Творческий конкурс для педагогов «Осенний листопад»

 

Творческий конкурс для педагогов «Самая лучшая Зима»

 

Конкурс для педагогов «Лучший конспект урока (занятия)»

 

Конкурсы на нашем сайте ped-kopilka.ru

Литературный час в библотеке. Сценарий для для 1-2 класса

Литературный час о писателях натуралистах (Н. Сладков и Е. Чарушин) О братьях наших меньших
В ноябре 2016 года в городской библиотеке № 14 МБУК «ЦБС г. Вологды» для учащихся первых классов прошёл литературный час «О братьях наших меньших». На занятии ребята познакомились с творчеством двух писателей-натуралистов: Н. Сладков и Е. Чарушин.
Автор: библиотекарь городской библиотеки № 14 МБУК «ЦБС г. Вологды» Ромина Наталья Алексеевна.
Описание: Литературный час «О братьях наших меньших» предназначен для учащихся младшего школьного возраста (1-2 классы). На нём школьники знакомятся с биографией и творчеством Н. Сладкова и Е. Чарушина. Данный литературный час можно проводить как отдельное мероприятие или использовать его фрагменты на уроках чтения в школе или библиотечных уроках, посвящённых творчеству писателей-натуралистов, в городских и школьных библиотеках.
Цели:
- Познакомить детей с творчеством писателей-натуралистов;
- Помощь учебному процессу;
- Заинтересовать школьников книгами Н. Сладкова и Е. Чарушина, имеющимися в библиотеке.
Оформление: красочный заголовок мероприятия, портреты писателей Н. Сладкова и Е. Чарушина, книжная выставка «Писатели о природе и животных», видеозаставка из телепрограммы «В мире животных» (открываются ворота Московского зоопарка), видео «Художник Е. Чарушин», видеозаставка из телепрограммы «В мире животных» (закрываются ворота Московского зоопарка).
Оборудование: телевизор, видеоплеер.
Ход мероприятия
«Природа – это
увлекательнейшая книга.
Только начни её читать,
не оторвёшься».
Н. Сладков


Ребята, писатели бывают разные. Одни пишут про детей и про школу, другие в своих книгах описывают путешествия по разным странам, третьи сочиняют фантастические истории. А бывают такие писатели, которые пишут книги о природе и о животных. Таких писателей называют натуралистами. Сегодня мы познакомимся с двумя писателями-натуралистами. Это Николай Сладков и Евгений Чарушин. С помощью их книг мы отправимся в удивительный мир животных.

(Видеозаставка из телепрограммы «В мире животных» (открываются ворота Московского зоопарка)).
Конечно, любой человек любит природу. Но есть такие люди, которые наделены особым отношением ко всему живому. Природа это чувствует и делится с ними своими самыми сокровенными секретами. Таким был писатель Николай Иванович Сладков. Он родился в 1920 году в Москве, но вся его жизнь прошла в городе Ленинграде (Санкт-Петербурге) славящемся великолепными пригородными парками. Здесь писатель открыл для себя удивительную жизнь природы, которая и стала главной темой его творчества.
Ещё во время учёбы в школе Николай начал вести дневник, куда записывал свои впечатления и наблюдения за животными и растениями. Став взрослым Сладков увлекался охотой, но потом отказался от этого занятия. Вместо неё он стал заниматься фотоохотой и выдвинул такой призыв: «Не бери в лес ружье, возьми в лес фоторужье».

Николай Сладков очень любил родную русскую природу. Однажды он сказал: «Я пишу о природе, потому что я её очень люблю: за красоту, за загадки, за мудрость её и разнообразие».
Свою первую книгу «Серебряный хвост», в которой рассказывается о встрече охотника с горной лисой, Сладков написал в 1953 году. Всего он написал более шестидесяти книг.
Вместе с другим писателем-натуралистом Виталием Бианки Сладков готовил передачу для радио «Вести из леса», в которой с удовольствием отвечал на многочисленные письма юных слушателей.

Викторина по рассказам Н. Сладкова
(При подготовке к мероприятию дети самостоятельно читают рассказы Н. Сладкова из цикла «Лесные шорохи»: «Сорока и медведь», «Сорока и заяц», «Лиса и мышь», «Кто как спит», «Лисица и ёж», «Сорока и заяц», «Одуванчик и дождь», «Крот и филин»).

