Сценарий интерактивной познавательной программы для юных читателей Жили - были книжки» (1 – 2 классы)
Автор: Гудым Ольга Владимировна, педагог-организатор ГБОУ ЦРТДиЮ "Радужный"
Описание: Данная программа скоординирована со школьным образовательным предметом чтение и проходит в форме «обучающее познавательное занятие». Этот материал будет полезен учителям начальной школы, педагогам-организаторам дополнительного образования.
Цель: популяризация и активизация чтения среди учащихся начальных классов через ролевую игру
Задачи:
Образовательные:
1. Способствовать более углубленному восприятию прочитанного материала 2.Способствовать расширению кругозора детей
3. Познакомить с различными литературными жанрами
Развивающие:
1. Развивать творческие способности ребёнка как читателя через театрализованную деятельность, викторины, конкурсы, ролевые игры.
2. Развивать эмоциональную сферу детей, умение сопереживать главному герою, желание помочь выбраться из трудной ситуации.
3. Развивать любознательность у детей.
Воспитательные:
1. Воспитывать умение вести себя в коллективе сверстников, слышать друг друга.
2. Воспитывать добрые чувства и желание совершать добрые поступки.
3. Воспитывать бережное отношение к книжкам.
Зал оформлен под избу. На сцене – 5 сундуков разных размеров. На самом большом сундуке висит замок. Один из сундуков покрыт домотканой дорожкой, на нем спит домовенок Кузя, в зале полумрак.
Голос за кадром: «Далеко-далеко раскинулось царство, необъятное государство – книжная страна Чудес, Волшебства и Открытий. От того, как мы относимся к книгам, зависит быть или не быть книжной стране. Давайте читать и хранить книги, а пригодится нам для этого старый бабушкин сундук. Но, тише, тише! Смотрите, вот она – книжная кладовая. И как всякая кладовая, она полна сокровищ – книжных чудес!»
Фонограмма: стук в окошко, голос ребят.
Кузя просыпается, потягивается.
На него направлен световой пистолет. Свет в зале постепенно прибавляется.
Кузя:
Вот и утро наступило, солнышко взошло,
И в моей избушке стало так светло.
Встану я, умоюсь, порядки наведу,
Сундучки открою, в книжки загляну.
Кузя всматривается в зал. Видит ребят.
Кузя: Здравствуйте, ребята! А меня вы узнали?
(Ребята отвечают) Как это нет? Вы что, не знаете, что в каждом доме хозяин должон быть, тогда порядок в доме будет. Вот я – хозяин этой книжной кладовой. За чистотой и уютом слежу. Чтобы книжки в порядке были, чтобы дети не шалили. Понятно вам?
(Ребята отвечают)
Кузя: Ребята, смотрите какие у меня сундуки. Старые да большие, кованные да пузатые. Много в них добра. Берегу я их больше ста лет. Хотите, покажу, что в сундуках хранится?
(Ребята отвечают) Все покажу, про все расскажу, только плату за это возьму. Плата пустяшная: кто споет, сто спляшет, а кто и загадку отгадает. Согласны?
Пытается приподнять крышку самого маленького сундука. Ничего не получается.
Появляются Федора и «тарелки», танцуют и поют.
Фонограмма песни Федоры и тарелок:
Федора:
Ой, вы бедные сиротки мой
Утюги и сковородки мои.
Вы пойдите-ка немытые домой,
Я водою вас умою ключевой.
Я почищу вас песочком
Окачу вас кипяточком
И вы будете опять
Словно солнышко сиять.
Тарелки (отвечают): Лучше в поле пропадем, пропадем,
Но к Федоре не пойдем, не пойдем.
Было нам у бабы худо, не любила на она,
Запылила, закоптила, загубила нас она.
Била, била …. ,
Била, била……,
Била, била нас она. (Тарелки убегают)
Федора: Ох, и села я бы за стол, да мой стол за ворота ушел.
И сварила я бы щи, да кастрюли, поди поищи,
И чашки ушли, и стаканы,
Остались одни тараканы.
