Творческий конкурс для педагогов «Осенний листопад»

 

Творческий конкурс для педагогов «Самая лучшая Зима»

 

Конкурс для педагогов «Лучший конспект урока (занятия)»

 

Конкурсы на нашем сайте ped-kopilka.ru

Рабочая программа для дошкольников средней группы детского сада

Рабочая программа по развитию психических познавательных процессов у детей 4–5 лет «Познай себя»
Сорина Наталья Александровна
Рабочая программа по развитию психических познавательных процессов у детей 4–5 лет «Познай себя»
Пояснительная записка.
В период дошкольного детства формируются предпосылки будущей учебной деятельности детей. На протяжении дошкольного возраста происходят значительные изменения в восприятии, внимании, мышлении, памяти, воображении. К концу дошкольного периода, в условиях целевого, обучающего общения со взрослыми возникают более сложные субъектные произвольные формы психической познавательной активности, направленные на определенный познавательный результат и включающие элементарные приемы умственного преобразования материала. Эти формы психики обнаруживают деятельностную структуру. Поэтому дошкольный возраст является начальным этапом становления субъекта познавательной деятельности. Для его развития необходима специальная организация деятельности ребенка и его общения со взрослыми.
Предлагаемая программа способствует грамотному проведению коррекции интеллектуального развития и позволяет в ходе выполнения игровых заданий развивать у детей мышление, внимание, память, восприятие, воображение.
Цель:
формирование познавательных процессов (восприятие, внимание, память, мышление) детей старшего дошкольного возраста, как показатель психологической готовности к обучению в школе .
Задачи:
1. создавать условия для полноценного психического развития ребёнка, своевременно предупреждать возможные нарушения в становлении личности и интеллекта;
2. проведение психологической диагностики с целью выявления уровня сформированности психических процессов;
3. разработка и проведение коррекционно – развивающих занятий по преодолению нарушений в развитии психических процессов;
4. консультировать педагогов, родителей об особенностях психического развития ребёнка;
5. формирование норм и правил взаимоотношения со сверстниками и взрослыми, воспитание доброжелательного отношения, уважения прав сверстников и умения сотрудничать с ними.
Успех реализации данной программы обеспечивается несколькими обязательными условиями:
• готовностью педагога к формированию познавательных процессов у детей;
• построение социально – личностной развивающей среды в дошкольном учреждении;
• активном участии родителей в воспитательном процессе;
• проведение коррекционных – развивающих занятий с детьми старшего дошкольного возраста, направленных на развитие познавательных процессов;
Основные принципы организации образовательного процесса:
• обеспечение права каждого ребёнка на свободный выбор, на собственную точку зрения;
• опора на достижение предыдущего этапа развития ребёнка;
• принцип психологической комфортности;
принцип информированности, обогащённости и наукоёмкости.
Комплекс занятий рассчитан на детей 4-5 лет. Каждое занятие состоит из четырех частей и занимает 20 мин., что соответствует физическим и психологическим возможностям детей данного возраста. Занятия проводятся по подгруппам 3-4 ребенка.
Комплекс направлен на развитие взаимосвязанных между собой психических процессов, определяющих познавательные возможности: мышление, память, внимание, восприятие, воображение.
Занятия проходят в форме игры-задачи, путешествия, виртуальной экскурсии, похода, викторины и т. п.
Структура занятий:
• Проверка знаний, полученных раннее.
• Знакомство с новым материалом (дидактические игры, раздаточный игровой материал, словесные игры и т. д.)
• Подвижная игра
• Индивидуальная работа (по индивидуальным траекториям развития)
• Закрепление пройденного (работа в группах, парах, коллективно)
• Рефлексия
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
СЕНТЯБРЬ
ТЕМЫ:
1. Диагностика уровня познавательных процессов.
2. Восприятие («Развивающая радуга», «Цветовое лото») .
3. Память, внимание, мышление, воображение. («Театрализация сказки Репка на новый лад» - задания на развитие психических процессов, задания на логику, пиктограммы, учить классифицировать, обобщать) .
4. Театрализация сказки Репка на новый лад.
ЗАДАЧИ:
Изучение особенности развития мыслительных процессов ребенка, его знаний и представлений об окружающем мире.