Ответьте на вопросы:
1. Когда медведь бывает сытым? (Никогда, он всё время ест)
2. Почему зайцу не нужны лисьи зубы, волчьи ноги да рысьи когти? (Так как душа у него заячья, он всего боится)
3. Чего боится мышка-трусишка? (Тихого шороха) Почему? (Это означает, что крадётся кошка или лиса)
4. Как спит летучая мышь? (Висит вниз головой) Кто спит сидя? (Тетёрка) Кто спит стоя? (Цапля) А как спит заяц? (Лёжа)
5. Почему, по мнению лисы, колючки ежу не к лицу? (С ними он несъедобный)
6. Почему зайцу горькая осина вкусной кажется? (Так как он голодный)
7. Почему одуванчик кричит то «Ура», то «Караул»? (Корни у него рады дождю, так как пить хотят, а цветок боится, что пыльца испортится)
8. Филин – хищная птица. Кого он может проглотить? (Всех: и крота, и зайчонка и даже ежа)

А сейчас я хочу рассказать о другом писателе-натуралисте. Это Евгений Иванович Чарушин. Он был не только писателем, но и художником. Евгений Чарушин родился в 1901 году на Урале, в Вятке (Киров). В этом 2016 году исполнилось 115 лет со дня рождения Е. Чарушина.
Вместе с мамой мальчик часто ходил в лес, там наблюдал за лесными жителями, ловил их, воспитывал, лечил. В доме Чарушиных всегда было много животных. Во дворе обитали поросята, индюшата, козы, утки, цыплята. В самом доме жили кошки, на окнах висели клетки с птицами, стояли аквариумы с рыбками.
Мальчику всегда хотелось подольше сохранить в памяти всё то, что он видел. На помощь пришло рисование, второе сильное увлечение детства. Женя часто ходил с карандашом в руках и рисовал животных. Рисовать его научил отец Иван Аполлонович Чарушин. Он был известным на Урале архитектором. А профессия архитектора требует умения хорошо рисовать.
Любимым чтением Чарушина в детстве были книги о животных.
Вместе с отцом Женя часто ездил по родной Кировской области. В этих поездках Женя мог любоваться восходом и заходом солнца, наблюдать как засыпает и просыпается лес, слушать пение птиц и голоса зверей. Именно благодаря ярким впечатлениям детства Евгений Иванович Чарушин и стал писателем и художником.

(Показ видео «Художник Е. Чарушин»)
Животные окружали Евгения Чарушина всю жизнь. Так, когда он стал уже взрослым, в его доме жил русский спаниель Томка, с которым писатель ходил на охоту. Именно он стал прообразом щенка Томки – одного из героев рассказов Чарушина.
Сначала Евгений Иванович был только художником – он создавал иллюстрации к книгам В. Бианки, М. Пришвина, С. Маршака и др. Затем он стал писать и сам.
Особенно он любил рисовать детёнышей животных. «Больше всего я люблю изображать молодых животных, трогательных в своей беспомощности и интересных, потому что в них уже угадывается взрослый зверь», - писал Евгений Иванович. Юмор, доброта, нежность всегда присутствуют в его изображениях зверей.

Викторина по рассказам Е. Чарушина
(При подготовке к мероприятию дети самостоятельно читают рассказы Е. Чарушина из цикла «Тюпа, Томка и Сорока», а также по выбору).

Ответьте на вопросы:
1. Как зовут охотничью собаку из рассказов Е. Чарушина? (Томка)
2. Вспомните, как автор выбирал себе щенка. Как по поведению щенка можно узнать его характер? Кого выбрал? (Томку; Рассказ «Томка», автор отнял деревяшку у щенка и спрятал, а тот её нашёл).
3. По каким признакам можно узнать, что снится щенку Томке? (Во сне Томка повизгивает и лапы у него дёргаются; рассказ «Томкины сны»)
4. Как Томка научился плавать? (Побежал в воду за мячиком, а мячик – это любимая игрушка Томки)
5. Как зовут маленького котёнка из рассказов Е. Чарушина? (Тюпа)
6. Почему Тюпу прозвали Тюпой? (Он ползёт, подкрадывается ближе к птичке, бабочке и тюпает: «Тюп-тюп-тюп-тюп… Схвачу! Словлю! Поймаю! Поиграю!»)