Федора: Ой, бедная я, несчастная! Выручайте, спасайте! Вон сколько у тебя, Кузя, сундуков разных, может в них моя посуда спряталась, и книжка моя завалялась?
Воротите мне посуду
Без нее совсем мне худо.
Ох, и книжку свою потеряла. Бедная я, несчастная!
Кузя: Здравствуй, Федорушка!
Понятно мне твое горюшко.
Нельзя быть такой не сознательной,
Чистоту надо соблюдать обязательно.
Ребята, поможем Федоре? Давайте заглянем в сундук, поищем Федорину книжку, может и посуда отыщется.
Но для начала выучим волшебные слова. Повторяйте за мной:
Шатурук, натурук, открывается сундук.
Шито, крыто, туринас, открывайся прям сейчас.
Световой пистолет на сундук.
Открывают сундук с надписью «Басни».
Световые эффекты, голос:
«Басня – это нравоучительный рассказ, иносказательный, стихотворный вымысел. Автор басен, называется баснописцем. Самый знаменитый русский баснописец – Иван Андреевич Крылов, среди детей больше известный как дедушка Крылов. Басни Крылова – это маленькие веселые комедии.
Кузя: Начинаем искать посуду в баснях Ивана Андреевича. Внимание на экран.
На экране: отрывки из басен «Стрекоза и муравей», «Квартет», «Ворона и лисица», «Лебедь, рак и щука». Дети называют названия басен.
Федора: А в этом возу спряталась моя посуда, пусть отдают, пока ее не побили.
Кузя: Не может быть! На что щуке твои тарелки под водой? А лебедь в небе, что с блюдцами делать будет? Набираем три команды: Лебедя, рака и щуки. Какая команда победит, та и раскроит секрет, есть ли в их возу Федорины пожитки или нет.
Конкурс: 3 команды перетягивают канат с тремя концами.
Федора (обращается к команде победителей): Ну, что победители, есть в вашем возу моя посуда?
(Дети отвечают)
Кузя: Обратимся за помощью к пчелкам. Они везде летают, все знают. Может подскажут, где твоя посуда.
Танцевальная композиция «Пчелки», хореографический ансамбль.
Федора: Прожужжали мне пчелки-труженицы, что побежала моя посуда лесочком, поскакала по пням и по кочкам, найдите ее скорей, откройте сундук быстрей.
Кузя: Ребята, произнесем вместе волшебные слова и откроем следующий сундук:
Шатурук, натурук, открывается сундук.
Шито, крыто, туринас, открывайся прям сейчас.
Световой пистолет на сундук.
Открывается сундук с надписью «Рассказы»
Из сундука «выпрыгивает шляпа со звуком «мяу»
Кузя: Ой! Она жи-жи-живая! Шля-шля-шляпа! По-посмотрите, ребята! Жит-жи-живая шляпа! (Трогает ее) Да нет! Она не живая. Обыкновенная шляпа из рассказа Николая Носова ….
(«Живая шляпа»). Николай Носов
(фонограмма спокойной мелодии) знаменитый детский писатель, который писал повести и рассказы о детях. А сейчас, ребятки, вспомните, как звали мальчишек из рассказа
(Вадик, Вовка), чем сбивали Вадик и Вовка шляпу?
(Кочерга, лыжная палка, картошка) А мы с вами, вместо картошки, возьмем мяч, будем его катать и шляпу сбивать. Только для этого мне нужны помощники, которые будут ловить мяч и возвращать его команде.
Конкурс «Живая шляпа». От каждого класса приглашаются по 6-7 человек.
Кузя: Николай Носов написал и знаменитую трилогию о маленьком человечке-коротышке, который жил в цветочном городе, и звали его как? … (Незнайка) Правильно! Почему Незнайка? Да потому, что он решил, что все знает, все умеет и ничему ему не надо учиться. Но от его нежелания учиться происходили с ним разные курьезные истории.
Фонограмма. Выбегает Незнайка.
Незнайка: Дайте мне кочергу, дайте мне картошку. Буду тоже шляпу сбивать, порядки наводить. Я все хочу, я все умею.
