Творческий конкурс для педагогов «Чудесная Весна»

 

Конкурс для педагогов «Лучший конспект урока (занятия)»

 

Конкурсы на нашем сайте ped-kopilka.ru

Воспитание детей 5-7 лет через изучение особенностей русской и казахской культур

Воспитание детей через изучение особенностей русской и казахской культур
Воспитатель: Плотникова Наталья Александровна
Описание: В связи с Концепцией развития системы дошкольного и общего образования ОАО «РЖД» на 2010 – 2015 годы и для гармоничного включения процесса передачи этнокультурного наследия в систему освоения личностью общечеловеческих нравственных, этических и культурных ценностей, стало необходимым создание в группе проекта по поликультурному образованию, который мы назвали «Изучение особенностей русской и казахской культуры».
Главной задачей нашего проекта является осуществление комплексного подхода к воспитанию в духе патриотизма, приобщение дошкольников к истории и культуре русского и казахского народа, местным достопримечательностям, воспитание любви и привязанности к родному краю.
СТАТЬЯ предназначена для педагогов и воспитателей детских садов.
Возрастная группа детей принимающая участие в проекте: 5-7 лет
Образовательная ценность денного проекта: заключается в ознакомлении детей с культурой и бытом русского и казахского народа, с обычаями этих народов, в ознакомлении детей с историей возникновения и развития культуры русского народа.
В рамках реализации нашего проекта, помимо созданных в группе музеев, нами были разработаны и проведены праздники: "Осенние посиделки - Русская изба" и "Весенний праздник - Наурыз"

В нашей области разных народов не счесть
Не надо пророком быть, все это знают.
Мы дружно жить почитаем за честь –
Уваженье к культуре любой в этом нам помогает.
«Воспитание детей через изучение особенностей русской и казахской культур»

В настоящее время в жизни общества происходят глубочайшие изменения. Утраченные со временем народные традиции любовь к Родине, уважение к обычаям русского народа, народному искусству, потеря народных корней, привела наше общество к черствости, конфликтам с народами других национальностей у подрастающего поколения. Поэтому стало необходимым создание новой модели взаимодействия ребенка с окружающим миром: формирование любви к российской цивилизации и толерантного отношения к другим народам, их быту и культуре. Все чаще и чаще мы возвращаемся к лучшим традициям нашего народа, которые связывают жизни нескольких поколений, объединяют прошлое, настоящее и будущее. Поэтому поликультурное воспитание стало опять занимать центральное направление в работе с детьми дошкольного возраста.
Знакомство с родным краем, достопримечательностями региона, любовь к родным местам, гордость за свой народ, ощущение неразрывности с окружающим миром, желание сохранить и приумножить богатства своей Родины, все эти представления необходимо формировать в дошкольном детстве, когда закладываются основы ценностного отношения личности ребенка к миру.
В связи с Концепцией развития системы дошкольного и общего образования ОАО «РЖД» на 2010 – 2015 годы и для гармоничного включения процесса передачи этнокультурного наследия в систему освоения личностью общечеловеческих нравственных, этических и культурных ценностей, стало необходимым создание в группе проекта по поликультурному образованию, который мы назвали «Изучение особенностей русской и казахской культуры».
Главной задачей нашего проекта является осуществление комплексного подхода к воспитанию в духе патриотизма, приобщение дошкольников к истории и культуре русского и казахского народа, местным достопримечательностям, воспитание любви и привязанности к родному краю.
Поликультурное воспитание детей осуществляться в трех направлениях:
- Информационное насыщение (сообщение знаний о традициях, обычаях разных народов, специфике их культуры и ценностей и т.д.).
- Эмоциональное воздействие (в процессе реализации первого направления «информационного насыщения» важно вызвать отклик в душе ребенка, «расшевелить» его чувства).
- Поведенческие нормы (знания, полученные ребенком о нормах взаимоотношений между народами, правилах этикета, должны быть обязательно закреплены в его собственном поведении).
Для реализации этих трех направлений в поликультурном воспитании детей дошкольного возраста используются разнообразные средства:
общение с представителями разных национальностей;
устное народное творчество;
художественная литература;
игра, народная игрушка и национальная кукла;
декоративно-прикладное искусство, живопись;
музыка;
этнические мини-музеи.
В процессе освоения поликультурного образования используемся разнообразные формы работы с детьми:
интегрированные непосредственно-образовательные деятельности, объединяющие различные виды деятельности (познавательную, художественно-изобразительную, музыкальную, игровую и др.);
познавательные беседы, презентации, слайд-шоу;
целевые прогулки, экскурсии;
развлечения; фольклорные концерты, театрализованные представления.
Благодаря этому, дети уже знают названия и назначение предметов быта русского и казахского народа, используют в речи русские и казахские пословицы и поговорки, поют народные песни, используют народную атрибутику в самостоятельных играх, знают культуру русского и казахского народа, играют в национальные подвижные игры
Для реализации проекта в группе силами воспитателей и родителей создан музей национальных культур: «Русская Изба» и «Казахская юрта», с целью знакомства воспитанников с бытом, традициями, ремеслами народов.
Помимо всего этого, родительский комитет организовывал нам в течении всего года экскурсии: в краеведческий музей: «Лесная опушка» и «Русская изба», в музыкальную школу.
Мини-музей, «Русская Изба» и «Казахская юрта» стали неотъемлемой частью предметно-развивающей среды нашей группы. Каждый из них – результат общения, совместной работы воспитателя, детей и их семей.

