Современные образовательные технологии в практике работы с детьми старшего дошкольного возраста.
XXI век по праву можно считать веком расцвета инновационных технологий, которые активно внедряются в самые разнообразные сферы человеческой деятельности, и образование среди них закономерно становится одной из самых значительных.
Возросшие требования к технологичности образовательного процесса обусловлены острой потребностью в обязательном предвидении результатов и перспектив развития. Реализация современной цели педагогического процесса – развитие личности ребенка как субъекта собственной стратегии жизни – требует от воспитателя использования в своей деятельности инновационных педагогических технологий. Важнейшие характеристики ребенка как субъекта деятельности – это его самостоятельность, активность, инициативность, проявление творчества в познании, общении, игре и посильном труде. Поэтому проблема овладения современными технологиями организации педагогического процесса поставлена в один ряд с наиболее актуальными проблемами современного дошкольного образования.
В основе выстроенной нами системы работы лежит классификация современных педагогических технологий, разработанных К. Ю. Беловой на основе исследований Г.К. Слевко.
Типология педагогических технологий на основе взаимодействия педагога и ребенка представлена в следующем виде:
• личностно - ориентированные технологии, ставящие в центр образовательной системы личности ребенка, обеспечение комфортных, бесконфликтных и безопасных условий развития и реализации природной потенции;
• гуманно – личностные технологии, провозглашающие идеи всестороннего развития ребенка, уважения и любви к нему, развитие его творческих сил;
• технологии сотрудничества, реализующие равенство взаимоотношений педагога и ребенка, партнерство в деятельности;
• технологии свободного воспитания, основанные на предоставлении ребенку свободы выбора, самостоятельности.
Мир детства рядом с нами, он внутри нашего взрослого мира, он смотрит на нас глазами ребенка, говорит его голосом. Мир детства, внутренний мир ребенка - ключ ко многим волнующим проблемам нашей жизни. А рас¬крыть заветную дверь в этот мир как раз, и помогают современные образовательные технологии, такие как: педагогическое проектирование, работа с портфолио дошкольника, игровые технологии и т.д. Именно они, на наш взгляд, позволяют сплотить детей между собой, с взрослыми, с миром в единое целое, научить жить и успешно развиваться в современном обществе. И, если ребенок после проведенной работы начинает доверять нам, верить, значит, можно дальше творить, фантазировать, воображать. Однако не следует забывать, что использование современных образовательных технологий определённо должно носить развивающий, проблемный характер; подталкивать дошкольника к решению проблемных ситуаций, поиску оптимальных способов действий. Они стать основополагающим элементом проблемного обучения.
В рамках образовательной деятельности мы на протяжении ряда лет активно использую метод проблемного обучения в игре: игровые проблемные ситуации – их моделирование и решение; вопросы, развивающие логическое мышление, экспериментирование, решение кроссвордов, шарад, головоломок, проектирование и т.д.
Наиболее значительных положительных результатов нам удалось добиться в процессе обучения детей методам и приемам педагогического проектирования. В переводе с греческого проект – это путь исследования. Проектные технологии обучения являются для дошкольников инновационными. Проект – это метод педагоги-чески организованного освоения ребёнком окружающей среды в процессе поэтапной и заранее спланированной практической деятельности по достижению намеченных целей. Он направлен на развитие личности ребёнка, его познавательных и творческих способностей.
Использование метода проектов в дошкольном образовании как одного из методов интегрированного обучения дошкольников, позволяет значительно повысить самостоятельную активность детей, развить творческое мышление, умение детей самостоятельно, разными способами находить информацию об интересующем предмете или явлении и использовать эти знания для создания новых объектов действительности. А так же позволяет сделать образовательную систему ДОУ открытой для активного участия родителей. Так, в рамках подготовки к заседанию педагогического совета, в группе был подготовлен и с успехом реализован детско-родительский проект сюжетно-ролевой игры «Автогородок», в ходе его реализации в игровой форме дети имели возможность расширить представления и обогатить знания о работе автостоянки, социальной роли водителя, кондуктора, механика. Проект сюжетно-ролевой игры «Космос» также способствовал формированию умения комбинировать различные тематические сюжеты в единый игровой сюжет; учить налаживать и регулировать контакты в совместной игре, помог вызвать стремление к само¬реализации, самовыражению детей, решить проблему социально-личностного развития ребенка.
Проект «Здоровье - гармония – жизнь» способствовал воспитанию валеологической культуры детей старшего дошкольного возраста, как совокупности осознанного отношения ребенка к здоровью, а также помог нам организовать в группе работу «Школы Неболейки» для детей и взрослых.
Также в своей работе мы активно используем портфолио, как средство социализации ребенка - дошкольника. Мы понимаем, что ведение портфолио не только является современной эффективной формой оценивания ребёнка, но и помогает решать такие важные педагогические задачи, как: поддержка мотивации дошкольников; поощрение их активности и самостоятельности, расширение возможности самообучения; развитие навыков рефлексивной и оценочной (самооценочной) деятельности; формировать умение учиться - ставить цели, планировать и организовывать собственную учебную деятельность. Мы включили в практику работы с детьми 5-7 лет разные виды портфолио: портфолио достижений, портфолио будущего первоклассника, портфолио по интересам. Работа по ведению портфолио помогло укреплению детско-родительских отношений.
Сравнительная диагностика уровня развития дошкольников по итогам внедрения современных образовательных технологий выявила положительную динамику:
- повысился уровень социальной компетентности старших дошкольников;
- у детей возник устойчивый интерес к творческой, поисково-исследовательской деятельности;
- сформирован ряд навыков самостоятельного творческого мышления;
- значительно повысилась самостоятельную активность детей.
Кроме того, удалось сделать образовательную систему ДОУ открытой для активного участия родителей, вовлечь их в педагогический процесс, укрепить заинтересованность в сотрудничестве с детским садом.
Рекомендуем посмотреть:
Портфолио группы детского сада
Зачем нужно и нужно ли портфолио школьника?
Портфолио ученика начальной школы. Разделы портфолио
Проектирование совместной деятельности учителя-логопеда и родителей на логопункте ДОУ в условиях ФГО