Здоровьесберегающие технологии в деятельности логопеда ДОУ
Автор: Сажина Наталья Александровна, учитель-логопед МБДОУ № 44 г. Миасса Челябинской обл.
Описание материала: Статья предназначена логопедам и воспитателям, работающим с детьми, имеющими нарушения речи. В ней вы можете познакомиться с определением понятий "здоровье", "здоровьесберегающие технологии".
Согласно определению Всемирной организации здравоохранения, здоровье – это состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не только отсутствие болезней или физических дефектов.
Кроме того, существуют такие понятия как «физическое здоровье», «психическое здоровье», «социальное здоровье», «нравственное здоровье», «духовное здоровье».
Здоровье каждого человека складывается из нескольких компонентов.
Соматический компонент – текущее состояние органов и систем организма человека.
Физический компонент – уровень роста и развития органов и систем организма.
Психический компонент – состояние психической сферы, - основу которого составляет состояние общего душевного комфорта, обеспечивающее адекватную поведенческую реакцию.
Нравственный компонент – комплекс характеристик мотивационной и потребностно-информативной сферы жизнедеятельности.
Деятельность педагогов детского сада направлена на развитие всех этих компонентов здоровья дошкольника, для этого используются здоровьесберегающие образовательные технологии.
Под здоровьесберегающей образовательной технологией понимают систему, создающую максимально возможные условия для сохранения, укрепления и развития духовного, эмоционального, интеллектуального, личностного и физического здоровья всех субъектов образования (воспитанников, педагогов и др.).
Деятельность учителя-логопеда ДОУ неразрывно связана со здоровьесбережением детей и включает в себя следующие здоровьесберегающие технологии:
• дыхательная гимнастика;
• массаж и самомассаж рук;
• пальчиковый игротренинг;
• песочная терапия и др.
От дыхания во многом зависят здоровье человека, его физическая и умственная деятельность. Дыхательная функция необычайно важна для нормальной жизнедеятельности детского организма, т.к. усиленный обмен веществ растущего организма связан с повышенным газообменом. Однако дыхательная система ребенка не достигла полного развития. Дыхание у детей поверхностное, учащенное. Следует учить детей дышать правильно, глубоко и равномерно, не задерживать дыхание при мышечной работе. Надо напоминать детям, что следует дышать через нос. Это очень важно, т.к. атмосферный воздух в носовых ходах очищается, согревается и увлажняется. При носовом дыхании в легкие ребенка поступает гораздо больше воздуха, чем при дыхании ртом.
Давно установлена закономерность: уровень развития речи ребенка находится в прямой зависимости от степени тонких движений пальцев рук. Дети, которым удаются изолированные, а затем более сложные пальчиковые движения, - это говорящие дети. Если же пальцы напряженные, сгибаются и разгибаются только вместе, не могут двигаться изолированно – у этих детей отмечаются нарушения речи.
Обязательной частью логопедического занятия является проведение массажа или самомассажа рук, пальчикового игротренинга.
Упражнения сопровождаю красочными иллюстрациями и стихотворными текстами, с помощью которых дети получают представления о временах года и их признаках, расширяют знания об окружающем, что обогащает словарный запас дошкольника с недоразвитием речи.
Одним из эффективных и интересных направлений в своей работе считаю песочную терапию. Игра в песок позитивно влияет на эмоциональное состояние, является прекрасным средством для развития ребенка. Начиная игру, делаю отпечатки кистей рук, рассказываю о своих ощущениях: «Мне приятно, я чувствую прохладу песка. Когда я двигаю руками, ощущаю маленькие песчинки, а что чувствуешь ты?» Получив образец, ребенок сам рассказывает о том, что чувствует.
Далее можно:
• поскользить по поверхности песка («как змейка» - «ш – ш – ш», «машина» - «р – р – р»);
• пройтись ладошками, оставляя там свои следы - отпечатки кулачков, ребер ладоней, создавая узоры;
• пройтись каждым пальчиком поочередно в сочетании с проговариванием слов, слоговых дорожек.
Эти незатейливые упражнение обладают колоссальным значением для развития психики ребенка, для развития тактильно-кинестетической чувствительности и мелкой моторики, учат ребенка прислушиваться к себе, проговаривать свои ощущения. А это способствует развитию речи, произвольного внимания и памяти, что очень важно для детей с нарушением речи. Главное - ребенок учится понимать себя и других, формируются навыки позитивной коммуникации, снимается мускульное напряжение.
Игры с песком разнообразны. Вот еще несколько примеров использования песка в индивидуальной работе:
• Опустить пальцы в песок, сжимать и разжимать кулачки, одновременно называя, например, фрукты.
• «Полоски»
Ребенок чертит на песке заданное количество полосок, а затем по их количеству придумывает признаки или действия к предмету.
• «Исправь ошибку»
Логопед чертит на песке ошибочное количество полосок. Ребенок анализирует количество слогов в слове и исправляет ошибку. Или ребенок печатает на песке заданное слово и вертикальными полосками делит на слоги.
• С помощью машинки или лодочки, учим правильно употреблять в речи предлоги (от, к, между, в, из – под, у, перед, на), приставочные глаголы (приплыл, отплыл…), наречия (далеко, близко, быстро, медленно).
• «Подбери слово»
Ребенок обнаруживает спрятанные в песке различные предметы или игрушки и подбирает к их названиям прилагательные (рыбка – полосатая, блюдце – пластмассовое).
С большим интересом дети выполняют артикуляционные упражнения в сочетании с песочной терапией. Например, упражнение «Лошадка» (щелкать языком, одновременно пальцами, ритмично «скакать» по песку).
Использование вышеперечисленных технологий не только способствует здоровьесбережению дошкольников, но и позволяет внести разнообразие в проведение логопедических занятий, повысить интерес дошкольников к выполняемым упражнениям.
Рекомендуем посмотреть:
Дидактическое панно - аппликация в логопедической работе
Формирование всех компонентов устной речи ребенка
Ранняя диагностика речевого развития детей
Организация взаимодействия педагогов и родителей в логопедической группе