Ребята, какие книги Е. Чарушина вы ещё читали? (Дети рассказывают)

Разгадайте кроссворд «Чарушин»:

1. Клохчет, квохчет,
Детей созывает,
Под крыло собирает. (Курочка)
2. У своего теремочка
Сидит на цепочке. (Собака)
3. Чёрная заплатка,
Белая заплатка.
По берёзе скачет,
Обо всём судачит. (Сорока)
4. Пёстрая крякушка
Ловит для детей лягушек. (Утка)
5. Любит зёрна,
Любит хлеб,
Но любимей сыра нет,
Баловница, хоть мала,
Страх наводит на слона. (Мышка)
6. Рыжая хозяюшка
Из лесу пришла,
Всех кур пересчитала
И с собой унесла. (Лисица)
7. Мохнатенький, усатенький,
Лапки мягоньки, а когти востры. (Котёнок)

Молодцы, ребята! Я вижу, что слушали меня вы сегодня внимательно и поэтому много нового узнали и запомнили. Закончить нашу встречу я хочу словами Евгения Чарушина: «Посмотрел картинки? Прочел эту книжку? Узнал, как звери и птицы своих ребят учат еду добывать, себя спасать? А ты - человек – хозяин всей природы, тебе все знать нужно. Будь внимательным и пытливым, добрым и смелым. Больше узнавай, больше умей. Расти поскорее, учись лучше!». Так обращался Е. Чарушин ко всем детям. Давайте будем следовать его совету: читать интересные книги, изучать животных и охранять природу. До новых встреч!

(Видеозаставка из телепрограммы «В мире животных» (закрываются ворота Московского зоопарка))
Литература
1. Механикова В. Незабываемый мир Евгения Чарушина [Текст] / В. Механикова // Юный художник. – 1989. - № 6. – С. 25-27.
2. Сладков Н. И. Лесные шорохи. Рассказы и сказки о родной природе / Н. И. Сладков. – Смоленск : Русич, 2009. – 128 с. : ил. – (Внеклассное чтение).
3. Сладков Н. И. Азбука леса : рассказы, сказки, миниатюры / Н. И. Сладков ; художн. Б. Проказов. – Смоленск : Русич, 2002. – 104 с. : ил.
4. Чарушин Е. И. Моя первая зоология / Е. И. Чарушин ; худож. Н. Е. Чарушин. – М. : Художник РСФСР, 1985. – 60 с. : ил.
5. Чарушин Е. И. Тюпа, Томка и сорока / Е. И. Чарушин ; рисунки автора. – М. : «Книги «Искателя», 2007. – 64 с. : ил. – (Библиотека школьника).

Рекомендуем посмотреть:

Игра "Поле чудес" в 1-2 классе. Сценарий Игра-соревнование в начальной школе. Сценарий Внеклассное занятие для начальной школы. Сказки от А до Я Сценарий интерактивной познавательной программы для юных читателей 1-2 класса

Похожие статьи:

Сценарий конкурсной программы для 1-2 класса по сказкам Пушкина

Сказка в стихах для детей 6-9 лет. Сценарий

Пластилинография для детей 6-7 лет. Дерево яблонька. Мастер-класс с пошаговыми фото | Сценарий конкурсной программы к 8 марта для девочек, 1 класс
Опубликовано: 2907 дней назад (9 декабря 2016)
Просмотров: 34025
Рубрика: Без рубрики
+2
Голосов: 2
Инна Ивановна Андреева # 11 декабря 2016 в 09:11 0
Прекрасная разработка. Эстетично оформленная работа. Информация нужная и полезная. Как мама, голосую двумя руками за то, чтобы в школе с детьми чаще проводили подобные интересные мероприятия.
Ольга Александровна Аганова # 12 декабря 2016 в 01:12 0
Разработка понравилась, хорошо раскрыта тема природы в произведениях писателей натуралистов. Так держать!