Кузя: Ничего ты не умеешь, Незнайка. Ты хотел учиться музыке, хотел стихи писать. Научился?
Незнайка: Нет, не хочу быть ни музыкантом, ни поэтом.
Кузя: Эх, ты! Только попробовал и сразу бросил. Так из тебя ничего не выйдет! Вот ты учился рисовать? Но не научился. Ребята сейчас тебе покажут, как надо рисовать. Ребята, нарисуем портрет Незнайки?
Конкурс «Художники». Реквизит: 3 доски, 3 мела, листочки с заданием каждому игроку: нарисовать: голова; шляпа; рубашка; брюки; ботинки; глаза и нос; руки; уши и губы. Участвуют 3 команды по 8 человек.
Незнайка: Классно вы меня нарисовали. Хочу сказать вам волшебное слово, только забыл какие слова мы называем волшебными.
Кузя: У писателя Осеева есть рассказ про волшебное слово. Что же это за слово такое, ребята? (дети отвечают: «пожалуйста») Ребята, давайте вспомним все вежливые волшебный слова, а ты, Незнайка, запоминай:
- Растает даже ледяная глыба от слова доброго …. (спасибо)
- Зазеленеет старый пень, когда услышит добрый …. (день)
- Расставаясь с другом, на прощание, ему мы скажем … (до свидания)
- Поступает тот мудро, кто желает всем доброе … (утро)
- Когда нас бранят за шалости, говорите: простите … (пожалуйста)
- Надо просто быть вежливым очень и желать перед сном доброй … (ночи)
Игра на внимание «Пожалуйста». Если Кузя просит что-то сделать вежливо (говорит «пожалуйста»), ребята делают, если не говорит «пожалуйста», ребята не делают. Кто ошибается, присаживается. Команды могут быть разные: поднять правую руку, сделать шаг, прыгнуть и т.д.
Кузя: У Валентина Осеева есть замечательный рассказ «Просто старушка». Сейчас мы его расскажем Незнайке. Не пугайтесь, вы его знаете, а картинки помогут его вспомнить.
Кузя читает текст. Незнайка и Федора показывают картинки. На картинках изображены: бабушка, мальчик, девочка, портфель, книжки.
Рассказ в картинках:
По улице шли
мальчик и
девочка. А впереди них шла
бабушка. Было очень скользко.
Бабушка поскользнулась и упала.
- Подержи мои книжки! – крикнул
мальчик, передал
девочке свой
портфель и бросился на помощь
бабушке.
Когда
мальчик вернулся,
девочка спросила его:
- это твоя
бабушка?
- Нет, - ответил
мальчик.
- Мама? – удивилась
девочка.
- Нет, сказал
мальчик.
- Знакомая тетя? – не унималась
девочка.
- Да нет же, нет! – отвечал
мальчик – Это просто
бабушка.
Было очень скользко. По улице шли
мальчик с
книжками,
девочка с
портфелем и просто
бабушка.
(Все подчеркнутые слова ребята произносят сами.)
Ребята, а вы помогаете взрослым. А как вы помогаете?
(Дети отвечают)
Кузя: Незнайка, теперь ты знаешь волшебные слова и как надо себя вести.
Незнайка: Спасибо, ребята! Мне было с вами интересно и весело. Пришло время возвращаться в свой Цветочный город. До свидания!!
(Незнайка убегает)
Федора: Вижу, и в этом сундуке нет моей книжки. Открывай, Кузя, третий сундук.
Кузя: Ребята, произнесем волшебные слова:
Шатурук, натурук, открывается сундук.
Шито, крыто, туринас, открывайся прям сейчас.
Световая пушка направлена на третий сундук. Кузя открывает сундук с надписью «Русские народные сказки»
Фонограмма голоса из сундука:
««В некотором царстве, в Тридесятом государстве…», «За лесами , за горами, за широкими морями …», «Жили-были старик со старухой …», так начинается сказка. Русская народная сказка – это народная выдумка о волшебных и фантастических силах. Сказка – это чудо. Царевну колдун превращает в лягушку, из косточки коровы вырастает золотая яблонька, на сером волке Царевич скачет к Жар-птице. Сказка наказывает злодеев. В сказке всегда побеждает добро».