«Изба» и «Юрта» представляет собой воспроизведение жилого помещения. Здесь собраны подлинные предметы быта и прикладного искусства русского и казахского народов.
Интерьер музея постоянен. Меняются лишь отдельные декоративные элементы, отражающие сезонные изменения: букеты цветов, веток; овощи и фрукты; и т.д. По мере поступления экспонатов, экспозиция пополняется.
К оформлению музея предъявляются особые требования. Его экспонаты не содержатся за стеклом. Они находятся в рабочем состоянии, так, чтобы их можно было использовать в качестве методического материала в различных видах деятельности.
На все музейные экспонаты заведена картотека. В каждой карточке даётся правильное название предмета, краткая информация о нём: что это, для чего, как использовали этот предмет наши предки. Кроме этого на каждом экспонате имеется этикетка с названием предмета и, если это предметы казахского быта, то на двух языках.

Без зрительных образов ребёнок не в силах правильно воспринимать сведения о материальной культуре народа, в этом одна из важных особенностей детей дошкольного возраста.
Музей даёт возможность детям не только рассмотреть предмет, но и практически освоить его. Чем больше органов чувств будут задействовано в изучении традиционной культуры, тем глубже она усвоится.
Детям также предлагается иллюстрации к сказкам русского и казахского народа, куклы в национальных костюмах, картотеки подвижных игр русского и казахского народа, альбомы с устным народным творчеством русского и казахского народа.
Успешность педагогической работы в поликультурной образовательной среде во многом определяется ее этнокультурной направленностью, сформированностью таких общекультурных и профессиональных знаний, умений и навыков, которые позволяют организовывать деятельность в соответствии с национальными особенностями и культурными традициями разных этнических групп и общностей.



Рекомендуем посмотреть:

День здоровья в детском саду. Старшая группа Дидактические игры для дошкольников. Виды Эссе воспитателя дошкольного учреждения Аннотация книги: Бородич «Методика развития речи детей младшего дошкольного возраста»

Похожие статьи:

Как организовать учебно-воспитательный процесс в ДОУ

Музейная педагогика в детском саду

Сценарий праздника посвященного Дню великой Победы в подготовительной группе детского сада
Опубликовано: 3309 дней назад (4 апреля 2015)
Просмотров: 3309
Рубрика: Без рубрики
+8
Голосов: 8
Елена Валериевна Головко # 4 апреля 2015 в 14:05 +3
Спасибо, очень интересный проект, объединение двух культур. Музей просто замечательный получился.
Елена Викторовна Емельянова # 4 апреля 2015 в 14:37 +1
Да, работа действительно очень интересная, где объединяются культуры нашего общества. Спасибо, за такой предоставленный материал.
Наталья Александровна Плотникова # 4 апреля 2015 в 16:04 0
Спасибо большое!!!! Рады что понравилось
Наталья Александровна Плотникова # 4 апреля 2015 в 18:09 0
Спасибо большое. Проголосуйте, пожалуйста, если не сложно.
Татьяна Николаевна Кушнарёва # 4 апреля 2015 в 18:37 +3
Наталья Александровна, спасибо за приглашение!
Работа, действительно интересная и достойна внимания многих, но требует доработки в оформлении. Хотелось, чтобы публикация была более показательной и соответствовала всем требованиям Портала, поэтому советую вам внимательно познакомиться с материалом - Как правильно оформить запись в блоге:https://ped-kopilka.ru/voprosy-i-otvety/kak-pravilno-oformit-zapis-v-bloge.html
Желаю вам успехов!
С уважением, Т.Н.
Наталья Александровна Плотникова # 4 апреля 2015 в 18:54 +3
спасибо большое. действительно оформляла первый раз и сделала ошибки. следующий материал надеюсь будет оформлен правильно.
Галина Евгеньевна Перевезенцева # 4 апреля 2015 в 23:17 +5
Добрый вечер Наталья Александровна! Спасибо за приглашение. Познакомилась с вашим материалом Воспитание детей через изучение особенностей русской и казахской культур. Интересный материал, объединение двух культур. Замечательные фотографии музея дополняют ваш материал. С рекомендациями Татьяны Николаевны согласна полностью повторятся не буду. Мои вам пожелания прислушаться на будущие публикации, а также дальнейших творческих успехов. С уважением Г.Е.
Наталья Александровна Плотникова # 5 апреля 2015 в 17:14 +3
Спасибо Вам большое за доброе слово. Обязательно прислушаюсь к рекомендациям!!!
Ирина Юрьевна Ручина # 5 апреля 2015 в 13:44 +5
Наталья Александровна, спасибо за приглашение. Познакомилась с вашей разработкой. Работа получилась интересная, достойна внимания, многим педагогам пригодится. Творческих Вам успехов и вдохновения. Примите мой голос. +1!!!
Наталья Александровна Плотникова # 5 апреля 2015 в 17:13 +3
Спасибо вам большое за доброе слово и оценку!!!
Оксана Михайловна Жидикина # 7 апреля 2015 в 21:00 +4
Здравствуйте, Наталья Александровна. Спасибо за приглашение. Этномузей замечательный. Работа имеет большое воспитательное значение. Формируете нравственные, этические и культурные ценности. Приобщаете дошкольников к истории и культуре русского и казахского народа, местным достопримечательностям. Голос.