Ознакомить детей с системой цветов, с последовательностью расположения в спектре»
Развивать память, мышление, творческое воображение.
Развитие творческого воображения.
ОКТЯБРЬ
ТЕМЫ:
1. Театрализация «Фруктовый сад» (Разрезные картинки, посади фрукты) .
2. Веселые фрукты. (волшебный мешочек, собери фрукты, угадай чего не стало) .
3. Умные помощники. («Веселые загадки для умников», «Путаница», «Что лишнее? ») .
4. Придумывание сказки «Во саду ли в огороде»
ЗАДАЧИ:
Учить зрительно расчленять изображение предмета на части, составлять предмет из частей, развивать умение пользоваться образцом, соотносить с ним отдельные части картинки.
Учить узнавать предметы на ощупь, обогащение сенсорного опыта, развитие глазомера при выборе по образцу предметов определенной величины, развивать зрительную память) .
Развивать зрительную и слуховую память, группировать картинки, развитие навыков классификации) .
Развитие творческого воображения, внимания, зрительной и слуховой памяти.
НОЯБРЬ
ТЕМЫ:
1. Кукольный пальчиковый театр (Ритмическая игра «Та-та два кота», «Угадай чей голос».)
2. Театрализация «Животные и птицы» (Сложи узор, узнавание наложенных предметов, называть части тела животных и птиц, особенностях внешнего вида, какую пользу приносят.)
3. Что растет в лесу (Узнавание наложенных предметов, раскраски, операции обобщения, классификации, синтеза.)
4. Страна «Вообразилия». Развитие умения различать взрослых животных и их детенышей по звукопроизношению, формирование схемы тела)
ЗАДАЧИ:
Развитие моторики, цветовосприятия, умения работать по образцу, понятие большой — маленький, развитие представления об эталонах формы.
Формировать понятия деревья, травы и кустарники, развитие цветовосприятия, мелкой моторики, внимания. Памяти и мышления.
Обогащение словарного запаса, развитие творческого воображения.
ДЕКАБРЬ
ТЕМЫ:
1. «В гостях у сказки» (театрализация сказки «Рукавичка», придумывание конца сказки.)
2. Диагностика уровня развития психических процессов.
3. Диагностика уровня психических процессов.
4. Новогодний праздник Развитие творческого воображения, внимания. Зрительной и слуховой памяти.
ЗАДАЧИ:
Изучение особенности развития психических процессов.
ЯНВАРЬ
ТЕМЫ:
1. «Почемучки в гостях у Умной феи» («Кто такой человек? », «Разрезные картинки», «Назови одним словом») .
2. «Правила поведения в общественных местах».
3. «Что сначала, а что потом».
ЗАДАЧИ:
Нахождение частей тела, развитие мышления, целостное восприятие изображения, развитие мыслительных операций.
Развитие умения следовать правилам, произвольности, зрительного и слухового внимания, формирование схемы тела, развитие пространственных представлений.
Знакомство с распорядком дня, развитие навыка определять последовательность действий и событий, развитие моторики, закрепление цвета, выполнения словесных инструкций.
ФЕВРАЛЬ
ТЕМЫ:
1. «Игрушки» (Мыслительные операции, «Чего не стало? »)
2. Кукольный театр «А у нас сегодня гости! » «Третий лишний», «Что куда положить? », «Чего не стало», «Назови одним словом».
3. Кукольный театр «Гостевой этикет»
4. «Защитники отечества». Развитие мышления, внимания и памяти.
ЗАДАЧИ:
Развитие мышления: операций синтеза, классификации, обобщения по темам «Посуда», «Мебель», «Одежда», «Обувь».
Развивать слуховое и зрительное внимание (устойчивость, слуховую память, мышление, тонкую моторику, формировать навыки вербального и невербального общения, вежливого обращения.
Расширить и уточнить словарь детей. Воспитание любви и уважения к близким.
МАРТ.
ТЕМЫ:
1.«Почемучки и времена года».
2. «Мамины помощники».
3. «Как Незнайки попали в беду» (Театрализация «Добрый доктор Айболит») .
4. «Профессии» («Правая и левая», «Кто что делает? », «Кем быть? ».
ЗАДАЧИ:
Развивать умение рассматривать картинки с развернутым сюжетом. Ввести в активный словарь слова «Зима», «Весна», «Лето», «Осень» и сочетание слов «Время года». Развитие операций обобщения, классификации, развитие наглядно-образного мышления, установление причинно-следственных связей.
Воспитание любви и уважения к близким людям, расширить и уточнить словарь детей по теме «Женские и мужские профессии».
Развитие творческого воображения, знакомство с профессией врача, развитие зрительной и слуховой памяти.
Развитие навыков подражания, освоение схемы тела, умение называть действия людей разных профессий, закрепление знаний о различных профессиях.