Кузя: Эти сказки все ты знаешь, их названье угадаешь.
Удивляется народ: едет печка, дым идет,
А Емеля на печи ест большие калачи!
Чай сам наливается по его хотению, а сказка называется «По щучьему …. (дети отвечают: веленью).
Сидит в корзине девочка у мишки за спиной.
Он сам того не ведая, несет ее домой.
Ты отгадал загадку? Тогда скорей ответь
Названье этой сказки «Маша …. (и медведь).
Прямо в болото упала стрела,
А в этом болоте царевна жила.
Как звали царевну, скажи мне на ушко.
Ты знаешь, была то Царевна - … (лягушка).
Было яичко у нас золотое, а осталось лукошко пустое.
Плачет дед, плачет, баба, но их утешает … (курочка Ряба).
Унесла его лиса за далекие леса.
Но придет на помощь кот, своего дружка спасет!
Открывай, лиса, мешок – ты свободен, Петушок!
Петя, Петя, петушок, золотой наш … (гребешок).
Фонограмма «Ку-ка-ре-ку, звучит русская плясовая, пританцовывая, выходит ростовая кукла Петух.
Петух: Чего, ребятушки, меня звали, по што к себе подзывали.
Федора:
Была у меня посуда, жилось ей, признаюсь, – худо,
И как озорные мальчишки ушли от меня даже книжки.
Осталась одна Федора, как дальше мне жить с таким горем?
Петух:
Ко-ко-ко! Ко-ко-ко! Жить Федоре нелегко!
Пусть случится чудо с ней:
Пусть станет Федора добрей,
Пусть танцует и поет,
В порядке будет круглый год.
Петушок проводит массовый танец с детьми «Ку-ка-ре-ку».
Петух: Но вот Федору развеселили, себя потешили. Пойду к зайцу в избушку, может там посуда Федорина прячется. Ку-ка-ре-ку! Ухожу на ногах в красных сапогах. Ку-ка-ре-ку!
Фонограмма русской плясовой. Петушок уходит.
Кузя: Ребята, смотрите, а Федора-то повеселела, подобрела, улыбается, исправляется. Продолжаем искать посуду в русских народных сказках.
Предлагаю вспомним имена сказочных героев. Я буду имя героя называть, а вы – продолжать.
Кощей – бессмертный
Василиса – премудрая
Сестрица – Аленушка
Иван – царевич
Братец – Иванушка
Змей – Горыныч
Крошечка – Хаврошечка
Кузя: Вижу, вы, ребята, молодцы, удальцы и мудрецы. В русских народных сказках мы посуду не нашли. Отправляемся дальше.
Кузя:
С чудом придется нам встретиться вскоре,
Иного за год прочитали вы в школе –
Даля, Жуковского, Фета, Толстого,
Бианки, Чарушина, Хармса, Крылова.
Басни, рассказы, сказки, стихи –
Все это сами вы в школе прошчли.
Про Тараканище и Крокодила,
Про Айболита и Мойдодыра,
Про Бармалея в сказочном море,
Про телефон и Федорино горе.
Федора:
Ой, вспомнила! Книжечки эти писал дед Корней –
Сказочник, критик, поэт, чародей.
По ним мы учились все понемного
Тому, чтоб друзьям приходить на подмогу.
Чтобы животных жалеть и любить,
Чтобы не хвастаться и не хитрить,
Кузя:
Чтоб не хлебнуть нам Федорино горе –
Надо порядок поддерживать в доме.
Открываем самый большой сундучок и произносим волшебные слова:
Шатурук, натурук, открывается сундук.
Шито, крыто, туринас, открывайся прям сейчас.
Световая пушка направлена на большой сундук. Кузя открывает сундук с надписью «Авторские сказки». Из сундука появляется Айболит с Собакой (ростовая кукла).
Кузя:
В сказку дверь у нас открыта,
Мы встречаем Айболита.
