Воспитание детей через изучение особенностей русской и казахской культур
Воспитатель: Плотникова Наталья Александровна
Описание: В связи с Концепцией развития системы дошкольного и общего образования ОАО «РЖД» на 2010 – 2015 годы и для гармоничного включения процесса передачи этнокультурного наследия в систему освоения личностью общечеловеческих нравственных, этических и культурных ценностей, стало необходимым создание в группе проекта по поликультурному образованию, который мы назвали «Изучение особенностей русской и казахской культуры».
Главной задачей нашего проекта является осуществление комплексного подхода к воспитанию в духе патриотизма, приобщение дошкольников к истории и культуре русского и казахского народа, местным достопримечательностям, воспитание любви и привязанности к родному краю.
СТАТЬЯ предназначена для педагогов и воспитателей детских садов.
Возрастная группа детей принимающая участие в проекте: 5-7 лет
Образовательная ценность денного проекта: заключается в ознакомлении детей с культурой и бытом русского и казахского народа, с обычаями этих народов, в ознакомлении детей с историей возникновения и развития культуры русского народа.
В рамках реализации нашего проекта, помимо созданных в группе музеев, нами были разработаны и проведены праздники: "Осенние посиделки - Русская изба" и "Весенний праздник - Наурыз"
В нашей области разных народов не счесть
Не надо пророком быть, все это знают.
Мы дружно жить почитаем за честь –
Уваженье к культуре любой в этом нам помогает.
«Воспитание детей через изучение особенностей русской и казахской культур»
В настоящее время в жизни общества происходят глубочайшие изменения. Утраченные со временем народные традиции любовь к Родине, уважение к обычаям русского народа, народному искусству, потеря народных корней, привела наше общество к черствости, конфликтам с народами других национальностей у подрастающего поколения. Поэтому стало необходимым создание новой модели взаимодействия ребенка с окружающим миром: формирование любви к российской цивилизации и толерантного отношения к другим народам, их быту и культуре. Все чаще и чаще мы возвращаемся к лучшим традициям нашего народа, которые связывают жизни нескольких поколений, объединяют прошлое, настоящее и будущее. Поэтому поликультурное воспитание стало опять занимать центральное направление в работе с детьми дошкольного возраста.
Знакомство с родным краем, достопримечательностями региона, любовь к родным местам, гордость за свой народ, ощущение неразрывности с окружающим миром, желание сохранить и приумножить богатства своей Родины, все эти представления необходимо формировать в дошкольном детстве, когда закладываются основы ценностного отношения личности ребенка к миру.
В связи с Концепцией развития системы дошкольного и общего образования ОАО «РЖД» на 2010 – 2015 годы и для гармоничного включения процесса передачи этнокультурного наследия в систему освоения личностью общечеловеческих нравственных, этических и культурных ценностей, стало необходимым создание в группе проекта по поликультурному образованию, который мы назвали «Изучение особенностей русской и казахской культуры».
Главной задачей нашего проекта является осуществление комплексного подхода к воспитанию в духе патриотизма, приобщение дошкольников к истории и культуре русского и казахского народа, местным достопримечательностям, воспитание любви и привязанности к родному краю.
Поликультурное воспитание детей осуществляться в трех направлениях:
- Информационное насыщение (сообщение знаний о традициях, обычаях разных народов, специфике их культуры и ценностей и т.д.).
- Эмоциональное воздействие (в процессе реализации первого направления «информационного насыщения» важно вызвать отклик в душе ребенка, «расшевелить» его чувства).
- Поведенческие нормы (знания, полученные ребенком о нормах взаимоотношений между народами, правилах этикета, должны быть обязательно закреплены в его собственном поведении).
Для реализации этих трех направлений в поликультурном воспитании детей дошкольного возраста используются разнообразные средства:
общение с представителями разных национальностей;
устное народное творчество;
художественная литература;
игра, народная игрушка и национальная кукла;
декоративно-прикладное искусство, живопись;
музыка;
этнические мини-музеи.
В процессе освоения поликультурного образования используемся разнообразные формы работы с детьми:
интегрированные непосредственно-образовательные деятельности, объединяющие различные виды деятельности (познавательную, художественно-изобразительную, музыкальную, игровую и др.);
познавательные беседы, презентации, слайд-шоу;
целевые прогулки, экскурсии;
развлечения; фольклорные концерты, театрализованные представления.
Благодаря этому, дети уже знают названия и назначение предметов быта русского и казахского народа, используют в речи русские и казахские пословицы и поговорки, поют народные песни, используют народную атрибутику в самостоятельных играх, знают культуру русского и казахского народа, играют в национальные подвижные игры
Для реализации проекта в группе силами воспитателей и родителей создан музей национальных культур: «Русская Изба» и «Казахская юрта», с целью знакомства воспитанников с бытом, традициями, ремеслами народов.
Помимо всего этого, родительский комитет организовывал нам в течении всего года экскурсии: в краеведческий музей: «Лесная опушка» и «Русская изба», в музыкальную школу.
Мини-музей, «Русская Изба» и «Казахская юрта» стали неотъемлемой частью предметно-развивающей среды нашей группы. Каждый из них – результат общения, совместной работы воспитателя, детей и их семей.
«Изба» и «Юрта» представляет собой воспроизведение жилого помещения. Здесь собраны подлинные предметы быта и прикладного искусства русского и казахского народов.
Интерьер музея постоянен. Меняются лишь отдельные декоративные элементы, отражающие сезонные изменения: букеты цветов, веток; овощи и фрукты; и т.д. По мере поступления экспонатов, экспозиция пополняется.
К оформлению музея предъявляются особые требования. Его экспонаты не содержатся за стеклом. Они находятся в рабочем состоянии, так, чтобы их можно было использовать в качестве методического материала в различных видах деятельности.
На все музейные экспонаты заведена картотека. В каждой карточке даётся правильное название предмета, краткая информация о нём: что это, для чего, как использовали этот предмет наши предки. Кроме этого на каждом экспонате имеется этикетка с названием предмета и, если это предметы казахского быта, то на двух языках.
Без зрительных образов ребёнок не в силах правильно воспринимать сведения о материальной культуре народа, в этом одна из важных особенностей детей дошкольного возраста.
Музей даёт возможность детям не только рассмотреть предмет, но и практически освоить его. Чем больше органов чувств будут задействовано в изучении традиционной культуры, тем глубже она усвоится.
Детям также предлагается иллюстрации к сказкам русского и казахского народа, куклы в национальных костюмах, картотеки подвижных игр русского и казахского народа, альбомы с устным народным творчеством русского и казахского народа.
Успешность педагогической работы в поликультурной образовательной среде во многом определяется ее этнокультурной направленностью, сформированностью таких общекультурных и профессиональных знаний, умений и навыков, которые позволяют организовывать деятельность в соответствии с национальными особенностями и культурными традициями разных этнических групп и общностей.
Рекомендуем посмотреть:
День здоровья в детском саду. Старшая группа
Дидактические игры для дошкольников. Виды
Эссе воспитателя дошкольного учреждения
Аннотация книги: Бородич «Методика развития речи детей младшего дошкольного возраста»
Похожие статьи:
Как организовать учебно-воспитательный процесс в ДОУ
Музейная педагогика в детском саду