображение.
В старшем дошкольном возрасте начинает интенсивно формироваться логическое мышление. Как бы определяя тем самым ближайшую перспективу творческого развития. Накопление опыта практических действий, определённый уровень развития восприятия, памяти, воображения создают ситуацию уверенности в своих целях. Ребёнок 6-7 лет может стремиться к далёкой (в том числе воображаемой) цели, выдерживая при этом сильное волевое напряжение в течение довольно длительного времени.
Анализ научной литературы позволил мне выделить показатели творческой активности детей:
1. Высокий уровень интереса.
2. Способность к фантазированию, воображению и моделированию.
3. Проявление догадливости, сообразительности и открытие новых для себя знаний, способов действий, поиск ответов на вопросы.
4. Проявление радостных эмоций в процессе работы.
5. Способность переживать ситуацию успеха, наслаждаться процессом творчества.
6. Стремление к оригинальности.
7. Проявление самостоятельности в работе.
8. Умение преодолевать возникшие трудности.
Воспитание творческой активности у старших дошкольников имеет свои черты, обусловленные психологическими и физиологическими особенностями их развития.
Исследованиями педагогов и психологов установлено, что творческая деятельность ребенка в различных сферах находится в зависимости от специфики возрастного развития, и в полной мере определяются ею.
Для формирования способности к творчеству существуют оптимальные сензитивные периоды. К ним относится, как показывают исследования (Л.С. Выготский, Л.В. Занков, В.В. Давыдов, Д.Б. Эльконин, А.З. Зак), старший дошкольный возраст, т.к. именно в этот период закладывается психологическая основа для творческой деятельности.
Одним из важнейших механизмов успешного творческого развития ребенка является педагог. Роль педагога - способствовать собственной творческой активности ребенка. Это возможно при условии взаимодействия, что предполагает подлинность (искренность), безусловное принятие ребенка и способность к эмпатическому пониманию (сопереживанию) со стороны педагога. Без этих условий невозможно говорить о творческом развитии ребенка. Главной задачей педагога является умение заинтересовать его, зажечь сердца, развивать в нем творческую активность, не навязывая собственных мнений и вкусов. Педагог должен пробудить в ребёнке веру в его творческие способности, индивидуальность, неповторимость, веру в то, что творить добро и красоту, приносит людям радость.
Одним из определяющих факторов творческого развития детей является создание условий, создания такой атмосферы, когда у детей возникает любознательность и интерес, потребность отстаивать свои творческие позиции, чувство увлеченности, стремление к творческим достижениям, создается ситуация успеха в творческой деятельности.
Таким образом, обобщая всё вышеизложенное, можно сделать вывод, что старший дошкольный возраст является сензитивным периодом развития логического мышления, творческого воображения и творческой активности.
В целостном педагогическом процессе формирование творческой активности - это необходимое условие всестороннего развития личности, которое может осуществляться в различных видах деятельности. Одним из таких видов является проектная деятельность.
Рекомендуем посмотреть:
Ведущий вид деятельности в ДОУ - игра
Как развивать логическое мышление у дошкольников
Содержание и формы взаимодействия ДОУ и семьи по развитию речи старших дошкольников
Информационно - аналитическая справка о результатах тематического контроля в детском саду
Похожие статьи:
Как организовать учебно-воспитательный процесс в ДОУ
Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста в театральной деятельности
Эмоциональное развитие старшего дошкольника
Педагогические термины для воспитателей
Как оценить умственные способности ребенка