Айболит: Здравствуйте, здравствуйте, мои друзья! Все ли вы здоровы? Ну-ка, покажите ваши язычки! Все, все показали. А теперь покажите ушки те, что на макушки. А как животики? Не болят? Температура есть? Ассистенты, поставьте градусники. (Собака, Кузя ставят детям большие бутафорские градусники). Температура нормальная.
Быть здоровым – это значит:
Кувыркаться, бегать, плыть,
Прыгать весело, как мячик, и про насморк позабыть. Ассистенты, выдайте пилюли здоровья и радости.
Собака, Кузя и Федора выносят большие надувные шары. Фонограмма ритмичной мелодии. Игра «Не урони мяч».
Айболит (обращаясь к Федоре): Уважаемая, а что это вы такая грязнуля?
Федора: Горе у меня, сплошное горе.
Айболит:
Горе твое не беда, если будет кругом чистота.
Надо срочно пыль убрать,
Полы, посуду перемыть,
Столик скатертью накрыть.
Затем посуду разложить,
И гостей в дом пригласить.
Командный конкурс «Порядок в доме». Участвуют по 7 человек от каждого класса. Первый –подметает мусор на полу, второй – «моет» пол, , третий – вытирает стол, четвертый – стелет скатерть на стол, пятый - раскладывает на столе посуду, шестой – ищет самовар в Кузиной кладовой и ставит на стол, седьмой – находит книжку «Федорино горе» и отдает Кузе.
Кузя: Федора, посмотри, не твоя ли это посуда?
Федора (подходит к сервированным столикам):
Наконец-то я нашла то, что искала! Спасибо, ребятки! Как хорошо, что все на своем месте, все в порядке, да в чистоте.
Кузя: Вот и книжка твоя нашлась. (Отдает книгу Федоре)
Айболит:
Хорошие книжки писал дед Корней –
Воспитывал взрослых он и детей.
Будут и внуки наши, и дети
Сказки читать веселые эти.
Кузя: Но не только Корней Чуковский писал сказки. Есть еще много писателей-сказочников: Шарль Перро, Ганс Кристиан Андерсен, Братья Гримм, А.С. Пушкин, А.Волков, П.П.Бажов … (Кузя называет писателей-сказочников, а ребята называют произведения, который они написали)
Кузя: Ребята, чтобы книги всегда были в порядке, надо соблюдать правила.
(обращается к доктору Айболиту и Федоре)
Давайте, друзья, растолкуем ребятам,
Как обращаться с книгами надо:
Айболит:
Чтоб обложка не грязнилась,
Чистой дольше сохранилась,
Ты бумагой обернуть
Сразу книгу не забудь. Запомнили?
Федора:
Не сажай на книгу пятна,
Обращайся аккуратно!
Не загибай страниц уголки –
Испортишь ты этим листки. Запомнили?
Айболит:
Не надо в книге рисовать
И в корешке ее сгибать,
Не надо пачкать и черкать,
Нельзя странички вырывать» Обещаете?
Федора: Кузь, подари нам еще одну сказку.
Кузя: Хорошо, только сундук открою. В нем замечательный детский журнал «Мурзилка» с новыми приключениями, загадками, кроссвордами. Вы помогли Федоре, справились со всеми трудностями, получайте журнал, мои юные читатели!
В исполнении воспитанников шоу студии звучит песня «Юные читатели» на мотив песни «Буратино» из кинофильма «Приключение Буратино». Герои книг раздают детям журнал «Мурзилка».
Кузя:
Ребята, нам пора возвращаться в книжки.
Пусть книги друзьями заходят в дома,
Читайте всю жизнь, набирайтесь ума! До свидания, ребята! До новых встреч!
Фонограмма минусовки песни «Читатели» на уход.
Рекомендуем посмотреть:
Игра "Поле чудес" в 1-2 классе. Сценарий
Игра-соревнование в начальной школе. Сценарий
Внеклассное занятие для начальной школы. Сказки от А до Я
Внеклассное мероприятие для 1-2 класса. Игра-путешествие "Мир цветов"
Похожие статьи:
Сценарий конкурсной программы для 1-2 класса по сказкам Пушкина
Сказка в стихах для детей 6-9 лет. Сценарий