АПРЕЛЬ.
ТЕМЫ:
1.«Транспорт».
2. Диагностика уровня развития познавательной сферы
3. Диагностика уровня развития познавательной сферы
ЗАДАЧИ:
Формировать понятие наземный «транспорт». Ввести сравнения и обобщения в понимаемой речи на основе предъявления картинок.
Изучение особенности развития мыслительных процессов ребенка, его знаний и представлений об окружающем мире.
Литература
1. Развитие ощущений и восприятия у детей от младенчества до младшего школьного возраста: игры, упражнения, тесты / Н. В. Краснощекова. – Ростов н/Д: Феникс, 2007. – 319 с. Ил. – (Школа развития) .
2. Психолого-педагогические средства познавательного развития дошкольников: Учебное пособие/ М. В. Ермолаева. – М. : Издательство Московского психолого-социального института; Воронеж: Издательство НПО «МОДЕК», 2006. – 224 с. – (серия «Библиотека педагога – практика») .
3. Развитие познавательных способностей детей. Популярное пособие для родителей и педагогов. Тихомирова Л. Ф. – Ярославль: Академия развития, 1996.- 192 с., ил.
4. Логика для дошкольников. Упражнения на каждый день. Популярное пособие для родителей и педагогов. Тихомирова Л. Ф. - Ярославль: Академия развития, 2001.- 256 с., ил – (Серия: «Развивающее обучение. Практическое приложение») .
5. Практикум для детского психолога/ Г. А. Широкова, Е. Г. Жадько. – Изд. 4 – е. – Ростов н / Д: Феникс, 2006. – 314, с., : ил. – (Психологический практикум) .
6. 500 лучших развивающих игр для детей от рождения до пяти лет / худож. : Н. В. Павлычева, А. А. Селиванов. – Ярославль, Академия развития, 2010. – 416 с. : ил. – (Золотая коллекция игр) .

Рекомендуем посмотреть:

Перспективный план факультатива в средней группе ДОУ Каждодневное планирование в средней группе Декадник по профилактике пожарной безопасности в средней группе детского сада Перспективный план работы с родителями в средней группе на год

Похожие статьи:

Наблюдение на участке в средней группе

Проект по ФГОС. Сотрудничество ДОУ и семьи
Опубликовано: 3154 дня назад (17 марта 2016)
Просмотров: 2278
Рубрика: Без рубрики
+1
Голосов: 1
Елена Алексеевна Шульга # 17 марта 2016 в 18:42 0
Спасибо большое! Очень много нужной информации! Я взяла себе за основу.
Светлана Викторовна # 19 марта 2016 в 19:00 0
Здравствуйте
У Вас в тексте есть таблицы, поэтому Вам необходимо выслать весь материал по электронной почте на адрес sv@ped-kopilka.ru
Обязательно в тексте письма укажите ссылку на Ваш материал.
Мы разместим материал так, чтобы текст в таблицах можно было увидеть и прочитать.
Это всё прописано в правилах.
С уважением, Администратор сайта